Как звучит новый альбом Моби — Always Centered at Night
В дискографии электронщика нет ничего похожего.
Кадр: Moby / YouTube
14 июня Моби выпустил новый альбом Always Centered at Night — 22-й в его дискографии. В него вошли 13 треков — каждый записан при участии приглашённых вокалистов, а сам Моби не исполнил ни строчки. В этой рецензии мы расскажем:
- почему 2024-й — особенный год для Моби;
- как Моби менял жанры на протяжении карьеры;
- почему новый альбом не похож на предыдущие;
- кто помог Моби записать Always Centered at Night.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Чем 2024 год важен для Моби
В 2024 году его культовой пластинке Play исполнилось 25 лет. Она стала самой успешной для американского электронщика и спасла его карьеру: в конце девяностых Моби переживал из-за коммерческого провала альбома Animal Rights и подумывал уйти из музыки. Play должен был стать прощальной работой — а стал всемирным хитом и вернул нам Моби.
Чтобы отпраздновать юбилей альбома, Моби отправился в тур — впервые после десятилетнего перерыва. Вся прибыль пойдёт в благотворительные организации по защите животных — активизм для Моби не менее важен, чем музыка. Однако Моби недаром известен за новаторский подход: вся его карьера была бесконечным потоком экспериментов. Вот и в эту важную для себя дату он вновь придумал что-то новое и свежее.
14 июня Моби выпустил новый альбом Always Centered at Night. Можно смело заявить, что это одна из самых жанрово разнообразных пластинок в его карьере. В этом плане с ней могут сравниться разве что альбомы Everything Is Wrong и Last Night. Даунтемпо, трип-хоп, фанк, брейкбит, драм-н-бейс, много R&B-вокала — Моби охватил все эти жанры за 13 треков.
Читайте также:
Как Моби перешёл от мелодий к ритму
Если сравнить Always Centered at Night с золотыми пластинками Моби конца девяностых и нулевых (Play, 18, Hotel), то можно заметить изменившийся подход к сведению. Возьмём для примера песни Natural Blues или Porcelain. Синтезаторы льются, как водопад, создавая сплошную стену звука — но не громогласного, а очень выразительного и чувственного. Ударные же в миксе создают ритм, но не перетягивают одеяло на себя — синтезаторы главенствуют.
Теперь посмотрим, как со временем менялось звучание треков. Для этого обратимся к альбому Everything Was Beautiful, and Nothing Hurt 2018 года. Да, Моби выпускал релизы и позже, но это были или переработки старых песен, или альбомы из эмбиентной серии — они настолько не похожи на остальные записи Моби, что идут в дискографии особняком.
В альбоме Everything Was Beautiful, and Nothing Hurt можно заметить, что Моби больше опирается на ритм, чем на мелодии. По сути, Моби практически перешёл от даунтемпо к трип-хопу. Это довольно близкие жанры, но между ними есть разница. Ритм в даунтемпо не довлеет над композицией: основу составляют синты. Трип-хоп же строго опирается на зацикленные ударные, яркий тому пример — трек Like a Motherless Child.
Первые ростки трип-хопа появились ещё в альбоме Last Night в 2008 году, например в песне Hyenas. Чтобы прочувствовать разницу, включите трек The Waste of Suns с того же альбома — в нём практически незаметны фоновые синтезаторы, зато ударные и бас очень выделяются.
Вернёмся в наши дни. В пластинке Always Centered at Night Моби продолжает экспериментировать с трип-хопом, однако теперь работает с ритмом изобретательнее. Например, в песне On Air его создают не столько ударные, сколько одиночные ноты фортепиано и хлопки в ладоши.
Изменился и характер ритма. Электронные песни Моби всегда звучали интимно, будто голос нашёптывает тебе прямо в ухо. В этом плане Everything Was Beautiful, and Nothing Hurt можно назвать вершиной творчества Моби. Загадочное бормотание, реверсивные партии инструментов и мистическая атмосфера навевали нечто похожее на шаманский ритуал.
В Always Centered at Night ритм намного более расслабленный, а местами и гламурный. Моби не раз прибегает к фанковому басу, как в песне Dark Days, но не даёт ему разогнать музыку на полную — звучание по-прежнему очень прохладное. В других песнях ритм меняется под нужды выбранного жанра.
Почему новый альбом уникален
Моби — настоящий человек-хамелеон: он поработал во многих жанрах, и вполне успешно. Правда, большинство альбомов Моби звучит однородно, поэтому его творческое разнообразие видно только в масштабе всей дискографии. Начинал с рейва и техно, перешёл к индастриал-панку, затем даунтемпо, электроник-року, также регулярно обращался к эмбиенту…
Читайте также:
В дискографии Моби мало пластинок, где он собрал бы все свои звучания. Наверное, самой разнообразной работой был альбом Last Night 2008 года — там и даунтемпо, и танцевальная электроника, а также элементы диско и хип-хопа. Однако новый релиз ещё более неоднородный. Моби не только повторил старые эксперименты над звучанием, но и нашёл парочку новых приёмов.
Костяк альбома составляют две группы треков:
- Микс даунтемпо и трип-хопа — задумчивые композиции с холодным звучанием, где морозный вокал подчёркнут серым шумом эмбиентных пэдов и неспешной перкуссией. Примеры: On Air, Transit, Precious Mind, We’re Going Down.
- Фанковая электроника — шелковистые партии баса, плавная перкуссия и чувственные голоса. Эти песни вдохновлены андерграундной диско-хаус-сценой Нью-Йорка конца семидесятых и начала восьмидесятых. Там Моби услышал таких культовых диджеев, как Ларри Леван и Дэвид Манкузо, и тогда началась его эволюция из панка в электронщика. Примеры: Dark Days, Wild Flame, Should Sleep.
Читайте также:
В Feelings Come Undone минималистичный хаус противопоставлен любопытной аранжировке: вдалеке слышно абстрактное лязгание, стрекочут хай-хэты. Хотя трек звучит современно, в нём много атмосферы восьмидесятых: вальяжность звука Ибицы и чувственный полушёпот под бит из Чикаго.
Fall Back — очень странный трек, стоящий особняком от остального альбома. Он колеблется между степенностью и танцевальностью: то затухает, то вновь пробуждается.
В Sweet Moon Моби вспоминает своё увлечение блюзом: это самый неэлектронный трек альбома. Играет эротичный гитарный рифф, соблазнительно мурлычет соул-певица Choklate, орган восхитительно разжигает эйфорию слушателя. А затем Моби успокаивает нас, даря на прощание Ache For — колыбельную с фортепиано и струнными без намёка на электронику.
Также Моби неожиданно обратился к брейкбиту. Он частично присутствовал в первых синглах электронщика — Mobility и Go, но позднее музыкант к нему практически не возвращался. Сейчас брейкбит переживает ренессанс и появляется даже в поп-песнях, так что и Моби тоже зацепило.
Трек «Where Is Your Pride?» — это чистый брейкбит. Трек построен вокруг быстрого лупа ударных и колеблющегося рисунка низкого баса. К ним постепенно добавляются атмосферные синтезаторы и заикающийся семпл высокого женского голоса. Всё по канонам начала девяностых: необработанный звук барабанов и вокальные чопы, которые акцентируют бит.
Medusa — это трек прямиком из 1995 года, только блюзовый вокал Эйнсли Джонса выдаёт стиль Моби. А в остальном — типичный интеллиджент драм-н-бейс тех лет, который пытается отойти от рейв-агрессии к спокойному звуку. Такой уместно включить даже в кафе. Моби создаёт атмосферу девяностых: разреженные семплы ударных, обволакивающие синтезаторы, неспешный и не бьющий по ушам бас.
Кто помог Моби создать альбом
Бессмысленно говорить об Always Centered At Night, не вспомнив про гостей альбома. Мы не услышим вокал Моби ни в одной из 13 песен — вместо него каждый трек исполняет новый музыкант. Перед выходом альбома Моби сказал:
Последние 30 лет я работал с потрясающими певцами: от Дэвида Боуи до Фредди Меркьюри, от Грегори Портера до Джилл Скотт. Always Centered At Night продолжает мою любовь к коллаборациям, но фокусируется на работе с талантливыми артистами, которые, возможно, не так известны.
Над новым альбомом Моби работал преимущественно с исполнителями в жанрах R&B и соул. Одно из немногих исключений составил умерший в декабре 2023 года даб-поэт Бенджамин Зефанайя. Как и Моби, он известен своим активизмом в защиту прав животных. В треке «Where Is Your Pride?» он наговаривает веганские послания, обращённые к слушателям:
Где твоя природа?
Где твоё уважение?
Где твой кошмар?
Над альбомом работали музыканты с богатым культурным бэкграундом: предки Данаи Веллингтон из Ямайки, Гайды — из Судана, Дж. П. Бимени — из Бурунди. Но в звучании их треков нет явных фолк-элементов: композиции усреднены до современного западного соула.
Читайте также:
Уже в первых треках заметно: вокалисты привносят в альбом разные акценты. Артист Serpentwithfeet в On Air звучит как исповедующийся монах — не каждый певец способен так точно владеть дрожащим голосом, вкладывать в него столько эмоций. В Dark Days певица Lady Blackbird создаёт тёплую и обволакивающую атмосферу, которая резко контрастирует с подачей Serpentwithfeet. А затем Бенджамин Зефанайя ровно и ритмично зачитывает проповедь.
Почему Моби решил записать альбом только с андерграундными артистами? Ведь в его прошлой пластинке Resound NYC, где он переработал старые хиты вместе с оркестром, участвовали прославленные артисты. Например, Милен Фармер, дважды обладатель джазовой «Грэмми» Грегори Портер, экс-участница The Pussycat Dolls Николь Шерзингер и вокалист инди-рок-группы Kaiser Chiefs Рики Уилсон.
Причина в том, что у альбома Always Centered at Night есть не только музыкальный, но и промоутерский смысл. В 2022 году Моби создал лейбл Always Centered at Night и тогда же выпустил песню Medusa, а теперь решил прорекламировать своё детище. Правда, пока лейбл существует исключительно виртуально, распространяя музыку в интернете. Однако Моби не исключает выпуск на физических носителях.
На создание лейбла Моби вдохновило текущее состояние индустрии.
Я разговариваю со своими творческими друзьями, и это разбивает мне сердце: они больше не доверяют себе. Кажется, у них на уме единственный критерий: «Я смогу это продать? Будет ли корпорация платить мне? Наберу ли я достаточно репостов и лайков?» Что случилось с идеей о том, что искусство и культура должны быть дерзким убежищем от мейнстрима? <…> Вот что я скажу артистам, с которыми хочу работать: «Послушайте, мы пытаемся создать нечто уникальное, неординарное, личное, а музыка и тексты не нуждаются в пояснениях. Они могут быть неясными. Они могут быть любыми, какими вы захотите». Мне нравится идея звукозаписывающей компании, которая создавала бы музыку «не для всех». Я бы лучше писал и выкладывал то, что будет особенным для десяти человек, а не универсальным для миллионов.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс