Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Бизнес
#статьи

Как открыть интернет-магазин: подробный гайд для новичков

Объясняем, как запустить собственный бизнес в Сети, и даём много полезных ссылок.

Иллюстрация: sumup / Eyestetix Studio / Google Deepmind / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Со стороны кажется, что продавать в интернете легко: не надо арендовать помещение, обустраивать торговый зал, платить зарплату продавцам. Но и в онлайн-формате есть сложности.

В этой статье редакции «Бизнес» Skillbox Media мы расскажем главное об открытии магазина.

Эта статья — не пошаговая инструкция. Открытие интернет-магазина — сложный процесс, в котором много нюансов. Мы расскажем о том, что нужно знать перед запуском такого бизнеса: дадим вектор для дальнейшего изучения темы.

Когда есть смысл открывать интернет-магазин

Интернет-магазин нужен далеко не каждому предпринимателю. Вот в каких случаях его запуск будет иметь смысл.

У вас богатая линейка товаров. Если у вас мало товарных позиций, вам не нужен интернет-магазин, считает специалист по брендингу и PR, ex PR бренда здорового питания Royal Forest Оксана Шелест. А вот если у вас не меньше двадцати товарных позиций, уже можно думать о запуске своей площадки.

У вас есть медийность или трафик. В этом случае сайт поможет организованно направлять трафик и эффективно его монетизировать, говорит сооснователь магазина обуви и одежды «Неси второй» Александр Хализов.

Есть бюджет на продвижение. Александр Хализов отмечает, что привлекать трафик можно за счёт таргетированной рекламы, SEO и других способов, — а на всё это нужны деньги.

Если у вас нет ни трафика, ни бюджета на продвижение, запускать интернет-магазин не имеет смысла. В этом случае будет гораздо проще и эффективнее начать с маркетплейсов или создать витрину магазина во «ВКонтакте».

Бессмысленно надеяться, что покупатели найдут вас сами. Трафик сейчас стоит дорого, особенно в таких конкурентных нишах, как косметика, электроника или одежда. А в сферах без конкуренции часто отсутствует спрос — значит, не будет и трафика, объясняет Александр Хализов.

Что можно продавать в интернет-магазине

При открытии интернет-магазина важно определиться с ассортиментом. Помните, что закон запрещает продавать в интернете некоторые товары — например, табак, алкоголь, рецептурные лекарства и оружие.

Разберём четыре популярные категории товаров, которые в интернет-магазине продавать можно.

Товары собственного производства. Например, если вы увлекаетесь рукоделием, можно продавать украшения или другие аксессуары.

Уникальные товары по вашему заказу. Вы разрабатываете идею, а производство передаёте подрядчикам. Например, для создания коллекции одежды можно обратиться к швее или найти небольшую мастерскую. Это даёт контроль над стилем и концепцией, но вам придётся решать организационные вопросы.

Товары сторонних производителей. Если вам не хочется заниматься производством, вы можете начать с перепродажи готовых товаров. Это проще, чем заниматься изготовлением самому, но важно уметь выбирать востребованные позиции и ориентироваться в трендах.

Различные услуги. В интернет-магазине можно не только продавать товары, но и предлагать свои услуги. Это могут быть, например, консультации, уроки, мастер-классы, разработка дизайн-проектов, копирайтинг или создание сайтов.

Что нужно сделать перед открытием интернет-магазина

Перед открытием интернет-магазина важно зарегистрировать свою деятельность, определиться, что вы будете продавать, и разобраться во многих вопросах — от маркетинга до логистики. В этом разделе мы расскажем главное о подготовке.

Зарегистрировать свою деятельность. Без этого вас могут привлечь к ответственности за незаконное предпринимательство. Подробнее о том, как зарегистрировать бизнес, мы рассказали ниже.

Выбрать нишу. От того, насколько взвешенным будет ваш выбор, зависит успех бизнеса.

Чтобы правильно выбрать нишу, прежде всего необходимо изучить спрос. Для этого подойдут инструменты вроде «Яндекс Вордстата» или Google Trends. С их помощью можно выяснить, насколько часто пользователи ищут тот или иной товар или услугу, в каких направлениях растёт спрос, есть ли сезонные колебания интереса.

Сезонные колебания характерны для некоторых категорий товаров. Например, пуховики активнее покупают зимой, а купальники — летом. И при продаже сезонных товаров важно учитывать периоды затишья: в это время продукция плохо продаётся, а вложенные в неё средства не возвращаются.

Спрос может быть постоянным или краткосрочным. Постоянный характерен для товаров, которые одинаково востребованы на протяжении долгого времени, — например, пижамы или футболки. Но в этой нише всегда высокая конкуренция. Краткосрочный спрос возникает на волне хайпа — как в случае с популярными коллекционными плюшевыми игрушками. Товары из этой ниши позволяют быстро заработать, но есть риск: интерес к трендовым товарам быстро снижается, предупреждает продакт-менеджер в e-commerce Анастасия Козлова.

Найти поставщиков. Если вы решили заняться перепродажей готовых товаров, вам нужно найти поставщиков. Это могут быть оптовики или производители как в России, так и за рубежом — например, в Китае.

Составить бизнес-план и построить финансовую модель. Особое внимание следует уделить юнит-экономике, считает команда менеджеров на маркетплейсах Marketlink. Тщательно просчитайте все расходы, включая закупку, логистику и рекламу, чтобы понять, какую прибыль вы можете получать с каждой продажи. Без этого даже с отличным товаром можно уйти в минус.

Разобраться в маркетинге. Нужно разобраться, как продвигать товар, какие каналы трафика использовать, как привлекать внимание целевой аудитории и работать с брендом. Без этого интернет-магазин не сможет развиваться.

Разобраться в том, как работает e-commerce. Управлять своим интернет-магазином — значит быть участником рынка электронной коммерции. Желательно ещё до запуска понять, как организовать процесс заказа и доставки товара, что делать с возвратами, как проводить акции и решать другие задачи.

Решить, как доставлять товары. При небольшом ассортименте и малом количестве заказов можно самостоятельно отправлять товары по почте или через транспортную компанию. Для больших объёмов выгоднее подключить фулфилмент.

Фулфилмент устроен так: продавец передаёт товар на склад оператора, а тот хранит его, упаковывает, собирает заказы и доставляет их покупателям. Также оператор оформляет всю нужную документацию — акты приёма‑передачи, путевые листы, накладные и другие бумаги.

Руководитель отдела маркетинга в «Фулфилмент СДЭК» Дарья Волосникова рекомендует уже на старте своего дела выстраивать логистику с расчётом на рост.

«Даже если у вас всего пять заказов в день, выстраивайте процессы так, чтобы можно было масштабироваться. Автоматизация, передача сборки на аутсорс и использование фулфилмент-сервисов — всё это освободит время для роста», — советует Дарья.

Как зарегистрировать бизнес

Открытие интернет-магазина, как и любого бизнеса, нужно начать с официальной регистрации. В России можно вести бизнес в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого. Рассмотрим каждый статус подробнее.

Юридическое лицо. Обычно это общество с ограниченной ответственностью (ООО). ООО может продавать товары собственного производства, заниматься перепродажей и нанимать сотрудников. Такая форма организации подходит для крупных проектов, особенно если их запуском занимается сразу несколько совладельцев.

При регистрации ООО налоговая по умолчанию присваивает юрлицу общую систему налогообложения (ОСНО). На ней платят больше всего налогов — так, ставка налога на прибыль составляет 25%. Но можно подать заявление о переходе на один из спецрежимов, где будет более низкая ставка.

При этом следует учитывать, что даже после уплаты налога доход ООО всё ещё остаётся собственностью компании. Чтобы владельцы могли распоряжаться этими средствами, они должны распределить себе чистую прибыль. С этих денег придётся ещё раз уплатить налог — теперь уже физическим лицам, которые их получили. То есть происходит двойное налогообложение, что может быть нерациональным для небольших интернет-магазинов или для проектов с одним учредителем.

Индивидуальный предприниматель (ИП). Это форма организации бизнеса, при которой всю ответственность берёт на себя физическое лицо — то есть сам предприниматель. ИП, как и ООО, могут продавать товары собственного производства, заниматься перепродажей и нанимать сотрудников. Форма ИП подходит для малого и среднего бизнеса, для тех, кто только делает первые шаги в бизнесе.

Индивидуальные предприниматели тоже могут работать на разных режимах налогообложения.

Деньги, поступающие на счёт ИП, после уплаты налогов и страховых взносов полностью становятся его личными средствами. Предприниматель может распоряжаться ими на своё усмотрение. Получается, что двойного налогообложения нет.

Подробнее о преимуществах и недостатках ИП и ООО мы рассказывали в отдельной статье — она поможет сделать выбор.

Самозанятый. Самозанятые, в отличие от ИП и ООО, не могут нанимать сотрудников и перепродавать товары. Они могут продавать лишь собственные товары и услуги.

Также у самозанятых есть ограничение по доходу — можно зарабатывать не более 2,4 миллиона рублей в год. Налоговая ставка для самозанятых составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% — при работе с организациями и ИП.

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно через «Госуслуги» и приложение «Мой налог». Это бесплатная процедура, собирать пакет документов тоже не нужно — достаточно паспорта и ИНН.

Что ещё нужно знать об оформлении бизнеса? Если вы планируете собирать персональные данные ваших клиентов, вам придётся зарегистрироваться как оператор персональных данных на сайте Роскомнадзора, уточняет директор «АСП Электронные сервисы» Дарья Гарбар. Например, если при оформлении заказа клиенту нужно ввести номер телефона, это уже считается сбором данных.

Кроме того, следует учитывать, что некоторые товары подлежат обязательной маркировке — среди них, например, постельное бельё, блузки, фотоаппараты, антисептики и шубы. Полный список таких товаров можно посмотреть в Постановлении Правительства или на сайте «Честный знак».

Если ваши товары подлежат обязательной маркировке, вам необходимо наносить код Data Matrix на каждый товар и передавать данные в систему «Честный знак», дополняет Дарья Гарбар.

Как выбрать площадку для интернет-магазина

Выбор платформы для интернет-магазина зависит от ассортимента, масштабов бизнеса, ваших целей и других факторов. Вместе с продуктовым дизайнером и автором телеграм-канала «Дизайн солянка» Елизаветой Присяжнюк рассмотрим несколько популярных вариантов площадок.

Tilda. Это визуальный редактор с простыми шаблонами для товаров и услуг, который интегрирован с платёжными сервисами и CRM-системами, а также с Telegram. В «Тильде» можно создавать как лендинги, так и многостраничные сайты. В редакторе есть встроенные инструменты для создания форм обратной связи, корзины и оформления заказа; а также инструменты SEO-оптимизации, которые помогают улучшить видимость в поисковых системах.

«Тильда» отлично подойдёт для небольших магазинов с ассортиментом до 100 товаров. На этой платформе можно быстро запустить сайт с минимальными затратами и усилиями.

InSales. InSales — платформа для управления бизнесом, в которой тоже есть визуальный редактор. Она предлагает больше функций, чем Tilda, — там есть фильтры, складской учёт, интеграции с маркетплейсами, а также с кассами и «». Это хороший выбор, если вы планируете подключить складской учёт и более сложные интеграции.

«1С-Битрикс» или кастомная разработка. Этот вариант следует рассмотреть, если ваш бизнес уже растёт или вы хотите выстроить глубокую автоматизацию и интегрировать учётные системы.

У «1С-Битрикс» большой набор возможностей: интеграция с «1С», CRM и другими корпоративными системами, поддержка многоканальных продаж, управление складом, аналитика, а также гибкие настройки дизайна и структуры сайта.

Кастомная разработка — это создание решения под ваши потребности. Возможности здесь практически безграничны, можно придумать любые функции и дизайн. Но разработка с нуля гораздо сложнее и дороже, чем создание магазина на конструкторе.

Ещё для любого интернет-магазина важно выбрать домен и хостинг. Домен — это адрес сайта, а хостинг — сервис для его размещения.

Чтобы зарегистрировать домен, нужно выбрать компанию-регистратора, например «Рег.ру». На сайте регистратора следует ввести желаемое имя домена, проверить его доступность и, если оно свободно, оплатить и оформить регистрацию.

После регистрации домена нужно подключить его к хостингу. Чаще всего услуги хостинга предлагают сами регистраторы, но можно выбрать и любую другую специализированную платформу. Подробнее о выборе хостинга мы писали в этом материале.

Чем и как наполнить сайт интернет-магазина

Продуктовый дизайнер и автор телеграм-канала «Дизайн солянка» Елизавета Присяжнюк рассказала, чем стоит наполнить сайт интернет-магазина.

  • Карточки товаров или услуг. Они должны содержать фото, краткое описание, характеристики и цену.
  • Отзывы. Даже пара честных комментариев о ваших товарах или услугах от клиентов с именем и фото повышают доверие.
  • Простые кнопки действий. «Купить», «Оформить заказ», «Записаться» — интерфейс сайта должен быть понятен каждому.
  • Информация о бренде или о вас. Расскажите, кто вы, почему начали этим заниматься, есть ли у вас сертификаты или опыт.
  • FAQ (вопросы — ответы). Ответьте на самые частые вопросы: куда писать, если заказ не пришёл, в каких случаях можно вернуть товар, что делать, если тот сломался спустя пару месяцев, и так далее.
  • Контактная информация и соцсети. Это поможет людям не потерять ваш магазин в будущем, а также даст возможность задать свои вопросы напрямую и быстро получить ответ.

Также на сайте интернет-магазина нужно разместить политику конфиденциальности и форму согласия на обработку персональных данных, дополняет директор «АСП Электронные сервисы» Дарья Гарбар.

Кроме того, нужно составить пользовательское соглашение и публичную оферту с описанием всех условий заказа, оплаты, доставки, возврата товара и других аспектов взаимодействия с клиентом. Эти документы тоже нужно разместить на видном месте, советует Дарья Гарбар.

Если вы планируете использовать сервисы аналитики, например «Яндекс Метрику», то на сайт необходимо добавить и баннер о сборе cookies.

Как привлечь трафик на интернет-магазин

Без трафика не будет продаж. Есть много каналов привлечения трафика — здесь мы расскажем об основных популярных сегодня.

SEO (поисковая оптимизация). Это оптимизация сайта под требования поисковых систем. Она очень важна на старте — в дальнейшем SEO будет работать на вас, считает директор по развитию диджитал-агентства Racurs Георгий Каракейян.

Благодаря поисковой оптимизации потенциальные покупатели смогут находить ваш интернет-магазин в выдаче. Вам не придётся платить за каждый переход на сайт, как в случае с рекламой, — поэтому SEO считают условно-бесплатным способом привлечь трафик. Но чтобы оптимизация принесла результат, нужно работать над ней как минимум несколько месяцев.

Контекстная реклама. Это один из самых популярных способов привлечения трафика. С его помощью можно настроить показы объявлений пользователям, которые ищут или искали в поисковых системах товары или услуги, похожие на ваши. Потенциальные покупатели будут видеть ваши объявления в результатах поисковой выдачи и на сайтах, которые они посещают.

Настроить контекстную рекламу позволяет «Яндекс Директ». Оплачивать можно и клики по ней, и действия — то есть покупки, совершённые в вашем магазине.

Таргетированная реклама. С её помощью можно показывать объявления пользователям в зависимости от их интересов и поведения. Вы можете выбирать интересы и поведение сами — и, например, показывать рекламу только мужчинам старше 35 лет, которые интересуются футболом.

Настроить таргетированную рекламу можно в сервисе «VK Реклама» — объявления, запущенные в нём, размещают во «ВКонтакте», в «Юле» и на других сайтах — партнёрах сервиса. Оплачивать можно показы рекламы, клики по ней и целевые действия.

SMM (маркетинг в социальных сетях). Это продвижение бизнеса в социальных сетях. Вы можете, например, создать канал в Telegram или сообщество во «ВКонтакте», привлечь подписчиков и рекомендовать им товары.

У SMM, как и у SEO, отложенный эффект: чтобы получать продажи из социальных сетей, сначала нужно привлечь в них аудиторию. Но SMM помогает повышать лояльность аудитории и увеличивать LTV.

Закупка рекламы у инфлюенсеров. Если у вас достаточный бюджет, можно покупать рекламу у блогеров, чтобы те рассказывали о ваших продуктах или услугах и оставляли ссылку на интернет-магазин. Форматов размещения много: можно купить текстовый пост или видеоролик, прислать готовый материал или предложить блогеру самостоятельно сделать контент по вашему техническому заданию.

Сколько стоит открытие интернет-магазина

Суммы, которые тратят на открытие интернет-магазинов, очень разные: кто-то начинает с 50–60 тысяч рублей, а кто-то вкладывает 20–30 миллионов и даже больше. Ниже мы опишем основные расходы на старте — разобравшись в них, вы сможете рассчитать примерную стоимость открытия вашего магазина.

Регистрация бизнеса. Стоимость регистрации ИП составляет от 800 до 4000 рублей (в зависимости от региона и способа подачи документов). В эту стоимость входит оплата госпошлины и доставки документов.

Стоимость регистрации ООО — от 4000 рублей, включая госпошлину и услуги нотариуса.

Регистрация статуса самозанятого бесплатна.

Закупка или производство товаров. Стоимость закупки или производства товаров будет зависеть от того, что вы планируете продавать.

При перепродаже товаров важно учесть стоимость первой партии. На неё может понадобиться и 100 тысяч рублей, и миллионы — в зависимости от ассортимента.

Сооснователь «Неси второй» Александр Хализов рассказал о затратах на открытие магазина одежды. По его словам, начать можно с недорогих закупок на рынке, а можно и с перепродажи брендовых вещей из Европы. В первом случае вложения составят около 1 миллиона рублей, а во втором стартовый бюджет может достигать и 10 миллионов.

Многое зависит и от конкуренции. Если ваш ассортимент меньше, чем у соперников, покупателей получится привлечь разве что низкой ценой. Но в этом случае вы будете меньше зарабатывать, а значит, не сможете развиваться так же быстро, как конкуренты, отмечает Александр Хализов.

Создание площадки. Если делать всё самостоятельно — например, создавать сайт в бесплатном конструкторе, — то разработка может обойтись в ноль рублей. Если привлекать исполнителей, суммы могут быть разными. По данным сервиса YouDo, цены на разработку интернет-магазина начинаются с 11,5 тысячи рублей.

Придётся платить не только за создание самого сайта, но и за наполнение площадки контентом. Стоимость работы копирайтеров и фотографов зависит от уровня специалистов и ваших потребностей.

Для подключения любой площадки нужен домен и хостинг, как мы писали выше. Цены на домен варьируются в зависимости от зоны. Например, регистрация домена в зоне .com может стоить около 1,5 тысячи рублей, а в зоне .ru — чуть больше 100 рублей. Стоимость хостинга зависит от требуемых параметров; стартовый уровень обойдётся примерно в 200 рублей в месяц.

Привлечение трафика. Расходы на привлечение трафика могут сильно различаться. Например, на рынке можно найти услуги SEO-специалистов, SMM-специалистов и агентств и за 10 тысяч рублей в месяц, и за 200 тысяч рублей в месяц. Одна интеграция у блогера с небольшим числом подписчиков может стоить тысячу рублей, а у блогера-миллионника — 400 тысяч рублей. Стоимость привлечения одного покупателя в рекламных сетях может быть и 40, и 500 рублей.

Чтобы понять, сколько примерно вы потратите на привлечение трафика, можно ориентироваться на кейсы на рынке. Найти их можно в поисковых системах: оценивайте кейсы интернет-магазинов с похожими товарами, которые используют те же каналы трафика, что планируете использовать вы.

Важный нюанс: на старте какое-то количество денег уйдёт на тестирование гипотез: какие рекламные сообщения, кадры и посылы зайдут аудитории, а какие не очень, какая аудитория будет интересоваться вашими товарами, а какая нет.

Как узнать больше о запуске интернет-магазина

  • Чтобы предположить, какую прибыль будет приносить интернет-магазин, можно разработать для него финансовую модель. В Skillbox Media есть статья о финансовых моделях — прочитайте её, чтобы понять, как составить прогноз.
  • Не все каналы трафика эффективны. Мы поговорили с экспертами и написали статью, из которой вы узнаете, какие каналы приносят лиды даже при небольшом бюджете, что лучше выбрать малому бизнесу и какая реклама сегодня неэффективна.
  • Тем, кто хочет получить и систематизировать знания о запуске бизнеса, может подойти курс Skillbox «Как открыть бизнес: от идеи до реализации» от Skillbox. На нём учат составлять бизнес-план, проводить внутренний аудит компании, рассчитывать юнит-экономику, управлять финансами, привлекать трафик. Своё дело можно открыть в процессе обучения — за 3 месяца.

Эти материалы Skillbox Media будут полезны всем, кто планирует открыть свой бизнес



Курс

Как открыть бизнес: от идеи до реализации

Вы узнаете, как вести бизнес в России в 2025 году. Научитесь выбирать востребованные ниши, составлять финмодель и прогнозировать риски. Во время обучения запустите бизнес и начнёте зарабатывать.

Узнать о курсе →

Практический курс: «Как открыть бизнес» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована