Друг бизнеса и враг творчества: как ИИ влияет на музыкальную индустрию
Выясняем, чем полезен искусственный интеллект и почему из-за него ваш любимый артист может лишиться работы.


Иллюстрация: Los Angeles Times / Wikimedia Commons / Fiona / Flickr / Sonauto / clement-felix / Birmingham Museums Trust / Etienne Martin / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
«Робот сочинит симфонию?» — спрашивает герой Уилла Смита в фильме «Я, робот». Тогда создатели картины подразумевали, что нет. Но теперь искусственный интеллект может сгенерировать любую мелодию по небольшому текстовому запросу. Это открывает новые возможности для начинающих и профессиональных музыкантов, но грозит индустрии серьёзными проблемами уже в ближайшие годы.
В этой статье расскажем:
- как нейросеть помогла «воссоединить» группу The Beatles;
- как лейблы и стриминговые сервисы пытаются взломать ваш музыкальный вкус;
- почему ИИ может лишить музыкантов работы;
- как законодатели пытаются укротить нейросети;
- как искусственный интеллект изменит музыкальную индустрию.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Как искусственный интеллект может помочь музыкантам
Благодаря современным технологиям написать свою песню может любой желающий. Достаточно установить нужную программу на смартфон или компьютер. Например, в поп-хите Espresso Сабрины Карпентер используются готовые лупы из библиотеки Splice. ИИ значительно расширил возможности создания музыки, будь то песня для альбома или фоновая мелодия для презентации. Даже не имея музыкального образования и доступа к студии звукозаписи, можно сочинить композицию, практически неотличимую от «профессиональной».

Читайте также:
Нейросеть вроде Suno AI или AIVA воспроизведёт звук любого музыкального инструмента, подберёт аккорды и возьмёт на себя сведение трека. А Stable Audio создаст готовую композицию на основе текстового запроса. Начинающий музыкант может использовать такие программы, чтобы снизить затраты на запись музыки и свободно экспериментировать со своим музыкальным стилем.
К нейросетям обращаются не только музыканты-любители. Пол Маккартни применил искусственный интеллект, чтобы «воскресить» Джона Леннона для записи Now And Then — теперь это последняя песня, которую участники The Beatles исполнили вместе. Изолированную звуковую дорожку с вокалом покойного музыканта извлекли из демозаписи конца 1970-х годов и добавили в перезаписанную версию. Похожую технологию группа применяла для перезаписи альбома Revolver и создания документального фильма Get Back, где используются оригинальные аудиофайлы пластинки Let It Be.
Другим исполнителям ИИ помогает создавать новую музыку. Продюсер Arca ещё в 2019 году задействовал нейросеть Bronze, чтобы записать 100 ремиксов на свой трек Riquiquí. Певица Grimes в 2023 году представила сервис Elf Tech для создания треков с имитацией её голоса. Она даже разрешила другим авторам выпускать треки с её искусственным вокалом за половину прибыли от продаж, но позже отказалась от этой затеи. Рэпер Канье Уэст заявил, что использует искусственный интеллект для создания своего нового альбома Bully, но не уточнил, как именно.
Музыка и голос, сгенерированные с помощью ИИ, всё ещё могут звучать несовершенно: в инструментальных партиях появляются странные шумы, а вокал искажается. Некоторые инди-музыканты позиционируют эти изъяны как творческий приём. Холли Херндон использует в песнях и каверах свой вокальный клон Holly+. А певица Тарин Саутерн ещё в 2017 году выпустила первый в мире альбом, спродюсированный искусственным интеллектом. Однако во всех этих случаях нейросеть лишь помогала музыканту записывать или изменять композицию. Создание концепции песни, написание мелодии и подбор аранжировки — всё ещё задачи автора.
Как лейблы и стриминговые сервисы используют нейросети
Стриминговые компании заинтересовались искусственным интеллектом раньше, чем это сделали артисты. В их библиотеках размещены сотни миллионов композиций, и важно, чтобы слушатели свободно в них ориентировались. Продвинутые рекомендательные алгоритмы, персональные подборки, развлекательные сервисы — в них всех активно используется искусственный интеллект.
Крупнейшая стриминговая платформа Spotify уже более 10 лет инвестирует в ИИ-стартапы. В 2013 году компания приобрела программу для поиска музыки Tunigo, а в 2014 — проект Echo Nest с продвинутыми рекомендательными алгоритмами. Это помогло Spotify создать несколько успешных проектов — например, персонализированный ИИ-плейлист Discover Weekly, который рекомендует новую музыку, исходя из вкусов пользователя. Или сервис с персональными музыкальными итогами года Spotify Wrapped. В 2024 году его оформили в виде подкаста: виртуальные ведущие обсуждали песни, которые пользователь слушал чаще всего.

Одна из новых разработок Spotify — AI DJ, виртуальный радиоведущий, который создаёт уникальные плейлисты и комментирует отдельные треки. Можно настраивать персональный радиоэфир с помощью голосовых команд: поговорить с диджеем, заказать другую песню или поменять трек-лист. Благодаря ИИ стриминговые сервисы могут не только учитывать вкусы аудитории, но и предугадывать, что может ей понравиться. Алгоритм предложит нового любимого артиста, подберёт идеальную песню для романтического свидания или тренировки в спортзале. В какой-то момент Spotify начинает разбираться в музыкальных предпочтениях человека не хуже его самого.
Музыкальные лейблы тоже не остались в стороне и используют искусственный интеллект в маркетинге, чтобы привлекать новых слушателей. ИИ помогает анализировать целевую или потенциальную аудиторию конкретного артиста, а на основе этих данных создавать вовлекающий контент и проводить рекламные кампании. Испанский лейбл All Music Works пошёл ещё дальше: все его «артисты», а также их песни и визуальные образы сгенерированы ИИ.

Читайте также:
Чем ИИ угрожает музыкальной индустрии
Чтобы написать композицию в стиле конкретного артиста, нейросеть должна учиться на его дискографии. Иначе результат будет либо нерелевантным, либо недостаточно качественным. И здесь возникает множество вопросов. Кого можно назвать правообладателем сгенерированного трека? Нарушаются ли авторские права условного Майкла Джексона, если нейросеть учится на его песнях? И как обезопасить артистов от подделки их интеллектуальной собственности с помощью ИИ?
В последние годы сразу несколько крупных исполнителей стали жертвами использования нейросетей. Неизвестный пользователь создал фейковую песню Дрейка и The Weeknd, которая мгновенно стала вирусной. После этого компания Universal Music Group потребовала от стриминговых сервисов удалить подделку. В похожей ситуации оказался и рэпер Трэвис Скотт. В апреле 2023 года на YouTube загрузили альбом UTOP-AI (изменённое название его альбома UTOPIA). Плейлист со сгенерированными треками в итоге также удалили с платформы.

Фото: The Come Up Show / Flickr
Создание фейковой музыки используется в прибыльных мошеннических схемах. В сентябре 2024 года американца Майкла Смита арестовали за мошенничество на стриминговых сервисах. Злоумышленник генерировал тысячи треков от лица выдуманных артистов, затем накручивал прослушивания с помощью ботов и получал за это авторские отчисления. Ранее за использование той же схемы жителя Дании приговорили к 18 месяцам тюрьмы.
Но далеко не всегда создатели фейков преследуют корыстные цели. Некоторые пользователи ради шутки «перепевают» Summertime Sadness Ланы Дель Рей голосом Дональда Трампа или представляют, как песня Cardigan Тейлор Свифт звучала бы в исполнении Гарри Стайлса.
Проблема в том, что ИИ-музыки становится всё больше. Процент искусственных треков в музыкальной библиотеке растёт, а это приводит к «разбавлению» каталога. Каждое воспроизведение сгенерированной песни уменьшает авторские отчисления реальных музыкантов. И чем чаще пользователи слушают ИИ-треки, тем меньше у творчества живых людей будет прослушиваний (а значит, и денег). Это вряд ли навредит крупным звёздам, но серьёзно ударит по независимым артистам, которых не финансируют лейблы.

Фото: djurga
Стриминговые сервисы — существенная часть этой проблемы. Фейковые композиции они удаляют довольно медленно, зачастую только после официального предупреждения от крупной компании. При этом платформы могут сами культивировать ИИ-контент. Их часто обвиняют в создании искусственных артистов, треки которых собирают сотни тысяч прослушиваний. Для крупных компаний это возможность сэкономить на гонорарах, заменив лицензированную музыку сгенерированной. Тот же Spotify заплатил в 2023 году около 9 миллиардов долларов авторских отчислений при общем доходе в 14 миллиардов — это 9 миллиардов выручки, прошедшей мимо карманов самого Spotify. Благодаря генерации контента объём выплат артистам и лейблам, а значит, и потерь будет уменьшен.
«Есть множество сообщений о том, что людям рекомендуют [музыку, созданную ИИ], иногда это сотни тысяч прослушиваний или даже больше», — говорит Эд Ньютон-Рекс, бывший вице-президент по аудиоконтенту в Stability AI. После ухода из компании он возглавил некоммерческую организацию Fairly Trained. Она проверяет лицензии и сертифицирует наборы данных, на которых обучается искусственный интеллект. Генерацию музыки Ньютон-Рекс считает «отмыванием авторских прав».

Читайте также:
Каким образом законы помогут контролировать искусственный интеллект
Борьба за авторские права музыкантов идёт уже не первый год. Лейблы требуют от стриминговых сервисов удалять фейковую музыку и судятся с разработчиками программ для ИИ-генерации. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) подала иск в адрес создателей музыкальных ИИ-стартапов Suno и Udio. Среди истцов — крупные лейблы Sony Music Entertainment, Warner Records и Universal Music Group.
Основная претензия к таким программам — использование лицензионного контента без разрешения правообладателей. Создатели нейросети обучают её на популярной музыке, а затем генерируют похожие композиции. Дальше треки попадают на стриминговые платформы и приносят «авторам» незаконную прибыль. Многие крупные артисты открыто говорят о проблеме, подписывают коллективные обращения и петиции. Заявление Artist Rights Alliance подписали более 200 музыкантов, среди которых Билли Айлиш, Стиви Уандер, Кэти Перри и Ники Минаж.
Но доказать злоупотребление авторскими правами со стороны музыкальных ИИ-стартапов довольно сложно. Чтобы эффективно защищать интеллектуальную собственность артистов, нужны чёткие законодательные нормы, но они действуют далеко не везде и требуют доработок.
Законопроект, регулирующий ИИ, уже действует на территории ЕС и Канады, а в Бразилии успешно прошёл слушания в Сенате. Содержание этих документов во многом совпадает: создатели нейросетей должны следить за безопасностью данных и соблюдать авторские права. В бразильской версии закона от разработчиков требуют раскрывать, какие именно данные они использовали для обучения программы.

Кадр: TIME Breaking News / YouTube
Но далеко не всегда власти стремятся защитить права артистов. В декабре 2024 года правительство Великобритании предложило реформировать закон об авторском праве. Некоторые нововведения позволят ИИ-стартапам по умолчанию обучать свои программы на творчестве британских авторов до тех пор, пока это не запретят делать правообладатели. По мнению законодателей, это стимулирует развитие искусственного интеллекта и увеличит объём инвестиций.
Обсуждение реформы продлится до 25 февраля 2025 года. Крупные компании вроде Disney, Fox и Universal Music Group открыто заявили, что изменение закона об авторском праве может нанести урон креативной индустрии в стране. Против послаблений также выступил Пол Маккартни и другие музыканты Великобритании.
Как изменится музыкальная индустрия с развитием ИИ
Исследование Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) показывает: музыкантам есть чего бояться. Рынок сгенерированной музыки будет расти очень быстро: от 3 миллиардов евро в 2024 году до 64 миллиардов евро в 2028-м. К этому времени реальные исполнители могут потерять около 24% дохода из-за уменьшения гонораров за прослушивание песен.
Уже сейчас мы видим, как создатели ИИ-стартапов злоупотребляют авторскими правами музыкантов и обучают свои модели на лицензированной музыке. А раз сектор генеративного контента продолжает активно развиваться и привлекать новые инвестиции, таких нарушений будет ещё больше. Законодательное регулирование искусственного интеллекта затормозит этот процесс, но для политиков прибыльность нейросетей всегда будет поводом смягчить ограничения.
Не только нормативные акты способны усмирить неконтролируемое использование нейросетей. Перенасыщение музыкального рынка однотипной сгенерированной музыкой может побудить слушателей вернуться к реальным артистам. А если творчество живых музыкантов снова станет экономически выгодным для крупных компаний, большинство ИИ-проектов окажутся на грани банкротства.

Читайте также:
Сейчас искусственный интеллект остаётся, скорее, средством творческого самовыражения. Но бесконтрольное использование нейросетей может привести к серьёзным последствиям для музыкантов и артистов. Важно осознавать, что ИИ — не просто безобидный инструмент для генерации контента. Злоупотребление этой технологией может обесценить труд сотен тысяч творцов и навредить индустрии, которая формировалась столетиями.