Музыка
#статьи

Что новый альбом Post Malone говорит о кризисе хип-хопа

И о личном прогрессе самого рэпера.

Фото: Jason Kempin / Spotify / Getty Images

16 августа рэпер и поп-певец Post Malone выпустил 18-трековый кантри-альбом F-1 Trillion. Как часто бывает в современной поп-музыке, за этим быстро последовала делюкс-версия — в тот же день Малоун дополнил альбом ещё девятью песнями. Во второй половине десятых Малоун был одной из главных звёзд хип-хопа, но сейчас он выпускает уже второй подряд альбом, который к хип-хопу отношения не имеет. И хотя для Малоуна это скорее личное решение, происходящее отлично укладывается в тренд: в США хип-хоп теряет своё влияние, и на месте самого актуального жанра его сменяет кантри.

В этой рецензии рассказываем:

Хип-хоп теряет популярность?

Нельзя однозначно заявить, что сейчас хип-хоп в глубоком кризисе. Однако он определённо сдал некоторые позиции в мейнстриме. Всю вторую половину десятых и начало двадцатых хип-хоп наравне с поп-музыкой оставался самым популярным жанром, но сейчас обстановка изменилась.

Журналисты периодически обращают на это внимание. В середине 2023 года Billboard выпустил материал с такой мыслью: доля хип-хопа в чартах снижается, а за первые шесть месяцев хип-хоп ни разу не попал на вершину чарта. К концу 2023-го ситуация улучшилась, а 2024-й подарил нам немало крупных хитов. Однако, если присмотреться к ситуации, можно заметить неприятные для хип-хопа факты.

Прежде всего, жанр ведут за собой в основном опытные рэперы. Из самых свежих хитмейкеров можно отметить Джека Харлоу и Megan Thee Stallion, которые прославились 4–5 лет назад. В остальном жанр тащат старички: Кендрик Ламар, Дрейк, Канье Уэст, Future. А вот фрешмены… где они?

Нет, они попадают в чарты, но уже не наводят того же шума, что раньше. В конце десятых все рэперы, которых журнал XXL поместил в список десяти лучших фрешменов, занимали верхние позиции чартов. А если посмотреть на список 2022 года, то там нет буквально ни одного хитмейкера. Лучший результат на весь десяток исполнителей — 17-е место, а большинство вообще в чарты не попадали.

При этом почти все заметные новички последних лет — девушки: Ice Spice, GloRilla, Doechii, Coi Leray, Latto. А вот новых парней-хитмейкеров как-то не видно.

Вторая плохая новость: самые громкие рэп-хиты последнего времени — это диссы. Среди них «Hiss» Megan Thee Stallion (дисс на Ники Минаж), Not Like Us (дисс на Дрейка) Кендрика Ламара и Like That Future того же Кендрика, которая так хайпанула именно из-за выпадов Ламара в сторону Дрейка и Джей Коула. Стали бы эти песни столь успешными без скандального фона — вопрос открытый. Если Кендрик стабильно попадает на вершины чартов с любыми синглами, то Меган удалось забраться так высоко только благодаря фиту с Бейонсе.

Что приходит на смену хип-хопу?

О поп-музыке говорить нет смысла — она всегда живее всех живых. Там в строю старые звёзды и пришло много новых. Это направление постоянно обогащается благодаря переработке старых жанров и притоку латиноамериканских стилей, которые ранее не были так широко представлены в поп-музыке, но теперь стали мейнстримом.

А вот что действительно можно назвать новым, так это возвращение гитарной музыки, которая в 2010-е затерялась среди механического стрекотания 808-х ударных. Конечно, у нас всё ещё есть Тейлор Свифт, Эд Ширан и Оливия Родриго, однако большая часть нового гитарного мейнстрима — это кантри.

Возьмём список 100 главных синглов 2023 года от Billboard. В нём 19 рэп-композиций. И при этом сразу 37 гитарных песен, из них 30 — это кантри. Год забрал Морген Уоллен: он на первом месте, в топе сразу восемь его песен из альбома One Thing at the Time. Если бы весь мир слушал ту же музыку, что и американцы, Уоллен бы зарабатывал намного больше Тейлор Свифт.

Кантри перестало быть жанром-неудачником, которым могло показаться в начале десятых. Это было время, когда молодые исполнители неловко пытались играть по правилам более популярных жанров. Появился поджанр бро-кантри в духе группы Floride Georgia Line, в котором исполнители читали рэп, — эту страницу многие считают самой чёрной в истории кантри. Сейчас же кантри-исполнители перестали подражать популярным жанрам и внезапно оказались в моде, причём не только они сами, но и их аутентичное звучание.

Оцените этот кейс. Певец под псевдонимом Oliver Anthony Music никогда не попадал в чарты. Он написал социальную песню Rich Men North of Richmond, в которой рассказал о проблемах рабочего класса США: низкой зарплате, высоких налогах, инфляции. В клипе он без какого-либо монтажа просто стоит, играет на гитаре и поёт. Песня буквально за день раскрутилась в соцсетях и вскоре попала на первое место в чарте Billboard Hot 100.

Сейчас в США живой звук актуальнее студийного и компьютерного, а правдивую лирику слушатели ценят больше рэперских понтов. Тренд активно поддерживают звёзды, самый яркий пример — кантри-альбом Cowboy Carter Бейонсе.

Пост Малоун тоже решил оказаться внутри этого тренда и выпустил альбом F-1 Trillion, целиком состоящий из кантри-песен. Впрочем, у него есть и личные мотивы — он не просто гонится за актуальным. Ещё в 2015-м он написал в Twitter: «Когда мне будет 30, я стану кантри-/фолк-певцом». Сейчас ему 29.

Траектория карьеры Пост Малоуна

Популярность кантри удачно совпала с переходом Малоуна к гитарной музыке. Родившийся в Техасе, Малоун с детства увлекался множеством жанров одновременно. Он вспоминал:

«Я садился за компьютер и делал бит, а затем надевал наушники и пытался выучить рифф Metallica, потом брал акустическую гитару и учился играть Tear in My Beer (песня Хэнка Уильямса-младшего. — Ред.). Я писал песню Хэнка Уильямса или Джонни (Кэша. — Ред.), пел её поверх 808-х и записывал эту песню, а затем делал инди-роковую песню».

Прославился Пост Малоун благодаря хип-хопу, но свою мультижанровость он всегда отстаивал перед публикой. Когда в 2015-м вышел его первый сингл White Iverson, Малоун написал в Twitter: «Я не рэпер, я артист. Вы не можете загнать меня в рамки жанра или чего-то ещё, я просто делаю что хочу».

Вскоре Малоун стал на путь Дрейка: его творчество наполовину состояло из хип-хопа, а наполовину из поп-музыки. Песни Circles и Chemical показали, как талантливо Малоун умеет писать гитарные песни, однако он двигался преимущественно в сторону поп-музыки, что можно услышать в двух его последних альбомах: Twelve Carat Toothache и Austin.

Эти работы, хоть и раздвигали рамки творчества Малоуна, стали коммерческим провалом — в Америке они не получили даже платиновой сертификации. И если в Twelve Carat Toothache артист смог собрать три хорошо продававшихся сингла, то в Austin — всего один. Так что возникло ощущение, будто в карьере Малоуна наблюдается застой и ей нужна встряска.

Изменения помогли. Песня I Had Some Help из нового альбома, записанная с Моргеном Уолленом, шесть недель провела на вершине Billboard Hot 100. Она стала первой песней в истории, которой удавалось одновременно удерживать первое место в Billboard Hot 100 и Billboard’s Hot Country Songs сразу после дебюта. Pour Me a Drink с Блейком Шелтоном и Guy for That с Люком Комбсом попали в топ-20.

Главный помощник Малоуна на пути к кантри — продюсер Чарли Хэндсом. У него огромный бэкграунд в хип-хопе: он работал с Дрейком, Тревисом Скоттом и Янг Тагом, а для самого Малоуна спродюсировал песню Go Flex из его первого альбома Stoney. И хотя сейчас Хэндсом продолжает работать с рэперами, у него появились партнёры и в кантри. Главный из них — сам ужасный Морген Уоллен, уничтожитель чартов.

Малоун и Хэндсом быстро сошлись на почве любви к кантри. Чарли рассказывает:

«Я говорил людям, что он Тейлор Свифт наоборот: начнёт как рэпер, станет большой поп-звездой, а после всего этого превратится в кантри-исполнителя. <…> Он знает каждую кантри-песню. Вы можете выбрать случайные песни Хэнка Уильямса-старшего 1954 года, и он по какой-то причине будет знать все тексты».

О чём альбом F-1 Trillion

В альбоме чувствуется, что Пост Малоун ещё и фанат рока. Хотя песни не выходят за рамки кантри, но во многих есть мощная гитарная основа, громкие риффы, энергичные припевы. Этот драйв сохраняется даже в более лиричных песнях, таких как What Don’t Belong to Me и Goes Without Saying.

Изменилась и подача Пост Малоуна. В F-1 Trillion он поёт как никогда раскованно. Обычно вокалу Малоуна свойственно вибрато, из-за которого его голос дрожит, как осина на ветру. Такая робкая подача хорошо подходила депрессивному хип-хопу про антидепрессанты и роскошь, но перестала быть актуальной для кантри, полного жизни и историй простого народа.

За 18 треков Малоун проходится по всем штампам кантри, причём даже таким, которые, как кажется, не вяжутся с его образом. Взять для примера Pour Me a Drink («Налейте мне выпить»). Будто бы не было множества песен о том, какой Малоун богатый: здесь он на пару с Блейком Шелтоном поёт про обычного трудягу. Работа утомила, любимый клуб проиграл, девушка бросила, поэтому он идёт в бар и напивается.

Кажется, будто Малоун обманывает слушателя: богатый притворяется бедным, чтобы больше заработать. У него «Бугатти» за три миллиона долларов, а он поёт, что «Гнул спину, просто чтобы не отставать от Джонсов». С другой стороны — Малоун ведь не родился рэпером-миллионером, он вырос в Техасе и всё это видел своими глазами. Так что искренность этой песни зависит только от того, захотите ли вы её там услышать.

Фото: Ben Houdijk / Shutterstock

Трек Losers демонстрирует, как гармонично Малоун может использовать такую «народную» тематику. Песня рассказывает о тех же работягах, которым не удалось достичь ничего значительного, и даже их молитвы остаются без ответа. Но в припеве Losers превращается в оду всем неудачникам и грешникам, и каждый может почувствовать причастность к песне — даже те, кто не горбатится с девяти до пяти в американской глубинке.

Самого Малоуна эта песня тоже касается. Да, он богат, но, если посмотреть шире, его вполне можно отнести к неудачникам. Всю карьеру ему приходилось доказывать, что он не чужой в хип-хопе, что белый парень занимается не культурной апроприацией, а действительно «своей» музыкой.

Хватает в F-1 Trillion и других типичных кантри-тем. Главный хит альбома I Had Some Help — жалобы на бывшую, которая распускает про героя слухи, но при этом сама заставила его пить и творить непотребства. Never Love You Again — ода разбитому сердцу в ситуации «отношения закончатся уже завтра». В этой песне тоже не обходится без алкоголя, как и в Dead at the Honky Tonk.

Даже в энергичном вестерн-свинге Who Needs You Малоун сохраняет те же темы. И при этом да, он действительно поёт о горькой любви с удовольствием, и все эти песни не ощущаются такими уж депрессивными. Даже когда страсти доходят до того градуса, что чувствуется в Hide My Gun: «Я бы убил человека ради тебя, / А если бы я это сделал, ты бы спрятала мой пистолет?»

Оригинальное издание альбома заканчивается, пожалуй, самой личной песней в карьере Малоуна. Yours посвящена его маленькой дочери — исполнитель стал отцом в 2022 году. Певец рассуждает о том, как всё изменится в будущем: сейчас его дочь только учится говорить, но не успеет Малоун мигнуть, как она оторвётся от семьи и станет чьей-то женой. «Она всё ещё моя маленькая девочка, / Невозможно представить, что однажды она станет целым миром для кого-то другого»: в этих строках сквозит главный родительский страх — перестать быть для своих детей таким же значимым, как раньше.

Музыка — кантри, подход — хип-хоп

Хотя от первой до последней ноты F-1 Trillion — кантри без малейшего элемента хип-хопа, по альбому всё равно заметно, что его создал рэпер. Дело не в музыке, дело в подходе к саморепрезентации. Из 18 песен оригинального издания только в трёх нет фитов. И хотя позже Малоун добавил ещё девять сольных песен в делюкс-версию, главную ставку он сделал на коллаборации со звёздами. Во всех остальных треках присутствуют кантри-артисты, причём многие из них — крупные американские звёзды.

В кантри обычно так не делают. Это очень личный жанр, сконцентрированный на внутреннем мире конкретного исполнителя. Даже когда в кантри поют не о чувствах или личных драмах, а о ценностях своего сообщества, любви к родным местам или о «чёрт подери, как же мы любим Америку, не так ли, приятель?», то эти темы всё равно пропускаются через восприятие самого певца, показывая его личное отношение. Именно поэтому кантри-исполнители чаще всего поют в одиночку.

В хип-хопе же другая стратегия репрезентации. Хотя кажется, что рэперы эгоистичны и постоянно нахваливают себя, они куда плотнее включены в локальное сообщество. Многие артисты объединяются в группы по региональному или идейному принципу. Кроме того, крутость рэпера зачастую определяют не столько тексты и харизма самого исполнителя — в конце концов, себя превозносят все, — сколько сеть связей и знакомств, образовавшаяся вокруг него. Она выражается в совместных треках — чем статуснее рэпер, тем статуснее гости его песен.

Трек-лист F-1 Trillion ярко подчёркивает разницу между саморепрезентацей в хип-хопе и кантри. Пост Малоун стремится доказать, что его заход в новый жанр — не просто случайный альбом звезды, которой стало скучно. Он стремится утвердить себя в этом жанре как важного и уважаемого человека, делая это типичным рэперским методом — через авторитет других.

Скриншот: Post Malone

Конечно, Малоун прибегал и к другим методам покорения кантри. Например, он выступил в Нэшвилле — столице жанра второй половины XX века. Там он сыграл в кузове грузовика, куда поставил колонки и пиво. Однако для поп-звезды альбом всё ещё остаётся главным способом заявить о своих амбициях. Чтобы ни у кого не осталось сомнений, что Пост Малоун разбирается в жанре, он собирает все возможные типы гостей, которые можно представить в рамках такого альбома.

  • Самые актуальные мегазвёзды: Морган Уоллен, Люк Комбс. Если изучить итоговый список лучших синглов Billboard за 2023 год, то можно заметить, что эти двое были успешнее многих поп-звёзд. Особенно возглавивший список Уоллен, который сейчас в США едва ли не популярнее, чем Тейлор Свифт.
  • Абсолютные легенды всех времён: Долли Партон, одна из главных женщин в истории кантри, а также Хэнк Уильямс-младший — его песни Малоун заучивал в детстве.
  • Несколько менее успешные, но всё ещё очень популярные артисты — не только в кантри-среде, но и на всеамериканской сцене. Среди таких Крис Стэплтон.
  • Более локальные и довольно молодые артисты (для кантри 30 лет — это только начало): Билли Стрингс, Лейни Уилсон, Эрнест, Сьерра Феррелл.
  • Близкие Пост Малоуну по духу экспериментаторы: Джелли Ролл, который записывает и кантри, и хип-хоп, а также Харди, сочетающий кантри с металлом.
  • Статусные знаменитости из поколения девяностых и нулевых: Тим Макгроу, Блейк Шелтон, Брэд Пейсли.

Рекорд песни I Had Some Help показывают, что стратегия Малоуна сработала как минимум в краткосрочной перспективе. Станет ли альбом классикой кантри или поп-музыки — покажет время. Однако уже сейчас можно уверенно сказать, что Малоун обновил свою немного застоявшуюся карьеру и нашёл новые ресурсы для творчества. Тем интереснее будет наблюдать, куда он повернёт дальше.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована