«По ту сторону»: фотопроект Натальи Кондратенко
Серия натюрмортов о поиске внутренней свободы.
Фото: Наталья Кондратенко
Наталья Кондратенко
Визуальный художник, работающий с фотографией, живописью, видео, перформансами и инсталляциями. Художественное образование получила в Школе Родченко в Москве. В своих проектах использует псевдодокументальные автопортреты. Родом из Московской области, в настоящее время проживает в Таллинне.
— О чём проект «По ту сторону»?
— Все проекты я делаю в той или иной степени для того, чтобы искать внутреннюю свободу и методы сопротивления в современном мире. «По ту сторону» — не исключение. Здесь я обращаюсь к практике сюрреализма, к своему подсознательному, к тому, что хочется высказать, но в текущих условиях чаще всего невозможно. И на помощь приходит то же, что и сто лет назад, — наше воображение, которое всё ещё обладает свободой.
В общем, это попытка найти свободу, как говорится, во времена несвободы.
— Какие материалы вы использовали в работе? Как создавали натюрморты?
— Какие-то объекты находила дома или на улице, какие-то создавала специально. Например, черепок сделала сама, фон — это моя живопись.
Мне хотелось задействовать всё, что непосредственно меня окружает: мои вещи, мой мусор, мои работы. Для меня каждый натюрморт был сценой внутреннего интимного пространства, поэтому мне было важно использовать личные вещи, вытаскивать наружу то, что обычно не показывается.
Например, в одной из работ я использовала собственные волосы, в другой — часть нижнего белья и так далее. И ещё мне была важна банальность этих объектов — такой идиотизм реальности, который не даёт возможности из неё вырваться.
— Как появлялась идея каждого натюрморта и какой путь она проходила до реализации? Было ли это свободное фантазирование, или всё планировалось и прощупывалось до мелочей?
— Чаще всего я сначала собирала объекты, и когда понимала, что необходимое количество для сцены уже есть, занималась созданием натюрморта. Как именно вещи будут располагаться, я заранее не продумывала. Наоборот, для меня это был медитативный процесс — я отключала аналитическое мышление и позволяла включиться бессознательному.
Интересно, что обычно я делаю проекты под музыку, причём для каждого она своя, чтобы все снимки делать в одном состоянии. А в этот раз я всегда работала в полной тишине.
— Давайте поговорим о технической стороне проекта. Как вы работали со светом? Какую оптику использовали?
— Я использовала три осветительных прибора Dedolight, чтобы подчеркнуть театральность и постановочность сцены. Чтобы создавать световые пятна и разбавлять правильность лучей, пропускала свет через бутылку с водой или стёкла.
Снимала с помощью макрообъектива на максимально закрытой диафрагме и очень длинной выдержке. Также работала методом панорамы, чтобы увеличить размер исходника, — один натюрморт состоит из трёх изображений, сведённых «Фотошопом» в одно.
— Какие были трудности в работе?
— Самое сложное — это подготовка пространства для съёмки. Так как я снимала дома на кухонном столе, то на одну сцену уходил целый съёмочный день: нужно собрать композицию, выставить свет, сделать снимок, потом всё разобрать. Иногда приходилось сцену переснимать. Например, при обработке снимка понимала, что не нравится свет или чего-то не хватает. Поэтому в итоге на создание 10 натюрмортов ушёл год работы.
Больше интересного о современной фотографии в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!