«Образ действия». Фотопроект о мифологизации серийных убийств
В 1990-е в Самарской области у так называемой Дороги любви орудовал маньяк. Спустя годы фотограф Наталья Шульгина обращается к этой истории.
Фото: Наталья Шульгина
С 1993 по 1997 год жертвами серийного убийцы в Самарской области стало не меньше 10 человек.
Нападения происходили неподалёку от Дороги любви. Так местные жители прозвали тупиковый участок пути, ведущий от шоссе к карьеру. В окружающий лес традиционно приезжали парочки в поисках уединения. Мужчина, прозванный позже Лесным маньяком, дожидался, пока кто-то из влюблённых выйдет из автомобиля, и нападал на него с ножом. А после направлялся к оставшемуся в машине.
В 1999 году по этому делу был осуждён сотрудник местного УФСИН Дмитрий Ворошилов, но следствию удалось доказать его причастность только к двум убийствам из серии. В 2012 году, отбыв наказание, Ворошилов вышел на свободу.
Годы спустя фотограф Наталья Шульгина попыталась переосмыслить обросшую слухами историю в проекте «Modus operandi / Образ действия».
Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
Подписаться«Я долгое время жила в районе, где когда-то происходили эти события. Место очень красивое. Я часто ездила там что-то снимать и заметила, что у этого места есть какой-то эффект памяти… — рассказывает Наталья. — Не знаю, связано моё ощущение с тем, что я слышала об этой истории с маньяком, или с чем-то ещё. Наверное, это прозвучит странно, но, сколько я себя помню, каждый раз, когда я приходила в лес, мне рисовались картинки: а что, если я вдруг найду мёртвое тело? Такие места производят на меня впечатление».
Следуя за своим интересом, Наталья решила сделать перепостановку событий, которые могли происходить в этом лесу.
«Подруга с мужем, как ни странно, согласились сниматься. Сначала я даже не думала об этой съёмке как о фотопроекте, но потом стало получаться что-то ещё, собирался материал».
В поисках информации Наталья обратилась к открытым источникам: журналистским материалам о Лесном маньяке и репликам местных жителей в соцсетях. Однако в реализации проекта она не стремилась к строгой документальности. Для части кадров Наталья использовала игрушки: модельки советских автомобилей тех же марок, что на фотографиях из уголовного дела. Ещё часть изображений сгенерировали нейросети.
«Для меня вся эта история связана ещё и с мифологией. Мы сейчас видим очень много шоу в жанре трукрайм. Кажется, будто реальные уголовные дела мифологизируются. Плюс в Самаре есть городские легенды вокруг этой истории с маньяком — охотником на влюблённых. Отчасти эти мифы будто романтизируют совершённые преступления. Я обратилась к искусственному интеллекту, чтобы показать этот процесс мифологизации образа серийного убийцы, — объясняет фотограф. — Нейросети, к примеру, сгенерировали портреты маньяка на основе реальных фотороботов, и изображения получились совершенно разные».
Наталье хотелось подчеркнуть сомнения, которые до сих пор вызывает у людей дело Лесного маньяка.
«До конца непонятно, совершал ли эти нападения в лесу именно маньяк. Потому что в 1990-е правда убивали людей. Достаточно много, чтобы эти преступления могли быть совпадением, а не действиями одного убийцы. Признательных показаний в деле Лесного маньяка нет, а доказали только два эпизода. И якобы преступления с таким же образом действия — modus operandi — повторялись уже после того, как этого человека посадили».
На этапе создания черновой фотокниги и продумывания экспозиции проекта к Наталье присоединилась та самая смелая подруга — фотограф Екатерина Оленина. Художницы решили так: помимо прочего, в тёмной комнате будет стоять стол с хаотично расположенными на нём фотографиями и другими материалами проекта. Зритель сможет сложить из них собственную мифологическую историю о том, что же происходило в лесу у Дороги любви.
«Хочется показать, как наш мозг сам собой создаёт из разорванных данных складную историю, — объясняет Наталья. — Поэтому в проекте использовался искусственный интеллект как способ сгенерировать некие искусственные связи внутри события».
Ещё одной частью проекта стали скриншоты страниц пользователей соцсетей. На них люди обсуждают события, связанные с Лесным маньяком.
«Эти реакции сами по себе говорящие, — рассказывает Наталья. — Люди поднимают достаточно любопытные темы. Кто-то отмечает, что жил рядом с этой дорогой, и говорит, что да, арестованный человек — это точно маньяк, „я его теперь узнаю“. Кто-то пишет, что человек он, конечно, странный, но маньяк ли? Эти фразы помогли нам выложить некую историю внутри черновой фотокниги проекта».
Работа над серией, несмотря на тему, не стала для Натальи эмоционально истощающей.
«Возможно, это мой способ посмотреть на свои травмы, хотя со мной не происходило именно такой истории, как с жертвами этого человека, — говорит художница. — На разных людей по-разному действует взаимодействие с подобными темами. Одних может травмировать даже просмотр фильма про маньяка. Другим помогает соприкосновение со своим страхом. Поэтому многие и смотрят кино про серийных убийц. Для меня этот проект стал, как ни странно, в чём-то освобождающим».
Часть кадров в серии изображает то, как место давних событий выглядит сейчас. Снимки сделаны в том числе с воздуха.
Название «Дорога любви» сохранилось до сих пор. Парочки всё так же туда ездят.
«Не все вспоминают про эту историю, — предполагает Наталья. — В 2012 году, когда этот человек вышел на свободу, люди в соцсетях задавались вопросом о том, как же теперь жить.
Но, по всей видимости, он уехал из региона».
Читайте также: