Музыка
#подборки

12 главных диджеев мира: от Скриллекса до Нины Кравиц

Как сегодня выглядит рейв-сцена и чем она может удивить слушателя.

Фото: Dengue Dengue Dengue / Flickr

Мы родились в мире, где Европа и США служили основными поставщиками музыки — в том числе электронной. Хотя сегодня тенденция сохраняется, в ней появляются подводные течения. На сцену всё чаще выходят люди из других стран.

В статье мы расскажем, кто сегодня правит рейвом. Вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Диджеи, которые прославились в 2020-е


Fred Again

Фредерик Гибсон, он же Fred Again, стал известен во время ковидных ограничений, когда британцы были вынуждены полгода сидеть по домам на карантине. Его песни попали в настроение тусовщиков, вынужденно запертых в своих квартирах. Выходившая тогда серия альбомов называлась Actual Life — в переводе с английского «Реальная жизнь». В названиях пластинок было указано время создания, словно у записей в личном дневнике.

Треки Фреда пронизывает шероховатость и неидеальность. Например, в Jungle он вместо басовой линии использовал звук, который издавал его айфон при подключении кабеля. Возникает впечатление, что Фред набросал трек буквально за пару часов.

Фред смешал хаус и гэридж, но его музыка куда меланхоличнее, чем принято в таких ярких и танцевальных жанрах. Он часто вставляет в треки голосовые сообщения друзей — например, в песне Marea (We’ve Lost Dancing) звучит голос диджея Blessed Madonna. Созвонившись с Фредом в Zoom, она рассуждала: с одной стороны — жутко не хватает вечеринок, а с другой — наверняка этот ковидный застой подарит взрыв креатива. На фоне пандемии её посыл откликнулся многим слушателям.

Фред создал редкий для электронной музыки образ. Обычно диджеи отстраняются от аудитории; некоторые надевают странные маски или костюмы, чтобы выглядеть футуристично и отрешённо. Но Фред ведёт себя как простой парень, который мог бы стать твоим другом. Многие его треки названы в честь людей, чьи голосовые сообщения он использовал в качестве семплов.

Подход Фреда сделал его одним из самых модных диджеев мира. Его сет на серии вечеринок Boiler Room за год набрал более 36 миллионов просмотров — это второе по популярности видео на YouTube-канале площадки.

Крис Стасси

Журнал Mixmag назвал голландца Криса Стасси «движущей силой, что наполняет хаус волшебством». Диджея хвалят за сочетание грубых современных ритмов и тёплой атмосферы хауса 1980-х. Крис набрал огромную популярность и выступил на фестивале «Коачелла», вечеринках Warehouse Project и Circoloco. Песни Seeing & Believing, Why Don’t You и Synchronicity вошли в плейлисты многих диджеев и завирусились в TikTok.

Стасси начинал с неспешного дип-хауса и к 2018 году сформировал характерный звук: тёплый, непринуждённый и глубокий, с проблесками синтов и дропами для танцпола. В 2020-м Крис создал лейбл Up the Stuss, где собрал диджеев с разными стилями.

В 2023-м Стасси запустил специальную серию релизов UTSOFF, чтобы показать, как он и его друзья видят хаус. Первым вышел его собственный сингл с песнями All Night Long и Rose Bay — в них Крис создал насыщенную синтезаторную мелодию с космической атмосферой и пробирающим вокалом. Песня All Night Long стала главным хитом Криса, набрала миллионы прослушиваний ещё до официального релиза и прозвучала на всех фестивалях 2023 года.

Hedex

Британец Хедекс начал писать музыку в конце 2010-х, когда ему было 16 лет. Он попал в топ iTunes с грайм-треком Ryan Air, а также делал популярные семпл-паки. Позже он переключился на быстрый драм-н-бейс с жёсткими басовыми линиями, брутальными ритмами и режущими уши дропами. Семплы Хедекса используют многие DnB-артисты, так что он значительно повлиял на звучание жанра.

Агрессивный стиль проложил диджею дорогу на большие фестивали. В 2022-м Хедекс объездил Великобританию со своей вечеринкой My Home Is the Rave, а в 2023-м она покорила США и Канаду. Хедекса даже позвали выступить на стадионе Уэмбли.

Мегазвёзды, которые не теряют хватку


Мартин Гаррикс

Карьера Гаррикса началась в 2013 году с его первого трека Animals. Тогда Мартин удачно попал в волну коммерческого успеха биг-рума — эпичного поджанра хауса с простыми мелодиями и качающими дропами, который идеально вписался в большие концертные площадки.

С тех пор Гаррикс становился только успешнее. Треки Scared to Be Lonely, In the Name of Love и Only Way Is Up получили номинации на международные премии. Диджей записывал песни с поп-звёздами (Дуа Липой, Троем Сиваном, Халидом) и популярными диджеями (Дэвидом Геттой, Тиесто). Но его достижения этим не ограничиваются. Например, Гаррикс:

  • открыл свой лейбл STMPD RCRDS — сейчас с ним работают около 40 музыкантов;
  • стал лучшим диджеем года по версии DJ Magazine в 2016, 2017, 2018 и 2022 годах;
  • написал с U2 официальный гимн чемпионата Европы по футболу;
  • выступал на закрытии Олимпийских игр 2018 года в Пхёнчхане;
  • стал хедлайнером фестиваля «Коачелла».

Долгое время Гаррикс ограничивался только синглами, в которых пробовал не только биг-рум, но и прогрессив-хаус, электрохаус, EDM. Правда, от эпичного стадионного звучания он не отступал. В 2022 году, выпустив уже почти 100 треков, он решился на полноценный альбом Sentio.

Skrillex

Сонни Мур, он же Скриллекс, у многих ассоциируется только с бростепом — коммерческой разновидностью дабстепа, которую он вывел в мейнстрим в начале 2010-х. Однако у Сонни намного больше талантов — начинал он в нулевые как вокалист и гитарист в эмо-группе From First to Last.

Интерес к разным жанрам прошёл через всю карьеру Скриллекса. Он остался в топе популярных диджеев, даже когда вирусная популярность бростепа сошла на нет. Впрочем, Сонни это уже не волновало: ещё в начале 2010-х он ввязался в разнообразные коллаборации — например, записал композиции с рок-легендами The Doors и регги-певцом Дэмианом Марли.

Затем Скриллекс прорвался в поп-музыку и хип-хоп. Вместе с американским диджеем Дипло он создал мегауспешный дуэт Jack U. Также Скриллекс продюсировал поп-звёзд: например, освежающий тропикал-хаус в песне Джастина Бибера Sorry — это его работа. Скриллекс успешно работал и с рэперами — вместе c Риком Россом записал саундтрек к «Отряду самоубийц». В его диджей-сетах много ремиксов на хип-хоп.

В наши дни Скриллекс всё ещё мегазвезда. Его совместные сеты с Fred Again и Four Tet — настоящее событие в концертной сфере 2023 года. В альбоме Don’t Get Too Close Скриллекс продолжил скрещивать электронику и хип-хоп, а в Quest for Fire добавил к дабстепу хаус, гэридж и джук. Треки он записывает с самыми разными музыкантами: от электронной легенды Mr. Oizo до Пита Венца из Fall Out Boy — кстати, с участниками этой группы Скриллекс гастролировал ещё во времена From First to Last.

Дэвид Гетта

Первый альбом Дэвида Гетты вышел в 2002 году. Сейчас французу 56 лет — солидный возраст для любого музыканта и тем более для диджея, ведь публика на рейвах намного моложе. Впрочем, возраст совсем не помешал карьере Дэвида: в 2023-м журнал DJ Mag назвал его лучшим диджеем мира.

В 2010-е Гетта сделал EDM и электрохаус мейнстримом — его рейв-гимны собирали на фитах всех поп-звёзд, которые потом повторяли его биты в своих песнях. В 2020-е резкий звук, который делал Гетта, вышел из моды. Однако Дэвид всё равно периодически появляется в чартах. Ему помогают переделки старых хитов: в 2022-м вместе с Бебе Рексой он выпустил новую версию Blue (Da Ba Dee), а в 2023-м обновил What Is Love.

Для многих больших звёзд выход из тренда становится концом карьеры. Но Дэвид спокойно пережил этот период и продолжает царить на диджейской сцене. Сейчас Гетта не сбавляет обороты и по-прежнему выпускает много синглов с артистами разных жанров, от Шакиры до поп-рок-группы 5 Seconds of Summer.

Девушки-диджеи


Шарлотта де Витт

В 2013–2015 годах бельгийка Шарлотта под псевдонимом Raving George завоевала популярность на местной сцене и в других странах. На сетах она играла тяжёлую, агрессивную музыку в холодном и мрачном стиле, но в студии экспериментировала. Например, в треке You’re Mine Шарлотта добавила поп-вокал к плотному готичному звуку. Песня стала хитовой и набрала на YouTube 70 миллионов просмотров.

Позже Шарлотта начала диджеить под своим именем. К холодной отрешённости техно она добавила пульсацию транса — это придало звучанию больше хайтека. Её работа с вокалом изобретательна: Шарлотта то зациклит мантры, то добавит полноценный куплет для MC, который скорее болтает, нежели читает рэп. Этот приём больше характерен для тусовок драм-н-бейса и гэриджа — по идее, он должен сделать треки более живыми. Но Шарлотта накладывает на голос такие фильтры, что MC звучат как роботы.

Пегги Гу

Кореянка Ким Мин Джи, более известная как Пегги Гу, не только диджеит, но и поёт. Одним из главных хитов лета 2023-го стала её песня (It Goes Like) Nanana: её слушали на электронных фестивалях и в TikTok. Пегги стилизовала песню под хаус 1990-х на стыке с евродансом — ей помог культовый для тех лет синтезатор Korg M1 и бессмысленный напев в припеве.

В середине 2010-х Пегги разработала своё эклектичное звучание — добавила к хаусу элементы электро, диско, техно, народной музыки и хип-хопа. Уже тогда она решила, что хочет выйти за рамки рейв-тусовки и писать большие поп-хиты на основе электронной музыки. Впрочем, это не помешало ей стать участницей лейбла Ninja Tune, где собираются экспериментальные продюсеры. Карьера Пегги увенчалась тем, что в 2023-м году издание DJ Mag поставило её на девятое место в списке лучших диджеев мира.

Пегги пришла в электронную музыку, когда жила в Лондоне и Берлине. Но в творчестве она часто обращается в наследию родной культуры. Она иногда поёт на корейском и даже написала песню, вдохновившись корейской оперой пхансори.

Читайте также:

Как устроен кей-поп

Нина Кравиц

В середине нулевых Нина Кравиц так проводила дни: днём работала стоматологом, а вечером диджеила в московских клубах. В 2006-м она попала в академию «Ред Булл» — школу, где собирали перспективных молодых диджеев. Так начался её длительный роман с западной рейв-сценой. С тех пор Нина выступила на всех главных площадках мира, а в 2017-м журнал Mixmag назвал её диджеем года.

На западе Нина популярнее, чем в России: в сервисе Spotify у неё прослушиваний несоизмеримо больше, чем на «Яндекс.Музыке». Её пригласили поучаствовать в разработке игры Cyberpunk 2077, причём не только как автора саундтрека — в игре есть списанная с неё героиня, которую так и зовут: Нина Кравиц.

Выступление Нины на «Коачелле» в 2019 году вошло в золотой фонд фестиваля. Оно совсем не похоже на типичный сет — это скорее перформанс, в котором Нина воссоздала на сцене свою московскую квартиру.

В 2014 году Нина Кравиц создала лейбл «Трип» — через год Mixmag поставил его на первое место в списке Best Labels. Лейбл работает со многими европейцами: первопроходцами исландского рейва 1990-х Biogen и Exos, голландцем Deniro, испанцем Carlota. Также с лейблом подписали контракт и молодые россияне: Роман Цукерман, дуэт PTU, Мирабелла Карьянова.

Единого звучания у «Трипа» нет: тут и техно, и электро, и IDM. Всех диджеев отличает причудливое звучание. Кравиц регулярно играет треки подопечных на своих сетах, продвигая в том числе и российский андерграунд. Поэтому её можно назвать одним из главных кураторов рейв-сцены.

Диджеи из незападных стран


DJ Lag

Лвази Асанда Гвала, более известный как DJ Lag, — это музыкант из ЮАР. Он стоял у истоков жанра гком, который появился в начале 2010-х в городе Дурбане. Гком вырос из хауса, но со временем значительно от него отошёл. В основе гкома лежит неторопливый и гипнотический ритм, а сбивчивые ритмы барабанов взяты из народной музыки Южной Африки. Звуковой дизайн гкома недружелюбен к слушателю: индустриальные шумы, низкие басы, агрессивные синты. Резкие щелчки и стуки будто имитируют щёлкающие звуки в некоторых африканских языках.

В 2012 году Лвази рекламировал свои треки, делясь ими с дурбанскими таксистами. Карьера развивалась так быстро, что уже в 2015-м западные СМИ писали: «Все сходят с ума от гкома».

Гвала стал одним из первых диджеев из ЮАР, кто начал играть сеты в Европе. В 2016 году он выпустил мини-альбом на лондонском лейбле Goon Club Allstars, а его трек Ice Drop стал эталоном гкома. Клип на эту песню попал на выставку Лондонского музея дизайна об истории электронной музыки.

Сегодня Лвази продолжает регулярно выступать на крупнейших площадках мира. В 2023-м он поехал в мировой тур на 40 городов.

Kampire

За пределами США и Европы одной из самых оригинальных рейв-сцен мира считается Уганда. Лейбл Nyege Nyege Tapes собирает талантливых музыкантов со всей Африки, поэтому в Уганде можно услышать самые разные жанры: местное индастриал-техно, южноафриканский гком, ангольское кудуро. Часто диджеи объединяют всё это богатство в один сет. По такому принципу устроены и выступления угандийки Кампире Баханы под псевдонимом Kampire.

В 2018 году Кампире прославилась после выступления на вечеринке Boiler Room, что проходила в Уганде. Mixmag поместил её в десятку лучших начинающих диджеев 2018 года.

Уже в 2019 году Кампире гастролировала в США и Европе и была хедлайнером Nyege Nyege на музыкальном фестивале Red Bull в Нью-Йорке. Также она стала соучредителем художественной инсталляции Salooni, что исследует афрокультуру. Кампире не пишет треки, а выступает как диджей-куратор — собирает лучшие работы других музыкантов. Благодаря Кампире андерграундные восточноафриканские диджеи и артисты получают внимание от мирового сообщества: например, она показала миру Hibotep, Faizal Mostrixx и Catu Diosis.

Dengue Dengue Dengue!

Дуэт Dengue Dengue Dengue! состоит из перуанцев Рафаэля Перейры и Фелипе Салмона. Парни показывают, как удачно тренды современной электроники сочетаются с сочетаются с традиционной музыкой Южной и Центральной Америки.

Современные продюсеры-авангардисты ломают традиционный ритм и нарушают покой рейверов, которые привыкли зависать под ровную бочку или повторяющийся брейкбит. Как оказалось, латиноамериканским продюсерам даже не нужно ничего придумывать. Достаточно взять барабаны — основу традиционной музыки.

Dengue Dengue Dengue! часто используют ритмическую основу из кумбии — придуманного в Колумбии танцевального жанра, в котором маракасы и тамбурины создают характерный шаркающий паттерн (звучит вот так). Также Перейра и Салмон обращаются к наследию рабов, завезённых в Перу из Африки, — например, к музыке для энергичного народного танца фестехо. Для неё нужно много замысловато переплетающейся перкуссии:

  • кахон — деревянная коробка с гулким звуком, на которой сидит музыкант;
  • кахита — коробка поменьше, которая подвешена на шею музыканта;
  • кихада — челюсти осла или лошади со стрекочущим, шумным звучанием;
  • конга — высокий и узкий барабан;
  • бонг — небольшой парный барабан.

Такую основу Dengue Dengue Dengue! воспроизводят в исходном виде или дополняют электронными барабанами. Затем дуэт пишет на компьютере грубые аранжировки: жёсткий электронный дисторшен в духе тяжёлого дабстепа или кислотные хаус-синтезаторы.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована