Олимпиада для музыкантов: почему стоит смотреть «Евровидение»
Собрали всё самое интересное о международном песенном конкурсе.


Иллюстрация: Petit Angevin / Sven Mandel / S. Bollmann / Adam Fröjdfeldt / Bengt Nyman / Alex Great / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media
Каждый год более сотни миллионов зрителей следят за «Евровидением» в прямом эфире: болеют за любимые песни, переживают во время объявления результатов и обсуждают победителя. Однако за свою долгую историю конкурс оброс мифами и стереотипами, из-за чего подвергается критике даже со стороны давних поклонников. В этой статье встаём на защиту «Евровидения» и объясняем, почему его обязательно стоит посмотреть в этом году.
Подготовимся к просмотру и расскажем:
- почему за конкурс нужно благодарить Италию;
- какие хиты подарило нам «Евровидение»;
- у кого больше шансов выиграть конкурс: у политика, у фрика или у любимчика жюри;
- как «Евровидение» помогает пополнять плейлист;
- что интересного на «Евровидении» в этом году.
В чём суть «Евровидения»
После кровопролитной Второй мировой войны Европе нужна была мирная идея, которая объединила бы разрозненные государства. Так в 1956 году появилось «Евровидение» — международный конкурс песни, в котором соревнуются артисты из разных стран.
Идея шоу принадлежала первому директору Европейского вещательного союза Марселю Безансону и итальянскому журналисту Серджио Пульезе. Они вдохновились форматом Фестиваля итальянской песни в Сан-Ремо, который к тому времени проводили уже пять лет. Старт конкурса был весьма скромным: в 1956 году участвовало всего семь стран. Но затем его популярность начала стремительно расти, а география — расширяться за пределы Европы.
За годы проведения «Евровидения» сложился единый принцип подготовки к конкурсу. Сначала каждый национальный канал-вещатель определяет артиста и песню, с которой он будет представлять страну. Одни делают это закрыто: руководство самостоятельно выбирает, кого и с какой композицией отправить на «Евровидение». Другие страны проводят национальный отбор — отдельный конкурс, где представителя выбирают с помощью открытого голосования.
В некоторых странах такие шоу популярны не меньше, чем «Евровидение». Например, в Швеции конкурсанта выбирают на конкурсе Melodifestivalen, в Финляндии пользуется успехом концерт Uuden Musiikin Kilpailu, а в Италии — Фестиваль в Сан-Ремо, который сейчас используют, чтобы выбрать представителя Италии.

Фото: Daniele Venturelli / Daniele Venturelli / Getty Images
Уже в начале 1990-х на «Евровидении» стало слишком много стран для одного шоу, поэтому некоторых участников начали отсеивать ещё до финала конкурса. С 2008 года проводят два полуфинала, в которых участвуют все, кроме страны, победившей в прошлом году, и «большой пятёрки» — основателей и главных спонсоров конкурса. В «большую пятёрку» входят Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция, они впервые выступают сразу в финале. Обычно в финале соревнуется 26 стран: шесть автоматических финалистов и двадцать финалистов — по десять участников из каждого полуфинала.
Победителей определяют с помощью голосования. За годы конкурса система голосования неоднократно менялась. Сначала лучшую песню выбирало только жюри, но с развитием технологий организаторы постепенно внедрили телеголосование. С 2009 года победителя определяют в равных пропорциях жюри и зрители. А в 2023 году в полуфиналах решили учитывать только голоса зрителей, оставив систему 50/50 для финала. Правда, после введения в том же году категории «Остальной мир» аудитория конкурса приобрела небольшое процентное преимущество. Победитель «Евровидения» получает трофей в виде хрустального микрофона и внимание широкой аудитории.
Россия побеждала на конкурсе однажды: в 2008 году страну представлял Дима Билан с песней Believe. Он участвовал во второй раз — двумя годами ранее выступил с песней Never Let You Go, но уступил победу Финляндии. Россия часто оказывалась на «Евровидении» в тройке лучших: Алсу, «Бурановские бабушки» и Полина Гагарина в своё время также занимали вторые места, а группа Serebro, дуэт t.A.T.u и Сергей Лазарев — третьи. На данный момент последней представительницей России считается певица Манижа. В 2021 году она выступала с песней Russian Woman.

Читайте также:
Главные хиты конкурса
«Евровидение» подарило поп-культуре огромное количество запоминающихся выступлений — от финских монстров-рокеров Lordi до мема про Epic Sax Guy из Молдавии. С победы на конкурсе началась карьера шведской группы ABBA и певицы Селин Дион, а в 2021 году одним из участников неожиданно стал американский рэпер Flo Rida. А представлял он, что ещё удивительнее, Сан-Марино — крошечное государство в сердце Италии. История «Евровидения» насчитывает не один десяток хитов, вот лишь некоторые из них:
Доменико Модуньо — Nel Blu, Dipinto di Blu (1958). Песня стала первым крупным хитом «Евровидения», хотя на самом конкурсе заняла лишь третье место. За эту композицию Доменико Модуньо получил две статуэтки «Грэмми», выиграв в номинациях «Песня года» и «Запись года». А успех Nel Blu, Dipinto di Blu вышел далеко за пределы Европы. Это единственная композиция на итальянском, которая смогла возглавить американский чарт Billboard Hot 100.
Александр Рыбак — Fairytale (2009). Даже спустя годы скрипичный проигрыш из этой песни упорно не выходит из головы. С Fairytale Рыбак триумфально победил на «Евровидении-2009», подарив Норвегии третью победу на конкурсе. В финале песня получила рекордные 387 баллов, и вплоть до изменения системы голосования ни одной стране не удавалось улучшить этот результат.

Фото: Daniele Venturelli / Daniele Venturelli / Getty Images
Монс Сельмерлёв — Heroes (2015). С этой песней шведский певец победил на конкурсе с внушительным результатом в 365 баллов. После успеха Heroes Монс Сельмерлёв начал появляться на «Евровидении» почти каждый год, из-за чего стал локальным мемом у поклонников конкурса. В 2016 году исполнитель был ведущим, а дальше участвовал в интервал-актах. В этом году Монс попробовал вновь представить Швецию на «Евровидении», но на национальном отборе Melodifestivalen его песня Revolution заняла второе место.
Лоик Нотте — Rhythm Inside (2015). Если вы не узнали эту песню по названию, то наверняка вспомните по мемной строчке «ви гонна рапапа тунайт», которая была популярна в интернете десять лет назад. На «Евровидении» Rhythm Inside принесла Бельгии лишь четвёртое место, зато надолго запомнилась фанатам и зрителям конкурса.
Дункан Лоуренс — Arcade (2019). Успех этой песни ознаменовал новый виток популярности конкурса. Слава пришла к Arcade не сразу. В 2019 певец из Нидерландов Дункан Лоуренс выиграл с ней «Евровидение». Но лишь год спустя, став вирусной в TikTok, песня превратилась в громкий хит. До сих пор это самая прослушиваемая композиция с «Евровидения» на стриминговом сервисе Spotify.
Måneskin — Zitti E Buoni (2021). Победа на «Евровидении-2021» стала трамплином для карьеры итальянских рокеров Måneskin. И хотя их главный хит — кавер на песню Beggin’, именно благодаря драйвовой Zitti E Buoni группа в одночасье стала популярна по всему миру.
Роза Линн — Snap (2022). Далеко не все хиты «Евровидения» хорошо показывают себя на самом конкурсе. В 2022 году Роза Линн заняла лишь 20-е место в финале. Но благодаря TikTok её песня Snap завоевала огромную популярность и даже смогла попасть в американские чарты. Сейчас у неё около миллиарда прослушиваний на Spotify — это второй лучший результат после Arcade.
Йост Кляйн — Europapa (2024). Единственный хит «Евровидения», который не занял никакого места на конкурсе, потому что был дисквалифицирован в день финала за неподобающее поведение артиста. Скандал привлёк к Europapa дополнительное внимание, из-за чего танцевальная поп-песня с налётом габбера стала самой прослушиваемой композицией «Евровидения-2024».
Развеиваем мифы о конкурсе
Несмотря на высокие рейтинги и хитовые песни, часть зрителей относится к «Евровидению» как минимум пренебрежительно. Для одних это политический конкурс, где музыка ничего не решает, а для других — сборище бесталанных фриков. Побудем разрушителями мифов и расскажем, в чём заблуждаются противники «Евровидения».
«Абсолютно всё на конкурсе решает политика». У «Евровидения» действительно есть политическая подоплёка — это неизбежно для конкурса, в котором соревнуются страны. Зрители и жюри отдают высокие баллы государствам-соседям или поддерживают конкретные страны по политическим причинам. А артисты могут вкладывать в песни политический подтекст с помощью метафор. Например, песня Asteromata, которая представляет Грецию в этом году, посвящена геноциду понтийских греков.
При всём этом прямой связи между политической повесткой и результатами конкурса нет. Итоговое место определяется скорее качеством песни, вокала или постановки. А организаторы стараются снизить влияние политики на конкурс, реформируя систему голосования и проверяя участвующие треки на наличие подтекста. Хотя иногда борьба с политикой тоже может стать причиной скандала. В 2019 году, когда конкурс проходил в Израиле, исландская группа Hatari намеренно нарушила запрет организаторов и развернула в прямом эфире флаг Палестины.
«На „Евровидении“ выступают только фрики». Практически каждый год в «Евровидении» участвуют эпатажные артисты. Например, артист Bambie Thug в образе ведьмы, одетый в кислотно-зелёное болеро рэпер Käärijä из Финляндии или норвежский дуэт Subwoolfer в масках жёлтых волков. Часто они выступают с запоминающимися и качественными песнями, но из-за внешнего вида становятся объектами насмешек. На деле экстравагантные артисты составляют лишь небольшой процент участников шоу и часто занимают низкие места. Особенно если им нечем похвастаться, кроме провокационного образа.
«Каждая страна-участница хочет победить». Многих прельщает перспектива получить всеобщее внимание и титул победителя «Евровидения». Но далеко не все стремятся занять первое место. Например, для инди-артистов само участие в конкурсе — редкая возможность заявить о своём творчестве на огромную аудиторию. И итоговое место не играет здесь особой роли. Мнения разнятся и среди каналов-вещателей. Для одних проводить конкурс — слишком дорогое удовольствие, чтобы стремиться к победе. Они не заботятся о качестве музыки и могут отправить глупую песенку про усы, как Франция в 2014 году. Другие страны воспринимают «Евровидение» как праздник музыки, где не обязательно выигрывать.
«На конкурсе есть нелюбимые страны, которых засуживают». Провал в полуфинале или низкое место в итоговом рейтинге часто становятся для зрителей поводами заподозрить «Евровидение» в предвзятости. Британцы, которые за последние шесть лет дважды получили 0 баллов от зрителей, винят в плохих результатах брексит. На самом деле стран-любимчиков на конкурсе нет. Та же Великобритания в 2022 году заняла пятое место по зрителям и второе место в общем зачёте — и никакая политика этому не помешала.

Фото: Jens Büttner / picture alliance / Getty Images
«Жюри „Евровидения“ оценивает только вокал». Эксперты действительно ценят хорошо поставленный голос и интересный тембр. Но, как показывает история конкурса, далеко не все хорошие вокалисты становятся фаворитами жюри. На итоговый результат влияет качество и посыл песни, сложность постановки и множество других факторов. Например, в 2009 году шведская певица Малена Эрнман, несмотря на хорошее исполнение, заняла лишь 22-е место по итогам голосования жюри. Многие оперные исполнители, не считая победителя Nemo, победившего в 2024 году, обычно занимают низкие места на конкурсе.
«Песни „Евровидения“ должны соответствовать формату». Многие зрители и артисты до сих пор считают, что для победы нужно написать песню в определённом стиле. Это должна быть поп-композиция с музыкальным развитием, зубодробительной кульминацией и протяжной высокой нотой в финале. А петь нужно обязательно на английском, иначе никто не поймёт смысл текста. «Идеальный» пример — песня Молдавии в 2016 году, которая следовала формуле, но так и не попала в финал. Чтобы опровергнуть заблуждение о «формате „Евровидения“», достаточно взглянуть на победителей последних лет. Например, в 2017 году на конкурсе победила старомодная баллада на португальском, а спустя несколько лет триумфаторами стали итальянские рокеры Måneskin.
4 причины посмотреть «Евровидение»
1. Познакомиться с музыкальными традициями разных стран. Песни на «Евровидении» часто отражают культуру стран-участниц. Исполнители используют народное пение, добавляют в аранжировку композиции этнические инструменты, а в тексте делают отсылки к местному фольклору. Многие участники исполняют на «Евровидении» песни на родных языках или диалектах, и этот тренд становится только популярнее. Например, за последние три года около половины композиций исполнили не на английском. Ещё артисты любят сочетать на «Евровидении» разные стили и жанры. Например, в 2017 году дуэт из Румынии объединил в одной песне рэп и йодль.
2. Пополнить плейлист интересными песнями. На конкурсе можно услышать песни, которых не встретить на радио. Это может быть армянский фолк Jako, электропоп с церковными песнопениями In Corpore Sano или исландский индастриал-трек Hatrið mun sigra. «Евровидение» — единственное место, где настолько разные песни можно услышать на одной сцене.
3. Насладиться качественным шоу. Даже если до просмотра «Евровидения» вы не слышали ни единой песни с него, это не помешает получить удовольствие от просмотра. Конкурс может похвастаться продакшеном мирового уровня: продуманные концепции номеров, сложные декорации, передовые технологии съёмки, обилие спецэффектов. На сцене конкурса парили на шестах, выступали в огромных платьях, карабкались по экрану в виде стены и пели оперу на платформе в виде половины юлы. В плане зрелищности «Евровидение» легко даст фору музыкальным премиям или концертам мировых звёзд.
4. Пощекотать нервы во время результатов. Это самая напряжённая часть «Евровидения». Баллы жюри объявляют медленно, страна за страной. Зрители наблюдают, как сменяются лидеры и вырисовываются аутсайдеры голосования. Но даже когда оценки всех членов жюри уже известны, интрига сохраняется, ведь впереди остаются голоса зрителей. Их называют в виде общей суммы для каждой страны, причём не от меньшего числа к большему, а строго по результатам голосования жюри. Поэтому недооценённая экспертами песня может неожиданно вырваться вперёд, а фаворит — получить неожиданно мало баллов.
Чего ждать от «Евровидения-2025»
После прошлогодней победы швейцарского артиста Nemo с песней The Code «Евровидение-2025» пройдёт в Базеле. В мае на арене Saint Jakobshalle выступят артисты из 37 стран: на конкурс вернулась Черногория, а Молдова в последний момент отказалась от участия. Полуфиналы пройдут 13 и 15 мая, а финал состоится 17 мая.
Главные претенденты на победу, по мнению букмекеров, — шведская группа KAJ с песней Bara Bada Bastu, которая посвящена сауне. Это неудивительно, ведь у артистов финские корни. KAJ считались аутсайдерами национального отбора, но в финале неожиданно победили. А сейчас лидируют по ставкам уже на самом конкурсе. Их главный конкурент — представитель Австрии JJ с мрачной поп-оперой Wasted Love. Замыкает тройку лидеров французская певица Louane с трогательной балладой maman.

Фото: Lars Lundqvist / Flickr
На какие песни также стоит обратить внимание в этом году:
Эрика Викман — Ich Komme. Ностальгическая евроденс-композиция с мощной кульминацией и явным эротическим подтекстом в названии. В исполнении Эрики Викман Ich Komme превращается в гимн сексуальности и самовыражения. Поклонники давно хотели увидеть певицу на «Евровидении». Несколько лет назад она почти победила в национальном отборе, а в прошлом году записала дуэт с Käärijä, который занял второе место на «Евровидении-2023».
Мириана Конте — Serving. Ещё одна воодушевляющая песня-провокация с запоминающимся предприпевом и бойким проигрышем. Только на этот раз композицию пришлось переименовать: оригинальное название Kant в переводе с мальтийского означает «пение», но созвучно англоязычному ругательству.
Габри Понте — Tutta l’Italia. В этой песне диджей и один из авторов хита Blue (Da Ba Dee) с иронией проходится по главным символам и стереотипам родной Италии. Ещё до участия в конкурсе трек, ставший хитом, был выбран официальным джинглом Фестиваля в Сан-Ремо 2025. Возможно, весь секрет — в кричалке Tutta l’Italia и заразительном этническом проигрыше.
Abor & Tynna — Baller. Впервые с 2001 года Германия отправила на конкурс песню на родном языке. Среди всех песен этого года Baller звучит наиболее свежо: это современный поп-трек с цепляющим танцевальным мотивом, вокальными искажениями и явным влиянием хип-хопа.
В следующем году «Евровидение» отметит 70-летие. Но несмотря на свой преклонный возраст, конкурс по-прежнему актуален и как развлекательное шоу, и как праздник современной музыки. Подвергаясь критике, «Евровидение» всё равно остаётся для артистов возможностью показать своё творчество и воспеть культуру родной страны. А для зрителей — редким шансом узнать, какой может быть музыка вне радиоэфиров и плейлистов.