«Фестиваль получается, когда делаешь его от души, а не по необходимости»: история Ксении
Ксения — опытный организатор, но музыкальными фестивалями увлеклась недавно. И уже успела организовать два: на 350 и 500 человек.
Фото: личный архив Ксении Артемьевой
Ксения рассказала:
- какой известный музыкальный фестиваль вдохновил её на организацию собственных;
- как в процессе учёбы она организовала свой первый фестиваль Full Moon Party;
- чему её научила организация второго фестиваля «Середина леса»;
- что важно учесть новичку при организации любого мероприятия.
«Моя миссия — нести людям праздник»: как Ксения заинтересовалась музыкальными фестивалями
— Ксения, вы уже десять лет занимаетесь организацией мероприятий, но за музыкальное направление взялись совсем недавно. Как и почему оно вас вдруг заинтересовало?
— Однажды я посмотрела документальный фильм о том, как создаётся Tomorrowland и загорелась. Tomorrowland — известный фестиваль электронной музыки в Бельгии, который проводится уже 15 лет. Билеты на него распродаются за считаные минуты.
Обычно фестиваль длится три дня. На десятках площадок выступают артисты всех жанров электронной танцевальной музыки, и их выступления даже сложно назвать обычным концертом или диджей-сетом — скорее это самый настоящий перформанс, почти спектакль.
Гости фестиваля живут в специально построенном городе на 30 тысяч человек неподалёку — DreamVille. Грубо говоря, это палаточный лагерь с редкими домиками, но всё же иначе как городом его не назовёшь, ведь там есть все необходимые удобства для людей — и магазины, и рестораны, и души с туалетами, и специально оборудованные зоны отдыха, и даже салоны красоты.
А сами жилые палатки-тенты DreamVille больше напоминают сказочные домики.
— Звучит невероятно! Сразу хочется там побывать.
— Да, фестиваль действительно потрясающий. По одному только видео было видно, сколько сил, труда и любви вложено в мероприятие организаторами — они дарят своим гостям незабываемый праздник, настоящую сказку!
Меня это так вдохновило, что после просмотра видеоролика я твёрдо решила, что больше не хочу организовывать обычные мероприятия. И что моя миссия — нести людям праздник.
Тем более у нас в России подобных музыкальных фестивалей почти нет. Раньше, конечно, проходил Alfa Future People — фестиваль, о котором слышал весь мир. Однако после коронавируса его больше не проводят. Увы, как и многие другие локальные фестивали.
— А чем вас зацепил именно Tomorrowland? Если говорят о масштабных фестивалях, обычно все вспоминают Burning Man.
— Burning Man, бесспорно, очень крутое событие, даже культовое. Целое культурное явление. Но фестиваль проходит в пустыне, и там жарко. Так что лично я предпочла бы прохладную Европу 🙂 Тем более, в отличие от бескрайней пустыни, там точно не ожидаешь увидеть настолько масштабное мероприятие, что все его локации просто невозможно обойти за пару дней.
«Было любопытно, осталось ли что-то ещё, чего я не знаю об организации мероприятий»: об учёбе
— На курс вы шли, уже зная, какой именно фестиваль хотите организовать?
— Да, инсайт-дэнс-фестиваль. Инсайт-дэнс — это моя авторская практика, которая помогает снять психоэмоциональные и телесные зажимы, начиная со стоп и заканчивая шеей и головой. Танцуя с закрытыми глазами и следуя указаниям ведущего, человек перепроживает разные эмоции и состояния. Через движение он отпускает неприятные воспоминания, которые вызывают у него гнев и злость, освобождается от них.
Инсайт-дэнс как практика не может заменить работу с психотерапевтом, но зато точно облегчит тяжёлое состояние.
Обычно в ней участвует группа из нескольких человек, я же — захотела увеличить масштабы и организовать фестиваль на большое количество людей.
— У вас уже был опыт в организации мероприятий, но при этом вы всё равно решили учиться на курсе. Почему? Разве процессы в музыкальной сфере чем-то сильно отличаются от других направлений?
— Я такой человек — всегда стараюсь разобраться в основах и принципах любого дела, чтобы заложить прочный фундамент.
Организация музыкальных фестивалей — это в том числе работа с артистами. Не только российскими, но и зарубежными, а я никогда с ними не взаимодействовала и поэтому хотела понять, как всё это вообще происходит. Кроме того, мне было просто любопытно выяснить, а есть ли что-то ещё, чего я не знаю об организации мероприятий.
— И какие темы оказались для вас новыми?
— Как я и предполагала — букинг артистов. Этот блок стал самым ценным для меня. Мы изучали, как договариваться с артистами, работать с райдерами, решать логистические вопросы.
В рамках курса я организовывала свой первый фестиваль и пригласила на него музыкальную группу Odnono. Они не зарубежные артисты, но всё равно на взаимодействии с ними у меня получилось отработать все новые скиллы.
— А расскажите, пожалуйста, про организацию этого самого первого фестиваля. Какова его концепция?
— Начну чуть издалека: началось всё как раз с той самой группы Odnonо — знакомый инвестор захотел привезти их в Воронеж и попросил меня организовать их концерт. Я же в ответ предложила сделать не просто концерт, а городской фестиваль, в программу которого в том числе будет входить выступление группы. Так и родилась идея Full Moon Party, что проходил в полнолуние.
Общую концепцию я придумала уже давно: вдохновлялась как раз спонтанным танцем и своей личной практикой Insight Dance, в ходе которой мы, танцуя, обращаем внимание на разные органы чувств: обоняние, осязание, слух, вкусовые рецепторы и так исследуем мир.
Фестиваль стал своеобразным продолжением практики. Мы предложили гостям много вкусной еды, отличную музыку и организовали выставку работ художников и маркет с товарами ручной работы.
Кроме того, наше мероприятие было благотворительным: 10% от стоимости билетов мы передали в АНО «Наша природа», центр охраны животных в Воронеже. Часть вырученных средств пошла на покупку бэт-детектора — это прибор для изучения летучих мышей, он может перевести их звуки в слышимые человеческим ухом и записать для более точного определения вида зверька.
— Как здорово! Организовать такое масштабное мероприятие наверняка очень непросто. Поделитесь: с какими сложностями столкнулись в процессе?
— Несмотря на то что я организатор, а не SMM-специалист, я сама занималась продвижением фестиваля: писала посты для соцсетей, запускала рекламу. В команде не хватало людей, и поэтому пришлось взять эту часть задач на себя.
Впечатления остались… неоднозначные. С одной стороны, я получила новый и полезный опыт, но с другой — больше его повторять не хочу. Для таких задач нужны специально обученные люди, я чувствовала, что мне недостаёт знаний.
А ещё у нас возникали некоторые трения в команде. Не буду вдаваться в подробности мелких рядовых задач, но мне, как личности авторитарной, трудно, когда мне говорят, что надо делать, — сразу хочется сказать человеку, куда ему нужно пойти 🙂
И всё же, учитывая, что на подготовку нам с командой давалось всего полтора месяца, я считаю, что мы отлично справилась: фестиваль Full Moon Party посетило около 350 человек.
А ещё этот кейс стал моим итоговым проектом на курсе.
Лесная мистерия, славянские сказки и, конечно, танцы: об организации «Середины леса»
— В августе этого года вы приняли участие в организации ещё одного фестиваля. И, как я понимаю, по концепции он отличался от Full Moon Party.
— Да, «Середина леса» — это камерный фестиваль, попасть на который можно, только получив секретный код от друга и уплатив взнос. А место проведения вообще становится известным только за два дня до начала и лишь тем, кто купил билет.
Мы проводили фестиваль с 30 августа по 1 сентября, или, как нам больше нравится, по 32 августа. В глубине леса «ожили» две сцены — живой и электронной музыки. Помимо этого, мы организовали множество площадок: лекторий, где выступали историки и археологи, маркет, зону для мастер-классов, чайный бар и вкусную кухню.
Весь фестиваль был объединён тематикой славянских мифов и сказок и носил второе название «Тихий омут».
Я отвечала за лесную сцену электронной музыки — «Дом жар-птицы». Её мы придумали вокруг легенды о птице, сияние которой слепит глаза и на поиски которой отправляются добрые молодцы, а тому, кто овладеет хоть одним её пером, придёт великое счастье. Жар-птица как символ трансформации и бессмертия встречается во многих культурах.
Для выступления на локации фестиваля я пригласила 18 диджеев, порядка 20 артистов, а также запланировала вечер живой музыки на хангах. Помимо этого, на этой локации расположили чайный бар с кухней, выставку картин, игровую зону с настолками, зону для медитации и практик и тихое место для отдыха под шатром.
— Ух ты! И всё это — в глубине леса?
— Да! А сам лес в ста километрах от Воронежа. Организовать такое событие, конечно, было непросто, но всё же главные трудности начались за неделю до фестиваля. Дело в том, что в конце августа в Воронежской области атаковали склад боеприпасов, который… находился всего в двадцати километрах от нас.
К сожалению, из-за этого многие участники — волонтёры и артисты — стали отказываться от участия. Первое время я искренне надеялась, что смогу их уговорить и даже записывала им в личные сообщения длинные голосовые, но страхи всё же одержали верх, и в итоге из 20 заявленных танцоров на фестиваль приехало только двое.
Команда организаторов также уменьшилась — мы готовили «Дом жар-птицы» впятером. Не знаю, какими силами, но мы справились и уложились в два с половиной дня!
А ещё всё затруднялось тем, что мы были в лесу без связи. И, чтобы скоординировать приезд гостей, приходилось мотаться с территории фестиваля до ближайшей «цивилизации».
— А у вас не возникало мысли тоже отказаться от участия или, возможно, уговорить команду перенести фестиваль?
— Поначалу я действительно хотела так сделать. В голове крутился рой тревожных мыслей вроде: «Что, если мы соберём фестиваль, зажжём свет, нас заметят с неба и…»
Но потом я поняла, что отменять фестиваль — не выход. Ну что бы я сказала? «Извините, дорогие, мне страшно, поэтому я отказываюсь»? Я подобного представить не могла и поэтому решила взять на себя ответственность и довести дело до конца.
— И как в итоге всё прошло?
— Хорошо! Все заявленные диджеи доехали, и я тоже выступила с сетом и провела авторскую практику инсайт-дэнс.
Ещё помогли друзья: они привезли свой, дополнительный свет и установили его по периметру фестиваля. Вышло очень красиво: ночью столпы белого света пронзали темноту, сказочно подсвечивая кроны деревьев. А мы с гостями сидели у костра и душевно болтали.
Думаю, незнающий человек и не догадался бы, что изначально всё должно было идти совсем по другому сценарию.
Этот фестиваль в очередной раз напомнил мне, что, когда помощь нужна, — она придёт и всё обязательно случится, так как должно быть проявлено.
А что касается опасности из-за атак — слава богу, всё обошлось, и в те дни они не повторились. Как оказалось позже, мы попали в окно — всего через неделю случилась ещё одна атака, и дорогу к нашему месту перекрыли.
Как успешно провести музыкальный фестиваль: советы Ксении
— Какой доход может получать организатор небольшого фестиваля?
— Зависит от изначального бюджета фестиваля, условий сотрудничества с партнёрами, количества человек в команде и ещё многих других нюансов. Плюс я всегда стараюсь закладывать фонд заработной платы для тех людей, кто не является частью команды, но мне помогает.
Так что точные цифры назвать сложно. Но если считать в процентах, то, как правило, организатор получает около 20% закладываемого бюджета. В моём случае эта сумма варьируется от 20 до 150 тысяч рублей.
— Как организатор со стажем и человек, сумевший вопреки всем трудностям сделать два крутых музыкальных фестиваля, поделитесь советами: что нужно знать и учитывать начинающему организатору?
— О, тут я могу поделиться целым списком.
1. Всегда опирайтесь на свои сильные стороны.
Например, я хорошо считаю смету и умею подогревать общественный интерес к мероприятию. Также моя сильная сторона — это взаимодействие с командой. Я всегда поддерживаю коллег морально и настраиваю их на рабочий лад.
2. Делегируйте задачи.
Обычно ядро команды организаторов состоит из 3–5 человек. Но при этом также необходимо продумать запасной план: заранее узнать, кто из ваших знакомых может помочь и чем, уточнить их занятость.
3. Тщательно составляйте договоры и контракты.
Это самая важная часть. Заранее выделите время на составление соглашений с партнёрами и сотрудниками, детально пропишите все нюансы на бумаге: кто за какие задачи отвечает, в какой срок они должны быть выполнены. А также продумайте и зафиксируйте, что будет, если ответственные этого не сделают. Например, с партнёра удержится взнос.
4. Анализируйте целевую аудиторию.
Пропишите, для кого создаёте мероприятие, что интересно этому человеку, каковы его ценности, зачем он придёт на ваше мероприятие. И опирайтесь на эту информацию. Грамотный анализ снизит риски плохих продаж.
5. И последний, но не по значимости, момент, который стоит учесть — ваш личный интерес.
Ответьте себе честно: действительно ли вас увлекает тематика будущего фестиваля? Есть ли у вас желание проводить его? Готовы ли вы сталкиваться с трудностями? Потому что действительно крутой фестиваль получается только тогда, когда делаешь его от души, а не по необходимости.