Не аллилуйя единым: кто и как поёт христианские песни
От средневековых хоров до современного соула.
Фото: Филипп Лиссак / Getty Images
Из нашей статьи вы узнаете о таких жанрах, стилях и напевах:
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Традиционная церковная музыка
Христианская музыка появилась тогда же, когда и первые христианские общины, — там пели заимствованные у иудеев псалмы, основанные на текстах Псалтыри. В Евангелиях от Матфея и Марка есть упоминания того, что сам Иисус пел псалмы вместе с учениками: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30, Мк.14:26). Их исполняли в один голос и без аккомпанемента: акапельность была ключевой характеристикой ранней христианской музыки, а использование инструментов считалось неправильным — они ассоциировались с ритуалами языческих культов, оргиями и другими сладострастными действиями, осуждаемыми в христианстве.
Так продолжалось до VIII–IX веков, когда в церквях начали играть на органах.
Григорианские хоралы
Основной формой средневекового религиозного пения стали григорианские хоралы. Изначально звучание было монофоническим, то есть хор должен был петь в один голос, следуя идее равенства всех людей перед Богом.
В VIII–IX веках пение стали раскладывать на голоса. Участники хора вели мелодии параллельно друг другу или использовали технику «органный пункт»: один голос долго выдерживал басовый тон, а другие голоса создавали самостоятельную мелодию. А на рубеже XI–XII веков композитор Перотин, руководитель хора Нотр-Дама, первым написал композиции и для трёх, и для четырёх голосов. В них сочетались разные по ритму мелодии — это называлось «органум».
Мессы
Другая форма христианской музыки — месса, то есть музыкальное изложение литургии. По форме они разнообразны: могут быть а капелла или сопровождаться инструментами, причём целым оркестром.
Появились мессы из григорианских хоралов в конце первого тысячелетия, а к началу Ренессанса считались главной крупной формой религиозной музыки. К XV веку стало нормой не собирать мессы из отрывков произведений разных композиторов, а писать целиком и полностью как авторское произведение. Так в музыке появились первые композиторы-звёзды. Самыми известными авторами начала Ренессанса были Уильям Бёрд, Томас Луис де Виктория и Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.
К XVIII веку мессы значительно усложнились. Например, в Вене появилась отдельная школа, где композиторы писали мессу как оперу — с солистами и хором. Такие произведения делились на четыре части по принципу симфонии. Многие мессы этого периода настолько сложны, что их не исполняли на настоящих церковных службах: это самостоятельные музыкальные произведения для концертной сцены. Мессы-оперы писали Гендель, Моцарт и Гайдн.
Колядки
Более близкий к народу жанр христианской музыки — кэролы. Сейчас они прежде всего ассоциируются с Рождеством благодаря таким классическим песням, как Carol of the Bells. Однако раньше кэролы писали для разных праздников. С XIII века их исполняли в повседневной обстановке, и только в XVIII–XIX веках их начали петь в церкви и ассоциировать с Рождеством.
Традиционно кэролы основывались на тех последовательностях аккордов, которые использовали в Средневековье, что и дало им характерное звучание.
Некоторые песни, такие как Angels from the Realms of Glory, восходят к Средневековью. Это старейшее музыкальное произведение исполняют до сих пор.
Читайте также:
Спиричуэлс
Жанр спиричуэлса оформился к 1860–1870-м годам, но акапельное пение в похожем стиле появилось среди афроамериканцев намного раньше. Оно основано на африканском фольклоре, который приехал в Новый свет вместе с чёрными рабами. Под воздействием христианской культуры народные песни обрели новый смысл.
Большинство классических спиричуэлсов основано на библейских сюжетах — тех, которые отражают страдания народа. В спиричуэлсах принято сравнивать библейских евреев с афроамериканцами: сходство их судеб налицо. Как и похищенные в рабство афроамериканцы, ветхозаветные евреи тоже томились в рабстве — только у древних египтян. А потом появился освободитель Моисей: он увёл евреев из Египта и подарил им свободу.
Об этом поётся в самом известном спиричуэлсе Go Down, Moses — вы наверняка слышали его в исполнении Луи Армстронга. Когда афроамериканцы пели про Моисея, который приходит к фараону и говорит: «Отпусти народ мой», то ждали того же от правительства США. Так что религиозные спиричуэлсы не обращены к вечности, как традиционные хоралы, и под спасением подразумевают не спасение души — это реальные земные требования гражданских прав и свобод.
Вот ещё несколько библейских сюжетов об освобождении, которые встречаются в спиричуэлсах. Бегству из Египта посвящена композиция Wade in the Water, песни Run Old Jeremiah и Follow the Drinkin’ Gourd — бегству как таковому, O Canaan — Земле Обетованной, дарованной Богом евреям, Swing Low, Sweet Chariot — смерти и восхождению пророка Илии на небо на колеснице.
В католицизме и православии музыканты строго следуют канону, поют распевы по нотам и произносят только прописанные в минеях тексты. Основа спиричуэлса — коллективная импровизация, в ходе которой начальная тема украшается выразительными нотами, экспрессивными пассажами, вариациями темпа и ритма.
Спиричуэлсы обычно исполняют в таком порядке:
- Сонг-сермон — служитель распевает текст проповеди в вопросно-ответной форме, обращаясь к пастве. Всё начинается с простой мелодии, но постепенно проповедник усложняет исполнение при помощи импровизации и синкопирования.
- Непосредственно спиричуэлс — проповедник и окружающие его люди исполняют песню вместе, всё сопровождается хлопками, топотом и телодвижениями, передающими сильные эмоции.
- Ринг-шаут — верующие двигаются по кругу против часовой стрелки, энергично танцуя всем телом в синкопированных ритмах. При этом есть солирующий участник, но он меняется спонтанно.
Госпел
Госпел появился в конце XIX века в методистских церквях юга США. Он эволюционировал из спиричуэлса и во многом похож на него, например обменом репликами между проповедником и прихожанами, а также сочетанием структурированности и импровизации.
А отличается госпел от спиричуэлса тем, что в нём используется музыка из других жанров. Всё начиналось с простого аккомпанемента на фортепиано и органе, но в XX веке музыканты начали использовать всевозможные типы музыкальных инструментов: от тамбуринов до электрогитар. Также в госпеле обычно есть солист, а хор сопровождает его.
Протестантская церковь поддерживала развитие госпела и нанимала композиторов для создания новых песен (в спиричуэлсе исполнялись только народные). Среди культовых композиторов можно назвать Айру Дэвида Сэнки и Филипа Блисса, чей сборник 1875 года «Гимны госпела» популярен до сих пор. Множество госпел-песен написал Чарльз Альберт Тиндли.
Сравните, как по-разному может звучать песня Тиндли The Storm Is Passing Over. В первом видео хор исполняет её под фортепиано, в классическом варианте, а во втором проповедник вместе с хором устраивает бешеные танцы под бит барабанов, гитары и спорадические импровизации органа. Хотя это звучит необычно по сравнению с классическим госпелом, но такое исполнение подчёркивает афроамериканское происхождение музыки — синкопированный ритм и радость на грани с экстазом от контакта с Господом.
В начале XX века госпел изменился. Причина перемен была далека от музыки: всему виной экономический кризис. Из-за обвала рынка хлопка многие афроамериканцы перебрались из деревень на юге в города на севере. Попав в мультикультурную среду, авторы госпела отошли от церковной музыки и начали экспериментировать с жанрами. Композиторы включали в свои песни блюзовые ритмы, ирландский фолк, ковбойскую кантри-музыку.
К 1930-м госпел сформировался в том виде, в котором мы его знаем сегодня. На него больше всего повлияли:
- гимны Чарльза Тиндли, который писал инструментальное сопровождение для спиричуэлсов, добавлял блюзовую ритмику и оставлял место для импровизации;
- минималистичные мелодии «сельского госпела», исполняемые соло;
- раскованный, бурный стиль богослужения, характерный для церкви пятидесятников.
Классика того периода — музыка Томаса Дорси, которого часто называют самым важным госпел-композитором. А ещё он был блюзовым и джазовым пианистом. Дорси работал с Махалией Джексон, обладательницей одного из самых мощных голосов в истории звукозаписи. Хотя афроамериканские религиозные лидеры поначалу осуждали музыку Дорси из-за её связи с «порочными» светскими жанрами, её всё равно стали играть по всем Штатам.
Так госпел, не утратив религиозного содержания, стал массовым жанром, который могли слушать и люди, которые не посещают церковь.
Христианский рок
Вы удивитесь, но прототип рока появился ещё в 1930-е и 1940-е благодаря госпел-певице по имени сестра Розетта Тарп — исполнение духовной музыки она сопровождала энергичной игрой на гитаре, иногда даже используя примитивный дисторшен. Она значительно повлияла на ритм-н-блюз и считается «бабушкой рок-н-ролла».
Петь христианскую музыку, в частности госпел, мечтал и Элвис Пресли — и в шестидесятые он-таки начал его исполнять. А в 1957 году Литл Ричард показал себя ещё более страстным христианином: в самый разгар тура он отказался исполнять рок-н-ролл, стал священником церкви пятидесятников и до 1962 года записывал исключительно церковные песни.
Несмотря на такие вот жанровые переплетения, в те годы ещё не существовало христианского рока как такового. Представители церкви отвергали возможность его существования — даже прогрессивные афроамериканские проповедники вроде Мартина Лютера Кинга.
Ситуация изменилась в конце шестидесятых, с появлением движения хиппи. Тогда христианские проповедники пытались наставить увлечённую наркотиками и сексом молодёжь на путь истинный, агитировали их открыть свои сердца Иисусу.
И это сработало — появилось молодёжное «Движение Иисуса», также известное как «Фрики Иисуса». Оно активно пропагандировало свои идеи с помощью современной культуры, в том числе — рок-музыки. Среди исполнителей движения можно назвать Love Song, All Saved Freak Band, Барри Макгуайра, Рэнди Стоунхилла и Ларри Нормана. Альбом Нормана Upon This Rock 1969 года считается первой записью в жанре христианского рока.
«Фрики Иисуса» были сплочённым движением. Этому способствовало неприятие родственных сообществ: и рокеры, и христиане считали «Фриков» чужими. К началу восьмидесятых движение выдохлось, но до того из него вышли многие быстрорастущие конфессии США конца XX века, такие как «Часовня на Голгофе» и «Церковь Виноградников» Благодаря «Фрикам» сформировалась полноценная индустрия христианского рока со своими чартами и фестивалями.
А ещё из движения «Фриков Иисуса» выросли такие направления в музыке, как христианский хэви-метал (Stryper, Bloodgood) и христианский панк-рок (Undercover). А группа Petra, игравшая стадионный рок в духе Foreigner и Journey, стала одной из самых популярных.
Читайте также:
Современные композиторы
Традиционно мессы исполнялись на латыни, но в XX веке это утратило свою актуальность: прихожане латынь не понимали, да и сама церковь пыталась стать ближе к людям. Даже папа Римский в начале 1960-х разрешил писать мессы на современных языках. Это воодушевило многих музыкантов, далёких от церкви, — например, джазовая пианистка Мэри Лу Уильямс приняла католицизм, хотя до этого религией не интересовалась, и написала мессу «Чёрный Христос в Андах»
В США мессы модернизировались самым необычным образом — подпитывались религиозными традициями афроамериканцев. Пение хора сопровождалось не только органом, но и гитарой с фортепиано. Такую мессу создал Деннис Фицпатрик. Он назвал её «Демонстрационной мессой»: записал на виниле и раздал епископам в США — те одобрили сочинение.
В 1964 году прошла первая официальная месса на английском, где играли «Бог есть любовь» Кларенса Риверса — сочинение, в котором григорианское пение сочеталось с мелодическими узорами и ритмами спиричуэлса.
Авангардные композиторы также пишут христианскую музыку. Эстонец Арво Пярт создал православные композиции для исполнения а капелла «Триодион», «Канон покаянен» и «Я есмь лоза истинная». Британец Джон Тавенер принял православие и даже начал писать произведения на русском: «Шесть русских народных песен», «Ахматова: Реквием», «Песни Ахматовой».
В 1996 году шведский композитор Фредрик Сикстен написал «Мессу в стиле джаз», а в 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии впервые прошла месса под хэви-метал.
Хоралы в современном мире
Сегодня популярность григорианских хоралов сошла на нет. Но ещё недавно, в начале девяностых, был связанный с ними микротренд.
В 1990 году альбом группы Enigma «MCMXC a.D.» стал мультиплатиновым. Он комбинировал спокойную электронную музыку, нью-эйдж, сексуальное женское пение и семплы из грегорианских хоралов — сочетание последних двух элементов побудило Ватикан запретить группу на своих радиостанциях.
В 1991 году Enigma покинул Франк Петерсон. Он создал группу Gregorian, которая в стиле хоралов перепевала популярные песни в диапазоне от The Beatles до Metallica.
Другой сенсацией в 1994 году стал альбом Chant, записанный монахами-бенедиктинцами из Санто-Доминго-де-Силос в Испании. Монахи этого ордена пели хоралы с ещё с XI века, а конкретно эти записи были изданы в 1970-е и особого успеха не имели. Однако в 1990-х лейбл Angel Records переиздал пластинку и рекламировал её как противоядие от стресса современной жизни. И это сработало — третье место в альбомном чарте Billboard, четыре миллиона копий продано по всему миру.
Соул
Все артисты — основатели соула пели в церковных хорах: Сэм Кук, Рэй Чарльз, Отис Рединг. А у Ареты Франклин отец был популярным проповедником и исполнителем — его даже называли человеком с голосом на миллион долларов.
Соул — это ребёнок не только госпела, но и ритм-н-блюза, причём не того танцевального, с быстрыми фортепиано и гитарами, а того, который про романтичные баллады. Этот R&B отличала элегантность и эмоциональная сдержанность, как, например, в хите 1954 года Earth Angel группы The Penguins.
Госпел-певцы принесли в R&B ту страсть и горячий, обжигающий вокал, который использовали для выражения религиозного экстаза. В свою очередь ритм-н-блюз научил госпелистов петь на личные темы — в основном про любовь. Как говорил Рэй Чарльз: «Я позволил себе делать то, чего раньше не делал. Я начал брать строки из госпела и превращать их в обычные песни». Например, он менял This Little Light of Mine на This Little Girl of Mine — в результате один бэк-вокалист даже отказался с ним работать, не стерпев богохульства.
Госпел мог быть и социальным посланием. Когда Сэма Кука арестовали за попытку заселиться в отель для белых, он написал песню Change Is Gonna Come. Под неё же хоронили активиста Малкольма Икса, а ещё её цитировал Барак Обама — когда одержал победу на выборах.
Или вот песня Ареты Франклин Respect — она стала одним из главных гимнов женской эмансипации в 1960-е. А силу голоса Ареты подчёркивает орган Хаммонда — инструмент из госпела.
Многих соул-исполнителей отличает мощный голос. Мэвис Стэплс уже в раннем детстве дебютировала в семейной группе The Staple Singers, популярной в конце пятидесятых. Диджеи на радио, ставившие их пластинки, не знали, что поёт 13-летняя девочка: они представляли себе взрослую женщину с крупными формами вроде Эллы Фицджеральд.
Самым влиятельным человеком в истории соула часто называют Сэма Кука — он начинал в госпел-группе, но со временем стал исполнять светскую музыку. В 1957 году его сингл You Send Me занял первое место как в ритм-н-блюзовых, так и в поп-чартах. Это стало началом соул-эры. Сравните вокал Сэма с вокалом The Penguins: он меньше сдерживает себя и более широко раскрывает свои чувства, что и есть основа соула. Поддержка Сэма бэк-вокалом — тоже наследие госпела.
С годами соул-песни становились всё более чувственными. Это привело к тому, что соул потерял блюзовую ритмику и госпеловые инструменты — теперь в нём обычно звучат акустические гитары, оркестровые струнные или трубы.
Блюз
Многие исследователи сходятся во мнении, что спиричуэлс — это и есть ранний блюз. Просто к блюзу позже добавится сначала акустическая, а затем и электрическая гитара.
Настроения двух жанров схожи: одиночество, безродность, страдания, недоступность счастья. Правда, исполнители спиричуэлсов находили утешение в коллективном творчестве и вере в спасение. А вот блюз играли в одиночку — он звучит депрессивнее и выражает одиночество исполнителя. Поэтому в блюзе так много песен про несчастную любовь.
Читайте также:
Джаз
Если спиричуэлс передал блюзу репертуар и настроение, то джазу от него достались ритмические и мелодические приёмы. В спиричуэлсе они усиливали экстаз от религиозного переживания, а в джазе просто заставляли танцевать. Среди них:
- оф-бит — смещение акцентов на слабые доли такта;
- оф-питчнесс — отклонение от точной высоты тона;
- хот — повышенная эмоциональная экспрессивность в сочетании с импровизационной свободой;
- портаменто и глиссандо — плавное скольжение от одного звука к другому.
Ну и самое главное, что роднит спиричуэлс и джаз, — импровизация. Хор не должен исполнять песню строго по нотам — это традиция ортодоксальных церквей. В джазе, как и в спиричуэлсе, начальная тема преображалась, «разукрашивалась» выразительными нотами, экспрессивными пассажами. Спонтанная смена солистов тоже перекочевала в джаз.
Читайте также:
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс