Много шума из много чего
Пять композиций в жанре метал, которые снесут вам крышу.
 
 
Метал как жанр существует уже полвека — и всё это время он эволюционировал, расширял рамки поджанров и утверждался как одно из важных и популярных направлений в музыке. Хотя для обывателя метал может звучать как лай собак на шумной стройке, он не просто так популярен у миллионов фанатов. Основные стереотипы про тяжёлую музыку: она громкая и шумная; в ней есть ревущие гитары и ревущие вокалисты; метал мрачный, а тексты в нём все про смерть. Но, конечно, это не так.
Мы уже рассказывали, как блюз стал хард-роком и как хард-рок превратился в метал. В этой статье расширим музыкальные горизонты и покажем, насколько изобретательно можно делать музыку в рамках одного жанра.
Все треки в подборке очень разные. Кроме жанра, их объединяют лишь две черты. Первая — эти композиции схожи, так как внутри каждой притаились «сюрпризы»; вторая — их смысловое наполнение отличается от привычного для метал-музыки. Но тем интереснее посмотреть, кто и чем украшает жанровые банальности: одни добавляют балладную часть прямо посреди злющего трека, другие обращаются к этнической музыке или коллабятся с группой, далёкой по жанру. Вариантов ровно столько, сколько вы сможете придумать.
The Ocean — Firmament
Альбом: Heliocentric
Год выхода: 2010
Жанр: прогрессив-метал
С самого начала трека нас встречает мелодия ритм- и бас-гитар — синкопированная, упругая, создающая ощущение напряжённости. Контрастирующие с основной мелодией вокал и соло-гитара ведут гораздо более лиричную тему, почти убаюкивая и отвлекая своим спокойствием, отчего напряжение становится ещё сильнее. А через полторы минуты на нас сваливается грубый, утробный, животный рык; упругость основной мелодии развернулась пружиной — звук стал перегруженным, ноты звучат протяжнее, напряжённость перешла в музыкальный напор. Вся музыкальная часть композиции — контраст, столкновение противоположностей, противопоставление лёгкости и тяжести — дополняет содержание.
А о чём же песня? О библейском взгляде на сотворение мира: о том, как Бог создал светила и звёзды, птиц и пресмыкающихся, — то есть о четвёртом и пятом дне сотворения мира. Но это не христианский метал, и не переложение Библии в виде LP, полноценного альбома с большим количеством треков. Чтобы понять, что к чему, нужно прослушать весь альбом Heliocentric (2010). Да, формально он поделён на песни, но истории, которые в них рассказаны, не имеют смысла друг без друга. Потому что это даже не складно рассказанный сюжет, а размышление на тему научного и религиозного восприятия Вселенной, сосредоточенное на сравнении позиций разных лирических героев. Бог, являющийся людям; палач, рассуждающий о нравственной позиции осуждённых; Галилео Галилей. Пока слушаешь альбом, хочется спорить, соглашаться, доносить свою позицию до каждого героя. И в конце альбома становится понятно, что смешивание в одной композиции чистого вокала и надрывного гроула, мелодичных и перегруженных гитар, плавных и рваных мелодий одинаково хорошо работает для создания приятного напряжения от сложной дискуссии. Концепция из связанных между собой приёмов объединяет все треки альбома.
Обычно группы с долгой карьерой выпускают один-два концептуальных альбома. У The Ocean же все альбомы концептуальны. В каждом альбоме группа берёт какую-то тему и её рассматривает философски. Если после трека Firmament решите полность послушать Heliocentric, а потом захочется ещё, — возьмите альбом Pelagial (2013). Этот альбом представляет собой музыкальное путешествие через слои океана — от поверхности до самой бездны. Каждый трек символизирует определённый уровень океанских глубин: начинается с более светлого и лёгкого звучания в верхних слоях и переходит к более тёмным, тяжёлым и мрачным мотивам, отражающим давление и пустоту глубоководных областей. Помимо океанологических аналогий, альбом исследует человеческую психику и внутренние конфликты. Погружение в глубины океана символизирует путешествие в глубины подсознания, столкновение с неизведанным, страхом и смирением.

Читайте также:
Atzmus — Ciudad de Luz
Альбом: Ciudad de Luz
Год выхода: 2009
Жанр: ню-метал
Слышите ближневосточные нотки в вокализе, открывающем песню? Веет чем-то то ли арабским, то ли еврейским, правда? Так и есть, Atzmus — группа, стремящаяся с помощью творчества передать глубокие мистические идеи и вдохновить слушателей на внутреннее развитие. Причём религиозный фокус у неё вполне конкретный: передача идей хасидизма и каббалы, побуждение слушателей к размышлению. Ну а что, христианский рок и метал существует, почему бы не существовать иудейскому? Это уже само по себе довольно интересно и необычно, но я добавлю к этому ещё один небольшой факт: Atzmus из Аргентины.
Краткое описание группы заставляет удивлённо поднять бровь: метал на религиозные темы, с восточным колоритом, да ещё из преимущественно католической испаноязычной страны. Но такое творческое решение — намеренный вызов, не просто хохма или китч. Вот такую эклектичную форму для выражения своих взглядов и идей решила выбрать группа.
Иудейский колорит передаётся благодаря не только содержанию текстов, но и музыкальным приёмам. В этом треке используются нигуны — традиционные еврейские мелодии без слов. Они имеют повторяющуюся структуру и предназначены для того, чтобы вызывать духовный подъём, что добавляет песне сакральную глубину. В других же композициях Atzmus можно услышать мелодии, которые напоминают мотивы из традиционной еврейской литургии. Вокальные приёмы в песне, такие как широкое вибрато и молитвенный характер исполнения, свойственны для еврейских хазанов.
Molotov — No Manches Mi Vida
Альбом: Apocalypshit
Год выхода: 1999
Жанр: рэпкор
Molotov — группа из Мексики, где такой жанр как метал не пользуется сильной популярностью. Molotov известна провокационными текстами с комментариями социальной, политической и культурной жизни. Почти во всём её творчестве можно увидеть, как она славит борьбу с навязанными правилами и лицемерием. Такие агрессивные темы песен в связке с эклектичной музыкой — смесью метала, фанка, и хип-хопа — и создали в итоге для группы статус культовой.
No Manches Mi Vida — тот случай, когда культурный колорит жиром стекает из колонок (ну, или наушников). По жанру это больше фанк и панк, что в сумме даёт удивительную сущность — танцевальный метал.
При этом текст подходит этой музыкальной эклектике. Фраза «No manches» — дословно переводится как «Не пачкай». Но в мексиканском сленге эта фраза эквивалентна нашему «Да ладно!» или «Не гони!». В сочетании с «Mi Vida» («моя жизнь») заголовок отражает просьбу оставить человека в покое, не вмешиваться в его жизнь. No Maches Mi Vida — смесь иронии, агрессии и искренности, которая ярко передаёт это настроение. Песня подталкивает к самоутверждению и отражает конфликт между индивидуальностью и внешним давлением. Её можно воспринять как метафору, отражающую разочарование в окружающем мире, политике или системе.
Если пришлось по душе такое — просто слушайте самые залайканные композиции группы на стримингах. В каждом альбоме есть пара песен, которые практически вынуждают тебя танцевать, — никакому диско такой драйв не светит.
Marc Rizzo — Colossal Myopia
Альбом: Colossal Myopia
Год выхода: 2005
Жанр: фламенко, прогрессив-метал
Трек начинается с энергичного и плотного риффа на электрогитаре. Темп 180 ударов в минуту — это очень быстро — не мешает играть триолями, создавая рваный и агрессивный ритм. При этом это не просто «чёс нулями» — быстрая игра на открытой струне: в конце каждого квадрата слышны мелодичные легатные пассажи. Они намекают, что нас ждёт контрастная музыкальная история. Интро быстро задаёт настроение: мы понимаем, что это будет энергичный и насыщенный трек с акцентом на технической сложности.
Сразу после мощного метал-начала идёт фрагмент с фламенко. Техника игры безупречна. И благодаря мастерскому исполнению становится ясно, что сочетать можно что угодно, главный секрет — в искусстве подгонки.
Трек относится одновременно к двум не очень-то сочетающимся жанрам — прогрессив-металу и фламенко. У каждого из них своё место в этой композиции; хоть они и не пересекаются, но ведут музыкальный диалог, противопоставляясь друг другу. Оба музыкальных направления, при всей своей непохожести, требуют высокой исполнительской техники и глубокого понимания каждого из жанров. Марк — наиболее известный своей работой с группами Soulfly и Cavalera Conspiracy — виртуозно владеет гитарой и на протяжении всей песни демонстрирует свой широкий технический арсенал: тэппинг и свипы, арпеджиато, вибрато и ещё много скучных слов из теории музыки, которые объясняют то, что лучше наконец послушать.
Colossal Myopia — это путешествие, наполненное напряжением, динамикой и сменой настроений. Это трек, который можно описать как диалог между металом и латиноамериканской музыкой, в котором они не конфликтуют, а дополняют друг друга. Это мощный инструментальный трек: сочетание сложных гитарных структур, смены настроений и стилистических контрастов отражает философию исполнителя. Своего рода манифест технического мастерства и музыкальной эклектики Марка Риццо.
Если нравится такая музыка — можно поближе познакомиться с сольным творчеством Марка, такого фламенко-метала у него вышло несколько альбомов. Если же хочется чего-то потяжелее, но с той же энергией и яркостью, — можно послушать все альбомы Soulfly и Cavalera Conspiracy с его участием. Соло-гитара Марка в них выгодно оттеняет и расцвечивает прямолинейные и грубоватые музыку и вокал Макса Кавалеры, а где-то и вовсе становится основной причиной слушать эти треки.
Tool — Lateralus
Альбом: Lateralus
Год выхода: 2001
Жанр: арт-метал, прогрессив-метал
Простая гитарная мелодия с лёгкой реверберацией в начале. Гипнотизирующая, усыпляющая, она сменяется контрастным риффом, дающим пощёчину и слегка ошеломляющим. Песня нетороплива, но, если вслушиваться, она сбивает с толку. Сразу после спокойного начала — агрессивный рифф. Под этот рифф хочется ритмично качать головой, но почему-то не получается. Сразу после риффа вместо агрессивного вокала со злым текстом — почти шёпот под неспешный перестук барабанов, в который вплетается плавающий звук баса. Подпевать, кстати, тоже получается с трудом — каждая строка как будто поётся (или проговаривается) хоть и мелодично, но иначе, чем предыдущая. Всё это возвращает гипнотическое ощущение из начала песни. Как будто вглядываешься в бездну. Как будто лёг ночью в поле посмотреть на звёзды, а небо тебя втянуло, и ты летишь вне времени, пространства и всякой логики. И, развиваясь, песня не даёт опомниться, усиливая эти чувства, под занавес оставляя тебя с ощущением кайфа и озадаченности.
Этим слегка безумным ощущениям есть объяснения: всё заложено в структуре песни математически. Причём с помощью весьма простой последовательности чисел Фибоначчи. Число тактов между паузами, соответствующее числу слогов, произносимых вокалистом, изменяется согласно ряду, по восходящей и нисходящей. Кроме того, вокальная партия начинается на отметке времени 1:37 (97 секунд). Если 1,618 минуты — число, которое является усреднённым значением отношения одного числа к другому в ряде Фибоначчи, — преобразовать в секунды и округлить до целых, то получим как раз 97 секунд. Также размерность тактов на протяжении песни меняется между размерами 9/8, 8/8 и 7/8. Барабанщик Дэнни Кэри по этому поводу сказал: «Сначала этот трек назывался „9–8–7“. По тактовому размеру. Потом оказалось, что 987 — это семнадцатое число из ряда Фибоначчи. Получилось прикольно». Такое вплетение математики в музыкальную структуру придаёт треку дополнительный метафизический смысл.

Изображение: Skillbox Media
И это хорошо сочетается с посылом текста про широту взглядов и способность заглянуть за грань привычного. Про противопоставление этого предрассудкам и косности мышления. Внутри текста косность описана метафорой движения по кругу, а широта мировоззрения — метафорой движения по спирали. И спираль объединяет текст и музыку, ведь числа Фибоначчи используются для построения спирали, известной также как «золотое сечение». Вся песня — описание эзотерического опыта и гимн разуму, который даёт истинную свободу.
Звук в треке глубокий, живой. Особенности продакшена позволяют почувствовать каждый удар барабана и вибрацию струн. Звуковые эффекты и мелкие детали, такие как гармоники и реверберация, усиливают ощущение космического путешествия. Lateralus — это не просто песня, это аудиальная медитация, которая вызывает размышления о росте, балансе и красоте сложных систем, будь то музыка, математика или человеческое существование.
В целом у Tool всё творчество примерно такое — сложное, местами ироничное, эзотерическое, с социально-политическими комментариями. И музыка тоже от альбома к альбому не упрощается. Слушать эту группу интересно, потому что постоянно хочется понять: а на чём это она играет? А почему всё в разном ритме, но так гармонично звучит? Поэтому, если понравился трек Lateralus, можно просто включать первый альбом и слушать всё подряд. Если же первый альбом не зайдёт — попробуйте альбом Lateralus и на его примере оцените, нравится вам эта группа или нет. Может, вы и не станете её фанатом, но равнодушным эта музыка вас не оставит.

Читайте также:
Хотите стать востребованным специалистом с высокой зарплатой?
Откройте доступ к 5 бесплатным курсам по IT, дизайну, маркетингу и другим топовым направлениям. Определите, какая сфера вам ближе, и узнайте, как в неё попасть.
Пройти курс 
          Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    
 
				 
                                     
                                     
                                     
                                    