Проектная фотография
#статьи

Фотопроект: как и зачем его планировать

Для чего фотографу план и какие инструменты помогают прийти к творческой цели. Практическое руководство от художницы и куратора Аллы Мировской.

Фото: Francois Durand / Getty Images

Кажется, что раз профессия фотографа — творческая, то и работает он по наитию. Так ли это?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить 🙂

Для чего фотографу планирование?

Давайте начнём со слова «наитие». Что оно значит? Я понимаю его как интуицию, внезапные догадки, и да, это важный зверь в работе с проектом. Но озарения случаются в процессе размышлений, переваривания собранной информации и фактов. То есть — не на пустом месте. Именно тогда, когда мыслительный процесс и логика заходят в тупик, подключается интуитивное. Вы начинаете думать о чём-то постороннем, расслабляетесь, и тут… бах! — приходит нужное решение. Как говорится, картинка в фокусе. Значит, пора переходить к планированию. Зачем?

Материальное подтверждение целей

Свято верю, что планирование — основа любого долгоиграющего проекта.

Знаете японскую традицию со слепыми куклами дарумами? Когда у человека появляется цель, он рисует даруме первый глаз. И ставит её на полку, одноглазую. Она стоит там немым укором, пока цель не достигнута. Когда цель выполнена — даруме рисуют второй глаз и ставят на другую полку. Теперь она — материальное подтверждение вашей способности действовать и добиваться своего. Это важно.

Фото: aomas / Shutterstock

Залог регулярности действий

План — это последовательность действий, которая должна привести вас к результату. План придаёт уверенности и убеждает автора, что его цель достижима. Когда прописываешь пути, которые ведут тебя к цели, сам начинаешь в неё верить. Подробный план со сроками и промежуточными целями помогает навести порядок в голове. Он способствует тому, что работа в нужном направлении становится регулярной. А это главный залог того, что рано или поздно она будет завершена.

Лекарство от сомнений

По своему опыту могу сказать, что в начале работы с проектом многое происходит легко и на энтузиазме. Вы в восторге от новой идеи, и кажется, что вот оно, дело-то уже наполовину сделано. Но эйфория быстро проходит, уступая место сомнениям. Что-то не получается, кто-то подводит, меняются жизненные обстоятельства, идею критикуют. В результате внутренний голос начинает подначивать и зудеть: «А действительно ли это такая хорошая идея? И вообще, зачем всё это надо? Жил себе спокойно…» Думаю, многим это знакомо.

Вот тут на помощь приходит план. Смотришь на него и думаешь: может, это и правда не так хорошо, как мне казалось вначале. Ну и что? Окончательно станет понятно только после того, как я что-то сделаю и увижу, что получается. Поэтому прочь сомнения, делаем. А в плане уже написано, что именно.

Личный план с таймлайном
Скриншот: Алла Мировская

Основа тайм-менеджмента

План — это своеобразный антистресс. В хорошем плане структурированы задачи и расставлены приоритеты. Бывает, что чувствуешь себя загнанным в угол, потому что нужно одновременно снимать, проводить интервью, ехать в архив за документами и готовить заявку на грант. Ситуация сложная. Обращаемся к плану, где у задач есть пометки «срочно», «важно» и другие. Это помогает взять себя в руки.

Ответственность

Откуда я так хорошо это знаю? Ответ простой — из бизнеса, где десять лет проработала бренд-менеджером. У нас была жёсткая схема: если ты где-то накосячишь, пострадает вся цепочка производства. Такая ответственность многому учит. Особенность работы с некоммерческим проектом часто заключается в том, что вся ответственность, главным образом, перед собой. Не сделаешь — начальник не объявит выговор и не накажет рублём. Это ловушка, в которую попадают многие начинающие авторы с хорошими идеями. Первый запал прошёл, никто не подгоняет — начинают откладывать. А дальше чем больше откладываешь, тем меньше хочется возвращаться к делу. Замкнутый круг, который, опять же, помогает разорвать план работ. Потому что он не только придаёт уверенность, но и накладывает ответственность. Имея план, больше шансов довести начатый проект до конца.

Алёна Кочеткова

Фотограф и преподаватель. Призёр World Press Photo 2019.


— Перед съёмкой очень полезно написать план: что хочется снять, какие детали, какая информация должна войти в проект. Во-первых, это помогает самой понять: а что я хочу сказать? А во-вторых, планирование — это способ погрузиться в тему и найти в ней зацепки, исходя из которых уже можно будет разворачивать визуальное повествование. Так что это со всех сторон полезная и нужная практика.

Перед съёмкой я записываю и даже иногда зарисовываю то, что хочу снять. Может быть, я не сниму именно эти кадры, но у меня есть основа, от которой можно оттолкнуться, направление для поиска. Но, конечно, нужно быть открытой к тому, что может случиться что-то другое.

Что включить в план?

Самое главное — план должен быть максимально конкретным.

Из хорошего плана обычно понятно:

  • что именно будет сделано;
  • кем;
  • когда;
  • как: какими методами и с каким бюджетом;
  • что всё это вам принесёт.

А ещё вы заранее закладываете в план вероятность провала и ваши альтернативные действия. Иными словами, к плану А сразу нужен план Б.

Здесь лично мне больше всего помогает думать на два хода вперёд, как в шахматах. Что будет, если мой герой не согласится на съёмку? К кому ещё я смогу обратиться? Что будет, если мне не разрешат использовать найденный материал? Где я найду ему замену? Что делать, если я не получу финансовую поддержку проекта? Откуда я возьму деньги?

Всё перечисленное выше со мной, конечно, не раз бывало. Совсем свежий случай — не удалось получить поддержку от крупной институции на проект «Зелёная археология» о связи растительного покрова Кольского полуострова и культурно-хозяйственной деятельности поморов. Не удалось и раздобыть сканы гербарных листов растений, на которые я рассчитывала. Что делать? Вот на такие случаи и нужен план Б. Он у меня, к счастью, был. Я поморщилась, пожалела себя немножко и переключилась на альтернативный сценарий. Вместо сканов гербарных листов я сделала рисунки растений от руки и использовала в книге их сканы. Получился такой элемент персонализации. И нашла косвенное финансирование по бартеру. В результате выпустила новую книгу художника, как мне кажется, ничуть не хуже первоначально задуманной и в нужный мне срок.

Инструменты для планирования

Назову то, что обычно использую.

Таблицы Excel

Признаюсь в любви к допотопным таблицам Excel, хотя иногда использую и другие инструменты. Основное достоинство таблицы вижу в том, что она легко меняется, позволяет подробно описывать цели и задачи, добавлять картинки, наглядно фиксировать результаты. Очень важно иметь возможность строить план на несколько месяцев вперёд и видеть его весь на экране. Так в любой момент можно соотнести между собой разные действия, поймать накладки, увидеть и устранить противоречия.

Кураторский план коллективной выставки
Скриншот: Алла Мировская

Если говорить о кураторских и/или коллективных проектах, где помимо вас задействованы другие авторы и специалисты: архитектор, графический дизайнер, печатники, световики, — то к общему плану в ExceI добавляется таймлайн, выделенный отдельный строкой для каждого направления. В таймлайне фиксируются конечные сроки для всех участников проекта, которые неусыпно контролируете вы или менеджер проекта.

Если вы сами участник совместного проекта, то стоит всегда иметь личный план в рамках общего, чтобы самому контролировать свою часть.

Флипчарты

Можно рисовать планы на бумаге. Подойдёт, например, флипчарт большого размера. Их ещё называют магнитно-маркерными досками: можно писать маркером прямо на доске или прикреплять к ней заметки с помощью магнитов. А можно купить специальные бумажные блоки с листами большого формата. В бытность бренд-менеджером я так и делала.

Визуализация из проекта Аллы Мировской From USSR, 1926—1928
Фото: предоставлено Аллой Мировской

В этом есть некая магия — важно материализовать план и таким образом увеличить его шансы на осуществление. Звучит наивно, но работает.

Наталья Ершова

Фотограф, участница выставок в России, Европе и Азии.


— Обычно я ставлю план: делать один кадр в неделю. Если я создаю для съёмки очень сложные объекты, то один объект в неделю. А на следующей неделе — кадр. Если требуется длительная подготовка, к примеру заказ материалов, я делаю одно дело в день. Я заказываю материал и смотрю урок по работе именно с этим материалом, потому что они всегда разные: полимерная глина, силикон. И всегда читаю какую-то информацию, не меньше 20 страниц в день. Для «Пятой четверти» я читала много философии и научной базы.

Как работать с планом?

Главная трудность, она же особенность, плана — с ним нужно работать. Просто красиво нарисовать план недостаточно, чтобы привести себя к цели. Я рекомендую заглядывать в него раз или два в неделю и делать пометки.

Отмечать достигнутое

Например, собирались поснимать в таком-то районе. Или отсканировать найденные материалы. Или провести интервью. Сделали? Отлично! Зафиксируйте это в плане, лучше всего ещё и цветом. Напишите «Сделано» и раскрасьте клеточку, например, зелёным. Со временем зелёных клеточек будет прибавляться, ваше самоуважение будет расти, как и желание продолжать работу.

Контролировать сроки

Особенно это относится к коллективным проектам. Тут как с приготовлением борща — конечно, нужны хорошие ингредиенты, но и внимание обязательно. Нельзя пускать проект на самотёк. В этом случае, как показывает опыт, всё, что может быть сделано неправильно и не вовремя, будет сделано именно так.

Вносить изменения

По мере работы над проектом план может меняться. Это нормально, потому что автор узнаёт что-то новое и обнаруживает новые пути, более короткие и эффективные. Смело корректируйте план.

Бумажный план работы над проектом «Остров Хамовники» в московском арт-пространстве «Солодовня»
Фото: предоставлено Аллой Мировской

Как художница и куратор, работающая в проектном формате, могу сказать: во всех больше чем двадцати реализованных проектах я проходила период сомнений и неуверенности. Часто они были обоснованы и приводили к дальнейшей трансформации плана и улучшению первоначальной идеи. Иногда это непросто, если надо перевернуть всё с ног на голову в жёсткие сроки. Но зато помогает прыгнуть выше головы.

Арсений Несходимов

Концептуальный фотограф. Обладатель наград российских и зарубежных фотоконкурсов. Работает с темой разочарования и отчуждения поколения начала 1980-х.


— Работа над проектом строится всегда по-разному. Как правило, всё начинается с какой-то идеи или настроения, а может, просто один кадр вышел случайно, и ты начинаешь к нему делать что-то похожее, чтобы сделать серию в одном стиле. Делаешь историю, как шашлык. Однако есть проекты, такие как Safety Cards, где сначала был текст (artist statement), потом эскизы, а затем уже непосредственно съёмка. То есть проект может строиться как с начала, так и с конца.

Что делать, если всё пошло не по плану?

Обычно так и бывает. Планы — это одно, жизнь — другое, и всё просчитать невозможно.

Если что-то пошло не по плану — не страшно. Не стоит паниковать, потому что это совершенно не помогает. Лучше поскорее придумать, как можно выйти из ситуации и заработать на этом очки для себя.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована