Любовь к машинам и SMM: как выпускник Skillbox устроился в «Апрель»
За последний год Марк успел вернуться из Америки, пройти курсы по SMM и устроиться на работу в крупное агентство.
vlada_maestro / shutterstock
Марк Гайдукевич
Россия, г. Москва
Дипломная работа
SMM-стратегия для Panda‑Express
Пройденный курс
Дорога в «Апрель»
— Ты сразу после курса по SMM устроился в агентство медиакоммуникаций «Апрель». Как это произошло?
— Skillbox сделал этот курс вместе с компанией «Апрель», и во время обучения нам рассказали, что можно попасть туда на стажировку или даже на работу. После защиты диплома я подошел к Сергею Кокареву (партнер агентства «Апрель», руководитель направления стратегии и креатива. — Авт.) и уточнил, могу ли попробовать свои силы. Он сказал, что люди нужны, я скинул ему резюме, и меня пригласили на собеседование, а потом и на работу.
— Помнишь свои эмоции тогда?
— Конечно, был очень рад, что выбрали именно меня. «Апрель» для начала карьеры в SMM — это круто, тут сильная команда. Да и в целом это хорошее агентство.
— Наверное, многие после курса хотели туда устроиться. Почему выбрали именно тебя?
— Меня взяли project-менеджером для проекта от Drom.ru. Это большой автомобильный сайт, поэтому руководству агентства было важно, чтобы кандидат разбирался в машинах. А у меня как раз был некоторое время назад интернет-магазин по продаже запчастей и аксессуаров для тюнинга BMW. Так что я хорошо понимал эту сферу.
— Почему проджектом, а не SMM-специалистом?
— Project-менеджер — это начальная позиция в креативных командах «Апреля». Но я и сам рассчитывал на стартовую должность, потому что понимал, что у меня еще совсем мало опыта.
— А чем ты занимаешься как project-менеджер? Это связано с SMM?
— Да, конечно. Вместе с командой мы продвигаем профиль Drom.ru в соцсетях: ведем их, составляем и контент-план, всю матрицу на две недели вперед расписываем. На мне много задач, от постинга до аналитики, я предлагаю идеи клиенту, тестирую их. Помогаю аккаунт-специалисту, некоторые задачи мы с ним вместе решаем, но на нем больше ответственности за коммуникации с заказчиком.
Жизнь в Америке, BMW и сладости
— До курсов ты соцсетями не занимался?
— Нет. Я учился рекламе и PR в Москве, но по профессии так и не устроился — еще во время учебы начал заниматься бизнесом. А потом захотел путешествовать, выучить английский и посмотреть, как живут другие люди. Так что я продал бизнес и улетел на языковые курсы в Америку. Всего я провел в Штатах три с половиной года.
Теперь у меня практически свободный английский, я многое увидел, получил бесценный опыт жизни и адаптации в стране с совершенно другим менталитетом. На многие вещи я стал смотреть иначе — например, на отношения между людьми. К сожалению, вернувшись в Россию, я стал яснее видеть, сколько негатива у нас в общении; раньше я этого не замечал.
— Хотел бы вернуться в Америку?
— Я очень скучаю по Штатам. Даже по тем вещам, которые меня там дико бесили, хотя переезда в планах и нет. Я жил в Хьюстоне, это очень специфическое место, которое сложно понять европейцу. Много мексиканцев, которые не говорят по-английски, их еда, культура, невыносимая жара... Но зато там был пресловутый американский дух. Говорят, тот, кто не был на юге США, тот не был в Америке, — и это так. Я очень надеюсь побывать в Штатах снова.
— Как ты зарабатывал за границей?
— Продавал американские сладости и косметику через интернет-магазин, отправлял по почте из Америки в Россию.
— Довольно резкий переход после аксессуаров для BMW. Почему именно сладости и косметика?
— Бизнес всегда отвечает на потребности. Когда занимался аксессуарами, это было актуально, на них был спрос. Так же и со сладостями: там их избыток, а здесь дефицит. Поэтому я этим и занялся.
— Почему решил пойти на курсы именно по SMM?
— У меня закончилась учеба в Америке, я приехал в Россию и подумал, что нужно возвращаться в рекламу. Мои университетские знания были уже не актуальными, поэтому надо было учиться. Я понемногу работал с соцсетями, еще когда занимался интернет-магазином: вел аккаунты там, настраивал рекламу. Это было всё урывками, методом проб и ошибок. Но мне этот опыт показал, что SMM — перспективное направление, в котором я могу чего-то достичь.
— А Skillbox почему выбрал?
— Честно говоря, я другие курсы особо и не рассматривал. Впервые услышал о Skillbox от знакомого блогера из Санкт-Петербурга — он однажды снимал обзор на один из курсов. Я этот обзор посмотрел, понял, что Skillbox сейчас топовый в России, так что ничего другого даже не стал искать.
— Что понравилось на курсах?
— Возможность самому распределять свое время. У меня на момент обучения его было много, так что я довольно быстро всё прошел. В целом курс дал мне базовые знания, как устроен SMM. Для новичков — самое оно.
В самое пекло
— Ты работаешь в «Апреле» месяц. Уже понял про SMM, твое это или нет?
— Да. Мне всё нравится, это классно и точно то, чем я давно хотел заниматься. Единственный минус, что день получается абсолютно ненормированным, периодически я очень устаю, и мозг просто взрывается от количества задач. Я могу прийти домой и дальше что-то делать, потому что все задания срочные и рабочего дня мне мало.
— Это особенность проекта или профессии?
— Не знаю, думаю, что проект играет большую роль. У нас сейчас три копирайтера задействовано, а это довольно много для одного клиента — обычно копирайтеры параллельно несколько аккаунтов ведут. Но, возможно, что специфика SMM тоже влияет на распределение времени. Я думаю, что постепенно всё нормализуется: клиент привыкнет, я адаптируюсь, научусь, выходя с работы, оставлять ее там, а не нести домой. Тогда вообще хорошо будет.
— Как считаешь: то, что сразу попал на трудный проект, — это хорошо, или начинать лучше все-таки с более простых?
— Нет, это очень круто, потому что не было времени на раскачку — я сразу в самое пекло попал. Это, конечно, более утомительно, но зато сейчас я получаю опыт сразу по всем областям SMM. Уверен, что в будущем это мне пригодится.
— Ты смог бы работать в SMM за границей? Или это слишком сложно из-за разницы менталитетов?
— Разница менталитетов проявляется даже внутри страны. Например, проект Drom.ru, над которым мы сейчас работаем, ориентирован на людей из регионов России, а контент мы готовим в Москве. Поэтому даже нам приходится изучать особенности аудитории, хотя, казалось бы, в одной стране живем. Так что ничего страшного в исследовании и изучении нет, поэтому я не вижу особых преград для работы за рубежом.
— Ты много лет занимался бизнесом, нет ли сейчас желания к нему вернуться?
— Нет, на этом этапе я хочу строить карьеру в классическом смысле этого слова. Пока к бизнесу не планирую возвращаться. Я только начал развиваться в SMM, мне пока всё нравится и не хочется что-то менять. Пусть всё идет как идет.
Блиц
— Плюсы работы наемным сотрудником?
— Стабильность, новые знакомства, профессиональный опыт.
— Самый крутой навык, который ты приобрел в «Апреле»?
— Я научился неплохо ставить техническое задание для креативной команды, раньше с этим были проблемы.
— Качества хорошего SMM-специалиста?
— Стрессоустойчивость, креативное мышление и способность работать в режиме многозадачности.
— Как восстанавливаешь силы?
— Я пока не нашел способ, кстати, если мне кто-то подскажет, буду очень рад. По-хорошему, нужно просто научиться переключаться, а не жить постоянно в режиме работы.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».