Музыка
#подборки

Много шума из много чего

Пять композиций в жанре метал, которые снесут вам крышу.

Фото: Mariano Regidor / Redferns / Getty Images

Метал как жанр существует уже полвека — и всё это время он эволюционировал, расширял рамки поджанров и утверждался как одно из важных и популярных направлений в музыке. Хотя для обывателя метал может звучать как лай собак на шумной стройке, он не просто так популярен у миллионов фанатов. Основные стереотипы про тяжёлую музыку: она громкая и шумная; в ней есть ревущие гитары и ревущие вокалисты; метал мрачный, а тексты в нём все про смерть. Но, конечно, это не так.

Мы уже рассказывали, как блюз стал хард-роком и как хард-рок превратился в метал. В этой статье расширим музыкальные горизонты и покажем, насколько изобретательно можно делать музыку в рамках одного жанра.

Все треки в подборке очень разные. Кроме жанра, их объединяют лишь две черты. Первая — эти композиции схожи, так как внутри каждой притаились «сюрпризы»; вторая — их смысловое наполнение отличается от привычного для метал-музыки. Но тем интереснее посмотреть, кто и чем украшает жанровые банальности: одни добавляют балладную часть прямо посреди злющего трека, другие обращаются к этнической музыке или коллабятся с группой, далёкой по жанру. Вариантов ровно столько, сколько вы сможете придумать.

The Ocean — Firmament

Альбом: Heliocentric

Год выхода: 2010

Жанр: прогрессив-метал

С самого начала трека нас встречает мелодия ритм- и бас-гитар — синкопированная, упругая, создающая ощущение напряжённости. Контрастирующие с основной мелодией вокал и соло-гитара ведут гораздо более лиричную тему, почти убаюкивая и отвлекая своим спокойствием, отчего напряжение становится ещё сильнее. А через полторы минуты на нас сваливается грубый, утробный, животный рык; упругость основной мелодии развернулась пружиной — звук стал перегруженным, ноты звучат протяжнее, напряжённость перешла в музыкальный напор. Вся музыкальная часть композиции — контраст, столкновение противоположностей, противопоставление лёгкости и тяжести — дополняет содержание.

А о чём же песня? О библейском взгляде на сотворение мира: о том, как Бог создал светила и звёзды, птиц и пресмыкающихся, — то есть о четвёртом и пятом дне сотворения мира. Но это не христианский метал, и не переложение Библии в виде LP, полноценного альбома с большим количеством треков. Чтобы понять, что к чему, нужно прослушать весь альбом Heliocentric (2010). Да, формально он поделён на песни, но истории, которые в них рассказаны, не имеют смысла друг без друга. Потому что это даже не складно рассказанный сюжет, а размышление на тему научного и религиозного восприятия Вселенной, сосредоточенное на сравнении позиций разных лирических героев. Бог, являющийся людям; палач, рассуждающий о нравственной позиции осуждённых; Галилео Галилей. Пока слушаешь альбом, хочется спорить, соглашаться, доносить свою позицию до каждого героя. И в конце альбома становится понятно, что смешивание в одной композиции чистого вокала и надрывного гроула, мелодичных и перегруженных гитар, плавных и рваных мелодий одинаково хорошо работает для создания приятного напряжения от сложной дискуссии. Концепция из связанных между собой приёмов объединяет все треки альбома.

Обычно группы с долгой карьерой выпускают один-два концептуальных альбома. У The Ocean же все альбомы концептуальны. В каждом альбоме группа берёт какую-то тему и её рассматривает философски. Если после трека Firmament решите полность послушать Heliocentric, а потом захочется ещё, — возьмите альбом Pelagial (2013). Этот альбом представляет собой музыкальное путешествие через слои океана — от поверхности до самой бездны. Каждый трек символизирует определённый уровень океанских глубин: начинается с более светлого и лёгкого звучания в верхних слоях и переходит к более тёмным, тяжёлым и мрачным мотивам, отражающим давление и пустоту глубоководных областей. Помимо океанологических аналогий, альбом исследует человеческую психику и внутренние конфликты. Погружение в глубины океана символизирует путешествие в глубины подсознания, столкновение с неизведанным, страхом и смирением.

Atzmus — Ciudad de Luz

Альбом: Ciudad de Luz

Год выхода: 2009

Жанр: ню-метал

Слышите ближневосточные нотки в вокализе, открывающем песню? Веет чем-то то ли арабским, то ли еврейским, правда? Так и есть, Atzmus — группа, стремящаяся с помощью творчества передать глубокие мистические идеи и вдохновить слушателей на внутреннее развитие. Причём религиозный фокус у неё вполне конкретный: передача идей хасидизма и каббалы, побуждение слушателей к размышлению. Ну а что, христианский рок и метал существует, почему бы не существовать иудейскому? Это уже само по себе довольно интересно и необычно, но я добавлю к этому ещё один небольшой факт: Atzmus из Аргентины.

Краткое описание группы заставляет удивлённо поднять бровь: метал на религиозные темы, с восточным колоритом, да ещё из преимущественно католической испаноязычной страны. Но такое творческое решение — намеренный вызов, не просто хохма или китч. Вот такую эклектичную форму для выражения своих взглядов и идей решила выбрать группа.

Иудейский колорит передаётся благодаря не только содержанию текстов, но и музыкальным приёмам. В этом треке используются нигуны — традиционные еврейские мелодии без слов. Они имеют повторяющуюся структуру и предназначены для того, чтобы вызывать духовный подъём, что добавляет песне сакральную глубину. В других же композициях Atzmus можно услышать мелодии, которые напоминают мотивы из традиционной еврейской литургии. Вокальные приёмы в песне, такие как широкое вибрато и молитвенный характер исполнения, свойственны для еврейских хазанов.

Molotov — No Manches Mi Vida

Альбом: Apocalypshit

Год выхода: 1999

Жанр: рэпкор

Molotov — группа из Мексики, где такой жанр как метал не пользуется сильной популярностью. Molotov известна провокационными текстами с комментариями социальной, политической и культурной жизни. Почти во всём её творчестве можно увидеть, как она славит борьбу с навязанными правилами и лицемерием. Такие агрессивные темы песен в связке с эклектичной музыкой — смесью метала, фанка, и хип-хопа — и создали в итоге для группы статус культовой.

No Manches Mi Vida — тот случай, когда культурный колорит жиром стекает из колонок (ну, или наушников). По жанру это больше фанк и панк, что в сумме даёт удивительную сущность — танцевальный метал.

При этом текст подходит этой музыкальной эклектике. Фраза «No manches» — дословно переводится как «Не пачкай». Но в мексиканском сленге эта фраза эквивалентна нашему «Да ладно!» или «Не гони!». В сочетании с «Mi Vida» («моя жизнь») заголовок отражает просьбу оставить человека в покое, не вмешиваться в его жизнь. No Maches Mi Vida — смесь иронии, агрессии и искренности, которая ярко передаёт это настроение. Песня подталкивает к самоутверждению и отражает конфликт между индивидуальностью и внешним давлением. Её можно воспринять как метафору, отражающую разочарование в окружающем мире, политике или системе.

Если пришлось по душе такое — просто слушайте самые залайканные композиции группы на стримингах. В каждом альбоме есть пара песен, которые практически вынуждают тебя танцевать, — никакому диско такой драйв не светит.

Marc Rizzo — Colossal Myopia

Альбом: Colossal Myopia

Год выхода: 2005

Жанр: фламенко, прогрессив-метал

Трек начинается с энергичного и плотного риффа на электрогитаре. Темп 180 ударов в минуту — это очень быстро — не мешает играть триолями, создавая рваный и агрессивный ритм. При этом это не просто «чёс нулями» — быстрая игра на открытой струне: в конце каждого квадрата слышны мелодичные легатные пассажи. Они намекают, что нас ждёт контрастная музыкальная история. Интро быстро задаёт настроение: мы понимаем, что это будет энергичный и насыщенный трек с акцентом на технической сложности.

Сразу после мощного метал-начала идёт фрагмент с фламенко. Техника игры безупречна. И благодаря мастерскому исполнению становится ясно, что сочетать можно что угодно, главный секрет — в искусстве подгонки.

Трек относится одновременно к двум не очень-то сочетающимся жанрам — прогрессив-металу и фламенко. У каждого из них своё место в этой композиции; хоть они и не пересекаются, но ведут музыкальный диалог, противопоставляясь друг другу. Оба музыкальных направления, при всей своей непохожести, требуют высокой исполнительской техники и глубокого понимания каждого из жанров. Марк — наиболее известный своей работой с группами Soulfly и Cavalera Conspiracy — виртуозно владеет гитарой и на протяжении всей песни демонстрирует свой широкий технический арсенал: тэппинг и свипы, арпеджиато, вибрато и ещё много скучных слов из теории музыки, которые объясняют то, что лучше наконец послушать.

Colossal Myopia — это путешествие, наполненное напряжением, динамикой и сменой настроений. Это трек, который можно описать как диалог между металом и латиноамериканской музыкой, в котором они не конфликтуют, а дополняют друг друга. Это мощный инструментальный трек: сочетание сложных гитарных структур, смены настроений и стилистических контрастов отражает философию исполнителя. Своего рода манифест технического мастерства и музыкальной эклектики Марка Риццо.

Если нравится такая музыка — можно поближе познакомиться с сольным творчеством Марка, такого фламенко-метала у него вышло несколько альбомов. Если же хочется чего-то потяжелее, но с той же энергией и яркостью, — можно послушать все альбомы Soulfly и Cavalera Conspiracy с его участием. Соло-гитара Марка в них выгодно оттеняет и расцвечивает прямолинейные и грубоватые музыку и вокал Макса Кавалеры, а где-то и вовсе становится основной причиной слушать эти треки.

Tool — Lateralus

Альбом: Lateralus

Год выхода: 2001

Жанр: арт-метал, прогрессив-метал

Простая гитарная мелодия с лёгкой реверберацией в начале. Гипнотизирующая, усыпляющая, она сменяется контрастным риффом, дающим пощёчину и слегка ошеломляющим. Песня нетороплива, но, если вслушиваться, она сбивает с толку. Сразу после спокойного начала — агрессивный рифф. Под этот рифф хочется ритмично качать головой, но почему-то не получается. Сразу после риффа вместо агрессивного вокала со злым текстом — почти шёпот под неспешный перестук барабанов, в который вплетается плавающий звук баса. Подпевать, кстати, тоже получается с трудом — каждая строка как будто поётся (или проговаривается) хоть и мелодично, но иначе, чем предыдущая. Всё это возвращает гипнотическое ощущение из начала песни. Как будто вглядываешься в бездну. Как будто лёг ночью в поле посмотреть на звёзды, а небо тебя втянуло, и ты летишь вне времени, пространства и всякой логики. И, развиваясь, песня не даёт опомниться, усиливая эти чувства, под занавес оставляя тебя с ощущением кайфа и озадаченности.

Этим слегка безумным ощущениям есть объяснения: всё заложено в структуре песни математически. Причём с помощью весьма простой последовательности чисел Фибоначчи. Число тактов между паузами, соответствующее числу слогов, произносимых вокалистом, изменяется согласно ряду, по восходящей и нисходящей. Кроме того, вокальная партия начинается на отметке времени 1:37 (97 секунд). Если 1,618 минуты — число, которое является усреднённым значением отношения одного числа к другому в ряде Фибоначчи, — преобразовать в секунды и округлить до целых, то получим как раз 97 секунд. Также размерность тактов на протяжении песни меняется между размерами 9/8, 8/8 и 7/8. Барабанщик Дэнни Кэри по этому поводу сказал: «Сначала этот трек назывался „9–8–7“. По тактовому размеру. Потом оказалось, что 987 — это семнадцатое число из ряда Фибоначчи. Получилось прикольно». Такое вплетение математики в музыкальную структуру придаёт треку дополнительный метафизический смысл.

Последовательность первых 12 чисел чисел Фибоначчи
Изображение: Skillbox Media

И это хорошо сочетается с посылом текста про широту взглядов и способность заглянуть за грань привычного. Про противопоставление этого предрассудкам и косности мышления. Внутри текста косность описана метафорой движения по кругу, а широта мировоззрения — метафорой движения по спирали. И спираль объединяет текст и музыку, ведь числа Фибоначчи используются для построения спирали, известной также как «золотое сечение». Вся песня — описание эзотерического опыта и гимн разуму, который даёт истинную свободу.

Звук в треке глубокий, живой. Особенности продакшена позволяют почувствовать каждый удар барабана и вибрацию струн. Звуковые эффекты и мелкие детали, такие как гармоники и реверберация, усиливают ощущение космического путешествия. Lateralus — это не просто песня, это аудиальная медитация, которая вызывает размышления о росте, балансе и красоте сложных систем, будь то музыка, математика или человеческое существование.

В целом у Tool всё творчество примерно такое — сложное, местами ироничное, эзотерическое, с социально-политическими комментариями. И музыка тоже от альбома к альбому не упрощается. Слушать эту группу интересно, потому что постоянно хочется понять: а на чём это она играет? А почему всё в разном ритме, но так гармонично звучит? Поэтому, если понравился трек Lateralus, можно просто включать первый альбом и слушать всё подряд. Если же первый альбом не зайдёт — попробуйте альбом Lateralus и на его примере оцените, нравится вам эта группа или нет. Может, вы и не станете её фанатом, но равнодушным эта музыка вас не оставит.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована