Чем уникальна Lorde и как она избежала участи типичной поп-принцессы
Объяснили, в чём изюминка этой певицы.


Фото: Jim Dyson / Getty Images
Карьера Lorde — очень странное явление в мире поп-музыки. Хотя певица во многом повторила путь среднестатистической поп-звезды, она сделала всё по-своему. Lorde выпускает альбомы раз в четыре года, будто Мадонна на третьем десятке карьеры, и всё равно про неё говорят все.
В Lorde сталкиваются типичные и аномальные черты. Давайте разберём, в чём певица обычная, в чём уникальная и почему это переплетение делает её музыку только привлекательнее.
В статье мы расскажем:
- как ирония над мейнстримом сделала Lorde звездой;
- благодаря чему альбом Melodrama такой личный;
- почему альбом Solar Power — это провал;
- как прошло возвращение Lorde к электронному звучанию.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.
Откуда взялась эта насмешливая поп-принцесса
В 12 лет Lorde, она же Элла Мария Лани Йелич-О’Коннор, подписала контракт с Universal Music Group, а уже в 16 выпустила дебютный сингл Royals и альбом Pure Heroine. Royals разлетелся миллионными тиражами, получил «Грэмми» как лучшая песня года, да и просто стал самым обсуждаемым музыкальным событием 2013-го.
Климат тогда был подходящий. Леди Гага начала двигаться от провокаций к более классическому стилю. Кэти Перри выпускала блёклые песни, не дотягивающие до бурлеска её золотых хитов. Тейлор Свифт переживала трудный переход из кантри в поп, Майли Сайрус отметилась прежде всего твёрком в полуголом виде, а Рианна после 2012-го и вовсе выпустила лишь один альбом.
Тут-то в мейнстрим и ворвалась новая поп-звезда — очередная школьница для школьной же аудитории, вскормленная студией так же, как диснеевские Майли Сайрус и Селена Гомес. При этом Lorde привлекала к себе внимание вызывающим контентом, как Бритни Спирс за 15 лет до неё.
Однако на этом сходства заканчиваются: Lorde не продаёт подростковую эротику, как Бритни, или наивно-романтичные песни, как Тейлор в юности. В интервью Элла заявляла, что Тейлор Свифт «слишком идеальна», а о песне Селены Гомес Come and Get It сказала: «Мне надоело, что женщин изображают таким образом» — только как объект желания и не более.
Главные хиты Эллы Royals и Tennis Court из альбома Pure Heroine — это насмешка над тем, как поп-музыка упивается демонстрацией роскоши. Можно сказать, что Lorde — это попытка продюсеров найти новый типаж поп-звезды, чтобы говорить на одном языке с новым поколением слушателей. Молодёжь хочет показать себя «не такой, как все», она критически относится к мейнстримным ценностям — но при этом остаётся неотъемлемой частью поп-культуры и никуда не может от неё сбежать. Отсюда и такая двойственность у Lorde: она поёт о том, как взламывает сейф ради поездки на вечеринку, но при этом высмеивает постоянные упоминания в песнях шампанского Crystal, золотых зубов и «майбахов».
Конкретно эти вещи больше ассоциируются даже не с поп-музыкой, а с хип-хопом. К началу 2010-х уже выросло поколение, для которых хип-хоп всегда был частью мейнстримной музыки. Так что часть иронии в песне Royals была направлена именно против того, как обычно в хип-хопе описывают богатство. Из-за этого некоторые журналисты всерьёз рассуждали о том, есть ли в песне расизм. При этом её бит находится между поп-музыкой и хип-хопом, а одним из источников вдохновения для Lorde стал альбом Watch the Throne Канье Уэста и Jay-Z. Поэтому Royals напоминает тексты Канье: он всегда показывал обе стороны монеты — и своё упоение деньгами, и то, что богатство не приносит счастья.
Громкие рэперские заявления никогда не были чужды Lorde — в песне Still Sane она спела: «Я маленькая, но я иду за короной». Впрочем, в Tennis Court певица насмехалась над богачами, называя их «классовыми шутами». Некоторые строки дают понять: хотя Lorde критикует мейнстримную культуру, она не может выйти за её пределы.
«Даже испытывая восторг от ярких вещичек, которые накупила,
Я знаю, что никогда не буду им принадлежать».
Lorde — Tennis Court
Такой безопасный, «беззубый» протест помогает Lorde не уйти в андерграунд: она популярна не только среди ровесников, ценящих нонконформизм, но и среди широкой аудитории. А более консервативный широкий слушатель способен переварить социальную остроту, только когда она умеренная.
Успех Lorde также показал, как трудно найти артиста вроде неё. Она ведь не породила череду подражателей. Единственная похожая певица появилась лишь через пять лет — речь, конечно, о Билли Айлиш. Так что Lorde пришлось в одиночку тащить на себе груз обретённой популярности.
Второй альбом вышел столь же качественным, как и Pure Heroine. Минималистичные электронные аранжировки здорово контрастировали с избыточностью клубных битов, которые в начале 2010-х захватили поп-музыку. А немного отстранённая манера пения Lorde придавала веса её текстам: она пела с достоинством и самоуважением, а не как малолетка, которая хочет привлечь внимание.
Как Lorde переживала трудности взросления
Lorde и её продюсеры быстро поняли: на юношеском максимализме долго не проживёшь. И начался классический этап в карьере музыканта, который прославился очень рано: поиск новой личности, которая бы логично вытекала из предыдущей, но при этом показывала, что исполнитель повзрослел и теперь может заниматься «чем-то серьёзным».
Элла справилась с этой задачей, пожалуй, лучше всех певиц своего времени, умудрившись не вляпаться ни во что откровенно стыдное. У других с этим были проблемы:
- Тейлор Свифт в пластинке Red выпустила несколько глупейших с музыкальной точки зрения песен. Например, сахарная и танцевальная We Are Never Ever Getting Back Together или дабстеповая I Knew You Were Trouble совсем не сочетались с тем, что она записывала раньше.
- Майли Сайрус изображала чёрную рэпершу в песнях вроде We Can’t Stop, прежде чем прийти к амплуа мультижанровой артистки, которая может записываться даже с легендами психоделического рока The Flaming Lips.
- Ариана Гранде записывала песни про секс, которые звучали так шумно и незрело, что становилось неловко: будто маленькая девочка нашла мамину косметичку и накрасилась не по возрасту.
Lorde не изобрела ничего новаторского и ещё раз подтвердила константу: большая часть поп-музыки посвящена любви. Чтобы показать глубину, музыканты обычно поют о расставании, неудачных отношениях, одиночестве — так построены более «психологичные» поп-альбомы. И хотя Lorde выбрала проторённый путь, интересно то, как именно она это делала.
В 2017 году вышел её следующий альбом Melodrama. Отзывы были просто блестящие. Понятно, что фанаты в любом случае поддержали бы Lorde, но даже критики поставили пластинке крайне высокие оценки. Выходили статьи вроде этой: автор утверждал, что Melodrama произвела культурный сдвиг и теперь мы по-новому говорим об одиночестве и разбитом сердце. А исполнители вроде Билли Айлиш и Оливии Родриго — это дети Эллы.
Восторженные отзывы сходились на одном: Lorde говорила о себе настолько откровенно и детально, что слушатель будто оказывался в её сознании и сам переживал её опыт. Многие артисты пели про юность и безрассудные ночи, за которые потом было стыдно, но не все решались сделать это настолько откровенно, как Lorde в песне Perfect Places. Вместо красивых образов она показала худшие проявления такой жизни — чего только стоит фраза: «Меня тошнит на крыльце».
Структура альбома тоже была хороша: Lorde проходила по разным эмоциональным стадиям, которые человек переживает на вечеринке — от разгульного веселья до полного упадка и самопринятия. Одна из самых глубоких песен — Liability: в ней Lorde решает, что лучший способ справиться с расставанием — это любовь к себе.
Есть у альбома и заметный минус. Как бы ни были хороши вокал и тексты Lorde, музыка заметно просела в сравнении с Pure Heroine. Альбом заманивал ярким синглом Green Light — потрясающей по структуре песней, в котором медленная боль переходит в танцевальный взрыв. К сожалению, другой такой песни на Melodrama не оказалось. Далее следовали преимущественно фортепианные баллады — самый простой выбор для этих текстов.
Почему альбом Solar Power называют хиппи-колыбельной
После Melodrama альбом Solar Power (2021) стал шагом назад. Затравка была многообещающей — казалось, что пластинка будет не только про одиночество и отношения, ведь Lorde двигалась в сторону социальной осознанности. Перед выходом альбома она рассуждала об экологических проблемах и своём углеродном следе, летала на Антарктиду, даже выпустила физические копии Solar Power в упаковке без пластика. Но вот сам альбом показал её ограниченность как автора: эти её интересы почти не отразились в текстах.
Максимум, который выдала Lorde, — это робкие намёки на то, что предыдущие поколения оставили нам «упавший плод». Но что это значит? Символ того, что нам в наследство достался мир, летящий в бездну экологической катастрофы? Подтвердить эту догадку нечем — Lorde не развивает тему ни через образы, ни через конкретику.
Ещё на альбоме есть Leader of a New Regime. Казалось бы, песня с названием «Лидер нового режима» будет социально заряженной — представит образ нового будущего или критику того, как люди убивают природу. Вместо этого Lorde даёт нам фантазию о том, как она улетела на далёкий остров, намазалась кремом от загара и ходит в брендовой одежде. Она даже упоминает конкретные бренды — Simone Rocha и Seline. По сути, здесь Lorde сама превратилась в тех, кого высмеивала.
Концепт альбома про сближение с природой и так едва проглядывался, а в итоге превратился в показное хипарство и эксплуатацию модного тренда. Они выступили лишь декорацией для довольно стандартных песен.
Музыкально альбом сильно деградировал. Продюсер альбома Джек Антонофф долго работал с Тейлор Свифт, прежде чем её музыка превратилась в неаппетитную аморфную кашу в альбоме The Tortured Poets Department. В случае с Lorde ему хватило всего двух альбомов. Solar Power построен преимущественно вокруг акустических гитар, и музыка настолько сильно вгоняет в сон, что к концу альбома, кажется, засыпает и сама певица.
Как Lorde вернулась к электронному звуку
Одна из причин, по которым Lorde считают такой откровенной певицей, — её умение работать с аудиторией и создавать близкий контакт. Хотя певица не столь активно ведёт соцсети, всё равно она находит оригинальные методы дотянуться до слушателей.
Об этом Lorde напомнила и перед выходом нового альбома Virgin 27 июня 2025 года. Певица создала чат в WhatsApp для фанатов, куда отправила голосовое сообщение о своих чувствах, планах и выступлении на фестивале Coachella. О последнем она сказала:
«Я чувствовала себя такой серьёзной артисткой. Со мной до сих пор остаётся всё то, что я сбросила будто шкуру, чтобы научиться быть в этом моменте так, как мне это удаётся сейчас. Я подумала: „Это сумерки в пустыне. Наслаждайся, с***а“».
Главный сингл What Was That Элла представила в парке Нью-Йорка: песня играла из колонки, а сама певица залезла на деревянную платформу и танцевала.
В пластинке Virgin певица вернулась к электронным битам, однако звучание при этом не похоже на Pure Heroine. Если тот альбом был очень аккуратным и сконцентированным, то Virgin более свободный. Он наполнен сложными эмоциями и личными историями не меньше, чем Melodrama, однако звучит на удивление спокойно — будто Lorde научилась легче переносить то плохое, что с ней случается.
Взять ту же What Was That — это песня о расставании, из-за которого певица не может смотреть в зеркало и нормально есть. Но при этом песня звучит так, будто саму Эллу ситуация больше не тревожит, — она лишь вспоминает о ней как об очередном этапе своей жизни. На такой настрой намекают и холодное электронное звучание, и название (англ. «Что это было») — речь не о мелодраматических страданиях, а о взрослом принятии.
Песня Hammer и вовсе звучит цинично — в ней Lorde поёт парню: да, я знаю, что ты плох в любви, но ты горяч, так что давай попробуем что-то с этим сделать. Сложно представить, чтобы героиня песни после неудачи развалилась на части, — она скорее продолжит «гореть, петь, плести интриги и танцевать». Этот альбом логично продолжает Melodrama и показывает следующий этап взросления.
У Lorde нет огромных поп-хитов. На крупнейших музыкальных рынках мира — в США и Британии — ни один трек из её последних альбомов не попал в топ-10. И всё равно она очень популярна как певица, а её релизы становятся огромным событием: о них пишут все крупнейшие СМИ. Да и цифры на стримингах высокие: 33 миллиона за месяц в Spotify после выхода Virgin.
Кажется, дело тут в самой личности Lorde: она притягивает внимание харизмой и честностью. Благодаря им она и преодолела сложнейшие вызовы, которые стояли перед ней на старте карьеры. Она показала пример того, как можно стать популярной певицей в подростковом возрасте, если ты не стандартная поп-принцесса. И при этом смогла доказать, что её творчество — не просто ирония над культурой потребления. Вместо этого Lorde просто двигалась дальше на силе своей личности и смогла надёжно приковать к себе внимание фанатов.