Что такое гармония и как её использовать в музыке
Раскладываем по полочкам один из самых абстрактных терминов в музыкальной теории.
Иллюстрация: Plaisanter / The Library of Congress / Flickr / Annie для Skillbox Media
В повседневной речи мы используем слово «гармония», чтобы рассказать, как разные вещи (объекты, понятия, концепции и так далее) сочетаются друг с другом. В музыке понятие гармонии тоже касается сочетаний, но оно гораздо более точное и техническое. И если вы разберётесь в этой части музыкальной теории, то освоите один из самых важных для музыкального творчества инструментов.
- Что такое гармония
- Из чего она состоит
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что такое гармония
В европейской музыкальной теории термин «гармония» используют, чтобы описать, как сочетаются звучащие одновременно звуки разной высоты. Гармонией также называется раздел музыковедения, посвящённый тому, как сочетаются друг с другом аккорды и тональности.
Гармонию создаёт любой аккорд на гитаре, любое созвучие инструментов: гитара, бас и вокал в рок-группе, флейта, виолончель и трубы в оркестре. Даже вы с друзьями, когда вместе поёте в караоке любимую песню школьных лет, можете звучать гармонично или не очень.
В этой статье мы расскажем о гармонии с точки зрения европейской музыкальной теории — той, что изучают в школах России, Европы, Америки. На её основе построена почти вся популярная и классическая музыка. Однако есть и другие подходы к музыкальной теории в целом и к гармонии в частности — например, в индийской, иранской, японской традиционной музыке, разных направлениях музыкального авангарда.
Из чего состоит гармония: интервалы
Разные сочетания нот производят разные эффекты. Чтобы объяснить, как это работает, вспомним, что звук — это колебания воздуха. Высота звука зависит от того, с какой частотой происходят эти колебания.
В европейской музыкальной теории звуковой ряд принято делить на октавы, а каждую октаву — на 12 полутонов. У каждого полутона есть своя высота, которая зависит в основном от частоты — количества этих колебаний в секунду. Например, частота ноты до в первой октаве — 65,5 колебания в секунду или 65,5 герца (Гц). А частота ноты до во второй октаве — 131 Гц, то есть ровно в два раза больше.
Наши уши удивительно хорошо различают такие расстояния между нотами (в музыкальной теории их называют «интервалами»). Из-за того, как звучит человеческий голос, из-за звуков, которые нас окружают, и музыки, к которой мы привыкли, эти расстояния вызывают у нас определённые ассоциации. Такие ассоциации можно разделить на две категории: консонансы, которые звучат приятно и мягко, и диссонансы, которые звучат грубо и «режут слух».
Например, интервал в 12 полутонов, или одну октаву, который мы рассмотрели выше, — яркий и мягкий консонанс. Интервал в семь полутонов (его ещё называют «чистая квинта») — тоже. А вот если вы возьмёте два соседних полутона, которые образуют интервал под названием «секунда», и сыграете их одновременно, — получится резкий диссонанс.
Не стоит думать о консонансах как о «правильных» интервалах, а о диссонансах как о «неправильных». Диссонансы тоже постоянно используют в музыке — они отлично подходят для того, чтобы добавить напряжённости, драматизма. Если бы вся музыка состояла из приятных слуху консонансов, мы бы жили в очень скучном мире.
Саундтрек к культовому ужастику с акулами «Челюсти» — пожалуй, самый очевидный пример того, как используют диссонансы в музыке. Композиция построена вокруг малой секунды — очень диссонансного интервала, который создаёт всё нарастающее чувство напряжения.
Ещё один пример — тема Стражей из The Legend Of Zelda: Breath of the Wild. Большая часть саундтрека игры построена вокруг лёгкой фортепианной мелодии, медленно играющей на фоне, пока игрок исследует открытый мир. Стражи же — очень сильные противники, от которых на первых порах можно только убегать. Чтобы передать чувство опасности при встрече с ними, композитор решил не использовать громкие и пугающие звуки. Вместо этого он создал мелодию на пианино, в которой грамотно использовал диссонансы, — и добился нужного эффекта, не разрушая атмосферу игры.
Читайте также:
Из чего состоит гармония: тональности
Как мы описали выше, весь звукоряд можно разделить на октавы. Обычно их выделяют девять:
- семь полных октав по 12 полутонов в каждой;
- субконтроктава в самом низу, которая включает всего три полутона;
- самая высокая, пятая октава, которая используется крайне редко — настолько, что для неё на фортепиано выделена лишь одна клавиша с нотой до.
Но не все ноты внутри октавы гармонично звучат в сочетании друг с другом. Чтобы убедиться в этом, попробуйте поиграть в случайном порядке на клавишах пианино. Скорее всего, вы получите абсолютную какофонию из несвязанных, режущих слух звуков. А теперь попробуйте снова поиграть в случайном порядке — но только на белых клавишах. У вас выйдет такая же несвязанная каша, но заметно более приятная на слух.
Причина этого в тональности. Так называют группы нот из семи нот, которые хорошо звучат вместе. Тональность — это фундамент для гармонии. Она задаёт правила, по которым ноты и аккорды могут сочетаться друг с другом, чтобы звучать связно.
Чтобы получить тональность, нужно выбрать тонику — то есть первую ноту вашей тональности, а затем добавить ещё несколько нот, руководствуясь алгоритмом, который называется лад.
В европейской музыкальной теории есть два лада: мажорный и минорный. Мажорный строится по схеме «тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон». Возьмём ноту до и построим от неё тональность с помощью этого алгоритма. Получим ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, образующие тональность до мажор.
Чтобы показать, почему понятие тональности важно для гармонии, вернёмся к примеру, с которого мы начали эту статью, — песни White Winter Hymnal. Она написана в ми мажоре. Здесь приятная и тёплая гармония создаётся за счёт того, что все голоса вокальной партии находятся в этой тональности и расположены в консонансных интервалах друг от друга.
Из чего состоит гармония: созвучия и аккорды
Понимание того, что такое тональность, поможет нам разобраться, что такое созвучие и аккорд — пожалуй, главные понятия для гармонии.
Созвучие — это одновременное сочетание трёх и более звуков. Нажмите три любые клавиши на пианино, сыграйте три любые струны на гитаре — и у вас получится созвучие. Аккорд — это тип созвучия, в котором три ноты выбраны по определённым правилам.
Допустим, вам нужен простой, консонансно звучащий аккорд. Самый простой способ его построить — расположить звуки по терциям.
Терция — это интервал, равный трём полутонам (малая терция) или четырём полутонам (большая терция). Это консонансные интервалы: если вы расположите ноты на таком расстоянии друг от друга, они будут звучать приятно — то что нужно для нашего аккорда. И вам даже не придётся их высчитывать.
Чтобы получить консонансный аккорд:
1. Выберите тональность. Допустим, фа мажор. Вспоминаем алгоритм мажорной тональности «тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон» и получаем ноты: фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми. Последний шаг в полутон даст снова фа — и этот ряд можно продолжать до бесконечности.
2. В этой тональности выберите ключевую ноту, к которой вы будете добавлять другие ноты, чтобы получить аккорд. Далеко не пойдём и остановимся на самой первой, фа.
3. К этой ноте добавьте ещё две, выбирая «через одну», согласно нашей тональности. То есть к ноте фа добавляем третью и пятую ноту тональности: ля и до.
Получится аккорд из трёх нот: фа, ля, до. Он будет хорошо звучать в произведениях, написанных в фа мажоре. Поздравляем: вы освоили самый простой способ собрать приятно звучащий аккорд. Почему так получилось?
Вспомним наши интервалы и консонансы! Расстояние между первым и вторым тоном аккорда будет равно терции (малой или большой — не так важно). А это консонансный интервал. Между вторым и третьим? Тоже терция. Между первым и третьим? Опять же консонансный интервал, только не терция, а квинта. В общем, сплошные консонансы.
Хотите сделать аккорд насыщеннее? Добавьте ещё одну ноту, выбрав так же «через одну». Фа, ля, до, ми — и вот у вас септаккорд фа мажор.
Хотите разбавить парад консонансов озорным диссонансом? Поменяйте интервал между первой и второй нотой с терции на большую секунду, чтобы вышло фа, соль, до. Получится аккорд, который звучит немного острее, напряжённее.
Таких способов построить совершенно разные аккорды — используя консонансные интервалы и грамотно разбавляя их диссонансными — великое множество. Освоить гармонию — значит освоить эти способы и научиться понимать, когда стоит использовать какой аккорд.
Читайте также:
Из чего состоит гармония: последовательности аккордов
Чтобы завершить наш разбор гармонии, заглянем на территорию мелодии — то есть того, как сочетать звуки не одновременно, а друг за другом, — и откроем мир функциональной гармонии. Это раздел музыкальной теории изучает связь между аккордами и их ролями («функциями») в композиции.
У каждой ноты в тональности есть своя функция и свой номер («ступень»). Их обозначают римскими цифрами. В фа мажоре это будет выглядеть так.
I (тоника) — фа.
II (верхний вводный тон) — соль.
III (медианта) — ля.
IV (субдоминанта) — си-бемоль.
V (доминанта) — до.
VI (субмедианта) — ре.
VII (нижний вводный тон) — ми.
Как мы выяснили выше, от каждой из этих нот можно построить аккорд. И у этих аккордов тоже будут свои функции.
Тоника (I) — это основа тональности, главная ступень. Она задаёт устойчивость и завершённость. Все остальные ступени так или иначе стремятся к тонике, что создаёт внутреннюю систему напряжения и разрешения. Композиция начинается с тоники и может уходить куда-то в сторону, но стремится вернуться обратно. И чем дальше она отходит, тем приятнее возвращение обратно.
Самое далёкое, куда может уйти композиция в рамках одной тональности, — доминанта (V). Это точка наибольшего напряжения, которая сильнее всего требует разрешения. Когда мы говорим о последовательностях аккордов, доминанта и её возвращение к тонике играют ключевую роль. Такое движение (V → I) называют каденцией, и это одно из фундаментальных явлений в гармонии.
Субдоминанта (IV) — чуть менее напряжённая точка. Она часто выполняет роль подготовительной ступени перед переходом в доминанту. Одна из самых популярных последовательностей в современной музыке выглядит так: I → IV → V → I. Её можно встретить повсюду — от классической музыки до поп-хитов. Эта последовательность называется «полный функциональный оборот», потому что в ней представлены все функции аккордов: устойчивость тоники, подготовка субдоминанты, напряжение доминанты и возвращение к устойчивости.
У остальных ступеней тоже есть свои функции. Верхний вводный тон (II) подготавливает движение к доминанте (V) или субдоминанте (IV). Часто используется в сочетании II → V → I — одной из базовых гармонических цепочек.
Медианта (III) связывает тонику (I) и доминанту (V), добавляя мелодическую или гармоническую плавность. Субмедианта (VI) часто используется как замена тоники (I), особенно в минорных тональностях, или как связующее звено перед субдоминантой (IV). Нижний переходный тон (VII) — самая нестабильная ступень в тональности. Её основная задача — создать сильное напряжение, которое разрешается в тонику (I).
Значит ли это что прыжки между тоникой и доминантой — объективно правильный способ писать музыку? Конечно, нет. Как и интервалы, которым вовсе не обязательно всегда быть консонансными, аккорды могут чередоваться так, как того захочет музыкант.
Чтобы выйти за границы, нужно эти границы осознать. Концепция напряжения и разрешения закладывает основы того, как сделать музыку приятной и по-хорошему предсказуемой. Но если композиция преследует какую-то другую цель, значит, стоит использовать другие приёмы. Можно завершить песню на переходном тоне, чтобы добавить ощущение незаконченности и загадочности. Можно бегать между тоникой и медиантой и создать атмосферу постоянного движения. Возможности безграничны, но, чтобы ими воспользоваться, нужно понимать, как работает классическая гармония.
Читайте также: