Бизнес Управление
#статьи

Как проверить товарный знак перед регистрацией, чтобы не получить отказ

Подробная инструкция и рекомендации эксперта.

Иллюстрация: Сottonbro Studio / Eberhard Grossgasteiger / Pexels / Dean Drobot / Shutterstock / Annie для Skillbox Media

Рассказала о проверке товарных знаков перед регистрацией

Александра Морозова

Руководитель патентной практики и основатель патентного бюро «Железно». Патентный поверенный №2305.

В среднем 20% товарных знаков не проходят регистрацию. Иногда предприниматели отзывают заявки сами, но чаще всего в регистрации отказывает Роспатент. Чтобы оценить риски отказа заранее, мы рекомендуем проверять товарные знаки на этапе разработки идеи.

В статье рассказываем:

Если вы только начинаете разбираться в товарных знаках, прочитайте эту статью Skillbox Media. В ней объяснено, что такое товарный знак и какие требования к нему предъявляют, что нужно для его регистрации и какие этапы есть в этом процессе.

Почему важно проверять товарный знак перед регистрацией

Чтобы товарный знак прошёл регистрацию, он должен быть уникальным и не должен нарушать другие требования законодательства. С помощью предварительной проверки можно оценить это заранее и сэкономить время и деньги бренда.

Если знак не проходит экспертизу, Роспатент не возвращает деньги, которые уплачены в качестве пошлины: 10 500 рублей, если заявку подавали электронно, и 15 000 рублей — если заявку подавали лично в бумажном виде или отправляли по почте.

Максимальная длительность экспертизы товарного знака в Роспатенте — 18,5 месяца. Поэтому, если не проверить знак до процедуры регистрации, бизнес рискует потерять больше года своей работы.

Если предварительная проверка покажет, что знак «непроходной» — например, его уже зарегистрировал другой бизнес, — можно доработать его так, чтобы у него появился шанс пройти экспертизу Роспатента.

Если же риск отказа небольшой, можно подготовить аргументы, чтобы в случае чего отстоять знак перед Роспатентом.

Вот три этапа предварительной проверки товарных знаков:

  • Проверить уникальность — не принадлежит ли товарный знак другим компаниям или предпринимателям, а также нет ли его среди уже поданных заявок на регистрацию.
  • Убедиться, что товарный знак не нарушает другие требования законодательства.
  • Проверить поисковую выдачу по товарному знаку в интернете.

В следующих разделах разберём каждый пункт подробно.

Проверяем уникальность товарного знака

В России зарегистрировано больше 867 тысяч товарных знаков. Когда Роспатент рассматривает заявку на регистрацию товарного знака, он учитывает не только действующие знаки, но и знаки, которые уже лежат у него на рассмотрении.

Поэтому первое, что нужно сделать, когда вы придумали товарный знак, — проверить, не использует ли его другой бизнес.

Прежде чем начать поиск, нужно определить класс товаров и услуг, для которых вы планируете использовать товарный знак. Класс выбирают по МКТУ — Международной классификации товаров и услуг. Актуальную версию классификации можно посмотреть на сайте Роспатента, там же публикуют обновления.

Фото: Aleksas Stan / Unsplash

Вот на что мы рекомендуем обратить внимание на этом этапе:

  • Внимательно выбирайте классы МКТУ для вашего бизнеса. Допустим, вы продаёте герметики для автомобильных шин. Легко ошибиться и выбрать 4-й класс МКТУ (технические масла и смазки) вместо 1-го класса (химические промышленные продукты) или 17-го класса (изоляционные материалы и пластмассы), которые подходят в этом случае.
  • Выбирайте классы, которые «защитят» весь бизнес. Допустим, вы открываете стоматологию. Не все знают, что услуги стоматолога входят не только в 44-й класс МКТУ, но и в 40-й класс — «Услуги зубных техников». Если стоматология планирует создавать протезы, ей нужно выбрать оба этих класса.
  • Учитывайте перспективы развития бизнеса. Подумайте заранее, в каком направлении вы планируете развивать своё дело. Возможно, в будущем вы захотите развиваться под регистрируемым товарным знаком ещё и в другой сфере. Но одновременно учитывайте и следующий пункт.
  • Не добавляйте лишние классы. Не стоит указывать сферы бизнеса, в которых вы точно не планируете работать. Это бессмысленно и затратно — «лишние классы», в которых товарный знак не будет использоваться, у вас сможет отобрать конкурент.

После подбора классов переходим непосредственно к проверке уникальности товарного знака — среди уже зарегистрированных знаков и среди заявок, поданных на регистрацию.

Есть три способа это сделать: проверить бренд самостоятельно на базе Роспатента, обратиться в ФИПС за платной услугой поиска, обратиться к профильному специалисту. Разберём нюансы каждого варианта.

Проверить бренд самостоятельно по базе Роспатента. Недавно Роспатент представил новый сервис поиска по товарным знакам — «Роспатент платформа». Там можно проверить товарный знак:

Для словесных знаков на платформе есть поиск по написанию, звучанию или смыслу. Это основные критерии, по которым Роспатент сравнивает бренды.

Кроме слов или фраз, в этом сервисе можно проверить изображения. Например, если загрузить логотип бренда или его фрагмент, сервис выдаст визуально схожие товарные знаки.

Не забывайте о классах МКТУ — нужно обязательно указать их в фильтре поиска. Платформа будет проверять не по всем 45 классам, а только по тем, что подходят вашему бизнесу.

Так выглядит интерфейс поиска по обозначениям товарных знаков
Скриншот: «Роспатент платформа» / Skillbox Media

В результатах поиска платформа покажет выгрузку из базы данных Роспатента. Дальше нужно будет сравнивать знаки и оценивать возможность регистрации или отказа самостоятельно. Подробнее о том, как оценить сходство товарных знаков, будем рассказывать в следующем разделе.

Обратиться в ФИПС за платной услугой поиска. ФИПС — Федеральный институт промышленной собственности. Это подразделение Роспатента, которое принимает и проверяет заявки на регистрацию.

Перед регистрацией можно заказать у ФИПС платную проверку. Вот что при этом важно учесть:

  • Придётся значительно потратиться. Госпошлина за проверку одного словесного знака в течение 20 рабочих дней — от 4130 до 47 200 руб (+20% НДС). Стоимость зависит от количества классов МКТУ. Чем их больше, тем выше пошлина. Если нужно сократить срок проверки, стоимость увеличивается в несколько раз.
  • Анализировать результаты поиска всё равно придётся самостоятельно.

В общих чертах это та же выборка из базы данных Роспатента, которую можно сделать на «Роспатент платформе». Но одно преимущество у этого способа всё-таки есть. Вы получите перечень знаков, которые могут помешать зарегистрировать бренд:

  • Если таких знаков слишком много, а степень сходства высокая, лучше сразу отказаться от регистрации и придумать другой товарный знак.
  • Если схожих знаков будет немного, можно подумать, как доказать Роспатенту их отличия от вашего. Или изменить свой знак так, чтобы он прошёл проверку, — иногда знак «спасают» даже незначительные изменения.

Обратиться к профильному специалисту. Он найдёт схожие товарные знаки среди уже зарегистрированных, а также среди поданных заявок. После этого оценит шансы вашего товарного знака пройти регистрацию.

Обычно поиск и анализ результатов занимает примерно от одного до пяти дней. Некоторые компании делают проверку и выдают экспертное заключение бесплатно.

Как делать не нужно. Мы рекомендуем не проводить экспресс-проверки товарных знаков в бесплатных онлайн-сервисах.

Во-первых, они ищут только среди зарегистрированных товарных знаков. За поиск по изображениям и поданным заявкам придётся заплатить. Во-вторых, результаты поиска неточные. В-третьих, анализировать результаты придётся тоже самостоятельно. А с учётом того, что результаты поиска поверхностные, сделать корректные выводы будет сложно.

Оцениваем сходство товарных знаков

Сходство товарных знаков определяют по фонетическому, графическому и семантическому признакам. То есть по тому, как звучит название товарного знака, как оно выглядит и что оно означает. Разберёмся, как оценить сходство по каждому из этих признаков.

По фонетическому признаку. Это главный критерий. Даже если одинаково или похоже звучащие знаки написаны разным алфавитом — например, «Пилигрим» и «Piligrim», — их всё равно признают схожими. То же правило действует, если знаки написаны разными шрифтами, но имеют похожее звучание.

Вот что играет роль при сравнении:

  • Совпадение звукосочетаний, слогов или частей слов. Например, в словах «Бел-лис-си-мо» и «Бел-ла-лис-си-мо» несколько слогов полностью совпадают. Такие товарные знаки, скорее всего, признают схожими.
  • Близость состава гласных или согласных букв. Например, в словах «Ландкрафт» и «Крафтлэнд» совпадают согласные «л», «н», «д», «к», «р», «ф», «т» и гласная «а».
  • Вхождение одного товарного знака в другой. Например, как в случае со знаками «Академия будущего» и «Передовая академия будущего».

Вот что ещё важно учитывать:

  • Товарный знак может содержать неохраняемый элемент — например, такие части слов, как «-фарм», «-мед», ECO, INFO, а также символы и знаки препинания. Эти элементы при звуковом сравнении чаще всего не учитывают. Обычно это зависит от личного подхода эксперта Роспатента.
  • Если слова в словосочетании не связаны грамматически и по смыслу, каждое слово проверяют отдельно. Но также эксперт Роспатента смотрит и на всё выражение целиком. Выдуманные слова сложно воспринимать как словосочетание, поэтому чаще всего их проверяют по отдельности.

    Например, в товарном знаке SCIBIDI CITY первая часть знака выдуманная. Это значит, что части не связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Их будут проверять в первую очередь по отдельности. Части SCIBIDI могут противопоставить знаки SCIBEDI или SCIBIDA.
Фото: Freepik

По графическому признаку. В этом случае оценивают форму, цветовое решение, стиль и общее зрительное впечатление. При этом, если в двух изображениях похожи только отдельные элементы, второе изображение всё равно не зарегистрируют.

По графике могут быть сходны не только изображения, но и слова. Например, если слова читаются по-разному, но видно, что буквы в них переставлены, их признают сходными.

Допустим, «RIOKO» и «ROIKO» или «Раптика» и «Panmuka». Слова читаются по-разному, во втором случае алфавит разный, но визуально названия похожи.

Важно учитывать, что Роспатент охраняет графическое воплощение, но не идею. То есть изображение одного и того же предмета, животного или растения могут оформить на себя несколько заявителей. Но только если эти изображения будут различаться по цвету, форме, стилю и общему восприятию.

По семантическому признаку. Что учитывается:

  • Совпадение значений. Например, «Garden City» и «Garden Town». «Town» и «City» — синонимы, а совпадающая часть «Garden» только усиливает сходство знаков по значению.
  • Совпадение по смыслу элементов знаков. Например, «LISA» и «Lisaveta» — одна форма имени входит в другую.

Если сравнивают словосочетания, то учитывают их значения целиком, а не значения их элементов. Например, словосочетания «Янтарный берег» и «Янтарный оберег» вызывают разные ассоциации, хотя звучат и пишутся практически одинаково.

По семантике сравнивают только знаки, которые что-то означают. Выдуманные названия по смыслу не сравнивают.

Проверяем товарный знак по другим основаниям для отказа в регистрации

Все основания для отказа в регистрации товарного знака можно посмотреть в статье 1483 ГК РФ. Перечислим некоторые из них:

  • Товарный знак — неохраняемый элемент или состоит из нескольких неохраняемых элементов. К неохраняемым элементам относят, например: цифры и общепринятые символы (& , $, £); аббревиатуры и термины (ООО, «ТяжПром»); линии и простые геометрические фигуры; слова, которые указывают на вид, качество, цену или назначение товара («Пицца», «Эко», «20 копеек»); распространённые русские фамилии.
  • Знак содержит официальные символы или названия. Например, флаг, герб, наименования международных организаций, их символика и так далее. Чтобы их использовать, нужно получить официальное разрешение.
  • Знак содержит изображение объектов культурного или природного наследия. Например, Московский Кремль, Кижский погост, озеро Байкал. Для их использования тоже нужно специальное разрешение.
  • Знак вводит в заблуждение. Например, относительно места производства: производитель из Перми не сможет оформить знак «Дальневосточный сыр».

    Или относительно вида или свойства товара — если знак регистрируют для продажи тушёнки из свинины, а на логотипе изображена корова.
Фото: Sergey Ryzhov / Shutterstock
  • Знак противоречит нормам морали и интересам общества. Например, нельзя зарегистрировать ругательства, мат, жаргон. В том числе названия на латинице, которые звучат на русском как ругательства. Например, знаку «Ёшкин Кот» в регистрации отказали.

    Если название формирует положительное отношение к чему-то негативному, в регистрации тоже откажут. Не получится оформить товарный знак «Добро» или «Долгожитель» для алкогольных напитков.

Проверяем поисковую выдачу по товарному знаку в интернете

Следующий этап проверки товарного знака перед регистрацией — открыть любой поисковик, вбить название знака и изучить поисковую выдачу.

Обозначение может быть не зарегистрировано как товарный знак, но быть названием юрлица. В будущем у этого юрлица будет право оспорить регистрацию вашего знака и оформить его на себя — по причине того, что знак совпадает с его фирменным названием.

Допустим, вы хотите зарегистрировать товарный знак «Арктика» для кафе. В нужном классе МКТУ (43-й класс) похожие знаки не зарегистрированы. Но в интернете есть сайт бара под названием Arktica, а принадлежит это заведение ООО «Арктика».

Эта компания может в будущем оспорить ваш товарный знак «Арктика» и зарегистрировать его на себя — это её фирменное наименование, которое было оформлено раньше товарного знака.

Также не получится оформить на себя названия иностранных компаний, которые уже вышли на российский рынок, но ещё не успели защитить свой бренд в России.

Например, бренд Glow Sense уже использует для продажи косметики израильская компания — товары представлены на российских маркетплейсах. Поэтому оформить этот знак в Роспатенте и продавать под ним косметику в России не получится.

Отдельные случаи, когда Роспатент откажет в регистрации:

  • знак совпадает с именем известной личности;
  • знак совпадает с названием произведения науки, литературы или искусства или с именем персонажа книги.

Эту информацию легко найти в интернете, поэтому Роспатент тоже проверяет поисковую выдачу.

Сколько действуют результаты проверки? Проверка действительна примерно две недели. Роспатент регулярно пополняет базу зарегистрированных брендов и поданных заявок. Через пару недель после проверки могут появиться новые бренды и заявки. Результаты поиска устареют, поэтому его нужно будет проводить заново.

Если результаты проверки вас устраивают, подавайте заявку на регистрацию сразу же. Иначе есть риск, что товарному знаку откажут, а пошлины будут уплачены зря.

Рекомендации для тех, кто будет проверять товарные знаки самостоятельно

Проводить проверку самому сложно, но подавать знак без проверки — большой риск. Это важный этап, от которого зависит исход регистрации, а иногда и судьба всего бизнеса.

Роспатент проверяет регистрируемый знак по тем же правилам, что мы описали выше. Поэтому предварительная проверка должна быть максимально приближена к экспертному поиску Роспатента.

Если проверяете товарный знак самостоятельно, рекомендуем почитать «Руководство по экспертизе товарных знаков», опубликованное Роспатентом.

Также рекомендуем ознакомиться с пошаговым алгоритмом для самостоятельной регистрации товарного знака через «Госуслуги». В нём описаны тонкости и типичные ошибки при оформлении бренда.

Помните, что любые электронные ресурсы дают доступ только к выгрузке знаков из базы данных Роспатента. Анализировать информацию и принимать решение о регистрации нужно будет самостоятельно.

Как узнать больше о защите прав бизнеса

  • Товарный знак — не единственное средство защиты прав компании. В Skillbox Media есть статья о защите интеллектуальной собственности. Прочитайте её, чтобы узнать, как обезопасить бизнес.
  • Если хотите зарабатывать на защите прав компаний, обратите внимание на курс Skillbox «Защита интеллектуальной собственности». На курсе рассказывают, как управлять правами на продукты интеллектуальной собственности и монетизировать их. А ещё говорят о франчайзинге, коммерческой тайне, изобретениях и о многих других аспектах ведения бизнеса.

Другие материалы Skillbox Media о ведении бизнеса

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Защита интеллектуальной собственности Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована