Кино и музыка
#подборки

10 главных артистов в истории кантри

От первой группы из 1920-х до поп-звёзд 1990-х.

Фото: Rich Fury / iHeartMedia / Getty Images

Кантри — один из самых популярных жанров в США. Его значение и масштабы в России не очень понимают, потому что здесь мало кто слушает кантри. На деле это огромный рынок со своими легендами, а нынешние звёзды соперничают в популярности с рэперами и поп-певицами. Зайдите в актуальный список чарта Billboard Hot 100, и рядом с Дрейком, Дуа Липой и Тейлор Свифт вы наверняка найдёте как минимум парочку кантри-певцов и певиц, которых вы не знаете. Попробуем рассказать хотя бы о исполнителях, без которых было бы невозможно современное кантри.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Гарт Брукс

Гарт Брукс, пожалуй, самый популярный представитель кантри в США. Он покорил Штаты кантри с элементами рока и поп-музыки. Вот несколько зубодробительных фактов о нём:

  • В США 9 альбомов Брукса стали платиновыми, то есть их продали тиражом больше 10 миллионов копий. Даже The Beatles отстаёт: у группы только 6 платиновых пластинок.
  • Гарт продал 170 миллионов копий альбомов, из них 156 миллионов — в Америке. По этому показателю на музыкальном рынке США он первый среди соло-артистов и обходит даже Элвиса Пресли.
  • Песни Брукса практически не появлялись в чартах, отражающих интересы широкого слушателя, но у фанатов кантри он точно был на первом месте.

Carter Family

Элвин, Эзра, Сара и Мейбел Картеры в конце 1920-х стали первыми звёздами кантри и показали, что народная музыка может быть коммерчески успешной. Многие песни Картеров стали стандартами жанра, и их перерабатывают вот уже почти век.

В основе музыки Картеров были гитары — и ритм-гитара, и соло-гитара. Но они использовали и другие струнные. Например, Сара играла на автоарфе — не самом частом госте в этом жанре.

Мэйбел Картер вообще стала одной из самых влиятельных гитаристок своего времени. Кантри — жанр белых американцев, и гитара в нём не была главным, солирующим инструментом. Но Мэйбел придумала несколько характерных приёмов игры, которые начали массово копировать в музыке для белых. Она играла большим пальцем с медиатором и одним или двумя пальцами, что позволяло одновременно задавать ритм и вести мелодию на низких струнах.

Чет Аткинс

С середины XX века столицей кантри считают Нэшвилл (штат Теннесси), исполнители из которого спасли жанр от коммерческого упадка. Ранее кантри было более грязным и агрессивным, с вестерн-скрипками и слайд-гитарами. А в Нэшвилле вывели формулу более простого звука: в жанре появились гладкие струнные, плавный темп, утончённые припевы и сложный бэк-вокал. Традиционалисты ругались, что кантри испортила примитивная чувственность поп-музыки, но коммерческие успехи заглушили все разговорчики. Нэшвилл выиграл эту битву.

Чет Аткинс — не только одна из главных звёзд Нэшвилла, но и гитарный инноватор. На его стиль игры влияли джаз и классическая музыка, он усовершенствовал умение одновременно играть аккорды и мелодии. В его альбомах встречались инструментальные песни на стыке кантри и классики.

Чарли Рич

Забавно, но факт: один из главных голосов Нэшвилла не очень-то и хотел заниматься кантри. Рич был джазовым пианистом, выступал в клубах Мемфиса с джазом и ритм-н-блюзом, затем пел соул. Продюсеры видели в Риче потенциал исполнителя кантри и рок-н-ролла, но Чарли продолжал идти своей дорогой, и, надо сказать, без особого успеха.

В семидесятые продюсер Билли Шерилл переплавил Рича и сделал его идеальным представителям Нэшвилл-саунда. Чарли исполнял очень мягкие и элегантные баллады, а его манера пения и построения аранжировок сохраняла следы любви к афроамериканской музыке. Однако она не выпирала слишком уж сильно, потому что джаз и R&B часто были хаотичной и энергичной музыкой, а Нэшвилл стремился к чёткому и спокойному звуку.

Бак Оуэнс

Главными оппонентами исполнителей из Нэшвилла были музыканты из Бейкерсфилда (штат Калифорния). Они сохранили традиции «неряшливой» музыки бродяг и уличных музыкантов, из которой во многом и происходило кантри. Звучание музыкантов из Нэшвилла было строго контролируемым, поскольку зависело от слаженной работы аккомпанирующего оркестра. Исполнители из Бейкерсфилда больше полагались на индивидуальный характер игры. Что поделать, Калифорния — лучший штат для подобного самовыражения!

Такие музыканты не достигли коммерческих высот из-за хаотичности музыки, но их работы значительно повлияли на развитие кантри и его скрещивание с роком.

Бак Оуэнс и его группа Buckaroos задали стандарты направления: две электрогитары, отчётливые ударные, фиддл (народная американская скрипка), а иногда ещё и дребезжащая стальная гитара.

Вилли Нельсон

Благодаря Вилли Нельсону появился термин outlaw country, то есть «кантри вне закона». Вопреки первым ассоциациям с названием, это не был жанр маргиналов с оружием, хоть в биографии Вилли Нельсона и есть перестрелка с любовником его сестры Ланы.

Слова «вне закона» описывают музыку, которая пыталась выбраться из-под штампов доминировавшего Нэшвилла. Альбом Shotgun Willie, выпущенный Нельсоном в 1973-м, поменял правила игры и показал невиданную для кантри-певца степень свободы. Нельсон использовал фолковые и роковые ритмы, насыщал песни джазовыми инструментами (саксофон, тромбон).

Да, похожие элементы были и в Нэшвилле, но там они были более эстрадными, даже немного шаблонными — эдакая спокойная музыка поп-формата. Нельсон же применял нестандартные ходы, из-за чего его мелодия постоянно виляла из стороны в сторону. К этому кантри даже применяли эпитет «прогрессивное» — по аналогии с прогрессивным роком.

Хэнк Уильямс

Трагическая биография Хэнка Уильямса больше подошла бы рок-звезде: мучительная боль в позвоночнике, не проходившая с детства, привела к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Закончилось всё сердечной недостаточностью и внезапной смертью на заднем сиденье автомобиля в 29 лет. Это не столь частый сценарий для исполнителей кантри, потому что жанр был музыкой взрослых, умудрённых жизненным опытом людей, которые исполняли и слушали её десятилетиями.

Вспышка славы Хэнка была короткой, но очень яркой: она пришлась на сороковые и начало пятидесятых, когда кантри только выходило на большую сцену. Уильямс стал одной из первых суперзвёзд и оставил не так много песен, как, например, Нельсон, но они моментально стали классикой.

И это несмотря на поведение рок-звезды. Хотя в годы Хэнка такого типажа ещё не было, он выходил на сцену пьяным и буянил. Тексты песен были посвящены трагичным сторонам жизни, особенно неудачной любви, и имели явное влияние блюза. В 2010 году Пулитцеровский совет отметил Хэнка особой наградой за «мастерство в написании песен».

Долли Партон

В кантри доминируют мужчины, но в каждом жанре есть свои королевы, и появились они в шестидесятые с подъёмом феминистского движения. Долли Партон стала самой успешной кантри-певицей всех времён и выиграла десять «Грэмми». В своих песнях она выдвигает на передний план истории, о которых мужчины не поют. В Dumb Blonde она поёт о том, что жизнь женщины не заканчивается после того, как её бросил мужчина. Песня From 9 to 5 стала гимном девушек из рабочего класса, требовавших равной оплаты труда для женщин и мужчин.

Хотя большинство номинаций Долли Партон на «Грэмми» приходится на кантри-музыку, она достигла успеха и в поп-музыке, и в блюграссе, и в госпеле.

Также Долли стала самой богатой кантри-певицей: её капитал составлял 500 миллионов долларов. «Я выгляжу как женщина, но думаю как мужчина, — сказала однажды Долли. — Я вела дела с мужчинами, которые думали, что я легкомысленна настолько же, насколько выгляжу. Когда они понимали, что это не так, оказывалось, что я уже взяла деньги и ушла».

В 1986 году она начала инвестировать в парк развлечений в Теннесси, который взял название «Долливуд». Сейчас это одна из самых посещаемых достопримечательностей штата.

Джонни Кэш

Кэша прозвали «человеком в чёрном» за стиль в одежде. Он стал патриархом кантри, но при этом масштаб его личности и творчества был настолько велик, что одним жанром не ограничился. Гарт Брукс может быть популярнее в США, но в мире у многих кантри ассоциируется именно с Кэшем. Пластинки Джонни есть во всех списках лучших альбомов в истории, а кантри туда попадает нечасто.

Секрет в том, что Кэш пел не только кантри, но и фолк с госпелом. Благодаря включению в текст важных для Кэша религиозных тем его песни воспринимаются более экзистенциальными и метафизическими, чем у других кантри-исполнителей, и охватывают более широкую аудиторию.

Кантри — жанр очень бытовой, он связан с вещами из реального мира: тракторы и пиво, друзья и любовь, дороги и родная деревня. Кэш как будто сделал надстройку над этим и посмотрел на всё со стороны. Особенно завораживал его хриплый и глубокий голос Вечного мудреца и Старца.

Даже когда Кэш играл бодрые и энергичные песни вроде Ring of Fire, голос всё равно переносил слушателя в иное измерение. И чем ближе к смерти был Кэш, тем сильнее становился этот эффект.

Вершиной его экзистенциального стиля можно считать прочтение религиозной песни Ain’t No Grave, посвящённой смерти и отбытию на небеса.

Шанайя Твейн

Шанайя Твейн, как и Джонни Кэш, вышла далеко за пределы американского кантри-рынка, только другим путём. Необычно уже то, что она канадка.

Чтобы стать собой, Шанайе пришлось пройти через продюсерский ад. Когда певица только попала в Нэшвилл, она ещё не имела достаточно влияния, чтобы делать всё на свой лад. Первый альбом Shania Twain оказался провальным: студия отвергла почти весь авторский материал молодой исполнительницы и аранжировала его в стиле классического Нэшвилла. Продюсерам казалось, что если Твейн начнёт с хитов, то ей обеспечен успех. Но план оказался неудачным.

Знаковый стиль канадки начал формироваться позже. Смотря на американскую музыку снаружи, Шанайя вобрала понемногу из разных стилей и соединила кантри, поп и рок, даже исполняла версии традиционных госпелов. Как итог — альбом Come On Over стал одним из самых успешных в кантри и самым продаваемым альбомом соло-певицы в истории звукозаписи.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована