Что такое шринкфляция: объясняем на реальных примерах из магазинов
Почему шоколадные батончики и упаковки молока становятся меньше, а цены на них — нет.


Кадр: фильм «Гудбай, Америка» / Большое кино / Russian World Vision
Раньше трава была зеленее, деревья — выше, а бутылки молока — больше. Если после очередного похода в магазин вы обнаружили, что в пачке гречки теперь не килограмм крупы, а 930 грамм, значит, произошла шринкфляция.
В этом материале редакции «Деньги» Skillbox Media мы расскажем:
- что такое шринкфляция;
- зачем она нужна производителям;
- чем различаются шринкфляция и инфляция;
- законно ли использовать шринкфляцию;
- можно ли с ней бороться.
Что такое шринкфляция
Шринкфляция — это уменьшение веса или объёма товара при сохранении его прежней цены. Например, производитель может уменьшить упаковку молока с 1 литра до 950 миллилитров, сохранив при этом цену на уровне 100 рублей.
Шринкфляции могут быть подвержены практически любые товары: продукты питания, косметика, бытовая химия и даже недвижимость. О причинах шринкфляции мы расскажем ниже.
К шринкфляции прибегают как локальные бренды, так и крупные корпорации. Например, в 2016 году компания Mondelez уменьшила вес шоколада Toblerone со 170 до 150 грамм. А компания Mars в 2022 году заменила 85-граммовые упаковки корма для домашних животных на 75-граммовые.
Мы изучили продукты в ближайшем супермаркете. На полке молоко от разных производителей стоит 109,99 рубля. При этом у бутылки слева объём 930 миллилитров, а у бутылки справа — 900 миллилитров.

Фото: Skillbox Media
Ещё есть такое явление, как скимпфляция — ухудшение качества продукта с сохранением прежней цены. В этом случае производитель может использовать менее качественные, но зато более дешёвые ингредиенты или материалы. Например, сухое, а не натуральное молоко или кожзаменитель вместо натуральной кожи.
Почему компании прибегают к шринкфляции
Как правило, производители прибегают к шринкфляции, чтобы не отпугнуть покупателей повышением цены. Многие потребители ориентируются в первую очередь на стоимость продукта, а на изменение его объёма могут попросту не обратить внимания.
При этом у шринкфляции бывают разные причины. Расскажем о них подробнее.
Повышение издержек. Чаще всего шринкфляцию провоцирует увеличение затрат на производство товаров. Оно может быть связано, например, с подорожанием сырья и электроэнергии, повышением налогов, увеличением стоимости логистических услуг или ростом расходов на зарплату.
Так, если компания производит шоколад, издержки могут увеличиться из-за повышения цен на какао-бобы и их доставку из-за границы.
Снижение покупательной способности клиентов. Уровень инфляции, как правило, опережает рост зарплат населения. Из-за этого люди стараются экономить и покупают более дешёвые товары. Производители могут использовать шринкфляцию, чтобы сохранить объём продаж.
Конкурентная борьба. Повышение цен часто отпугивает покупателей, и они переходят на более доступные продукты. Небольшое уменьшение упаковки помогает производителям сохранить конкурентоспособную цену товара и удержать потребителя.
Маркетинговая стратегия. Изменение объёма товара иногда помогает производителю повысить продажи. При этом упаковка может стать как меньше, так и больше, — главное, чтобы нестандартный размер усложнил интуитивное понимание цены для покупателя, говорит преподаватель МГИМО, экс-руководитель из ретейла Константин Кугучин.
В чём отличие шринкфляции от инфляции
Инфляция — это обесценивание денег. Оно может быть вызвано ростом спроса в экономике в целом, снижением курса национальной валюты, увеличением денежной массы в обороте и многими другими причинами. Это макроэкономический процесс, который влияет на стоимость всех товаров и услуг в стране.
Шринкфляция же влияет только на цену отдельных продуктов. Производители могут прибегать к этой тактике на своё усмотрение. Тем не менее часто именно инфляция способствует появлению шринкфляции, так как обесценивание денег влияет на стоимость производства и покупательную способность населения.
Законно ли использование шринкфляции
Формально менять размеры или состав продуктов не запрещено, поэтому законодательство производители не нарушают.
В России действует ГОСТ 8.579-2019, который устанавливает стандарты объёма и веса для ряда товаров: круп, сливочного масла, сахара и других. В документе указаны только «круглые» значения, например 250, 500 или 1000 грамм. Однако этот ГОСТ носит рекомендательный характер, поэтому продавать упаковку сахара в 950 грамм вместо 1 килограмма не запрещено. Даже товары первой необходимости в России можно выпускать в упаковках любого веса и объёма.
Единственное правило, которое производитель должен соблюдать, — корректно указывать на упаковке информацию о содержимом. Если свойства товара не будут соответствовать заявленным, согласно статье 14.7 КоАП РФ, производитель может получить штраф за обман потребителей.
Например, при несоответствии веса заявленному на упаковке штраф составит:
- от 3 тысяч до 5 тысяч рублей — для физических лиц;
- от 10 тысяч до 30 тысяч рублей — для должностных лиц;
- от 20 тысяч до 50 тысяч рублей — для юридических лиц.
Если же на упаковке некорректно указан состав, физическому лицу будет грозить штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, должностному лицу — от 12 тысяч до 20 тысяч рублей, юридическому — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Можно ли бороться со шринкфляцией
Полностью контролировать шринкфляцию нельзя. Но с ней можно бороться, обязав производителей предупреждать покупателей об изменении упаковки или повышать осведомлённость потребителей. Вот какие механизмы можно использовать.
Маркировать товары, у которых изменилась упаковка. Например, с 1 июля 2024 года правительство Франции обязывает розничные магазины клеить на товары, подвергшиеся шринкфляции, специальные стикеры или ценники. Это поможет покупателям сделать осознанный выбор при покупке.
Указывать стоимость за определённый объём или вес. Тогда покупатель сможет увидеть не только стоимость одной бутылки шампуня, но и цену за 100 миллилитров. Это поможет потребителям легче ориентироваться в ценах и сравнивать их, а также снизит вероятность того, что производитель сможет ввести их в заблуждение.
Сделать маркировку веса или объёма более заметной. В 2023 году в Госдуму внесли законопроект, который предлагал новые стандарты упаковки товаров. Сведения о весе и объёме продукта должны были занимать не менее 15% от площади упаковки и располагаться на лицевой стороне. Но в 2024 году законопроект отклонили.

Фото: Skillbox Media
По мнению преподавателя МГИМО Константина Кугучина, законодательное регулирование проблемы шринкфляции могло бы быть эффективным решением. Для этого нужно принять соответствующие нормы и наладить диалог государственных ведомств с торговыми сетями и поставщиками продукции, считает он.
«В то же время должна произойти определённая эволюция в работе ретейлеров и самих производителей товаров. Например, во многих зарубежных странах цены в магазинах указывают не за упаковку, а за стандартную единицу — килограмм, литр и так далее. Примеры торговых сетей с такой идеологией есть и в России.
Кроме того, многие производители специально выделяют информацию об объёме или весе на упаковке и делают это частью своей маркетинговой стратегии. Так они показывают покупателю прозрачность своей ценовой политики».
Константин Кугучин,
преподаватель МГИМО

Фото: Skillbox Media
Главное о шринкфляции в 3 пунктах
- Шринкфляция — это уменьшение упаковки товара ради сохранения цены. Таким образом производители сокращают издержки на производство и стараются сохранить лояльность покупателей.
- Законодательно шринкфляция не запрещена. Но при этом производители обязаны корректно указывать вес, объём и состав продуктов на упаковке. В противном случае их ждёт штраф.
- Основной способ борьбы со шринкфляцией — повышение осведомлённости покупателей. Например, во Франции магазины обязаны маркировать товары с нестандартным объёмом. В России рассматривали законопроект об увеличении размера маркировки объёма и веса на упаковке товара, но в итоге инициативу отклонили.
Эти материалы Skillbox Media об экономике могут быть вам полезны
- Разбираться в экономике важно — в спецпроекте Skillbox Media рассказали о ней на примерах из жизни
- Что такое ключевая ставка и как она влияет на бизнес и жизнь людей
- Что такое стагнация в экономике, почему она возникает и как её распознать
- Почему рубль падает и растёт и как это влияет на работу бизнеса и жизнь людей
- Что такое рецессия, почему она возникает и стоит ли её бояться