«Достиг своего предела»: почему аналитик банка стал SMM-специалистом
В банке Сергея лишь «кормили завтраками», обещая повышение. Поэтому он уволился и теперь работает в маркетинге, где нет зарплатного потолка.
Иллюстрация: Andrey Popov / Istock / Wikimedia Commons / Annie для Skillbox Media
Сергей Тингляков
Россия, Чебоксары
Пройденные курсы
Достижения
Уволился из банка, стал маркетологом и обрёл внутреннюю свободу.
✅ Помощь Центра карьеры Skillbox
Привет! Меня зовут Сергей Тингляков. Я работаю маркетологом и развиваю крупный интернет-магазин косметики. В проекте отвечаю за всё и сразу — «многорукий многоног», как любят говорить о нашей профессии. Мне многозадачность нравится, как и сама специальность. Но так было не всегда 🙂
Как я оказался в SMM
Более пяти лет я работал в банке аналитиком. Каждый день ходил в офис, но в мыслях мечтал о собственном проекте по фотопечати картин на натуральном холсте (в те времена направление только начинало набирать популярность). Наконец решился: нашёл подрядчиков, создал группу во «ВКонтакте»… и задумался: а что с ней делать дальше? как развивать и искать клиентов?
Интуитивно понял, что мне не хватает знаний по SMM: как правильно оформлять сообщество, какие инструменты задействовать для привлечения, о чём писать в постах. Старался найти информацию в интернете, но она была разрозненной. Перед глазами при этом всё время мелькала реклама онлайн-школ. В один момент я подумал: «Была не была!» — и купил курс по SMM, в рамках которого обучали также таргетингу.
Какие лайфхаки я использую, чтобы учиться эффективно
Обучение я проходил около года. В один момент сделал приоритетными другие вещи — практику, работу — и выключился из процесса. Помимо этого, иногда мешала прокрастинация. Приходилось уговаривать самого себя: казалось, раз я уже веду проекты, имею клиентов — значит, всё знаю. Но это иллюзия.
Прокрастинацию я смог преодолеть совсем недавно. И теперь хочу поделиться лайфхаками. Нашёл два действенных способа.
- Выстроить комфортную систему тайм-менеджмента. Выпишите дела, которыми занимаетесь в свободное время. Включите в список скролл ленты, просмотр видео. Проанализируйте пункты: действительно ли они того стоят или лучше заполнить промежутки чем-то полезным — например, обучением? Когда я увидел, как много часов в день трачу впустую, мотивировал себя на рост.
- Вести ежедневник или приложение с таск-трекером. В своём ежедневнике я разделяю задачи на день на обязательные и опциональные. Для каждой планирую срок выполнения. Например, на обучение закладываю 30 минут в день и распределяю его по неделе — ем слона по кусочкам. Таким образом, занимаюсь ежедневно, но при этом не прокрастинирую, ведь больше не воспринимаю учёбу как нечто масштабное и неприступное.
Многие знают приложение Trello — оно и правда удобно, но сейчас для россиян и белорусов его закрывают. Я нашёл удобный и бесплатный отечественный аналог — Singularity App.
Про первые заказы
Уже в середине обучения я начал закреплять знания на практике и, помимо развития собственного проекта с картинами, брал первые заказы на стороне. Какие-то искал сам (вёл соцсети суши-ресторана, косметологии), с какими-то помогал Центр карьеры Skillbox. До сих пор многие подработки я получаю именно оттуда.
Карьерные инструменты предлагают разные. Например, есть чат вакансий, куда периодически выгружаются актуальные объявления компаний-партнёров: ты просто выбираешь понравившееся и откликаешься. Или, если нашёл вакансию на просторах интернета сам, отправляешь её карьерному консультанту, и тот советует, как лучше адаптировать резюме, какие сильные стороны подсветить, о чём могут спрашивать на собеседовании.
Как я уволился из банка и стал маркетологом
Шли месяцы, я активно нарабатывал профессиональный опыт, чувствовал себя всё увереннее и увереннее не только в SMM, но и в маркетинге в целом. Благодаря основной работе в банке я хорошо разбирался во «внутрянке» бизнеса, его финансово-хозяйственной деятельности, целевой аудитории, клиентах — всё это помогало мне выстраивать системный подход. К тому же я самостоятельно изучил основы управления.
Маркетолога можно сравнивать с прорабом на стройке. Он должен уметь много и сразу: и дизайн сделать, и рекламу настроить, и сайты наполнить, и соцсети оформить. Всё под ключ! Конечно, не своими руками, но техническое понимание необходимо, ведь со специалистами придётся разговаривать на их языке.
Однажды я наконец решил попробовать себя в новой роли и откликнулся на вакансию маркетолога. Меня взяли на испытательный срок с частичной занятостью, а потом предложили перейти в штат на полный день. Согласился.
Увольняться из банка было не страшно. Я видел, что достиг там своего предела: поднялся на одну ступень, где много лет держался только на обещаниях о повышении зарплаты и новой должности. К тому же у меня росли маленькие дети — хотелось больше времени проводить с ними, а не возвращаться домой поздно вечером уставшим и раздражённым. Удалённая работа казалась идеальным вариантом.
Когда я уволился из банка, то выдохнул. Помню, пошёл с ребёнком в середине дня кататься на карусельку и прямо кайфанул от свободы. Почувствовал лёгкость на душе и в теле, будто с плеч упал тяжёлый груз. Подумал: «А что же я раньше не решался?»
Кем я сейчас работаю и к чему стремлюсь
Сейчас я вернулся в офис и работаю маркетологом полного цикла в интернет-магазине косметики: занимаюсь продвижением бизнеса, привлечением подрядчиков, развитием рекламных каналов, анализом конкурентов. У компании около 200 точек дистрибуции по стране.
Текущий проект стал моей зоной роста: практически с нуля я выстраиваю все процессы, раскачиваю рекламный трафик, определяю и привлекаю целевую аудиторию. Получается неплохо: сейчас реклама приносит интернет-магазину 20% всей выручки. Приятно видеть результат своей работы 🙂
Внутренне чувствую, что готов расти дальше — стать директором по маркетингу. Опыт управления есть, понимание всех процессов, в том числе финансового планирования, тоже. Осталось поработать с большим рекламным бюджетом — от миллиона в месяц. Да и подходящую вакансию подыскать: пока на рынке мало релевантных.
Зачем я взаимодействую с блогерами и как это делать
По работе я тесно связан с блогерами: ищу их, договариваюсь, ставлю ТЗ, контролирую. За это время выработал для себя важное правило: блогеру (а если смотреть шире: клиенту) нужно стать другом. Всегда вежливо общаться, быть в хорошем настроении, располагать. Стараться найти подход к любому, даже самому неприятному человеку.
Да, к сожалению, недобросовестные подрядчики встречаются. Бывает, блогер получает товар или плату, а потом не выполняет обязательство, исчезает. К этому надо быть готовым — например, предварительно заключать договор. Он накладывает юридическую ответственность: блогер понимает, что подписал бумагу, и подходит к делу серьёзнее.
Полезные ресурсы
Что периодически читаю сам и советую всем:
- Книгу от основателей маркетинговой группы Completo «Digital-маркетинг. Главная книга интернет-маркетолога». В ней доступным языком рассказывают о стратегическом планировании и принятии бизнес-решений, о B2B и знакомстве с целевой аудиторией.
- Телеграм-канал известного SMM-специалиста Андрея Фрольченкова. В нём он рассказывает о сфере, трендах и не только.
Я веду телеграм-канал «Богатый маркетолог». Это моё поле для экспериментов. В канале я анализирую тренды и новости рынка, пишу о своих мыслях для тех, кому интересно.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».