«Моя задача — быть проводником в мир звука»: история саунд-дизайнера Александра
Александр превратил увлечение музыкой в профессию и не пожалел. Теперь он не только пишет и сводит музыку для разных сфер, но и ведёт про неё подкаст.


Фото: личный архив Александра Фоевого

Александр Фоевой
Россия, Краснодар
Пройденные курсы
Достижения
Освоил саунд-дизайн и выполнил множество интересных коммерческих заказов. А ещё он ведёт свой подкаст о звуке.
Александр рассказал:
- как превратил увлечение музыкой в профессию;
- как найти первые фриланс-заказы;
- зачем саунд-дизайнеру разбираться в психологии;
- как и зачем экспериментировать со звуком в подкастах;
- в чём заключаются ключевые различия в задачах у саунд-дизайнера в России и за рубежом.
От работы в музыкальном магазине до саунд-дизайна: как решиться на музыкальную карьеру
Музыкой я начал увлекаться с самого детства: отец часто включал мне что-то интересное — в основном рок и хэви-метал. Потом, в подростковом возрасте, я, как и многие, слушал в основном только то, что было популярно, но со временем всё же начал расширять свой музыкальный кругозор и даже баловаться в первых версиях Fruity Loops — записывал голос, накладывал на него эффекты и делал смешные обработки.
Позже я устроился работать в музыкальный магазин. Эта работа многому меня научила: я начал понимать, как устроен музыкальный рынок изнутри. К нам часто приходили музыканты, которые играли в собственных группах, и спрашивали у меня, что послушать. Я с энтузиазмом делился: «Вот у этой группы очень интересный вокал, а у этой — крутая ритм-секция». Помню, они искренне удивлялись: «Офигеть, мы даже не знали о такой музыке, а ты так подробно рассказываешь, будто сам её пишешь. Почему же сам ни на чём не играешь?» Тогда я впервые и задумался: и правда — а почему?
Постепенно я начал учиться играть на ударных, чтобы вникнуть в то, как работает звук. На мой взгляд, именно с ритма, а не, скажем, с фортепиано или скрипки, проще всего начинать знакомство с музыкой — понимание ритма даёт базу, на которой потом легче освоить и другие инструменты.
Параллельно я интересовался техникой — всё-таки я с детства обожал копаться в разных программах и всегда имел более-менее мощный компьютер. Вернулся к Fruity Loops, но в этот раз уже более осознанно. За прошедшие со школы несколько лет программа, конечно, сильно обновилась, поэтому всё пришлось осваивать с нуля. Учился сам, в одиночку — дома и в дешёвых наушниках.

Фото: личный архив Александра Фоевого
Со временем я понял, что пора выходить на следующий уровень, и устроился звукооператором в студию. Записывал чужие треки и сводил их как умел. Учился прямо на ходу: смотрел, как работают коллеги, и находил недостающую информацию в интернете.
И всё же все эти годы работа со звуком оставалась для меня скорее хобби, классным увлечением — до тех пор, пока я не увлёкся блокфлейтой и не научился немного на ней играть. После этого у меня появилось сильное желание делать собственные аранжировки.
Как и многие, я начинал с написания простых аранжировок, но со временем стал использовать профессиональный софт — Ableton Live. Сначала осваивал программу самостоятельно, потом — в рамках обучения саунд-дизайну в Skillbox.
Послушать музыку АлександраНаправление саунд-дизайна я выбрал не случайно: после анализа рынка я понял, что именно оно сочетает в себе творческую реализацию и хороший заработок. А ещё оно открывает возможности для развития не только в музыке, но и других сферах вроде геймдева и рекламы.
Поясню, почему это важно: в России музыкальная индустрия довольно сильно монополизирована — рынок держат крупные лейблы и компании. Если ты хочешь развиваться как независимый музыкант или аранжировщик, тебе будет сложно. В саунд-дизайне же пространство для манёвра гораздо шире.
«В нашей сфере каждый сам себе предприниматель»: как найти первые заказы и подход к заказчикам
Пройдя курс по Ableton, я начал брать первые коммерческие заказы по саунд-дизайну.
Вообще говоря, звуком я занимаюсь уже около десяти лет, но по-настоящему уверенность в своих профессиональных навыках я почувствовал только в последние четыре года. За это время я понял главное: в нашей сфере каждый сам себе предприниматель.
Звукорежиссура, саунд-дизайн, продюсирование, сонграйтинг — всё это требует не только технических и творческих навыков, но и умения себя продвигать. Да, всегда можно найти стабильную работу с фиксированным окладом, где ты будешь просто выполнять поставленные задачи. Но по моему опыту, такие варианты обычно либо плохо оплачиваются, либо превращают тебя в рабочую лошадку без перспектив роста.
Поэтому я убеждён, что лучшая стратегия — искать заказы самому, параллельно прокачивая навык общения с клиентами.
Важно быть на виду: вести соцсети, пополнять портфолио и везде рассказывать о себе. Недавно, кстати, я как раз участвовал в воркшопе для звукорежиссёров, где рассказывали, как искать заказы. Главная мысль — нужно сделать так, чтобы все вокруг знали, чем ты занимаешься. Дальние родственники, бывшие одноклассники, знакомые знакомых — неважно. У любого ты должен ассоциироваться со своей профессией. Только так в нашем деле можно двигаться вперёд.
Свой первый заказ я получил именно через сарафанное радио. Мои знакомые организовывали закрытую выставку в Москве, посвящённую древнерусской культуре. В рамках мероприятия они проводили перформанс про ведьм, которые получали власть над мыслями людей, собирая их волосы. Меня позвали сделать музыкальное оформление.
Я погрузился в проект с головой: сам написал текст на выдуманном древнем языке, вместе с организаторами и знакомыми записал вокал и потом собрал всё воедино. Получилась полноценная сорокаминутная композиция с плотным, насыщенным саунд-дизайном. Помню, как это потом было вдохновляюще — услышать свою музыку в реальном пространстве. Я поверил в себя и понял, что действительно могу.
Следующий заказ я нашёл на одной из фриланс-площадок. К слову, очень рекомендую такие площадки всем начинающим — тот же «Авито» в последнее время здорово прокачался.
Так вот, я получил заказ от продюсера радио для дачников, где основной аудиторией, конечно же, были люди старшего поколения. Передо мной стояла необычная задача — создать рубрику, которая зацепила бы молодых слушателей.
И тогда родилась безумная идея — древнерусский трэп. Я свёл в одном треке народные мотивы — звонкую балалайку, характерный скрип деревянных половиц — с современными битами. А кульминацией стал забавный голос «дедушки-диджея», который объявлял: «У нас в гостях Клава Кока, не переключайтесь!»
В итоге получился абсолютно уникальный саундтрек с вайбом древнерусской вечеринки — как раз для объявления новинок на радио. Этот проект запомнился мне особой атмосферой творчества и юмора, с которым он создавался.
За время работы с разными клиентами я осознал важную вещь: быть просто хорошим звукорежиссёром или техническим специалистом недостаточно. Нужно разбираться в психологии, чувствовать людей и понимать их потребности. Не так давно, например, я за один день сдал два заказа: классический поп-трек для моей однокурсницы из Skillbox и грязный панк в духе «Гражданской обороны» для другого клиента.
Такой довольно резкий переход возможен только при особом подходе к каждому клиенту. С рокерами я общаюсь на одном языке, с рэперами — на другом, с поп-исполнителями — на третьем. Кроме того, важно доступно объяснять людям, как устроен процесс нашей с ними работы, чтобы они понимали, чего ожидать. Нужно помнить, что не все заказчики разбираются в саунд-дизайне, — кто-то и вовсе держит микрофон в руках впервые. Моя задача — стать для такого человека проводником в мир звука и довести его до нужного ему результата.
Недавно, например, мне заказали песню ко дню рождения — нужно было полностью переписать текст под именинника и получить на выходе уникальное поздравление. Чтобы выполнить задачу, я превратился в универсального солдата: сам написал текст, сам записал голос, подобрал музыку и свёл трек. Именно благодаря таким заказам я наработал огромный опыт и научился коммуницировать с самыми разными клиентами.
«Хочется, чтобы человек не слушал выпуск на 2x от скуки»: как экспериментировать со звуком в подкастах
Сейчас я работаю саунд-дизайнером в студии подкастов, которую открыл мой давний знакомый на базе бренда микрофонов «Союз». Подкасты всегда были мне интересны, и вот мы начали работать вместе, чтобы придумывать по-настоящему интересные форматы.
В большинстве русскоязычных подкастов звук достаточно сырой: сели, записали, добавили джингл в начало и конец — и на этом всё. Мы же — бросаем вызов такому подходу и хотим сделать так, чтобы подкаст было действительно интересно слушать. Чтобы человек не включал выпуск на скорость 2x от скуки, а реально погружался.
Для этого мы не просто записываем голос на хороший микрофон, но и делаем так, чтобы он звучал живо, сочно, с эмоцией. Добавляем в выпуски не только джинглы, но и необычные звуки и детали, которые удерживают внимание и добавляют атмосферу.
Ведь по-настоящему качественный звук — это инструмент управления вниманием и эмоциями.
Работать с подкастами сложно. В отличие от трёхминутного трека или короткого видео, здесь приходится иметь дело с часами материала, который нужно кропотливо обрабатывать — обрезать, чистить, сводить.
У меня, кстати, ещё есть собственный подкаст про звук, в котором я тоже стараюсь экспериментировать и находить новые интересные решения. В формате подкаста делать это особенно удобно, потому что здесь нет никакого визуального сопровождения — только чистый звук во всей его полноте и силе.
В этом есть своя особая магия — создать для человека целый мир и подарить ему целостный опыт, используя лишь один канал восприятия.
«Саунд-дизайн — это больше, чем просто запись звуков»: почему важна многофункциональность
С видео я тоже очень люблю работать. Вообще, когда я только шёл на курс, я представлял себе саунд-дизайн именно как работу по синхронной озвучке происходящего на экране. Так оно во многом и есть: почти весь звук в фильмах, клипах и рекламе переозвучен. То, что мы слышим, — это не то, что записано на площадке, а то, что создаётся в студии.
Например, звуки, которые издают зомби в фильмах, — это звук капусты, которую кто-то мнёт в студии руками. То же самое с шагами: для того, чтобы их озвучить, существуют целые студии с разными типами покрытий — гравий, трава, дерево. И есть даже отдельный человек, чья работа — записывать звуки шагов! Мне это всегда казалось безумно интересным.
И всё же со временем моё представление о саунд-дизайне немного изменилось. Я понял, что это гораздо более комплексная и многогранная работа, чем просто сидеть и записывать звуки шагов. Здесь много продюсерских и менеджерских задач.
Например, когда ко мне приходит клиент и просит создать звук для рекламы, я не отправляю его самостоятельно искать диктора или композитора, а сам нахожу подходящих людей из своей базы контактов, договариваюсь о гонорарах, организую процесс и, по сути, продюсирую весь звуковой продукт под ключ.
Такой подход особенно характерен для России. Знаю, что в зарубежных продакшенах всё иначе: там каждый специалист отвечает строго за свою зону ответственности: один занимается шумами, другой — эквализацией, третий — сведением. У нас чаще ценятся универсалы, и, соответственно, все стремятся ими быть. Я, например, могу и музыку сочинить, и аранжировку собрать, и вокал записать, и всё это свести, и сделать мастеринг. Более того — я сам монтирую видео и рисую к ним обложки.
Понятно, что и у нас в крупных продакшенах всё делегируется: один общается с клиентом, другой ищет дикторов или сессионных музыкантов, третий сводит звук, четвёртый занимается шумами. Но это командная работа, которая требует постоянной коммуникации, а значит — большого количества времени.
Когда же ты ведёшь весь процесс сам, ты экономишь время и деньги — свои и заказчика.
Но для этого нужно постоянно учиться и расширять кругозор: разбираться в программах, технических нюансах, знать, как всё сочетается между собой. Особенно этот момент актуален для геймдева. Это, пожалуй, самая технически сложная вселенная в саунд-дизайне.
В отличие от той же рекламы, где ты просто работаешь с готовым роликом, в геймдеве придётся много взаимодействовать с софтом, который плотно завязан на программировании. В играх звук должен быть интерактивным и реагировать на каждое действие игрока. А это требует совсем другого мышления и навыков.

Я бы очень хотел поработать с играми, но пока реализую свой интерес к ним через музыку. Особенно меня вдохновляет жанр 8-битной музыки, как раз-таки связанный с игровой эстетикой. Также я работаю с техно, электро, хаусом и экспериментирую с трэпом.
Каждая собственная песня, каждый заказ или даже задание в Skillbox — всё это помогает мне находить новые приёмы и способы работы со звуком и расширять свои творческие горизонты.
Моя цель — стать узнаваемым и многофункциональным специалистом. Не только звуковиком или саунд-дизайнером, а, можно сказать, полноценным и независимым продакшеном в одном лице. Чтобы люди приходили с запросом «сделай что-нибудь классное» именно ко мне, потому что знают, что я смогу закрыть всё — от проработки идеи до финального мастеринга.