9 российских фотографов, победивших на CPOY 2024
Какие снимки отметило жюри одного из крупнейших фотоконкурсов.
Фото: Елена Сакурова / CPOY
Девять российских фотографов получили награды College Photographer of the Year (CPOY) — крупнейшего конкурса студенческой фотожурналистики. Итоги конкурса подвели 27 октября.
В CPOY ежегодно принимают участие больше 600 учащихся из более чем 160 образовательных учреждений в 50 странах. Конкурс проводится с 1945 года — в этом году в 79-й раз.
Рассказываем о победителях и их снимках.
«Вкус железа»
Натали Дюрич — финалист в категории «Иллюстрация»
Студентка Академии документальной и арт-фотографии «Фотографика» Натали Дюрич стала финалисткой в категории «Иллюстрация». Это категория для концептуальных изображений со «строгим контролем эстетики и целей».
Фотопроект Натали Дюрич — о городе Вышний Волочёк, жизнь в котором кажется ей поставленной на паузу. Долгое время город служил транспортной развязкой между Санкт-Петербургом и Москвой, а в советские годы здесь расцвело промышленное производство. На местном стекольном заводе произвели знаменитые рубиновые кремлёвские звёзды. Затем наступила фаза «депрессии достижений». Здания заводов и фабрик стали ветшать.
«Местные жители по ночам выпиливали железные опоры на заводах, пока заводы не рухнули.
Тема стагнации общества оказалась в сфере моих исследовательских интересов. Работая над проектом, я обращаюсь к теме коллективной памяти. С помощью цифровых коллажей я выстраиваю связь пространства и времени. Используя архивные фотографии из жизни города, я привношу в современный ландшафт Вышнего Волочка персонажей и архитектурные сооружения, формируя новые пространства. Этот приём создаёт обратный эффект — иллюзию пребывания вне времени.
Смешение времён позволяет получить собирательный образ общества, погружённого в своё настоящее и живущего ностальгией по коллективному прошлому».
Из описания проекта
«Моя мама не работает»
Ольга Штайнепрайс — финалист в категории «Иллюстрация»
Живущая в Германии россиянка Ольга Штайнепрайс — ещё одна представительница «Фотографики» на конкурсе. В своей художественной практике она сосредоточена на теме материнства, семьи и гендерных ролей.
Серия «Моя мама не работает» появилась после того, как Ольга услышала, как её сын ответил на вопрос своего друга «А чем занимается твоя мама?», что «настоящей работы» у неё нет.
«Мне неловко говорить, что я домохозяйка. Потому что для меня это в некотором роде синоним бездельницы. В своё оправдание я всегда поясняю, что у меня трое детей и что у меня с ними много забот и мало времени.
Но во сколько начинается и заканчивается рабочий день домохозяйки? Я не знаю. По моим ощущениям, в доме, где живут дети, он никогда не заканчивается. Всегда есть какая-то работа, которую нужно сделать, даже если она считается несуществующей. Это те действия, которые выполняются на автопилоте, когда женщина как бы растворяется в доме и всё, как кажется, делается само собой.
Вот почему вы не можете увидеть лицо моей героини в проекте. Вы даже не всегда можете сразу найти её на фотографии.
Все домашние дела, которые выполняют женщины, часто воспринимаются другими членами семьи как невидимый атрибут, которым дом обладает „от природы“. Эта невидимая работа не должна утомлять женщину, полагают они. Сидеть дома целый день — это не тот труд, который можно признать и оценить».
Из описания проекта
«Разноцветное настроение»
Алёна Ивочкина — награда за выдающиеся достижения в категории «Иллюстрация»
Арт-фотографа Алёну Ивочкину из Школы фотографии Елены Суховеевой и Виктора Хмеля отметили за серию снимков о том, как вещи становятся способом общения с миром.
Несмотря на то что это автопортреты, главным «героем» на них можно назвать одежду.
«Одежда — это не просто кусок ткани! Какая-то одежда любимая, другая связана с воспоминаниями, в третьей хорошо грустить, а четвёртая настраивает на лирический лад. На всех фотографиях я без лица, что, отражает, во-первых, мою закрытость по отношению к миру, а во-вторых, полное погружение в эмоции, вызванные тем, что на мне надето. В работе над проектом я использовала коллаж: фон, моя голова и моё тело сняты отдельно, а затем соединены в графическом редакторе».
Описание проекта
Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
ПодписатьсяВолонтёры на лодках в зоне затопления
Вадим Насыров — награда за выдающиеся достижения в категории «Экстренные новости»
В категории «Экстренные новости» жюри рассматривало снимки, события на которых невозможно было предугадать и спланировать: пожары, аварии, стихийные бедствия.
Вадим Насыров, студент школы современной фотографии «Докдокдок», отмечен за работу во время наводнения в Орске весной 2024 года.
Портрет спортсменки Алёны Затонской
Алина Кизилкая — награда за выдающиеся достижения в категории «Спортивный репортаж»
В этой категории жюри оценивало спортивные фотографии, рассказывающие сильные человеческие истории.
Портретный и документальный фотограф из Санкт-Петербурга Алина Кизилкая, представляющая школу «Докдокдок», отмечена за снимок чемпионки России по адаптивной гребле Алёны Затонской.
«Артур и его „Братство лосей“»
Наталья Шатохина — финалист в категории «Портрет»
Наталью Шатохину из «Докдокдок» жюри отметило за фотографию Артура Малиева, создателя приюта для лосей в Тверской области.
«Старый и молодая»
Татьяна Сикорская — золото в категории Interpretive Eye
В категории Interpretive Eye авторы показывают личный взгляд на окружающий мир. Эта номинация для отдельных документальных фотографий, которые можно трактовать как авторский визуальный комментарий.
Татьяна Сикорская из академии «Фотографика» победила со снимком, на котором дедушка, страдающий деменцией, и его внучка, страдающая депрессией, лежат в соседних комнатах.
Человек — всего лишь часть природы
Tutta Gnutta — финалист в категории Interpretive Eye
Работающая под именем Тutta Gnutta Наталия Гетьман (академия «Фотографика») исследует связь человека с природой. Для неё это сторона жизни, которая помогает находить гармонию и равновесие.
Жюри CPOY отметило её снимок без названия.
«Человечество стремительно развивает технологии. Цифровизация сопровождает нас повсюду. Но всё равно, каким бы ни было бурным цифровое настоящее, человек не в состоянии справиться со стихией природы. Все сооружения поддерживаются человеком. А природа со временем поглощает любое творение, оставленное в негодности. В какие бы игры мы ни играли, мы всего лишь часть цикличности жизни».
Описание снимка
«Сплетение»
Елена Сакурова — финалист в категории Interpretive project
В категории Interpretive project жюри оценивало документальные фотографические эссе или серии, демонстрирующие уникальную точку зрения автора.
Елена Сакурова, представляющая «Фотографику», отмечена за проект об особой связи её детей друг с другом и её личном опыте материнства.
«Семь лет назад я стала мамой девочек-тройняшек. С самого их рождения я жила с ощущением, что меня недостаточно, потому что им троим нужна мама одновременно. Если я обнимаю одну, две другие тоже просят моего внимания. Психологи называют это „соперничество близнецов“. Я часто забываю о себе и нарушаю свои личные границы, пытаясь уделять каждой дочери одинаковое количество времени и ласки, а ещё поддерживать порядок в доме. Мы сливаемся в единый организм.
Девочки очень близки и невероятно связаны друг с другом. Им сложно расстаться даже на короткое время. Возможно, на это влияют и другие люди, для которых они „тройняшки“, их путают и воспринимают как единое целое. Прохожие на улице, воспитатели в детском саду, тренеры и соседи обращаются к ним как к тройняшкам, не различая их и не видя их индивидуальностей.
Снимая автопортреты с детьми, я замедляюсь и смотрю на нас со стороны, возможно, даже проживаю эти моменты снова. С помощью фотографии я фиксирую момент, который остался в прошлом, но могу вспомнить и прочувствовать его снова, глядя на фотографию. Я документирую нашу жизнь и получаю терапевтический эффект от процесса».
Из описания проекта
Читайте также: