Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Проектная фотография
#подборки

12 лучших фотокниг с премии Dummy Award 2025

Лирическая ода спарже, ироничное расследование о таинственных шумах и история взросления в брейк-дансе.

Фото: Dummy Award

Премия Dummy Award — международный конкурс на лучшую неопубликованную фотокнигу. В 2025 году художники из 48 стран подали на премию 395 книг. В шорт-лист вошли 50 из них. Мы просмотрели все и выбрали 12 лучших, на наш взгляд.

Сандра Гульдеманн Дюшателье

«Египетская басня»

«Египетская басня» / Une fable Égyptienne — фотокнига французской художницы Сандры Гульдеманн Дюшателье в жанре автофикшен. Проект опирается на личный опыт и историю семьи Сандры: её мать родом из Египта, а отец — француз.

«Всё моё детство

и очень долгое время после

я слышала от своего отца-француза

одни и те же предвзятые и неуместные сказки

о нашей семье:

«Я обручился с принцессой,

а женился на бродяжке;

Я обменял вашу мать

на десять верблюдов;

Ты так похожа на свою мать —

настоящая маленькая арабка;

Я нашёл вашу мать у подножия

пирамид»».

Художница говорит, что слышала в детстве столько «басен» о своём происхождении, что захотела создать свою собственную. В книге она соединяет в единый нарратив архивные семейные фотографии и личные поэтические тексты, снимки Египта авторства своего деда и кадры, снятые ею самой. Сандра переосмысляет свои корни, трансформируя отрывочные знания о них в масштабное художественное полотно.

Света Каверина

«Сад земных наслаждений»

«Сад земных наслаждений» / The Garden of Earthly Delights — ода человеческому телу, существующему на границе земного и божественного. Живущая в Амстердаме художница родом из России Света Каверина исследует феномен чувственной связи двух тел как часть бесконечной истории, начавшейся с Адама и Евы.

Рассматривая и конструируя архетипические образы, художница всматривается в сущность чувственной природы человека, в способность человеческого тела быть «вратами в Эдем», пусть и навсегда потерянный. В проекте отражён постоянный мотив творчества Светы Кавериной — исследование телесности и жизни в контексте осознания собственной хрупкости и смертности.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

Фабио Доменикали

«Зелёная зона»

«Зелёная зона» / Teren zielony — проект итальянского фотографа Фабио Доменикали о двух поездках в Польшу с разницей в 15 лет. Проект снят на чёрно-белую плёнку. Из сотен сделанных снимков автор включил в фотокнигу 22 кадра, смонтировав их в такой последовательности, чтобы максимально отразить трансформацию собственных эмоций от узнавания мест, людей и характеров.

Фабио показывает Польшу страной глубоко религиозной, ориентированной на устоявшиеся ценности и традиции. Книга увлекает читателя неожиданным сопоставлением изображений, отражающим противоречия и противоположности: внутреннее — внешнее, холодное — горячее, новое — старое, жизнь — смерть. Такой монтаж изображений создаёт непрерывную линию из разных впечатлений. Но все они объединены одной темой — продолжения рода. Книга начинается с фотографии младенца и завершается снимком беременной женщины.

Мари-Луиз Кольб

«Белое золото»

В книге «Белое золото» / Weißes Gold фотограф из Ганновера Мари-Луиз Кольб не без иронии исследует «культурный феномен спаржи».

«В Германии спаржа — это не просто овощ, — уверяет художница. — Весной спасения нет: на обочинах дорог появляются овощные ларьки, рестораны анонсируют недели спаржи, местная газета в сотый раз объясняет, почему „спаржевая моча“ на самом деле так странно пахнет».

В фотокниге отражены все «моменты насыщенной биографии» этого популярного в Германии овоща: многочисленные рецепты, фестивали, музеи, памятники спарже и даже конкурсы красоты, посвященные ей же.

Лёгкость и ирония позволяют фотографу безболезненно затронуть социальные проблемы, связанные с производством спаржи, в частности положение мигрантов — сборщиков этого овоща. Популярность неизбежно делает спаржу способной влиять на экономику. И здесь уже не до шуток.

Карла Корминбёф

«Осколки»

«Осколки» / Eclats — проект фотографа Карлы Корминбёф об изнанке художественной гимнастики. Карла критически рассматривает, в частности, собственный опыт тренировок и выступлений в этом виде спорта. Соединяя в нарратив триумфы и неудачи на спортивной арене и мучения тренировочного процесса, Карла размышляет над этическими вопросами, которые сегодня всё чаще адресуются большому спорту. Рассматривая тело как источник не только эстетического удовольствия для зрителей, но и боли, травм и страданий для самой гимнастки, художница вскрывает главную драму большого спорта — драму человека, жертвующего всем ради мимолётного триумфа на спортивном ковре.

Blood Becomes Water

«Коллекция сет-листов»

«Коллекция сет-листов» / The Setlist Collection — проект болгарского трио художников Blood Becomes Water. По своей структуре это собрание сет-листов 70 групп, играющих в жанрах от рок-н-ролла до пост-панка и инди.

Эта книга — путешествие сквозь 18 лет, 40 музыкальных площадок, 8 фестивалей и 13 стран и попытка исследования сет-листов как с музыкальной, так и с визуальной точки зрения. На бумаге видны явные следы скотча, пролитых жидкостей, грязь от подошвы чьих-то ботинок, грубые заломы — своеобразные артефакты, рассказывающие историю о живых музыкальных выступлениях.

Коллекция изначально задумывалась художниками как символ мимолётности памяти, но парадоксально стала свидетельством исторической ценности бумажных носителей.

Клара Симас

«Мой отец умер трижды»

«Мой отец умер трижды» / My father died three times — проект бразильского фотографа и дизайнера Клары Симас, живущей в Берлине. Дебютная фотокнига художницы выполнена в жанре автофикшен и посвящена болезненному переосмыслению значения фигуры умершего отца в жизни дочери.

Клара задаётся вопросом: как мы можем осмыслить потерю чего-то или кого-то, не понимая природы потерянного объекта? Обращаясь к своей частной истории, через поэзию фотографического образа Клара исследует природу отцовства, чтобы получить возможность попрощаться с тоской по своему отцу и пережить, наконец, траур.

Пенелопа Томайди

«Под давлением»

«Под давлением» / Under Pressure — проект греческого фотографа-документалиста Пенелопы Томайди, много работающей с социальными и экологическими темами. Визуальное исследование художницы посвящено истории добычи нефти и газа в Албании и Греции с начала XX века до настоящего времени. Томайди стремится не только зафиксировать влияние нефтегазовой индустрии на экономику, окружающую среду и повседневную жизнь местных сообществ, но и осмыслить, каким может быть их будущее.

В фотокниге соседствуют архивные материалы, пейзажные и портретные снимки и фрагменты интервью с обывателями и экспертами.

Ашутош Шактан

«Никто не знает, откуда взялся этот гул, гул…»

«Никто не знает, откуда взялся этот гул, гул…» / Nobody knows how come the hum, hum — ироничный проект-исследование таинственного низкочастотного феномена, известного как Бристольский гул. В 1970-х годах некоторые жители города Бристоля в Англии жаловались на странный шум. Учёные так и не смогли определить его происхождение. Отсутствие чёткого научного ответа на вопрос «что это?» породило множество теорий и мифов.

Ашутош Шактан исследует хрупкий баланс между верой и скептицизмом. Как человеческое воображение, подпитываемое псевдонаучными гипотезами, создаёт реальность, в которой границы между фактом и вымыслом стираются?

Художник использует газетные вырезки, диаграммы, фотографии и другие архивные материалы, создавая многослойный рассказ о феномене. Проект включает в себя не только фотокнигу, но и короткометражный фильм.

Ута Генилке

«Священная»

Проект «Священная» / Sacre немецкого графического дизайнера и фотографа Уты Генилке отсылает к балету Игоря Стравинского «Весна священная» — первому спектаклю, который увидела художница в детстве.

Балет Стравинского — это история о молодой девушке, выбранной для ритуального жертвоприношения богу солнца. Художница вспоминает поразивший её во время представления момент: когда во втором акте балета на сцену вышла полностью обнажённая танцовщица, в зрительном зале началось безумие. Мужчины вскакивали с мест, чтобы лучше разглядеть женское тело, свистели и издавали одобрительные возгласы, будто находились не в театре, а в стрип-клубе. Даже когда танцовщица рухнула на сцену, изображая гибель от изнеможения, зал не утихал.

Позже танцовщица была вынуждена уйти из труппы, так как новый балетмейстер предпочитал худощавые, мальчишеские фигуры и требовал, чтобы она уменьшила грудь хирургическим путём. Единственные роли, на которые могла претендовать артистка в труппе, — «обнажённые партии».

В своём проекте Ута Генилке исследует жертвенность служения искусству и задаёт неудобные вопросы: насколько далеко готов зайти человек ради успеха и признания в искусстве? и где проходит граница между самовыражением и самоунижением, между творчеством и продажностью? Художница приглашает зрителя исследовать тему объективации женского тела и границ в искусстве.

Клэр Кокано

«Улица Дезире Шевалье»

«Улица Дезире Шевалье» / Rue Désiré Chevalier — трогательное размышление французского фотографа Клэр Кокано о семье, миграции и наследии. В 1960-х годах бабушка и дедушка Кокано переехали из Югославии во Францию, а спустя десятки лет их родная страна распалась.

Автор использует в проекте собственные фотографии и семейные архивы, дневниковые записи, письма, удостоверения личности и другие документы, создавая многослойный портрет своей семьи на фоне истории. Важной частью нарратива становится дом, в котором живут бабушка и дедушка художницы. Жилище становится отражением глубокой связи героев с родиной, которой больше нет.

Аня Белка

«книжка про брейк данс»

В «книжке про брейк данс» / a book about break dance российская художница и фотограф Аня Белка рефлексирует на тему взросления в контексте субкультуры брейк-данса. Охватывая существенный отрезок времени — девять лет, проект отражает этапы, через которые проходила художница вместе с комьюнити. Визуальные размышления о поиске собственного стиля и интересов внутри субкультуры перемежаются с темами любви, дружбы, радости, неизбежных неудач, злости и зависти.

Аня Белка констатирует важность визуальной фиксации опыта.

«Я танцевала, а потом снимала брейк-данс десять лет, и за это время он стал для меня большим мемом, большой травмой, большой любовью и сильной отдушиной, — говорит художница. — Я сама сначала не заметила, как сняла своё взросление и взросление своих сокомандников. Эта книга — попытка его осознать, принять и осмыслить».



Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована