Музыка
#статьи

Sia выпустила альбом Reasonable Woman

А подпевают ей Пэрис Хилтон, Чака Хан и Кайли Миноуг.

Фото: Jamie McCarthy / Christian Siriano / Getty Images

Одна из самых загадочных певиц планеты выпустила свой десятый альбом. Сия верна своему стилю и всё так же разрывает наши сердца своим мощным голосом. Разбираемся, каким получился альбом, — придумала ли певица что-то новенькое и сохранила ли фирменное качество звучания.

В этой статье обсудим:

Слушать альбом на удобной платформе

Какими были предыдущие пластинки Сии

В 2014 году Сия выпустила альбом 1000 Forms of Fear и превратилась из инди-певицы в поп-звезду — и это после почти 20 лет карьеры. Reasonable Woman — пятый с тех пор альбом, и первый, который можно назвать «обычным». Все предыдущие работы были неординарными.

Фото: DeShaun Craddock / Flickr

This Is Acting (2016)

Этим релизом Сия закрепилась в качестве звезды и выпустила новые мегауспешные синглы Cheap Thrills и The Greatest. Правда, в альбом вошли песни, написанные Сией для других артистов, которые отказались от них, недооценив хитовый потенциал.

Everyday Is Christmas (2017)

Рождественский спешл. У Сии всегда было олдскульное очарование, какого нет у гламурных современных поп-певиц, и выпуск рождественского альбома — такой ход в стиле пятидесятых — только усилил его. В Everyday Is Christmas не было ни одного кавера на классические колядки — все песни Сия и продюсер Грег Кёрстин написали с нуля. Правда, даже при таком раскладе рождественские альбомы многими рассматриваются как сайд-квест на пути к «основной» пластинке.

LSD (2019)

Коллаборация с электронным продюсером Diplo и певцом Labrinth. Эклектичное смешение попа, хип-хопа, электроники, рока. Одни из самых изобретательных битов, под которые пела Сия, были в этом альбоме.

Music — Songs from and Inspired by the Motion Picture (2021)

Полусаундтрек. Сия дебютировала как режиссёр и сняла фильм про наркоторговку, опекающую сестру с расстройством аутистического спектра, — уровень напряжения в нём соответствовал тому, что всегда звучит в голосе Сии. Часть композиций вошла в саундтрек к фильму, а часть была отдельно написана для альбома.

И вот Reasonable Woman — ничем не выдающийся альбом. Проще описать, чего в нём нет — например, привязок к календарю или виртуозного экспериментального звучания, — чем чётко охарактеризовать его. Но мы всё же попытаемся выделить главное.

Какой музыки требует голос Сии

Сия и её продюсеры уже давно сформировали характерное поп-звучание, подходящее именно её голосу. Голос этот очень мощный и может звучать как низко, так и очень высоко — например, в отчаянных и нервных припевах. Таким голосом трудно петь что-то неэпичное. Представьте Сию, поющую Shake It Off вместо Тейлор Свифт, — согласитесь, звучало бы нелепо. Когда она пыталась петь что-то такое, песни получались откровенно слабыми — вроде автотюновой Play Dumb.

Такова уж природа голоса Сии: даже когда она поёт весёлые песни, её голос звучит так надрывно, что эта радость неминуемо оборачивается терзаниями. Это что-то сродни аффирмациям — «мне и правда весело, я не сорвусь». Лучшая иллюстрация того, как это работает, — хит Chandelier. Текст песни — про тусовки и ночные клубы, но при этом звучит она так, будто певица ухватилась за последний шанс надышаться перед смертью.

Фото: The Wong Way / Flickr

Из-за такой особенности голоса Сия остаётся верной эпичности — её песни звучат масштабно, даже если это медленные баллады. Певица придаёт им драйва голосовым накалом, а музыка усиливает впечатление. Например, в саундтреке к Music были баллады с оркестровыми аранжировками, и даже в них Сия умудрилась вставить душераздирающий припев с громогласными барабанами, которые стучат словно в сердце слушателя.

Такие же эпичные баллады есть в новом альбоме Reasonable Woman. Это Little Wing, Immortal Queen, Nowhere to Be и другие.

Какие песни альбома Reasonable Woman звучат безнадёжно устаревшими

В продакшене Сии уже встречался хип-хоп — пробивная мощь его ударных убедительно поддерживает напористый голос певицы. А в Reasonable Woman Сия не только использует элементы хип-хопа, но и создаёт полноценные хип-хоп композиции.

Читать рэп она, правда, не стала (пока?), но на трек Champion позвала троих рэперов, мужчину и двух женщин, а сама спела припев. Правда, звучит песня как артефакт 2010-го — и по трубам в бите, и по настрою, и по сочетанию читки с припевом от поп-певицы эта композиция кажется слегка устаревшей. Это песня из тех времён, когда мейнстримные рэперы намного чаще звали больших певиц на припевы ради хитов с намёком на эпичность — как в эминемовской Love the Way You Lie.

Таких старомодных композиций в альбоме довольно много — отстала ли Сия от времени, или это просто такой винтажный стиль, решайте сами. В Incredible, дуэте с Labrinth, электронный дроп с пилящими эффектами отсылает к EDM середины десятых. Этот жанр и привёл Сию к славе: одним из прорывных синглов стал Titanium знаменитого диджея Дэвида Гетты. Только вот времена того звучания уже давно ушли, а сам Гетта позже написал для Сии совсем другой бит — его можно услышать в альбоме Music.

В Fame Won’t Love You Сия поёт о том, как слава заставляет артистов гнаться за трофеями, лишает их радости жизни и общения с близкими людьми. Из-за надрыва в голосе Сии строка в припеве «Слава не полюбит тебя, как мать и отец» звучит убедительно до мурашек. Но затем песня превращается в дисгармоничный дуэт: Сии подпевает Пэрис Хилтон. Помните, в нулевые она записывала музыку? Ну а в последние годы светская львица выдаёт по гостевому куплету в год.

Видимо, Пэрис Хилтон в этой песне должна представлять человека, по которому слава прошлась бульдозером. Однако непонятно, почему эта роль досталась богатой наследнице и элитной тусовщице, далёкой от творчества. Слава досталась ей за просто так, по причине происхождения, и уместнее было бы позвать вместо неё артистку, которая прославилась своим талантом. Ко всему прочему, голос у Пэрис откровенно слабый и на фоне Сии она звучит никак.

А какие — стильно винтажными

Есть в альбоме и песни, сознательно сделанные «под старину», — все они разной степени винтажности. Например, двадцатые стали удачным временем для диско-попа — во многом благодаря успеху Дуа Липы. После него в жанр вернулась Кайли Миноуг, которая была королевой диско ещё в девяностые и нулевые.

Вместе с Кайли Сия и записала песню Dance Alone — она сочетает в себе элементы диско и современное синтезаторное звучание.

Ещё более интересный финт Сия проворачивает с Чакой Хан — легендой танцевальной музыки, одной из главных дискодив классической эпохи. Однако с ней Сия даже не пытается нырнуть в ретро, а записывает хипхопоподобный поп и не только поёт, но и практически читает рэп.

One Night — ещё один привет нулевым, эпохе R&B c продакшеном Тимбаленда, где хип-хоп-бит сочетается с грувовым оркестровым семплом. Сия поёт тут в двух регистрах: начинает с соблазнительных полутонов, как и положено в R&B, но в припеве поднимает голос на высоты, не свойственные развлекательной клубной музыке.

Как Сия помирила поп и инди

Альбом Reasonable Woman в дискографии Сии интересен тем, что в нём она пытается примирить разные этапы своего творчества. В десятые Сия фактически начала карьеру заново: сначала пела для таких клубных артистов, как Flo Rida и Дэвид Гетта, а потом и сама выдала поп-хиты. Однако нельзя забывать, что до этого Сия исполняла инди-поп, который ближе к певицам вроде Imogen Heap, чем к Рианне.

В Reasonable Woman много инди-поп-композиций — Сия записала их, чтобы разбавить компьютерное звучание основной части альбома, так что в них много фортепиано, мягких синтезаторов и оркестровых струнных.

Это самые драматические песни альбома, где сдержанная музыка создаёт нужную эпичность: обеспечивает пространство для голоса Сии, усиливает его напор эпичными виолончелями и даёт ему передохнуть, заменяя вокал фортепиано. Пространства так много, что в I Forgive You Сия растягивает одну ноту на 10 секунд — с электронными битами так бы не получилось. Нечто похожее есть в Nowhere to Be и I Had a Heart, Rock and Balloon — там есть бит, но сочетается он с необычными аранжировками.

Что не так с альбомом

Мощный вокал Сии местами звучит гротескно — простенькие механические биты не вяжутся с пафосом исполнения и лучше подошли бы какой-нибудь расслабленной R&B-певице. Музыка в Reasonable Woman далеко не так амбициозна, как пение, — она ничем не примечательна, а иногда и вовсе оборачивается самоповторами. В буквальном смысле — стартовый трек Little Wing очень напоминает хит Unstoppable (2016).

В целом не покидает ощущение однообразия: повторы кульминаций на высоких нотах, повторы текстов, мелодий, вокальных рисунков — как в Wanna Be Known, Champion, Nowhere to Be, Go On.

В этих песнях Сия забивает хуки в голову слушателя примерно как гвозди молотком. Деться от этого некуда — мы уже сказали про повторы, — и обычно трогательное эмоциональное исполнение Сии вдруг начинает раздражать.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована