Как устроена платформенная занятость, кто её выбирает и как её регулируют
Ликбез для тех, кто работает в HR или интересуется будущим рынка труда. Разбираемся в вопросе с помощью ВШЭ, YouDo и Wildberries.
Кадр: фильм «Мейнстрим» / American Zoetrope / Artemis
Каждый пятый россиянин зарабатывает деньги через онлайн-платформы, по данным Высшей школы экономики (ВШЭ). Если вы нанимаете сотрудников для компании, то искать их можно на онлайн-платформах. В статье рассказываем:
- что такое платформенная занятость;
- чем она отличается от самозанятости;
- в чём плюсы и минусы работы на платформах;
- почему бизнес использует онлайн-платформы;
- как регулируют платформенную занятость.
Что такое платформенная занятость
Платформенная занятость — это гибкая форма занятости, при которой специалисты используют онлайн-платформы для поиска клиентов, коммуникации с ними и выполнения задач или для продажи товаров. Так работают, например, таксисты, курьеры, психологи, репетиторы, копирайтеры, дизайнеры.
Онлайн-платформы — место, где сходятся спрос и предложение. Специалисты используют их, чтобы найти работу; заказчики — чтобы быстро найти исполнителей. Онлайн-платформы, в свою очередь, предоставляют для этого инфраструктуру: систему поиска заказов и специалистов, механизмы оплаты и обратной связи. За это они, как правило, берут комиссию с каждого заказа.
Пример платформы, с помощью которой нанимают специалистов, — YouDo. Платформу используют 3,5 миллиона специалистов. Как сказали Skillbox Media в пресс-службе компании, самыми востребованными специалистами в 2023 году были строители, курьеры и виртуальные помощники.
Вот как работает наём через платформу YouDo. Заказчик просматривает профили исполнителей, выбирает понравившегося, договаривается с ним о цене и перечисляет деньги платформе. Ещё заказчик может разместить задачу и выбрать исполнителя из числа тех, кто откликнулся на неё. В любом случае деньги сначала уходят платформе; исполнителю они поступают только после того, как он окажет услугу, а заказчик это подтвердит.
В России есть разные онлайн-платформы: узкоспециализированные вроде онлайн-сервиса психотерапии «Ясно» и те, на которых можно найти специалистов из разных областей, вроде «Профи.ру». К крупнейшим компаниям России, занятым в платформенной экономике, относятся «Яндекс», «Авито», Ozon, Wildberries.
За последние десять лет платформенная занятость стала в несколько раз популярнее. Согласно данным Международной организации труда за 2020 год, в странах «Большой двадцатки» (G20) насчитывалось свыше 611 цифровых платформ — это в пять раз больше, чем за десять лет до этого.
По оценкам экспертов из Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала ВШЭ, в России численность занятых в платформенной экономике находится на уровне 15,5 миллиона человек. Это почти 20% от общего числа людей трудоспособного возраста, если исходить из данных Росстата. При этом только для 1,7 миллиона человек это основной вид занятости; остальные прибегают к нему эпизодически или для получения дополнительного заработка.
Чем различаются платформенная занятость и самозанятость
Самозанятостью называют налог на профессиональный доход (НПД) — специальный налоговый режим. При нём нужно платить налог по ставке 4% с доходов, полученных от физических лиц, и 6% — с доходов, полученных от юридических лиц. Перейти на НПД могут физические лица и индивидуальные предприниматели.
В Skillbox Media есть статья о налоге на профессиональный доход.
Платформенная занятость — не то же самое, это разные понятия; но платформенная занятость и самозанятость связаны. Для большого числа самозанятых онлайн-платформы — основной канал для получения предложений по работе, показало исследование консалтинговой компании Strategy Partners за 2022 год.
При этом многие платформенные работники не регистрируются в качестве самозанятых даже при условии, что их доходы в основном или полностью зависят от работы на онлайн-площадке. А некоторые самозанятые, напротив, предпочитают работать вне онлайн-платформ, опираясь на собственную клиентскую базу и используя традиционный метод сарафанного радио.
В чём плюсы и минусы работы через онлайн-платформы
Специалисты используют онлайн-платформы, чтобы самостоятельно определять график работы, получать больше заказов и не переживать о том, что заказчик не перечислит деньги. При этом у платформенной занятости есть минусы — доход нестабильный, социальных гарантий нет, а повлиять на условия работы почти невозможно. Разберём подробнее эти плюсы и минусы.
Гибкий график работы. Специалисты, занятые на онлайн-платформах, могут сами определять свою загрузку. Поэтому платформенная занятость привлекательна для студентов, пенсионеров, родителей в декрете и тех, у кого есть постоянная работа. Согласно опросу ВШЭ, регулярным источником заработка онлайн-платформы чаще других называли респонденты 25–34 лет; эпизодическим — студенты.
Практика Wildberries показывает, что гибкая форма занятости хорошо подходит тем, кто ищет дополнительный источник дохода и быстрые «живые» деньги. «Возможность выбирать удобный график и низкий порог входа — то, что привлекает многих исполнителей. Любой из занятых может обратиться с вопросом или жалобой к специалистам выделенной службы поддержки, что также является преимуществом», — сказали в пресс-службе Wildberries.
Много заказов. Платформы предоставляют доступ к новым рынкам труда — дают специалистам возможность работать с клиентами из разных районов, городов и стран. Это актуально для тех, кто оказывает услуги дистанционно — например, проводит психологические консультации или ретуширует фотографии.
Платформа выступает гарантом. Онлайн-платформа получает деньги от заказчика и резервирует их под задачу, а когда исполнитель её выполняет — перечисляет ему гонорар. Тем самым она защищает обе стороны от мошенничества. Также сотрудники платформы разрешают споры, которые возникают между исполнителями и заказчиками.
Нестабильный доход. Причин нестабильности несколько: изменчивость спроса, сезонность заказов, высокая конкуренция и «перегрев» рынка в некоторых сферах. Специалисты не могут заранее знать, сколько заработают.
Нет социальных гарантий. Специалисты на онлайн-платформах не заключают трудовых договоров — соответственно, не получают гарантий, прописанных в Трудовом кодексе. Например, у них нет добровольного медицинского и пенсионного страхования и ежегодного оплачиваемого отпуска.
Сложно влиять на условия работы. Онлайн-платформы, как правило, сами устанавливают ценовую политику и условия работы. Специалисты не могут глобально на них влиять и поэтому бывают недовольны.
Так, в декабре 2022 года более 600 курьеров «Яндекс Еды» из разных регионов России устроили забастовку и отказывались брать новые заказы. Причины забастовки — монополизация рынка и снижение зарплат после поглощения «Яндексом» сервиса доставки Delivery Club.
Почему бизнес использует онлайн-платформы
Работодатели всё чаще используют онлайн-платформы, потому что они удобны для бизнеса:
- На платформах много исполнителей. Компания может найти работника любого профиля и уровня квалификации — даже специалиста с уникальным экспертным опытом. В том числе и для разовой работы.
- На оплате труда исполнителей с платформ можно сэкономить. На онлайн-платформах обычно регистрируются исполнители из разных регионов. Компании из крупных городов могут нанимать опытных специалистов, проживающих в небольших регионах, и платить им меньше, чем штатным сотрудникам в своём городе.
- Выбрать исполнителя можно быстро. На онлайн-платформах есть разные средства для быстрого поиска подходящего кандидата. Это оптимизирует затраты — бизнесу не нужно публиковать вакансии на агрегаторах и работать с соискателями.
Так, почти на всех онлайн-платформах есть фильтры, которые позволяют подобрать специалиста с необходимым опытом или образованием. На большинстве платформ существуют системы рейтинга — высокий балл получают исполнители с большим количеством выполненных проектов и положительных отзывов.
Некоторые платформы проводят верификацию пользователей — проверяют их личность, запрашивая документы. Например, такая опция доступна на «Авито», YouDo и «Профи.ру».
Часто компании находят специалиста через онлайн-платформу и сотрудничают с ним долгосрочно.
«Мы наблюдаем тенденцию, когда эйчары, понимая, что на онлайн-платформах водятся квалифицированные кадры, начинают хантить людей к себе на постоянную основу в штат, предлагая им лучшие условия. Для HR-менеджеров это такое же „озеро“, из которого они „ловят рыбу“. У них есть задача — найти человека и закрыть вакансию, поэтому им неважно, где они будут искать этого подходящего специалиста», — говорит предприниматель и эксперт в построении онлайн-проектов Евгения Тудалецкая.
Как законодательство регулирует платформенную занятость
Платформенная экономика — относительно новая сфера, которую только начинают регулировать. Так, в декабре 2023 года заработали поправки к Федеральному закону «О занятости населения», а сейчас в Госдуме разрабатывают отдельный законопроект «О платформенной занятости».
В поправках к ФЗ «О занятости населения» впервые ввели в правовое поле понятия «платформенная занятость» и «самозанятость». Кроме того, самозанятых и специалистов, работающих через онлайн-платформы, немного приблизили в правах к штатным сотрудникам и тем, кто работает по договору ГПХ. Самозанятые и платформенные работники получили право на пособие по безработице при условии уплаты налогов.
«Развитие платформенной экономики и платформенной занятости — вызов традиционным форматам экономической и трудовой деятельности. Это яркий пример того, как технологическое развитие обгоняет социально-экономическое и правовое. Но правовой вакуум и связанная с ним неопределённость вредят в том числе и самой платформенной занятости. Законодательное регулирование будет помогать её развивать».
Оксана Синявская,
заместитель директора Института социальной политики ВШЭ, кандидат экономических наук и один из главных исследователей платформенной занятости в России
Законопроект «О платформенной занятости» пока находится на стадии разработки в Госдуме. По задумке парламентариев, он утвердит права и обязанности платформенных работников и площадок. Депутаты обсуждают, в частности, создание единого реестра цифровых платформ под управлением контролирующего ведомства — вероятнее всего, Роскомнадзора. Также они хотят обязать платформы уведомлять исполнителей о возможности добровольного медицинского и пенсионного страхования.
При этом заместитель директора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская отмечает, что явно выраженного запроса на социальные гарантии у платформенных работников нет. Отчасти это связано с тем, что социальные гарантии невелики. Отчасти — с тем, что население о них мало осведомлено и имеет короткий горизонт планирования.
Главное о платформенной занятости в 3 пунктах
- Платформенная занятость — это гибкая форма занятости, при которой специалисты используют онлайн-платформы для поиска клиентов, коммуникации с ними и выполнения задач; или для продажи товаров.
- Специалисты используют онлайн-платформы, потому что могут сами строить график работы, получать много заказов и не переживать, что заказчик не перечислит деньги. Для бизнеса платформы удобны тем, что позволяют экономить на оплате труда, находить исполнителей для нестандартных задач и быстро подбирать подходящих работников.
- Платформенную занятость только начинают регулировать. В декабре 2023 года заработали поправки к Федеральному закону «О занятости населения», которые ввели понятие «платформенная занятость». В 2024 году разрабатывают законопроект, который конкретизирует права и обязанности специалистов и онлайн-платформ.
Эти материалы Skillbox Media могут быть вам интересны
- Когда заработает цифровой рубль, зачем его вводят и как его можно будет использовать
- Фриланс: что это такое, что придётся делать и сколько вам будут платить
- Что такое инфляция, почему она растёт и как сохранить деньги в 2023 году
- 13 профессий для удалённой работы с лёгким входом. Стартуем в диджитале, SMM, продажах и HR