Ода бетону, неизбежный Линч и добряк Мартин Парр: что смотреть на Beat Film Festival
Пять документальных лент о фотографии и не только о ней для всех, кто интересуется визуальной культурой.


Изображение: Мартин Парр / пресс-служба Beat Film Festival
С 5 по 15 июня в Москве пройдёт Beat Film Festival — международный фестиваль документального кино о новой культуре.
Мы выбрали пять лент о фотографии и не только о ней, которые не стоит пропускать.
«Ансельм. Шум времени»
Год: 2023
Продолжительность: 93 минуты
Страна: Германия
Режиссёр: Вим Вендерс
Фильм об одном из самых известных художников современности от одного из её знаковых режиссёров.
В 1969 году 24-летний немец Ансельм Кифер объездил достопримечательности Европы, чтобы на их фоне вскинуть правую руку в нацистском приветствии. Свои действия он задокументировал с помощью фотокамеры, сделав сотни снимков. Часть из них стала серией «Героические символы» — критической и провокационной работой о том, что нацизм живее, чем кажется.
С этих снимков начался длинный путь Ансельма Кифера в искусстве, а «расковыривание открытой раны немецкой истории» стало центральной темой в его практике.

Исследуя и пытаясь преодолеть тяжёлое прошлое, Кифер работает с разными медиа: живописью, фотографией, скульптурой, инсталляцией. Он смешивает краски на полотнах с землёй и пеплом, погружает картины в ванны для электролиза (такие используют для обработки металлов), поджигает их из огнемёта, использует найденные объекты — от велосипедов до гробов, переплавляет в скульптуры старую крышу Кёльнского собора и танцует в процессе работы.
За всем этим в огромной мастерской художника во французском поместье наблюдает Вим Вендерс — тоже немец и тоже представитель послевоенного поколения. Режиссёр проводит рядом с Кифером три года, чтобы создать по-настоящему масштабное кино — под стать монументальным работам своего героя.
Подробнее«Я — Мартин Парр»
Год: 2024
Продолжительность: 68 минут
Страна: Франция, Великобритания
Режиссёр: Ли Шульман
Мартин Парр — английский документальный фотограф и член агентства Magnum, известного строгими фотожурналистскими стандартами. И в то же время многие критики считают подход Парра вовсе не документальным.
Гротескные ракурсы, кричащие цвета, выбор абсурдных сюжетов — в работах фотографа много иронии, если не сказать цинизма. Парр нисколько не стремится сделать красиво, а только подсвечивает реальность. В том числе в прямом смысле — используя беспощадную вспышку даже днём.

На его снимках — безудержное потребление, китч, неловкие бытовые моменты. Впрочем, Парр говорит, что на него редко обижаются, — возможно, секрет в самоиронии. Фотограф считает себя таким же, как те, кого он высмеивает. Вот и описание фильма «Я — Мартин Парр» обещает нам послевкусие, как от знакомства с добрым и мудрым человеком.
Подробнее
Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
Подписаться«Время брутализма»
Год: 2024
Продолжительность: 56 минут
Страна: Северная Македония
Режиссёр: Игорь Иванов Изи
Расцветший в 1950–1970-х годах брутализм был попыткой создать честную архитектуру. Никакой декоративности, только утилитарность, необработанные материалы «как они есть», открытые коммуникации и природные цвета. А родился стиль как способ сэкономить в тяжёлые послевоенные годы, когда малыми средствами нужно было восстанавливать разрушенное.
В 1963 году в югославском Скопье произошло катастрофическое землетрясение: погибло больше тысячи человек, а две трети горожан остались без крыши над головой. Восстанавливать город приехала международная команда архитекторов. Так в городе появились десятки монументальных модернистских зданий.

В 2024 году режиссёр Игорь Иванов Изи создал очень личный фильм о коллективной истории своего родного города. Он снимает бруталистские постройки Скопье, ныне столицы Северной Македонии, сопровождая видеоряд воспоминаниями и эмоциональными рассуждениями. Грубые бетонные здания, многие из которых уже заброшены, предстают символами светлого будущего, которое так и не наступило.
Подробнее«Дэвид Линч: жизнь в искусстве»
Год: 2016
Продолжительность: 88 минут
Страна: США, Дания
Режиссёры: Оливия Неергаард-Холм, Рик Барнс, Джон Нгуен
Линч курит в мастерской, Линч медитативно перебирает старые снимки, Линч куда-то едет за рулём машины.
Фильм «Дэвид Линч: жизнь в искусстве» — это неспешный и откровенный монолог без преувеличения культового кинорежиссёра. Впрочем, в этой ленте Линч прежде всего — художник.

Он показывает свои сюрреалистические холсты и погружается в воспоминания о том, что было до кинематографа. Странные образы из детства, переезд в Филадельфию ради карьеры художника, «ожившая» картина, как будто случайно приведшая Линча в кино, — возможно, посмотрев этот фильм, мы поймём нечто важное об истоках его аутентичной эстетики.
Подробнее«Мишель Гондри: DIY»
Год: 2023
Продолжительность: 80 минут
Страна: Франция
Режиссёры: Франсуа Немета
Странные миры своими руками — это о нём. Французский режиссёр и клипмейкер Мишель Гондри известен своей бесконечной фантазией и умением изобретательно воплощать её в жизнь.
Первый клип он нарисовал фломастерами для группы Qui Qui, где играл на барабанах. Дальше были сюрреалистичные видео для Бьорк, Radiohead, The Chemical Brothers и других музыкантов, хотевших «иначе». Гондри превращал людей в воду в бассейне, снимал полёт пули в слоу-мо, оживлял фигурки «Лего» и вязаных человечков, «размножал» героев, одновременно рассказывал разные истории, деля экран даже не на две, а на три части.
Сложные визуальные решения и хитрые декорации он перенёс и в рекламные ролики, вирусившиеся тогда, когда ещё не употребляли этого слова. Затем миры, где вымысел переплетается с реальностью, вместе с Гондри перекочевали в кино и оказались оценены по достоинству. Самый известный его фильм «Сияние чистого разума» принёс Гондри «Оскар» за лучший сценарий.

На вопрос, почему Гондри работает с физическими объектами, а не создаёт их с помощью компьютерной графики, он отвечает: «Ну, для меня гораздо интереснее построить квартиру или китайский ресторан. Я думаю, что так работает мой мозг».
Док о Гондри снял человек, который хорошо знает об особенностях этого мозга, — его друг и ассистент Франсуа Немета. Кино получилось неровным и «свойским», и в этом его плюс. В прошлом году фильм открывал Beat Film Festival, а в этом вошёл в программу самых популярных фильмов фестиваля последних лет.
Подробнее
Читайте также: