Созвучие: что это такое и какие бывают
Продолжаем рассказывать о сольфеджио понятным языком.
Иллюстрация: Luke Stackpoole / Rawpixel / Xavier Lacot / Flickr / Annie для Skillbox Media
Почему одни звуки классно звучат вместе, а сочетание других вызывает тоску и желание заткнуть уши? Сколько вообще звуков может одновременно звучать в музыке и как их организовать так, чтобы они нравились и вызывали желание послушать ещё? Мы уже рассказывали вам о том, что такое сольфеджио и как с его помощью понимать и сочинять музыку. Сегодня говорим о том, что такое созвучия и как устроен сладостный, волшебный мир звуков.
Из нашей статьи вы узнаете:
- какие сочетания звуков называют созвучиями;
- что такое музыкальный кластер;
- сколько звуков в интервале;
- чем аккорд отличается от кластера.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что такое созвучия
Вы когда-нибудь задумывались о том, что ещё каких-нибудь триста лет назад в мире можно было услышать в основном природные звуки? В сознании современного человека звуки природы и цивилизации сливаются, да и слух его за время технологического прогресса стал менее чутким: мы не охотимся ежедневно, чтобы выжить, а о приближении опасности нам сообщает МЧС.
То, что для человека эпохи Просвещения было бы адским шумом, для нас привычно. Проносится мимо курьер на электросамокате, ревёт метро, раздаётся речитатив попрошайки, орёт сирена скорой. Тут же поют птицы, монотонно гудит шоссе и болтают пенсионеры на лавочке. Обычно мы игнорируем этот звуковой коктейль — созвучия, наполняющие мир вокруг, существуют вне нашего внимания.
Привычка к звуковому шуму влияет на то, как мы воспринимаем и создаём музыку. Нелегко научиться слышать и запоминать разницу между звуками, освоить сольфеджио в том числе и потому, что слух не готов к такой работе. Так как, слушая музыку, слышать её, а не воспринимать фоном? Сделать своё восприятие острее можно с помощью следующего метода. Попробуйте вспомнить, как звучат явления природы.
Прислушайтесь к звукам цивилизации, которые вас окружают, к своему дыханию, к пространству, в котором вы находитесь. Попробуйте отследить каждый звук. Как звучит человек, находящийся рядом? Холодильник? Постепенно следуйте за слухом, расширяя слышимое пространство. Что происходит за окном, на другой стороне улицы, за поворотом? Постепенно дойдите до своего слухового порога. Эта концентрация внимания на слышимом подарит вам осознание того, что мир звучит, и звучит очень интенсивно.
Повторяя эту нехитрую технику фокусировки внимания, вы научитесь тонко воспринимать звуки и подготовите свой слух к тому, чтобы различать музыкальные созвучия.
В современной музыке любой звук может трактоваться как музыкальный: достаточно послушать какой-нибудь трек M83, наполненный городскими шумами, — например, I Guess I’m Floating. Но чтобы не запутаться, сосредоточимся только на звуках, которые можно записать нотами, сыграть на музыкальном инструменте или спеть. Группы таких звуков мы будем называть музыкальными созвучиями. Они делятся на три разновидности: кластеры, интервалы, аккорды.
Кластер
Кластер — это толпа звуков. Такое созвучие воспринимается просто и легко. Если подойти к фортепиано и положить всю ладонь на клавиатуру, зазвучит кластер — звуковая «гроздь». Когда машины в пробке сигналят все вместе — это тоже кластер. Кластерные созвучия можно услышать в рое пчёл, гуле работающего холодильника или хоре голодных кошек. Количество звуков в кластере не ограничено, это звучащее множество, в котором звуки трудно разделить.
В кластере нет необходимости сосредотачиваться на отдельном звуке: каждый слишком похож на другой, и все звуки вместе образуют плотное шумовое звучание. Слово «кластер» звучит так современно, что может показаться, что это свежее изобретение. Но нет: европейские композиторы используют кластеры уже несколько столетий как способ изобразить тотальный хаос и шум. Вот так звучат кластеры в «Стихиях» Жана-Фери Ребеля, французского скрипача и композитора XVIII века.
Интервал
Интервал — это два (и только два) одновременных или последовательных звука. Два поющих человека, две скрипки, две птицы, два моторных катера, два подпрыгивающих мяча звучат в интервал. Если вы разговариваете с другом и одновременно произносите «Да!» — ваши голоса тоже звучат в интервал.
Замечательно наблюдать интервал в скрипе качелей, в дверном звонке, в пении кукушки: здесь очень хорошо слышно, что интервал — два звука, последовательно звучащие на разной высоте. Высота — физическая характеристика звука, частота, с которой колеблется струна, связки у певца, воздух внутри духового инструмента.
Все звуки по высоте можно разделить на низкие, средние и высокие.
- Например, высокими называют такие звуки, как трель соловья, детские голоса, свист, звон бубенчиков (на клавиатуре фортепиано расположены от центра вправо).
- Низкие звуки: шум машин, рычание, топот, мужские голоса (на клавиатуре фортепиано расположены от центра влево).
- Средние звуки расположены в центре клавиатуры, примерно соответствуют высоте спокойной человеческой речи.
Это деление помогает упорядочить звуковое разнообразие и описать свои звуковые ощущения. Например, в пении кукушки — «ку-ку» — первый звук выше, второй — ниже. Различать звуки по высоте можно научиться: достаточно запомнить «образцовые» звучания высоких и низких звуков и ориентироваться на них.
Если представить себе условную звуковую кривую, изменяющуюся от низких звуков к высоким, то интервалом будет расстояние между точками на этой звуковой кривой. Геометрический аналог музыкального интервала — отрезок, расстояние между точкой А и точкой В.
Каждый интервал имеет своё особенное название и настроение — это тема для отдельного изучения.
В интервалах звуки вступают в отношения друг с другом, это упорядоченный диалог равных. Мы же слушаем и наслаждаемся обоими звуками в полной мере.
Например, с фантастически простого и красивого интервала начинается главная тема из музыки к фильму «Интерстеллар» (2014). Интервал повторяется и звучит на протяжении всей темы, а на эту основу нанизаны остальные звуки.
Аккорд
Если интервал — это два звука, то для того, чтобы получился аккорд, нужно три звука и больше. Итак, аккорд — это упорядоченное множество трёх и более звуков.
Слово «аккорд» итальянское, образованное от греческого chordа. Переводят слово «хорда» как «кишка, жила, струна». Древние греки придумали музыкальный инструмент монохорд — на него натягивалась всего одна струна, сделанная из жилы. Пифагор использовал монохорд в качестве своеобразного измерительного инструмента: настраивая струну, он проводил простейшие вычислительные операции вроде сложения и вычитания, выяснял точные расстояния между интервалами. Он считал, что те же самые принципы применимы ко Вселенной, где каждое тело звучит по-своему и образует интервалы с другими телами.
А вот итальянский глагол accordare, уже наиболее близкий к привычному музыкальному значению, переводится как «согласовывать, договариваться, соглашаться». «Быть в аккорде» значит «быть в согласии».
Аккордом также называется набор струн для гитары, скрипки, виолончели — для любого струнного инструмента. Если по струнам гитары сделать «блямс», прозвучит аккорд.
Чем же тогда аккорд отличается от кластера? Звуки образуют аккорд, когда между ними есть чёткие расстояния. Представьте себе гитару: каждая струна образует интервал с другой, а несколько интервалов образуют аккорд. На свете существуют тысячи созвучий — а значит, тысячи аккордов. Все их запомнить невозможно, да и не нужно: достаточно знать, как они устроены. Самые популярные типы аккордов — трезвучия, септаккорды и нонаккорды.
- Трезвучия, как можно догадаться, состоят из трёх звуков. Это простые аккорды, которые можно самостоятельно подбирать на слух и по настроению: минорные аккорды — когда грустно, мажорные — если радостно.
- Септаккорды состоят из четырёх звуков. Между первой и последней нотами такого аккорда семь ступеней нотного стана, такое расстояние называется септимой (что в переводе с латинского означает «седьмая»). А аккорд получил название в честь этого расстояния.
- Нонаккорды играются всей пятернёй, потому что состоят из пяти звуков, а расстояние между их крайними нотами — целых девять ступеней. Такие аккорды сложно придумать без знания сольфеджио, с нуля, они обычно не используются в поп-музыке и звучат непривычно и сложно — и очень красиво. Играть нонаккорды любил Джимми Хендрикс, их можно услышать в джазовых, блюзовых и госпел-композициях.
Читайте также:
Самое сложное в изучении интервалов и аккордов — научиться их слышать и распознавать.
В мире, где каждый стремится быть услышанным, мы находимся в ситуации повышенной сенсорной нагрузки из-за тотального шумового загрязнения. Его невозможно увидеть, потрогать, понюхать, но вред от него столь же ощутим, как вред от мусора или выхлопных газов. Чем больше звуков вокруг нас, чем громче эти звуки, тем сложнее воспринимать различия между ними.
Весь XX век композиторы экспериментировали со звуками окружающего мира. Так появилась «конкретная музыка», главная особенность которой — отношение к любому звуку как музыкальному. В поисках гармонии композиторы прислушивались к промышленным объектам, бытовым приборам, голосам птиц. Путь экспериментов в авангардной музыке привёл к концепции тишины и невыразимого — музыка в такой концепции не отличается от шума. Так появилась композиция Джона Кейджа 4’33, в которой единственный «звук» — абсолютное молчание оркестра и людей, сидящих в зале. Шок первых слушателей этого музыкального «чёрного квадрата» открыл новое понимание музыки: она начинается тогда, когда мы прислушиваемся к ней. Мы отделяем музыкальные звуки своим вниманием от других звуков, и они становятся волшебными для нас.
Когда вы обращаете внимание на отдельный звук и осознаёте его, ваш слух тренируется. За вниманием к отдельному звуку следует внимание к созвучиям — интервалам, аккордам. Из этого внимательного отношения к звукам рождается понимание гармонии и способность её воспринимать.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс