Почему группа Nightwish всё ещё способна удивить
В свежем альбоме финская группа поднялась на новую творческую ступень.
Фото: Per Ole Hagen / Redferns
Может ли десятый альбом группы стать её magnum opus, особенно если это коллектив с тридцатилетней историей, одна из самых популярных групп Финляндии, лицо симфонического метала? Иные люди с таким послужным списком даже не думают об экспериментах или расширении границ, а выпускают «очередной» свой альбом. Но у Nightwish ещё есть амбиции — и в группе хотят, чтобы об этом узнали все.
«Создание Yesterwynde заняло больше времени, чем создание любого предыдущего альбома Nightwish, — 3,5 года. Мои амбиции взлетели до небес, — говорит Туомас Холопайнен, клавишник и основной автор группы. — В процессе я стал одержим Yesterwynde. Композициям, текстам, аранжировкам, обложкам, видео, сведению и так далее мы уделили больше внимания, чем когда-либо прежде».
Холопайнен не преувеличил. Nightwish звучат масштабнее и эпичнее себя прежних, а лирика зашла на новые территории. Страсть Холопайнена писать про интересные моменты в истории вылилась в то, что некоторые песни в альбоме посвящены не самым известным событиям. Это, впрочем, не делает их менее интересными: Туомас нашёл в них повод сделать заявление о величии человека, его способности к творчеству и воле к жизни.
Что такое Yesterwynde (спойлер: неологизм)
Концептуальность проявляется уже в названии. Если вы не поняли, что значит Yesterwynde, то так и задумано. Клавишник Туомас Холопайнен, автор большей части альбома, вдохновлялся The Dictionary of Obscure Sorrows — интернет-проектом Джона Кёнига, в котором тот собирал неологизмы. Причём не все подряд, а описывающие комплексные эмоции, которые обычно трудно выразить одним словом.
Холопайнен вместе с мультиинструменталистом Троем Донокли придумал слово «yesterwynde», чтобы описать ключевую эмоцию, с которой он подходил к работе над новым альбомом. Холопайнен определяет его как чувство, возникающее при осознании хода времени, установлении эмоционального контакта с прошлым.
Что отличает новый альбом Nightwish от других метал-записей
Среди металлистов Холопайнена выделяет интерес к позитивной стороне жизни и истории. Перед ними Туомас испытывает восторг юного энциклопедиста, откопавшего интересную статью, о которой не знает никто из друзей. И пока метал-группы копаются в истории войн или оккультизма, Холопайнена больше увлекают Докинз и Дарвин — в альбоме Endless Forms Most Beautiful Nightwish прямо процитированы их труды.
Сейчас поиски Nightwish зашли ещё дальше, в область менее популярных вещей. Холопайнен написал песню про антикитерский механизм — механическое устройство, найденное возле греческого острова Антикитера. Оно было создано примерно во II веке до нашей эры и использовалось для расчёта движения небесных тел.
Эта песня ключевая в альбоме, она концентрирует дух Yesterwynde. Да, альбом о том, что историю невозможно охватить взглядом человека с его короткой жизнью (Perfume of the Timeless), а также о том, что жизнь трудна и полна опасностей, ведь людей контролируют с помощью страха (The Day of…). При этом в Yesterwynde много позитивного — альбом наполнен уважением ко всему, чего достиг человеческий гений.
Yesterwynde представляет собой редкий пример по-настоящему гуманистического метала. Значительная часть жанра посвящена либо трагической стороне жизни (войны, убийства, смерть как таковая), либо мистическим и обычно опасным сущностям (Сатана, зомби, вампиры). Человек в текстах метал-песен — это расходный материал или убийца. А вот в Nightwish с оптимизмом смотрят на истории и восхищаются тем, чего людям удалось достичь.
В интервью перед выходом альбома Холопайнен сказал:
«Люди часто спрашивают: „Где вы черпаете вдохновение?“ Ну, просто посмотрите на этот мир, посмотрите на то, что происходит. Посмотрите на небо, на научные инновации. История полна сюжетов, которые являются бездонной ямой для вдохновения. А ещё в наши дни особенно много нагнетания страха, например, в сценариях конца света, которые меня удручают, но также немного раздражают, потому что человечество перестало видеть и то хорошее, чего мы добились. То, что мы на самом деле живы, — невероятная удача и привилегия. Стоит наслаждаться этим».
Читайте также:
Пока в тексте вокалисты Флор Янсен и Трой Донокли восхищаются антикитерским механизмом, который иногда называют первым компьютером, музыка даёт соответствующее сопровождение. Риффы и хуки создают впечатление огромного пространства и помпезности. Песни звучат как марш во славу человека и науки. Масштаб альбома раздувает величие человека до вселенских масштабов. Сама музыка с обилием хоров и оркестровых инструментов бросает вызов смерти и бесконечной истории, на фоне которых мы кажемся такими маленькими. Nightwish говорит: это не так.
О чём поёт Nightwish в 2024 году
Впрочем, назвать альбом исключительно оптимистичным было бы неправильно. В Nightwish стараются комплексно смотреть на жизнь. Такова, например, песня The Children Of ’Ata — она рассказывает одновременно о тяге к свободе и о высокой цене, которую за неё нужно заплатить. Песня основана на реальной истории шести подростков с острова Тонгатапу в Тонге, которые украли лодку и сбежали из школы-интерната. Во время шторма они потерпели крушение на отдалённом острове Ата и выживали там в течение 15 месяцев. Эта история с хеппи-эндом: все спаслись и сохранили здоровье.
Для подобных историй нужно выбрать соответствующий музыкальный язык, поэтому The Children of ’Ata — самая многосторонняя песня в альбоме. Пение Флор Янсен на английском сопровождает хор, исполнивший отдельные фрагменты на тонганском. Метал-гитары и оркестр дополняет танцевальный готический синти-поп.
Схожим пафосом наполнена и песня An Ocean of Strange Islands, разве что она куда сильнее проникнута ощущением одиночества. Странствие моряка по океану, наполненному таинственными и волшебными островами, сравнивается с самой жизнью. На этих островах есть то, с чем люди сталкиваются постоянно: мимолётные встречи, потерянные друзья и остатки прошлого.
Та же песня могла бы стать печальной фолк-балладой, но не в случае Nightwish. Оркестровое сопровождение превращает An Ocean of Strange Islands практически в саундтрек к фильму про пиратов — настолько эпично она звучит. В фильме под неё бы дрались на шпагах, а в конце главный герой бы всех победил. Только у Nightwish схватка идёт с самой жизнью. И хотя текст прямо не указывает на результат сражения, характер музыки даёт надежду на то, что человек справится.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс