Музыкальные размеры: что это такое и какими они бывают
Полный практический разбор для начинающих музыкантов и сонграйтеров: расскажем, как научиться различать, выбирать и использовать музыкальные размеры.
Размер задаёт внутренний ритмический порядок музыки: где начинается такт, какая доля сильная, как выстроена фраза и почему под музыку хочется маршировать, вальсировать или прыгать, как на рейве.
В этой статье мы подробно расскажем о музыкальных размерах: что это такое, как они записываются, где используются, чем различаются и как научиться определять размер на слух. Разберём теорию на примерах из классики, рока, поп-музыки и фольклора. А блок с упражнениями, которые используют преподаватели сольфеджио в музыкальных школах, поможет сразу же опробовать новые знания на практике.
- Что такое музыкальный размер
- Что такое музыкальные длительности
- Что такое сильные, слабые и относительно сильные доли в музыке
- Что такое музыкальный такт
- Чем отличаются двухдольные и трёхдольные музыкальные размеры
- Как обозначается размер в нотах
- Какие бывают музыкальные размеры: простые, сложные, смешанные
- Простые размеры: 2/4 и 3/4
- Сложные размеры: 4/4 и 6/8
- Смешанные размеры: 7/8 и другие
- Как выбрать размер при сочинении музыки
- Как определить музыкальный размер на слух
- Упражнения для тренировки
Что такое музыкальный размер
Музыкальный размер — это способ делить музыку на равные отрезки (такты). Размер показывает, сколько долей содержится в каждом такте, какой длительностью измеряется каждая доля, как распределяются акценты внутри такта.
Ничего не понятно? Нестрашно. Сейчас объясним всё по порядку.
Чтобы разобраться в музыкальных размерах, нужно понимать, что такое:
— музыкальные длительности,
— музыкальный такт.
А если все эти понятия вам уже знакомы, можете сразу переходить к разделу о том, что такое двухдольные и трёхдольные музыкальные размеры.
Что такое музыкальные длительности
Музыка может звучать очень по-разному. Трагический марш будет медленным и торжественным, а диджейский техно-сет — ритмичным и быстрым. Детская колыбельная течёт спокойно и плавно, а на рок-концерте хочется прыгать под каждый удар барабанов. При этом записываться вся эта музыка может одними и теми же длительностями нот.
Музыкальные длительности — это принятая в нотной записи система символов, которая показывает продолжительность звуков и пауз относительно основной единицы времени произведения.
Давайте разберём на примере, как это работает, — а заодно узнаем (или вспомним), какие длительности бывают.
Возьмите метроном — можно настоящий, а можно просто скачать или открыть любое онлайн-приложение. Установите медленный темп — например, 60 ударов в минуту. Запустите метроном и на каждые четыре удара считайте: «Раз — два — три — четыре».

Каждый удар будет длиться одну секунду, а счёт на «раз — два — три — четыре» будет занимать четыре удара, или четыре секунды. Это будет нашей отправной точкой — целой нотой. Записывается целая нота как пустой незакрашенный кружок без палочки и хвостика (на самом деле эти части ноты называются «головка», «штиль» и «флажок»).
Послушайте метроном пару минут. Чтобы лучше почувствовать ритм, музыканты отбивают удары метронома рукой или карандашом по столу, по краешку инструмента или даже по собственной коленке.
А теперь пойдём дальше — будем делить целую длительность на более мелкие. Не меняя темпа метронома, попробуйте выделить ударом руки и голосом первую и третью долю: «РАЗ — два — ТРИ — четыре». «Раз» и «три» теперь обозначают половины целой ноты. Длительности, которые в нашем примере длятся по две секунды на «раз — два» и «три — четыре», так и называются — половинные. Записываются они так же, как целая длительность, но уже со штилем.

Следующая длительность, как несложно догадаться, четвертная. В нашем упражнении это именно те удары, которые мы слышим от метронома. Каждый удар длится одну секунду, и в нашей целой ноте их четыре. Записываются четвертные (или четверти, четвертушки) уже закрашенными, но штиль имеют всё ещё без флажка (хвостика).

Меняем темп метронома — выставим на нём 120 ударов в минуту. Теперь в нашу целую долю, которая длится четыре секунды, помещается уже восемь ударов, каждый по 0,5 секунды. Считаем, по слогу на удар: «раз — и — два — и — три — и — четыре — и». Каждый удар и каждый слог — это восьмая длительность, которую ещё называют восьмушкой.
Как записываются восьмые ноты: закрашенная головка, штиль, флажок — или связка (горизонтальная линия), если рядом стоит несколько восьмых.
Существуют и ещё более мелкие длительности — шестнадцатые, тридцать вторые и так далее. Например, если вы попробуете в темпе 120 bpm стучать и проговаривать «раз — и» уже не на два удара, а на один, то в каждой восьмой у вас поместится две шестнадцатых, каждая по 0,25 секунды длиной. В обозначении размера такие мелкие длительности если и используются, то только в исключительных случаях.
Записываются шестнадцатые и тридцать вторые (а дальше — шестьдесят четвёртые, сто двадцать восьмые…) так же, как и восьмушки, и чем мельче длительность, тем у них больше связок или флажков. У шестнадцатых — две, у тридцать вторых — три и так далее.

Нас в рассказе о музыкальных размерах интересуют в первую очередь четверти и восьмые.
Сильные и слабые доли
Теперь нужно разобраться в том, что такое сильные и слабые доли в музыке.
Представьте, что вы тренируетесь с мячом в спортивном зале. Вы можете бросить его в стену, и звук удара будет очень громким. А можете легонько стукнуть об пол — и звук будет гораздо тише. Если вы будете бросать мяч попеременно в стену — об пол — в стену — об пол, у вас получится чередование одной сильной и одной слабой доли. В нотах сильные доли обозначаются «птичкой», и выглядеть это будет так:

Время от одной сильной доли до другой называется тактом. Граница такта обозначается вертикальной чертой, которая так и называется — тактовая черта.
Кроме первой (сильной) доли, на которую приходится главный акцент, в такте может быть и относильно сильная доля: на неё тоже падает акцент, но не такой явный.
Остальные доли внутри такта — слабые. Они служат связующим материалом между акцентами. На слабых долях удобно располагать лёгкие ритмические украшения, окончания фраз, вспомогательные элементы в ударных.

Двухдольные и трёхдольные размеры
Акценты в музыке выполняют ту же функцию, что и ударения в словах. В зависимости от распределения акцентов в такте музыкальные размеры делятся на двухдольные и трёхдольные.
Представьте, что кто-то спрашивает вас: «Что это гудит вдали?» А вы отвечаете: «Поезд едет». Смысловое ударение будет падать на слово «поезд», и его ударный слог будет звучать ярче, чем ударный слог в слове «едет».
Теперь повторите несколько раз:
«ПО-езд е-дет, пО-езд е-дет, пО-езд е-дет».
Один повтор будет образовывать один такт, границы тактов — там, где в тексте стоят запятые. Слог «пО» — сильная доля, с которой начинает такт. Слог «е» в слове «едет» — относительно сильная доля. А остальные слоги — слабые доли.
В этом примере к сильной и относительно сильной доле «приклеивается» всего по одной слабой. Получаются группы из двух долей: [сильная + слабая], [относительно сильная + слабая]. Размеры, построенные по такому принципу, называются двухдольными.
А теперь представьте, что в честь Восьмого марта некоторые поезда перекрасили в нежные весенние оттенки. И люди на вокзале удивлённо восклицают: «Поезд сиреневый!»
Повторим эту фразу несколько раз:
«ПО-езд си-ре-не вый, пО-езд си-ре-не вый, пО-езд си-ре-не вый, пО-езд си-ре-не вый».
Так же, как в прошлом примере, один повтор — это один такт, границы тактов отмечают запятые. Слог «пО» — сильная доля, с которой начинается такт. Относительно сильная доля — слог «ре» в слове «сиреневый». А остальные слоги — слабые доли.
Но теперь к каждой сильной и относительно сильной доле «приклеивается» уже по две слабые доли. Получаются группы из трёх долей: [сильная + слабая + слабая], [относительно сильная + слабая +слабая]. Размеры, построенные по такому принципу, называются трёхдольными.
Как обозначается размер в нотах
Чтобы правильно определять музыкальные размеры, нужно понимать, как читать их обозначения. Что значит «две четверти», разве нельзя написать просто «половинка»? Почему три четверти и шесть восьмых — это не одно и то же? Ведь математически они равны? И с какой вообще стороны подходить к размерам вроде семь восьмых или пятнадцать шестнадцатых?
Давайте разбираться по порядку. Для начала расскажем, как же читать все эти дроби.
Напомним, для записи музыки используется нотный стан — пять горизонтальных линеек. В начале нотного стана стоит нотный ключ, который показывает, на какой высоте должны звучать ноты. Следом пишут знаки альтерации — диезы и бемоли.
Музыкальный размер указывается в начале произведения, в виде двух цифр, расположенных одна над другой. Нижняя цифра показывает, какими долями ведётся счёт, верхняя — сколько таких долей в такте.
- 2/4 — две четверти;
- 4/4 — четыре четверти;
- 6/8 — шесть восьмых;
- 12/8 — двенадцать восьмых.
Иногда используется буква C — это альтернативное обозначение размера 4/4, историческое common time («общий размер»).

Виды музыкальных размеров
Размер в музыкальном произведении может быть простым, сложным, смешанным и даже переменным.
Простые размеры
Простые музыкальные размеры — это размеры, образованные группой из двух или трёх долей. То есть минимальным набором [сильная + слабая] или [сильная + слабая + слабая]. Такую группу долей невозможно разбить на более мелкие группы, в ней не может быть относительно сильной доли.
Простые двухдольные размеры: 2/2, 2/4, 2/8, 2/16.
Простые трёхдольные размеры: 3/2, ¾, 3/8, 3/16.
Все эти размеры, конечно, существуют, но 3/2 или 2/16 — это, скорее, музыкальная экзотика. А реально используются чаще всего размеры 2/4 и 3/4.
Размер 2/4 — две четверти
В такте всего две доли, сильная и слабая. Используется в маршах, быстрых танцах, в поп-музыке.
Двухдольный размер хорошо слышен в «Польке-пиццикато» Иоганна Штрауса — младшего.

Размер 3/4 — три четверти
Самый простой трёхдольный размер. Чаще всего у мелодии с таким размером вальсовый, плавный ритм.

Самый известный пример трёхдольного размера — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского. А мы предлагаем послушать Come Away With Me Норы Джонс:
Или вот вальс Штрауса-сына «На прекрасном голубом Дунае», который вы наверняка много раз слышали.
Сложные размеры
Сложными называют размеры, в которых несколько раз повторяется какой-то простой размер. Например, если мы возьмём два раза по три восьмых (3/8) и соберём из них целый такт, у нас получится шесть восьмых (6/8). Сильная доля первой тройки останется сильной долей такта, а сильная доля второй тройки превратится в относительно сильную.
То же самое произойдёт, если взять два раза по две четверти (2/4) — получится сложный размер четыре четверти (4/4). А если мы используем в музыке ну о-о-очень длинные музыкальные фразы, то можем взять какой-нибудь простой размер три или даже четыре раза: 3/8 * 4 = 12/8, 2/4 * 3 = 6/4.
В зависимости от того, сколько долей в сложном размере, он будет называться скольки-то-дольным:
- 4/2, 4/4, 4/8 — четырёхдольные;
- 6/4, 6/8, 6/16 — шестидольные;
- 9/4, 9/8, 9/16 — девятидольные;
- 12/8, 12/16 — двенадцатидольные.
Размер 4/4 — четыре четверти
Четырёхдольный размер — самый распространённый в современном мире. Используется в роке, поп-музыке, рэпе, электронике. Это и Billie Jean Майкла Джексона, и Smells Like Teen Spirit группы Nirvana, и даже Bad Guy Билли Айлиш.
Размер 6/8 — шесть восьмых
В размере 6/8 такт делится на две части, каждая состоит из трёх восьмых. Такой вариант вместо базового простого размера ¾ используют, когда нужно сделать музыку более плавной и размеренной. Это всё ещё вальсовое кружение, но первые «шаги» (сильные доли) в этом «вальсе» стоят реже, поэтому он становится более спокойным.

Смешанные размеры
А что, если мы соединим в одном такте двухдольный и трёхдольный размеры? Например, 3/8 и 4/8 или ¾ и 4/4, — так, что получится 7/8 и 7/4.
Такие размеры — сложенные из разнородных простых — называются смешанными.
Как распределятся сильные и слабые доли внутри смешанного музыкального размера, зависит от автора музыки. Размер 7/8 может раскладываться на группы по 3/8 и 4/8, может — на 4/8 и 3/8, а может вообще на 2/8, 3/8 и 2/8.
Размер 7/8 — семь восьмых
Одни из самых распространённых смешанных размеров — пятидольные и семидольные, в частности, размер 7/8. Он часто встречается в балканской народной музыке, в фольклоре Болгарии, Македонии, Греции, Турции и северной части Ближнего Востока. Такой размер помогает поддерживать энергичный, подпрыгивающий танцевальный шаг.
В академической музыке 7/8 можно встретить у композиторов XX века, особенно у тех, кто использует фольклорные элементы или экспериментирует с ритмом, — например, у Белы Бартока.

В нотах «Свободных вариаций» Бартока размер не просто сложный — он меняется каждые несколько тактов: 3/8, потом сразу 2/4, потом 3/8, 5/8, снова 2/4, 3/8, 6/8, 5/8, 9/8. Не завидуем музыкантам, которым придётся учить эту партитуру, конечно. А называется такой размер переменным.
Узнаваемыми и популярными сложные и переменные размеры сделал рок ХХ века. Так, 7/8 можно услышать в Seven Days Стинга и в Dance of Eternity группы Dream Theater. А в Money группы Pink Floyd размер меняется: 7/4 в куплете и 4/4 в припеве.

В песне «Овечка» группы «Мельница» музыкальный размер и того сложнее — 10/8:
Знать бы мне только слово, моё сердечко, облачная овечка,
Как услыхала б золотые копытца, стала б тебе сестрица;
Между ветвей орлиных, между рогов терновых алые свечки;
Знать бы мне только имя, тайное слово чёрной моей овечки.
Как выбрать размер при сочинении музыки
1. Проанализируйте структуру фразы
Если фраза делится на четыре части — вероятнее всего, это 4/4.Если тяготеет к группам по три доли — ¾ или 6/8.
2. Послушайте ритмику слов
Текстовая ритмика часто сама подсказывает подходящий размер. Запишите текст, расставьте ударения, посчитайте, сколько безударных слогов между ними, обратите внимания, где в тексте расположены самые яркие акценты.
3. Сравните несколько вариантов
Иногда мелодия звучит естественнее, если изменить размер с 4/4 на ¾ или наоборот.
4. Отталкивайтесь от жанра
- Поп, рок, рэп → 4/4.
- Лирические баллады → ¾ или 6/8.
- Саундтреки, арт-рок → 5/4, 7/8.
Как определить размер на слух
В музыкальных школах умение определять размер начинают тренировать с первых занятий по сольфеджио.
Шаг 1. Найдите сильную долю
Она чаще всего совпадает с ударом бас-бочки или началом фразы.
Шаг 2. Пробуйте считать
- Если музыка естественно ложится на «раз-два-три-четыре» — 4/4.
- Если после «раз-два-три» ощущается завершение — ¾.
- Если внутри ощущаются две крупные доли по три — 6/8.
- Если счёт сбивается, то, скорее всего, это смешанный или переменный размер — 5/4, 7/8.
Шаг 3. Сравните несколько способов счёта
В ДМШ это упражнение делают устно: один и тот же фрагмент ученику предлагают считать по-разному, пока не найдётся подходящий вариант.
Упражнения для тренировки
Ниже — набор упражнений, которые используются в музыкальных школах для развития чувства ритма и слухового восприятия размеров.
Упражнение 1. Хлопки под метроном
- Включите метроном на 60 bpm.
- Хлопайте на каждый удар.
- Произнесите вслух: «Раз — два — три — четыре».
- Затем сделайте то же самое для «раз — два — три».
Упражнение 2. Сравнение ¾ и 6/8
- Спойте ритм: та — та — та (равномерные три доли) → ¾.
- Затем: та-ти-ти, та-ти-ти → 6/8.
- Чередуйте, чтобы услышать разницу.
Упражнение 3. Группировка восьмых
В 2/4 сыграйте:
- та — та — ти-ти — та
В 3/4:
- та — ти-ти — ти-ти
В 6/8:
- та-ти-ти — та-ти-ти
Упражнение 4. Ходьба под разные размеры
Пройдите по комнате:
- обычным шагом → 2/4;
- шаг + шаг + лёгкий притоп → ¾;
- шаги с мягким покачиванием → 6/8.
Попробуйте сделать то же самое под музыку.
Упражнение 5. Смена размера
- Возьмите знакомую песню, хотя бы «В лесу родилась ёлочка».
- Попробуйте спеть её в 4/4 и затем в ¾.
- Оцените, где текст ложится на музыку естественнее.
Больше об элементарной теории музыки
- Каким бывает звук: о главных музыкальных понятиях простым языком.
- Интервалы: как научиться их различать, играть и петь
- Что такое лад и зачем он нужен: рассказываем, как построить мажор, минор и ещё пять ладов, которые сделают музыку интереснее.
- Что такое гармония и как её использовать в музыке: раскладываем по полочкам один из самых абстрактных терминов в музыкальной теории.
- Кварто-квинтовый круг: разбираемся, что это такое и как он помогает музыкантам.