Эволюция Леди Гаги: как певица отказалась от эпатажа и стала собой
Почему на смену диким костюмам и поп-хитам пришли платья в стиле Мэрилин Монро и классический джаз.
Фото: Kevin Mazur / Park MGM Las Vegas/ Getty Images
Конечно, эта статья написана под впечатлением от сиквела «Джокера». И хотя он собрал много негативных отзывов, в каком-то смысле этот фильм — венец карьеры Леди Гаги. Картина объединила две стороны певицы: фрик-образ с утончённым стилем, тягу к провокациям — с любовью к классике. Одна эта роль словно вобрала в себя всю карьеру Гаги.
Анализировать метаморфозы Леди Гаги мы не берёмся — этому уже посвящено немало материалов. Вместо этого мы решили разобраться в карьере и психологии певицы и выяснить, что именно стало причиной таких поразительных изменений.
В этой статье расскажем:
- как Гага меняла образы в начале карьеры;
- зачем она объединила поп-музыку с искусством;
- почему артистка занялась общественным активизмом;
- почему Гага (почти) отказалась от эпатажа;
- как кино раскрывает певицу с новой стороны.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Как в начале карьеры Гага меняла маски
Леди Гага конца нулевых и начала десятых — это одна сплошная провокация. Казалось, она проверяет, какой уровень безумства могут выдержать критики и публика. В клипах вроде Bad Romance или Alejandro образы Гаги и её подтанцовки трудно описать одним словом — это смесь фантастики, футуризма и кислотно-эротических фантазий модных кутюрье. Например, за образы в Bad Romance отвечал лично Александр Маккуин, а премьера песни прошла на его показе.
Мало кто понимал, что значит весь этот эпатаж. Но среди одинаковых клипов тех лет, где люди танцевали и пили шампанское в клубе, видео Гаги моментально обратили на себя внимание.
Режиссёр клипа Bad Romance Фрэнсис Лоуренс говорил, что снял историю про «своего рода вампиров», которые продают девушек на аукционе, и Гага — одна из жертв. В конце клипа она убивает парня, который её купил. Но это не единственная трактовка Bad Romance: интерпретировать клип можно десятком других способов.
Быстро стало ясно, что Леди Гага — не одноразовая эпатажная звезда, которая выйдет из моды, как только у неё закончатся красочные образы. Так произошло, например, с Кэти Перри: она не пыталась говорить от своего имени, а оставалась марионеткой в руках продюсеров, которые стремились вылепить из неё идеальную поп-звезду.
Читайте также:
Гага же сразу заявила: у неё есть личность. Это проявлялось не только в неповторимом визуальном стиле клипов, но и в музыке: песни звучали довольно свежо. В интервью журналу The Independent в 2009 году Гага рассказывала, как тяжело было пробиться на радио: «Они твердили, что это слишком пикантно, слишком танцевально, слишком андерграундно. Это не продаётся».
Зачем Гага соединила поп-музыку и современное искусство
Другая сторона Гаги — её желание вписать себя не только в современную музыку, но и в историю искусства. Свой третий альбом Гага назвала Artpop с явной оглядкой на жанр поп-арт в живописи. Обложку альбома создал Джефф Кунс — один из самых дорогих современных художников. Он знаменит скульптурами из стали, которые имитируют огромные воздушные шары.
Ещё в 2009 году, объясняя суть своей музыки, Гага цитировала Энди Уорхола, одного из создателей поп-арта:
«Уорхол сказал, что искусство должно быть значимо в самом поверхностном смысле. Он смог создать коммерческое искусство, которое всерьёз воспринимали как настоящее. Это то, что делаю и я. Когда вы слушаете такую песню, как LoveGame, передаёт ли она мою душу? Нет… Я делаю бездушный электронный поп. Но когда вы прижимаетесь к кому-то в ночном клубе и включается моя музыка, вы чувствуете: в ней есть душа».
Пиком стремлений Гаги стал клип Applause: его видеоряд — настоящая ода любви к искусству. Он переполнен отсылками к картинам Боттичелли, фильмам начала XX века, коллекциям модельера Джона Гальяно. Например, пирамида из людей отсылает к «Метрополису» режиссёра Фрица Ланга — культовой антиутопии 1927 года.
В поддержку нового альбома Гага объявила вечеринку artRave, которая оказалась полноценным мультимедийным проектом. Про неё писали: это отчасти научная ярмарка, отчасти костюмированный бал, отчасти выставка скульптур и отчасти импровизация в стиле Уорхола.
В рамках ивента певица сотрудничала с художниками и артистами из разных сфер. Среди них оказалась и «мать перформанса» Марина Абрамович. Гага опробовала её «Метод» для развития физического и умственного потенциала: лежала на полу в обнимку с камнем, ходила по лесу голая с закрытыми глазами. Абрамович сняла об этом фильм, и во время вечеринки его транслировали на больших экранах.
«Что бы я ей ни говорила, она выполняла упражнение до конца и никогда не жаловалась. А мои упражнения довольно жёсткие. <…> Идея заключалась в том, что даже с завязанными глазами у артиста должно быть зрение, как у слепого человека. Умение чувствовать всем своим телом… Она оказалась в поле, затем в лесу, и под влиянием интуиции должна была найти дорогу домой. Во время этого упражнения она сама решила снять с себя одежду. Она просто хотела быть на природе и чувствовать стихию».
Марина Абрамович в интервью MTV
Почему Гага стала общественной активисткой
Ещё одна важная сторона Леди Гаги — общественный активизм. В начале десятых она создала фонд Born This Way, который борется за права молодёжи и оказывает психологическую поддержку. Также Гага активно выступает за права женщин и сексуальных меньшинств.
В 2015 году она написала песню Til It Happens to You для документального фильма о сексуализированном насилии The Hunting Ground. Его номинировали на премию «Оскар» в категории «Лучшая оригинальная песня к фильму». Когда Гага исполняла Til It Happens to You на церемонии награждения, вместе с ней на сцену вышли 50 жертв насилия.
Гага честно поделилась с публикой: эта тема имеет для неё личное значение. Когда ей было 19 лет, её изнасиловал музыкальный продюсер. Это стало причиной её ПТСР. Певица рассказывала:
«Никто не знал. Я как будто пыталась стереть это из своей памяти. Когда оно, наконец, всплыло, то было похоже на большого уродливого монстра. А чтобы исцелиться, приходится смотреть своему монстру в лицо.
Учитывая мои трудности с психическим здоровьем, вначале мне казалось: я лгу всему миру, — и это была половина проблемы. Я чувствовала так много боли, но никто об этом не знал. Вот почему я раскрылась и сказала, что у меня ПТСР: я не хочу прятаться. Во всяком случае больше, чем мне уже приходится».
Этот случай значительно повлиял на карьеру Гаги и её стиль. Для неё мода, искусство и музыка стали своего рода бронёй. По словам Гаги, она создавала всё больше фантазий, в которые можно было сбежать, чтобы потом сбросить их, как старую шкуру. Ей приходилось делать так постоянно, ещё со школы, где будущую звезду высмеивали за эксцентричное поведение и необычный стиль.
«Каждый раз, когда я сбрасывала шкуру, это было похоже на принятие душа, чтобы отмыться от грязи. Избавляешься, смываешь, сбрасываешь всё плохое и становишься чем-то новым».
Однако сегодня Гага намного меньше чувствует давление общества. Она больше не боится быть собой. Об этом свидетельствует отрывок из свежего интервью журналу Vogue:
«Она подбирает под себя ноги, и я замечаю: в промежности её серых легинсов зияет приличная дыра. „Возможность быть уязвимой — вот что изменилось, — говорит она. <…> — Я разговаривала по телефону с парнем, который микширует мой новый проект, давала ему комментарии. А потом заметила, что у меня в штанах дырка. Но всё равно побежала сюда [на интервью], потому что не хотела опаздывать. Раньше я бы считала, что обязана прийти в полном гламуре, должна быть готова… выступать“».
Даже по отношению к интервью Гага использует слово «выступать», словно в разговоре с журналистом чувствует себя как на сцене. Это показывает, как сильно она полагалась на мнение окружающих и контролировала себя. Но постепенно ей удалось отвоевать место для своей искренности. Если раньше мы видели лишь сценическую маску, то теперь Гага всё чаще показывает настоящую себя.
Почему Гага (почти) перестала эпатировать публику
К середине 2010-х образы Гаги стали более лаконичными. Их простота делала стиль певицы более понятным для окружающих. Да, конечно, Гага не совсем отошла от эпатажа — время от времени она появлялась в необычных нарядах, как при выступлении с группой Metallica на церемонии вручения «Грэмми». Но гораздо чаще она появлялась в классических платьях.
Настоящим шоком для фанатов Гаги и всей поп-культуры стал альбом Cheek to Cheek, который певица выпустила в 2014 году с патриархом джаз-попа Тони Беннеттом. Его первый альбом вышел аж в 1952 году. Сложно представить более неожиданную коллаборацию. От Тони до Гаги можно провести длинный таймлайн, наглядно показывающий, как сильно поп-музыка изменилась за 60 лет.
Но всё встаёт на свои места, если вспомнить: Гага не только умеет смотреть в будущее, но и обожает поп-музыку прошлого. Например, когда она исполняла с Беннеттом песню Bang Bang (My Baby Shot Me Down), то оделась в чёрный кудрявый парик и красный кожаный комбинезон — это очевидная отсылка к стилю Шер из семидесятых.
Альбом Cheek to Cheek стал для Гаги творческим вызовом. Перед встречей с Беннеттом в студии она волновалась, как школьница: получится ли у неё впечатлить маэстро? Будет ли она убедительна вне роли фриковой поп-звезды? Достаточно ли у неё джазовый голос? К счастью для Гаги, у них произошёл идеальный мэтч. Беннетт высоко оценил её талант: по его словам, она поёт не хуже, чем Элла Фицджеральд. Сотрудничество превратилось в настоящую дружбу. Вот как Гага отзывалась о Беннетте:
«Я каждый день говорю Тони, что он спас мою жизнь. <…> Мне было так грустно. Я не могла спать. Я чувствовала себя мёртвой. А потом я провела много времени с Тони. Ему не нужно было ничего, кроме моей дружбы и моего голоса. <…> Он не говорил: „Тебе нужно снять все эти сумасшедшие наряды и просто петь“, вместо этого он сказал мне: „Будь собой“».
В результате Тони Беннетт помог не только воплотить альбом, но и дать волю эмоциональному прорыву Гаги. Теперь она может делать что хочет и получать от этого удовольствие, не теря звёздного статуса.
Логичным витком в эволюции Гаги стал альбом Million Reasons 2016 года. Это сейчас никого не удивляет микс поп-музыки и кантри: мы уже писали про эксперименты Бейонсе и Пост Малоуна в этом жанре. Но в 2016-м настоящие гитары в поп-музыке звучали чужеродно — всё захватили электронные биты и хип-хоп. Гага переросла собственную поп-революцию и начала другую, где протест — это не дикие костюмы, а простые футболки, джинсы и ковбойские сапоги.
Как кино раскрыло Гагу с новой стороны
Психологическому росту певицы помогали и роли в кино. Правда, начало актёрской карьеры не задалось: за съёмки в экшен-триллере «Мачете убивает» её номинировали на антипремию «Золотая малина». Роль соответствовала ранней эпатажности Гаги: она играла проститутку-убийцу, которая охотится на героя Дэнни Трехо.
Актёрский талант Гаги разглядели только в 2016 году: она выиграла «Золотой глобус» за роль в «Американской истории ужасов». Однако на церемонию она пришла не в жутком костюме, а скорее в стиле Мэрилин Монро — с платиновым ретроблондом и в чёрном бархатном платье.
Главным успехом Гаги стал романтический мюзикл «Звезда родилась». Отказавшись от экстравагантных образов и яркого макияжа, в фильме Леди Гага предстала миру совершенно другой — простой и естественной. Впрочем, судя по рассказам о Гаге на съёмочной площадке, её манера создавать себе новые личности никуда не делась. Но теперь Гага использует её не для самозащиты, а для творческих поисков в новой для себя сфере.
Например, для роли Патриции Реджани в фильме «Дом Гуччи» Гага настолько прониклась образом главной героини, что полтора года не выходила из образа и постоянно говорила с акцентом. Так же тщательно она готовилась и к роли в «Джокере». Оператор фильма Лоуренс Шер говорил:
«Возникало такое чувство, что она хотела отделить свою сценическую роль певицы от героини в фильме. Она не отзывалась на имя Гага. И в какой-то момент перестала отзываться на своё настоящее имя — Стефани».
В итоге, как бы сильно ни критиковали нового «Джокера», он идеально подходит Гаге. Это фильм о протесте против общества, но его музыкальный стиль — ретро. В этом смысле картина вступает с Гагой в полную синергию, ведь ей тоже свойственна такая двойственность.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс