Бизнес
#статьи

Кладбище стартапов. Какие российские и зарубежные компании закрылись в 2021 году?

И ещё один стартап, который сумел вернуться на рынок.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

В 2021 году объём венчурного рынка побил очередной рекорд. По данным Crunchbase, общая сумма вложений составила 643 млрд долларов — на 92% больше, чем годом ранее. Число единорогов превысило 1 тысячу, и теперь инвесторы надеются заполучить в свой портфель «декакорнов».

Но несмотря на бум стартапов (только в США в 2021-м открылось более 1,4 млн организаций), многие бизнесы не выдержали конкуренции. Вспоминаем зарубежные и российские компании, которые не сумели удержаться на рынке.


Abundant Robotics (2016–2021). Яблоки на снегу

Мировой рынок робототехники — один из самых быстрорастущих: по прогнозам аналитиков BCG, его объём увеличится с 25 млрд долларов в 2021 году до 160–260 млрд долларов в 2030-м. Новые технологии особенно востребованы в сельском хозяйстве: эта сфера по всему миру в последнее время регулярно сталкивается с нехваткой рабочих, что приводит в том числе к росту цен на еду.

Американский стартап Abundant Robotics обещал решить проблемы фермеров со сбором яблок. По словам представителей компании, её роботы могли распознавать спелые фрукты даже при очень слабом ночном освещении. Вместо металлических манипуляторов в машинах использовали систему, похожую на пылесос, благодаря чему они практически не повреждали фрукты.

В 2017 году один из венчурных фондов Google, GV, вложил в Abundant Robotics 10 млн долларов. Всего стартап получил 12 млн долларов. Однако, хотя к 2024-му руководство рассчитывало захватить 2% рынка, компания всё равно закрылась. Из-за пандемии она не сумела найти новых инвесторов и заказчиков. В октябре 2021 Waverly Labs купила у Abundant Robotics наработки и права на изобретения, поэтому, вероятно, технология ещё появится на рынке в том или ином виде.

Chanje (2015–2021). Фура на «Владик» не ушла

Название этого американского стартапа оказалось на слуху в 2018 году. Тогда транспортная компания FedEx заключила с Chanje контракт на поставку тысячи электрических фургонов. Их выпускала китайская фирма Five Dragons Group, с которой основатель Chanje Брайан Хансел начал работать, ещё когда управлял старейшим на тот момент производителем электрокаров в мире Smith Electric Vehicles (ушёл с рынка в 2017 году).

Помимо FedEx, Chanje сотрудничала с логистической компанией Ryder и даже с Amazon. Среди потенциальных клиентов были Walmart и IKEA, пишет The Verge.

Credit Suisse прогнозировал, что в 2024 году выручка Chanje составит более 2 млрд долларов, однако в 2017 году дела стартапа пошли под откос из-за финансовых проблем Five Dragons Group. Chanje начала задерживать поставки клиентам и зарплаты собственным сотрудникам. В конце концов, не сумев продать бизнес, Хансел закрыл компанию.

Сейчас основатель судится с бывшими сотрудниками и заказчиками. В частности, Ryder требует от него выплатить более 3 млн долларов за недопоставленные фургоны. FedEx, к слову, не получила ни одного электромобиля и потеряла миллионы долларов, которые она инвестировала в создание инфраструктуры для них в Калифорнии.

Dark Sky (2012–2021). Погода не задалась

Мобильное приложение с точностью до минуты предсказывало погоду в том месте, где находился владелец смартфона. Dark Sky началось как краудфандинговый проект на Kickstarter и довольно быстро стало популярным. В начале 2020 года, когда сервис купила Apple, им уже пользовались около полумиллиона человек в месяц.

Практически сразу после сделки Apple остановила работу проекта на Android. Версии для iOS и API пока доступны, но в июне 2021-го один из сооснователей Dark Sky сообщил, что их поддержка прекратится в конце 2022 года. Вероятнее всего, функции, благодаря которым пользователи полюбили приложение, сохранятся только в приложении Weather от Apple.

Katerra (2015–2021). Не удалось построить бизнес

Стартап попытался объединить строительство и технологии. Katerra возводила модульные многоквартирные дома и офисы. Все части будущего здания выпускали на заводе, а затем привозили на стройку и собирали на месте, как конструктор. Одним из основных материалов было дерево.

Всего за шесть лет Katerra прошла путь от небольшого стартапа до компании, где работали более 7,5 тысячи человек. Но руководителям компании не удалось воплотить идею в жизнь из-за неверно выбранной бизнес-модели. Агрессивный рост, стремление делать всё самостоятельно (Katerra выпускала лампочки собственного дизайна в Китае) и высокая закредитованность довольно быстро дали о себе знать. Кроме того, в бухгалтерской отчётности компании обнаружили нестыковки. В 2020 году стартап оказался на грани банкротства, однако тогда его выручили инвестиции в 200 млн долларов от SoftBank.

Вложений оказалось слишком мало, чтобы реструктурировать бизнес и провести его через пандемию, которая нарушила цепочки поставок. В июле 2021 года Katerra объявила о банкротстве. Но несмотря на её провал, инвесторы продолжают вкладываться в компании из этого сектора. Всего через два месяца после того, как Katerra прекратила деятельность, 33 млн долларов получила американская платформа Agora, а в декабре бразильский стартап Ambar привлёк 36 млн долларов.

Loon (2015–2021). Жизнь без интернета

Alphabet, материнская компания Google, тоже закрыла год с потерями. Спустя девять лет ей пришлось ликвидировать амбициозный проект Loon: компания должна была провести интернет в отдалённые районы с помощью воздушных шаров. Установленное на них оборудование днём работало от солнечных батарей, а ночью — от аккумуляторов. Один аэростат мог покрыть территорию около 80 километров. Инициативу тестировали, в частности, в Кении. Как объяснил в корпоративном блоге на платформе Medium CEO Loon Алистер Вестгарт, компании не удалось снизить затраты на проект настолько, чтобы он стал рентабельным.

По данным BBC, одна из проблем заключалась в том, что кенийские крестьяне не могли позволить себе 4G-смартфоны, которые требовались для подключения к сети. При этом многие местные жители просто не были заинтересованы в доступе к интернету. Как предположил TechCrunch, Loon могли закрыть и из-за успехов Starlink и Kuiper — проектов спутниковой передачи интернета от SpaceX и Amazon.

Так или иначе технологии, которые удалось разработать Loon, не пропадут зря. Они, например, уже используются в другом проекте Alphabet — Project Taara. В рамках него интернет передают с помощью лазера. Сейчас его тестируют в Африке. Кроме того, Loon передала около 200 собственных патентов SoftBank, одному из инвесторов. SoftBank планирует использовать их при реализации инициативы HAPS (High Altitude Platform Stations — «станции с коммуникационными платформами, расположенные на большой высоте»).

Houseparty (2015–2021). Вечеринка не удалась

Видеомессенджер Houseparty стал очень популярным в период локдаунов, когда людям не хватало общения. Создатели приложения уверяли, что в то время в нём регистрировались по 50 млн новых пользователей ежемесячно. Однако вскоре соцсеть потеряла былую популярность — вероятно, на фоне всеобщей усталости от видеозвонков и волны интереса к Clubhouse. В октябре 2021 года её закрыли.

C 2019 года Houseparty принадлежит разработчику игр Epic Games, известному по Fortnite. Он заплатил за сервис 35 млн долларов. В будущем Houseparty могут трансформировать так, чтобы она подходила под концепцию метавселенной, которую продвигает основатель Epic Games Тим Суини.

Какие ещё проекты пропали с рынка

LG Phones (2009–2021). Последний звонок

В начале 2010-х LG была одним из лидеров на рынке смартфонов и выпускала инновационные флагманские модели — как, например, LG Wing с вращающимся экраном и широкоугольной камерой. Но вскоре из-за ошибок в подборе железа для телефонов и слишком медленного выпуска обновлений компания начала терять позиции. Её также критиковали за слабый маркетинг: в этой сфере LG проигрывала даже китайским конкурентам вроде Oppo, Vivo или Xiaomi.

Фото: сайт LG Wing

В апреле 2021 года LG окончательно отказалась от выпуска смартфонов. Это подразделение, как пишет Reuters, было убыточным на протяжении как минимум шести лет, всего компания могла потерять около 4,5 млрд долларов. Доля LG на рынке мобильных телефонов на начало 2021-го составляла примерно 2%, в 2020 году она выпустила 23 млн устройств. Для сравнения: основной конкурент бренда Samsung поставил 256 млн смартфонов за тот же период.

Visionrare (2021–2021). Стартап-бабочка

Основатели этого стартапа Джейкоб Клэрхут и Борис Гордц объединили самые хайповые тренды последнего времени: геймифицированные инвестиции и NFT. Они создали платформу, где пользователи могли покупать ненастоящие NFT-доли в разных реально существующих стартапах, а затем соревноваться между собой за лучшее портфолио. Приложение «для фэнтези-инвестирования» проработало всего день после запуска бета-версии: большинство участников рынка засомневались в законности инициативы.

Nuzzel (2012–2021). Продался и закрылся

Сервис советовал пользователю статьи, которыми его друзья и знакомые поделились в соцсетях. Стартап очень быстро стал популярным среди пользователей Twitter: с помощью него они надеялись сформировать более персонализированную ленту. По данным Crunchbase, за время своего существования Nuzzel привлёк 5,1 млн долларов. Среди инвесторов был в том числе СЕО Salesforce Марк Бениофф.

В 2019 году Nuzzel купила компания Scroll. Этот подписочный сервис позволял пользователям читать без рекламы материалы таких изданий, как USA Today, BuzzFeed и Vox. Партнёрство оказалось недолговечным: уже в мае 2021 года Twitter приобрёл Scroll и тут же закрыл Nuzzel. Однако наработки Nuzzel, вероятно, будут использованы. Так, в ноябре 2021-го Twitter запустил подписку Twitter Blue, и одна из её функций под названием «Популярные статьи» — практически полная копия сервиса Nuzzel.

А что в России?

В 2021 году в стране закрылись 345,7 тысячи компаний — это минимальный показатель за последние шесть лет. Тем не менее в этот год с рынка ушли несколько интересных бизнесов.

«КосмоКурс» (2014–2021). Космическая бюрократия

Эта частная космическая компания могла бы стать конкурентом Virgin Galactic, но была вынуждена закрыться из-за бюрократических сложностей. Как пояснил «РИА Новости» генеральный директор Павел Пушкин, «КосмоКурс» не сумел согласовать требования к проекту космодрома в Нижегородской области и получить от Минобороны необходимую документацию, чтобы спроектировать туристическую ракету.

«КосмоКурс» должен был разработать одноступенчатую возвращаемую суборбитальную ракету и семиместный космический корабль для туристов. Пассажиры смогли бы провести в невесомости пять минут. Первый полёт планировали на 2025 год. Ожидалось, что «КосмоКурс» будет проводить по 115 запусков в год.

SaveTime (2017–2021). Слишком сильно оптимизировали портфель

Хотя сегмент e-grocery в России ежегодно растёт двузначными темпами, не все компании выдерживают конкуренцию. Так в 2021-м о закрытии объявил сервис SaveTime. Он был основан в 2017 году, а в 2019-м получил 500 млн рублей от строительной группы «Ташир».

Компания доставляла заказы в том числе из Metro, «Ашана», «ВкусВилла», «Дикси» и «Детского мира». 2020-й SaveTime закончила с выручкой 301,4 млн рублей и убытком 290,1 млн рублей. Как пояснил Forbes представитель «Ташир», сервис решили закрыть в связи с «оптимизацией портфеля проектов и перераспределением активов группы».

TVzavr (2010–2021). Конец фильма

Пока Kion, IVI, Okko и другие отечественные онлайн-кинотеатры растут и привлекают новых пользователей, старейшая российская платформа TVzavr прекратила работу. СМИ писали, что стриминг мог закрыться временно, но сейчас сайт недоступен.

Платформе с 2019 года не удавалось найти инвестора или покупателя. Её доля рынка стремительно сокращалась: в 2020-м этот показатель составлял менее 1%. Для сравнения: на пике своей популярности в 2017–2018 годах TVzavr, по разным оценкам, занимал 4–7% рынка легального онлайн-видео. Весной 2021 года сервис начали банкротить: к тому моменту он накопил многомиллионные долги, а большая часть сотрудников уволилась.

Бонус: возвращение года

AR-стартап Magic Leap появился в 2010 году, компания хотела создать конкурента Google Glass и Oculus. В разное время в Magic Leap инвестировали JP Morgan Chase, Alphabet, AT&T и Alibaba. Всего платформе удалось привлечь 3,5 млрд долларов, в 2019-м её оценивали в 6,9 млрд долларов. Однако с тех пор дела у компании шли неважно: очки дополненной реальности не были востребованы среди рядовых потребителей, и в июне 2020-го стоимость компании упала до 450 млн долларов.

Но к осени 2021 года Magic Leap сменила стратегию: переключилась на B2B‑клиентов, привлекла финансирование и наняла нового гендиректора. Основателя Рони Абовица сменила бывший исполнительный вице-президент по развитию бизнеса Microsoft Пегги Джонсон. В середине 2022 года стартап планирует выпустить новое устройство Magic Leap 2, которым интересуются компании из сферы здравоохранения.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Как открыть бизнес: от идеи до реализации Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована