Музыка
#статьи

Как клавишные инструменты навсегда изменили музыку

После фортепиано мир уже не был прежним.

Кадр: фильм «Людвиг ван Бетховен» / Degeto

Клавишные инструменты играют важную роль в мировой музыке, особенно в западной традиции. Их используют в различных жанрах: от церковных гимнов до джаза. Но мало кто знает, что именно клавишные разделили музыку на до и после.

В статье вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Какие бывают клавишные инструменты

Клавишные — это одна из самых богатых групп инструментов. Они разделены на четыре вида:

  • Хордофоны. Производят звук при помощи вибрации струн. Клавиши прикреплены к механизмам, которые приводят струны в движение. Струны чаще всего делают из прочной стальной проволоки. Примеры: фортепиано, клавикорд, клавесин, спинет, шарманка.
  • Аэрофоны. За звук отвечают вибрации воздуха, возникающие от нажатия клавиши. Аэрофоны значительно отличаются по размерам: от небольшой фисгармонии до огромных органов. Примеры: аккордеон, каллиопа, клавиола, мелодика.
  • Идиофоны. Клавиши соединены с молоточками, которые ударяют по металлическим пластинам, решёткам или колокольчикам. Из-за этого идиофоны иногда относят к ударным инструментам. Примеры: глокеншпиль, карильон, челеста, дульцитон, гласскорд.
  • Электрофоны. В основе инструмента — электронное или электрическое устройство. Оно создаёт звук и затем передаёт его на усилитель, который увеличивает громкость. Примеры: синтезатор, электроорган, клавинет, электропиано.

С появлением электрофонов спектр звучания клавишных значительно расширился. Но про синтезаторы мы поговорим отдельно, а сейчас подробнее расскажем о живых инструментах.

С чего всё начиналось: клавесин, клавикорд, орган

Первый клавишный инструмент, гидравлос, придумали в Александрии в III веке до нашей эры. Гидравлос — это предок органа, только намного меньше и с водяной камерой внутри. Музыкант нажимал на клавиши и открывал клапаны, которые выпускали в трубы сжатый воздух. Так возникал звук.

Водяной орган был популярен на просторах Средиземноморья и Римской империи. Его звучание любил даже жестокий император Нерон. Гидравлос сопровождал гладиаторские бои, театральные постановки, свадьбы и древнеримские атлетические игры.

Хотя гидравлос был очень ограничен в тональном диапазоне, он стал огромным прорывом и дал развитие большим органам. В этом видео вы услышите, как на инструменте играет исследователь музыки Юстус Вилльберг:

Орган современного типа появился примерно в IV веке нашей эры. Водный компрессор заменили мехами, которые нагнетали воздух в больших трубах. На органе играли при помощи клавиатур и педалей. Каждая клавиша управляла отдельной трубой и была 5–7 см в ширину.

Устройство инструмента определило его специфику. На органе не получалось играть быстро — приходилось жать на клавишу всей ладонью или даже бить кулаком. Зато звук получался объёмным, протяжным и величественным. Из-за этого в Средние века органная музыка стала часто сопровождать церковные службы.

Послушайте, как звучит старейший сохранившийся орган в швейцарской базилике де Валери — считается, что его создали в 1435 году:

В Средневековье также изобрели клавикорд, но точное время его появления неизвестно. Первые упоминания восходят к концу XIV века. При нажатии клавиши металлический штифт касается струны и делит её на две части: звучащую и пассивную. Высота звука меняется в зависимости от того, в каком месте штифт прижался к струне.

Диапазон клавикорда поначалу был ограничен, но увеличился по мере развития инструмента. Первые клавикорды охватывали всего две с половиной октавы, а более поздние образцы — четыре-пять октав.

Послушайте, как звучит Бах на клавикорде, — здесь музыкант играет Трио-сонату №4 ми минор:

Примерно в XIV веке появились первые конструкции клавесина. Самый ранний из сохранившихся инструментов создан в 1521 году. Клавесин устроен таким образом: музыкант нажимает на клавишу и приводит в движение деревянный стержень внутри инструмента. К этому стержню прикреплён медиатор — поднимаясь, он зацепляет струну. Кстати, в прошлом этот медиатор вытачивался из птичьего пера, поэтому иногда его называют пёрышком.

В XVI–XVIII веках клавесин стал популярен благодаря яркому, экспрессивному звуку. Однако у него есть серьёзный недостаток: музыкант не способен регулировать громкость инструмента. Можно нажимать на клавиши мягко, а можно сильно — это неважно: клавесин всегда будет звучать одинаково. Поэтому на инструменте не получится сыграть музыку, где нужно плавное изменение динамики, — например, чувственный джаз, где мелодия то затухает, то вновь обрушивается на слушателя.

В следующем видео на клавесине исполняют концерт «Зима» из цикла «Времена года» Вивальди. По замыслу композитора, музыкант должен подражать лязгу зубов, когда человек замёрз на холоде. Клавесин превосходно передаёт эту идею:

Кто и когда изобрёл фортепиано

Примерно в 1709 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал первое фортепиано. В новом инструменте звук извлекали удары молоточков по струнам. Кристофори взял певучесть клавикорда, соединил её с динамическими возможностями клавесина и многократно их расширил. Поэтому фортепиано привлекло музыкантов своей универсальностью: на нём можно было воспроизвести звуки разной громкости.

Однако новый инструмент не сразу произвёл фурор: у первых моделей было много неисправностей. Например, иногда молоточки отскакивали от струн и снова попадали по ним, поэтому нота звучала дважды. Так что поначалу музыканты считали фортепиано посредственным аналогом клавесина.

В 1732 году флорентиец Лодовико Джустини опубликовал первое произведение для фортепиано — «Сонату для клавесина с молотками». Но прошло много времени, прежде чем изобретатели доработали конструкцию инструмента, а музыканты стали чаще писать для него музыку.

В конце XVIII века многие сочинения, в том числе Патетическая соната Бетховена, публиковались под грифом «для клавесина или фортепиано». Это было связано с коммерческими соображениями: издатели хотели, чтобы ноты покупали все музыканты — даже те, кто ещё не перешёл на новый инструмент.

Фортепиано окончательно обогнало клавесин только к концу XVIII века. Для этого пришлось сделать инструмент менее громоздким. Так появилась его компактная разновидность — пианино; его обычно покупали для домашнего использования. На концертах продолжали использовать большие фортепиано и рояли. За счёт горизонтального расположения и размера они давали более богатый звук.

Почему фортепиано произвело революцию в музыке

В XIX веке промышленный прогресс сократил расходы на производство, и изготавливать музыкальные инструменты стало дешевле. Пианино стало широко распространено среди рабочего класса: многие покупали его для развлечения. Играть на нём учились и взрослые, и дети. За это пианино даже называют телевидением того времени.

Не только доступность повлияла на популярность инструмента, но и его выразительность. Фортепиано позволило музыкантам выйти на новый уровень экспрессии: теперь характер звука зависел от силы нажатия на клавишу. Играть можно было как тихо, так и громко — например, исполнить нежную колыбельную или грозный марш.

Наконец, на фортепиано можно было исполнить почти все ноты: его диапазон составляет семь с четвертью октав. Это сделало его универсальным инструментом для написания музыки. Так XIX век стал эпохой расцвета композиторов-пианистов. Многие зарабатывали на жизнь тем, что сочиняли, исполняли и преподавали музыку для фортепиано. Например, польский композитор Фридерик Шопен написал больше 230 произведений для фортепиано и лишь несколько пьес для других инструментов.

Как клавишные эволюционировали в разных жанрах


Религиозная музыка

До XIX века основным инструментом в церкви считался орган. Его звуки добавляли обрядам и песнопениям особую торжественность. Фортепиано же ассоциировалось в первую очередь со светской музыкой.

Однако у органа была проблема: он звучал настолько мощно, что зачастую перебивал хор. В середине XIX века американский композитор Уильям Брэдбери обнаружил, что более утончённое звучание фортепиано лучше подходит пению, и использовал его, чтобы аккомпанировать детскому хору. С тех пор фортепиано также нашло своё место в церковной музыке, особенно в протестантских общинах.

Протестантская музыка отличается тем, что прихожане активно участвуют в её исполнении — поют все вместе, а иногда и танцуют. Церковным пианистам нужно было найти особый язык для общения с паствой. Главный вклад внёс музыкант Роберт Харкнесс — в 1941 году он опубликовал сборник уроков под названием «Метод игры на фортепиано для евангелистов». По этому учебнику до сих пор обучаются церковные пианисты в США.

На метод явно повлияла светская музыка, в том числе джаз. Харкнесс сделал фортепиано насыщеннее, удвоив басовые партии, а также посоветовал пианистам импровизировать. Он подчеркнул, что церковный пианист должен подстраиваться под поющих прихожан.

Таким образом клавишные инструменты в церковной музыке отражают две разных религиозных позиции. Органы привносят грандиозность и величие, а фортепиано — простоту и доступность для широкой публики.

Классическая музыка

Современную стилистику игры на фортепиано сформировали композиторы и пианисты XVIII–XIX веков. В первую волну новаторов вошли Людвиг ван Бетховен, Муцио Клементи и Вольфганг Амадей Моцарт.

Бетховен одним из первых перешёл от типичного для клавесина аккуратного постукивания пальцами к экспрессивной игре. Нажимая на клавиши, он вкладывал в руки огромную силу. Современники говорили, что его жестокая игра «уничтожала фортепиано»: в инструментах нередко лопались струны. Возможно, из-за прогрессирующей глухоты Бетховен играл громче, чтобы расслышать звуки. И всё же на фоне мастеров клавесина он смотрелся как дикарь.

Муцио Клементи одним из первых стал использовать возможности, которые давало фортепиано, — например, легато. Так называют приём, при котором звуки переходят друг в друга плавно и без паузы. За это современники называли Клементи отцом фортепианной музыки. Его мелодии были более певческими и звонкими по сравнению с клавесинными.

Наконец, Моцарт создал для нового инструмента колоссальное число произведений — одних только фортепианных концертов он написал 27 штук. Моцарт также перенёс с клавесина многие приёмы игры, чем ускорил всеобщий переход на фортепиано.

Композиторы расширяли границы своей музыки, и производители подстраивались под их нужды. Ференц Лист настаивал на более громких инструментах — так в фортепиано появился железный каркас, который держит струны под более высоким натяжением. Благодаря этому звучание стало богаче. Фридерик Шопен и Роберт Шуман добивались мощного сустейна, то есть более долгого удержания звука.

Также Шопен поместил фортепиано в контекст политики XIX века. Это было время активного формирования национального самосознания во многих странах, в том числе в родной для Шопена Польше. Поэтому он писал произведения на основе польских танцев — мазурки и полонеза. К народным мотивам также обращались композиторы из Франции, Италии, России, Венгрии и Испании.

Джаз

По сравнению с музыкой прошлого джаз звучит намного свободнее, ведь он полон индивидуализма. Джазмены не хотели ограничивать себя сочинениями композиторов и постоянно импровизировали, соревнуясь в технике игры.

В джазе фортепиано играет как аккомпанирующую, так и ведущую роль. Оно обеспечивает синкопированную аккордовую основу, в то время как ведущий инструмент — чаще всего саксофон или труба — играет основную мелодию. Нередко пианист и сам вытворяет на клавишах невероятные соло.

Всё началось с Джелли Ролла Мортона — его Jelly Roll Blues 1915 года считается первой джазовой композицией. Он одним из первых заиграл в свинговом стиле, когда пианист немного отстаёт от ритма барабанов, после чего немедленно его догоняет. Этот приём создал необыкновенную «раскачку», нехарактерную для классической музыки.

В 1920-е благодаря таким пианистам, как Фэтс Уоллер и Джеймс Джонсон, техника игры обогащалась, а композиции становились энергичнее. Они создали стиль игры страйд — это когда правая рука играет основную мелодию, а левая задаёт ритм. При этом она «перепрыгивает» сразу через несколько клавиш — интервалы между соседними нотами иногда превышают октаву.

1930-е были временем биг-бэндов, где главную роль играли духовые. Но иногда в центр внимания выходили пианисты — например, Дюк Эллингтон или Каунт Бейси. Тогда же прославился пианист Арт Тэйтум, которого сам Рахманинов называл величайшим мастером клавишных в истории. Тэйтум мог играть в двух тональностях одновременно, то есть на ходу переносить правую руку в другую тональность — иногда и посреди такта.

1940-е стали революционным временем для джаза. Появился бибоп — самый техничный и энергичный стиль на тот момент. Он отличался стремительным темпом, частыми сменами тональностей и сложными мелодиями, полными неожиданных поворотов. Ведущим пианистом стал самоучка Телониус Монк — он прославился тем, что играл одинаково сложные партии обеими руками.

Другим великим новатором считается Билл Эванс, который в конце 1950-х изобрёл формат джазового трио «пианино — бас — барабаны». Импрессионистическое звучание Эванса характеризовалось синкопированными мелодическими линиями и полиритмией, то есть состояло сразу из нескольких ритмических рисунков.

Блюз и рок

Хотя блюз появился как гитарный жанр, у него была фортепианная разновидность — буги-вуги. Этот экспрессивный стиль распространился в 1920-е. В отличие от джазменов, исполнители буги-вуги играли в одиночку, а потому басовыми клавишами создавали иллюзию, будто играет целая группа.

Буги-вуги значительно повлияло на ритм-н-блюз — более энергичную и быструю разновидность блюза. Её исполняли группы, а не одиночки, да и электрические инструменты там прижились быстрее. А уже из ритм-н-блюза вырос рок-н-ролл.

Одним из пионеров рок-н-ролльного фортепиано стал Литтл Ричард. Вдохновившись музыкой в жанре госпел, которую слышал на церковных службах, Ричард придал фортепиано дикую скорость и энергию. Ему не нужно было технически совершенное исполнение — он яростно бил по клавишам, подчёркивая ритм и свой страстный вокал. В таком же стиле играл Джерри Ли Льюис. Они оба часто играли стоя, словно не могли усидеть на месте от бешеной энергетики своей музыки.

Деконструкция: как авангардисты экспериментируют с фортепиано

Авангардные композиторы XX века меняли представление слушателей о природе музыки. Они трансформировали классические инструменты, чтобы воспроизводить такие звуки, которые раньше и представить нельзя было. Так появилось изобретение американца Джона Кейджа — подготовленное фортепиано.

Кейдж помещал на струнах фортепиано или между ними болты, винты, ластики, шурупы, гайки, резину и пластик. Эта идея пришла к Кейджу, когда в 1940 году ему поручили написать музыку для выступления танцовщицы Сивиллы Форт. Кейдж посетовал, что на сцене нет места для ударных инструментов, и решил: виновато фортепиано. А раз так, надо с ним что-то сделать.

Результат можно услышать не только в написанной для Форт «Вакханалии», но и в «Сонатах и ​​интерлюдиях», где Кейдж засунул в фортепиано около 20 предметов. Они придавали нижнему регистру характер ударного инструмента, а ноты верхнего регистра звучали приглушённо и «инопланетно».

Эксперименты Кейджа позже расширил немецкий композитор Фолькер Бертельманн. Он использовал мячики для пинг-понга, рулоны, крышки для бутылок, прищепки, бубны, металл, шарики и магниты.

Подготовленное фортепиано также можно услышать в роке и экспериментальной электронике — например, у композитора Брайана Ино и диджея Aphex Twin. А рок-группа Velvet Underground для песни All Tomorrow’s Party засунула в фортепиано скрепки.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована