Sony World Photography Awards 2025: финалисты среди профессионалов
30 лучших фотопроектов с одного из самых важных конкурсов фотографии в мире.


Фото: Шанталь Пинзи
Всемирная организация фотографии объявила финалистов конкурса Sony World Photography Awards 2025 среди профессионалов. Они переходят в следующий этап конкурса, где поборются за звание победителя в своей категории и в случае успеха смогут претендовать на премию «Фотограф года». Всех победителей назовут на церемонии вручения премии в Лондоне 16 апреля.
Публикуем список финалистов.
Архитектура и дизайн
«Сумерки в Сан-Игнасио»
Фотограф Андре Тецца сделал эту серию во время путешествия по Центральной Америке. На архитектуру Сан-Игнасио, города в государстве Белиз на восточном побережье континента, влияют тропический климат и частые дожди.

Многие дома стоят на сваях, у них широкие балконы и покатые цинковые крыши. Дома окрашены в яркие цвета, которые со временем выцветают из-за солнца и влажности. В конце дня улицы становятся тихими и здания доминируют над пейзажем.
«Проект „Токийский туалет“»
«Токийский туалет» — это программа городской реконструкции в Сибуя, одном из районов японской столицы. Она включает в себя проектирование и строительство современных общественных туалетов. Выполняя свою прямую функцию, эти здания одновременно являются произведениями искусства. Фотограф Улана Свитуча сняла серию об архитектурной эстетике этих сооружений в городской среде.

«Свет/масса»
«Свет/масса» — это серия инопланетных городских пейзажей, снятых по всем Соединённым Штатам.

Фотограф Оуэн Дэвис переехал в Нью-Йорк из Англии весной 2020 года, за несколько дней до ковидного локдауна. Как и многие в то время, фотограф начал много гулять пешком и ездить на велосипеде по пустым улицам, убивая время и знакомясь с новыми местами. Его очаровали странно выглядящие здания, внезапно вырисовывавшиеся при повороте за угол. Они казались ему потусторонними сооружениями, чуждыми окружающей архитектуре и незаметными для прохожих. Позже Дэвис начал намеренно выискивать здания, спроектированные с мыслью о светлом утопическом будущем жителей крупных американских городов.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
ПодписатьсяКреативные проекты
Rhi-Entry
За всю историю человечества на Луну смотрели 117 миллиардов человек. Но только 24 — и все они американцы — видели её поверхность вблизи.
В 2018 году японский миллиардер и коллекционер произведений искусства Юсаку Маэдзава объявил, что ищет восемь художников, которые присоединятся к нему во время недельного путешествия на Луну на борту корабля Starship компании SpaceX — первой гражданской миссии в глубокий космос.

Траектория полёта миссии должна была перекликаться с полётом корабля «Апполон-8» в 1968 году. Тогда астронавт Уильям Андерс сказал, что NASA «должно было отправить поэтов» в этот полёт, чтобы запечатлеть чувство чуда, которое он испытал.
В 2021 году британская художница Рианнон Адам была выбрана единственной женщиной — членом экипажа из огромного множества претендентов, получив шанс на, казалось бы, невозможное. На три года она с головой ушла в изучение космоса, пока в июне 2024 года Маэдзава внезапно не отменил миссию, оставив экипаж собирать по кусочкам свою разрушенную жизнь.
«Возвращение истины — деконструкция колониальных музеев и общественных пространств»
Фотожурналист Хулио Этчарт и фотохудожница Холли Бёртлз манипулируют со снимками колониальных объектов в музеях и общественных пространствах с помощью «коррумпированных процессов» реставрационных техник. Колониальные объекты — это предметы искусства, вывезенные гражданами стран-метрополий с территорий колоний.

Авторы используют в работе с негативами большого формата такие материалы, как сусальное золото, лак, восковая смола, архивный клей, подрывая понятие реставрации. Полученные работы представлены в виде диптихов. Изображения сочетаются с критическим текстом.
«Я здесь для тебя»
В апреле 2022 года Ирина Шкода вынужденно переехала из Украины во Францию. Она попала в совершенно чуждую для себя культуру, которая требовала адаптации. Говорить на новом языке, соблюдать новые правила — всё это означало отказаться от части себя, чтобы быть принятой.
В проекте Шкода исследует свой опыт, связанный с гостеприимством. По словам французского философа Жака Деррида, гостеприимство имеет этический и политический аспекты. Оно подразумевает смену власти и скрытое насилие.

Гость — своим присутствием — навязывает хозяину инаковость. Освободить место в своём доме — значит рисковать больше не быть дома. Однако гостеприимство также несёт в себе потенциал преодоления этого напряжения. Это акт мужества и веры. Личные границы необходимы нам для сохранения целостности, но принять у себя другого — значит открыть эти границы, пусть на мгновение. Почему мы доверяем другому, несмотря ни на что? Почему мы впускаем к себе другого, даже зная, что никогда его не поймём?
Документальные проекты
«Пыльные воспоминания»
Американский фотограф Алекс Бекс исследует традиционные представления о маскулинности в родном Техасе. В центре внимания фигура ковбоя.
Ковбой — давний символ Северной Америки. Его романтизируют как «настоящего мужчину»; он сильный, молчаливый, одинокий, самостоятельный и эмоционально отстранённый. Миф о ковбое сыграл значительную роль в формировании западного идеала мужественности. Но современность требует бросить вызов этим классическим представлениям о маскулинности.

Путешествуя по Техасу и гостя на ранчо, Алекс Бекс узнаёт о рутинной жизни ковбоя, противопоставляя её условностям культурного мифа.
«Разделённая молодёжь Белфаста»
«Вряд ли найдётся другая страна в Европе, где конфликты прошлого всё ещё настолько влияют на повседневную жизнь, как в Северной Ирландии», — считает фотограф Тоби Биндер.

На протяжении многих лет он документирует жизнь молодых людей в Белфасте, столице Северной Ирландии — автономии в составе Великобритании. Все герои фотографа родились уже после подписания в 1998 году мирного Белфастского соглашения — оно регулировало конфликт между центральными и местными властями. Однако напряжённость сохраняется, и Тоби Биндер фиксирует, что значит для молодых людей взрослеть в таких условиях.
«Шёпот кукурузы»
Фотопроект Флоренс Гупиль — об уникальных сельскохозяйственных традициях коренных народов Перу и Мексики.
Кукуруза для них — это не только основной продукт питания, но и важная деталь в доколумбовых обрядах, которые существуют по сей день. Она приносится в дар Земле и используется в церемониях исцеления.

Каждый из десятков сортов этого растения здесь наделён особенным смыслом. Коренные общины борются за сохранение разнообразия сортов, несмотря на изменение климата и сильные засухи.
Окружающая среда
«Алхимия текстиля»
Совместный проект фотографа Николаса Гарридо Угета и исследовательницы и модельера Марии Лусии Муньос о методах естественного окрашивания ткани в Перу.

Цель проекта — сделать видимыми традиционные способы окрашивания и помочь их сохранить. Ремесло может исчезнуть, потому что требует долгой и кропотливой работы, а изменение климата угрожает растениям, из которых добывают красители.
«Ожидание»
Гуаякиль — крупнейший город Эквадора и его главный порт. Его экономическое развитие серьёзно влияет на диких животных.

Проект Марии Порталуппи — о местном Фонде защиты дикой природы Sacha Rescue Foundation. В нём содержатся животные, которых сотрудникам предстоит вернуть в естественную среду обитания или передать в природоохранные центры. Многие из «постояльцев» — жертвы незаконной торговли, но большая часть пострадала от городской, промышленной и сельскохозяйственной экспансии.
«Тёмные объятия: как световое загрязнение влияет на работу астрономов в Чили»
Пустыня Атакама в Чили привлекает астрономов на протяжении десятилетий. Исключительно чистое небо сделало возможным осуществить целый ряд важных научных открытий.

Однако теперь работе астрономов мешает световое загрязнение. Его виновники — близлежащие города и горнодобывающая промышленность. Крупная шахта производит столько же светового загрязнения, сколько небольшой город. Темпы добычи меди и лития в этой местности постоянно наращиваются для удовлетворения мирового спроса, и астрономы обеспокоены тем, что статус чилийской пустыни как «глаза мира» может оказаться под угрозой. Кристобаль Оливарес посвятил фотопроект этой проблеме.
Пейзаж
«Слои времени»
Фотопроект Сейдо Кино — о позитивных и негативных сторонах быстрого экономического роста Японии.
В начале периода быстрого экономического роста Японии — с 1945 по 1973 год — платой за развитие стало загрязнение окружающей среды. А ограниченность земель и ресурсов островного государства привела к неравномерному распределению населения.

Автор накладывает архивные фотографии 1940–1960-х годов на современные снимки тех же мест. Он считает, что современные социальные проблемы зачастую являются результатом прошлой деятельности, и снимки помогут внимательно изучить эту связь.
«Угасание»
Фотопроект Миши Ллуча — его субъективный взгляд на жизнь в американском пригороде. Автор исследует одиночество и разобщённость в обществе, бросая вызов идеализированному представлению о жизни в США.

Проект об угасающих мечтах снят в районе Саут-Бэй в Сан-Франциско.
«Апокалипсис»
2024 год стал аномально жарким для Бразилии. Лало де Алмейда запечатлел, как засуха, пожары и вырубка лесов превратили местные ландшафты в апокалиптические пейзажи.
В Амазонии экстремальная засуха превратила русла некоторых из самых мощных рек планеты в пустыни. За 11 месяцев с начала года в регионе было зарегистрировано 134 979 пожаров — самое большое количество с 2007 года.

Пантанал, крупнейшая болотистая местность на планете, столкнулся с исторической засухой из-за изменения климата. А саванна Серрадо, самая биологически разнообразная саванна в мире, пострадала ещё и от вырубки лесов.
Перспективы
Terra Nullius
Terra Nullius, что в переводе с латыни означает «ничья земля», — это конструкт, существовавший для оправдания захвата европейскими колонистами «невостребованных» и «нецивилизованных» территорий.

Фотограф Джованни Каприотти десять лет сотрудничал с общинами коренных народов Канады, исследуя архивы и создавая изображения и коллажи. Его целью было собрать воедино фрагменты замалчиваемой истории колонизации Северной Америки.
«Возвращение из школы»
Путь домой из школы — это то, что знакомо каждому из нас. Фотограф Лора Паннак обращается к этой простой и ностальгической теме в сложных окружающих условиях. Она документирует, как ходят в школу и обратно молодые люди в Кейптауне, столице ЮАР. В районе Кейп-Флэтс, контролируемом бандами, каждый их выход из дома связан с риском смерти.

Автор использует аналоговую фотографию, рисунок, коллаж и цианотипию, создавая интимное пространство сложного подросткового мира.
«Прах „арабской жемчужины“»
«Арабская жемчужина» — это метафорическое название Султаната Оман, монархического государства на востоке Аравийского полуострова.

Фотограф Валентин Валетт задокументировал жизнь страны в период после перехода власти. В 2020 году умер султан Кабус бен Саид, бывший во главе государства 50 лет. Именно он считается автором оманской «экономической революции». К моменту его смерти страна вновь столкнулась с необходимостью перемен в экономике из-за сокращения запасов нефти и газа.
Портрет
«Вторая поправка»
Вторая поправка к Конституции США гарантирует гражданам Америки право на ношение оружия. Поправка была ратифицирована в 1791 году, в частности для того чтобы простые американцы смогли противостоять потенциальному британскому вторжению.
Однако когда английский фотограф Том Фрэнкс постучал в их дома и спросил — с британским акцентом — можно ли ему посмотреть на оружие, поболтать и сделать снимки, подданные США распахнули перед ним свои двери.

Фрэнкс говорит, что не уверен, так ли американцы представляли себе полномасштабное британское вторжение, но он оценил иронию ситуации. Фотограф провёл больше двух недель в Аризоне, посещая дома местных жителей, чтобы сделать фотопроект о нормализации владения оружием в США.
«Ангелы грязи»
В 2024 году испанский регион Валенсия пережил самое катастрофическое наводнение в своей истории. Стихийное бедствие затронуло 80 муниципалитетов, погибло более 220 человек и было уничтожено более 100 000 автомобилей.

Фотограф Рауль Белинчон провёл 72 часа с молодыми волонтёрами в муниципалитете Пайпорта. Вооружившись швабрами, вёдрами, щётками и лопатами, они убирали дома, магазины и улицы; волонтёры приносили лекарства больным, еду голодным и одежду тем, кто потерял всё. Установив белый фон у длинного пешеходного моста, переименованного в Мост солидарности, Белинчон сфотографировал «ангелов грязи» на пути домой.
M’kumba
M’kumba — фотопроект Ги Криста о противостоянии афробразильских общин местной религиозной нетерпимости. Название происходит от конголезского слова, обозначающего духовных лидеров.
За более чем 300 лет в Бразилию было насильно привезено около 5 миллионов африканцев. Они потеряли свободу, а их религия преследовалась. До 1970 года афробразильские религии были криминализированы. Из-за старых предрассудков исповедующие их люди по-прежнему сталкиваются с насилием — только в 2024 году было зарегистрировано более 2000 нападений.

Хотя 56 процентов бразильцев имеют африканское происхождение, менее двух процентов идентифицируют себя как приверженцев африканских религий из-за страха преследования. Ги Крист сфотографировал молодых жителей Бразилии, не скрывающих свою веру.
Спорт
«Уничтожь патриархат»
В Индии, самой густонаселённой стране мира с населением более 1,4 миллиарда человек, всего несколько женщин-скейтбордистов.
Фотограф Шанталь Пинзи сняла проект о группе Shred the Patriarchy («Уничтожь патриархат»), превратившей скейтбординг в форму сопротивления патриархату.

Отвоёвывая себе общественные пространства в городах и сёлах, эти женщины нащупывают внутреннюю опору, чтобы двигаться дальше: избежать браков по договорённости и обрести финансовую независимость.
«Высокогорный гольф»
Майкл Данн снял жительниц Боливии Марту и Терезу. Уже больше десяти лет они работают на одном из самых высокогорных полей для гольфа в мире. Гольф-клуб La Paz находится на высоте 3600 метров над уровнем моря. Каждый понедельник Марта и Тереза оставляют свои рабочие обязанности и занимаются любимым видом спорта, надевая традиционную боливийскую одежду чола.

«Олимпийская сборная Чада»
Проект фотожурналиста Антонио Лопеса Диаса рассказывает историю четырёх девушек из Чада, которые в 2019 году получили стипендии, чтобы переехать в Испанию и осуществить свою мечту стать профессиональными гимнастками.

Девушки упорно трудились, чтобы в 2024 году представить Чад на Олимпийских играх в Париже. И хотя они не прошли квалификацию, их история оказалась вдохновляющей. В Чаде появилась федерация гимнастики, в которой уже зарегистрировано пять клубов.
Натюрморт
«Страна приливов»
Проект Алессандро Гандольфи посвящён Ваттовому морю — это цепь мелководных участков в акватории Северного моря. Огромное водно-болотное угодье включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одной из последних по-настоящему диких природных территорий Европы.

Сегодня, страдая от последствий изменения климата, эта местность стала своеобразной живой лабораторией. Учёные разрабатывают здесь экологически устойчивые подходы к рыболовству, сельскому хозяйству и туризму, предвидя будущие экологические проблемы.
«В ожидании»
Петер Франк создал коллажи, которые запечатлевают моменты ожидания. Они изображают «пограничное пространство между событиями», где время, кажется, растягивается.

«Смерть героя»
Фотоистория К. М. Асада о фресках, созданных во время правления Хасины Вазед, бывшего премьер-министра Бангладеш. Она являлась главой государства с 2009 по 2024 год. За это время правительство, как сообщают в СМИ, потратило больше 3 миллионов долларов США на установку по всей стране фресок с изображением отца и других членов семьи Хасины Вазед.

Серия фотографий 2024 года, по словам, автора, запечатлевает «тоску по новому началу в Бангладеш».
Дикая жизнь и природа
«Иллюзия антропоцена»
Люди существуют на Земле на протяжении крошечной части её истории. За это время они изменили мир больше, чем что-либо за десятки миллионов лет. Учёные называют это время антропоценом — эпохой человека. При этом где-то внутри нас сохраняется желание контакта с природой.

«Опустошая мир вокруг, мы стали обладателями искусственного „опыта“ природы — успокаивающей иллюзии», — объясняет фотограф Зед Нельсон. Он снимал свой проект на четырёх континентах в течение шести лет. Нельсон исследовал, как мы погружаемся во всё более смоделированную среду, чтобы замаскировать наше разрушительное воздействие на природный мир.
«Зимняя мумия»
В течение нескольких зим фотограф Паскаль Боденон наблюдал за популяцией овцебыков в национальном парке Доврефьель-Сунндалсфьелла в Норвегии.

Эти животные обладают исключительной способностью выживать в самых экстремальных погодных условиях. Фотограф задокументировал поведение овцебыков во время сурового зимнего шторма: они экономят энергию, пытаясь сохранить тепло своего тела и защитить себя и своих телят, собравшихся в центре группы, от сильного ветра.
«Некуда идти»
Фотограф Кевин Ши снял проект о том, как климатические изменения в Арктике отразились на поведении белых медведей.
Каждый ноябрь белые медведи собираются на берегу около канадского города Черчилл, чтобы дождаться, когда замёрзнет Гудзонов залив. Лёд нужен животным зимой для охоты, спаривания и отдыха.

Потепление моря нарушило привычный распорядок. В последние годы лёд в Гудзоновом заливе не затвердевает до начала декабря, и медведи несколько недель остаются на суше без пищи. Движимые голодом, они иногда заходят в города, подвергая опасности их жителей.