Маркетинг
#истории

Как модель стала менеджером маркетплейсов: путь Марины Синицы

Марина несколько лет работала в Азии моделью, но устала от кочевой жизни. Для перехода она выбрала новую и перспективную сферу e-com и не прогадала.

Фото: личный архив Марины Синицы

Марина Синица

Россия, Санкт-Петербург



Достижения

Пройдя курс, быстро нашла работу по профессии. Теперь занимается развитием новых продуктов в компании — производителе кофе De Janeiro.



Ссылки


Марина рассказала:


Я долго жила в Китае, где невероятно развита электронная коммерция — там люди покупают на Taobao, Poizon и прочих маркетплейсах буквально всё. Вернувшись, я увидела, что в России эта сфера тоже процветает, спрос на менеджеров маркетплейсов растёт.

Решила, что выбранная профессия — хорошая возможность разобраться во всех тонкостях бизнеса изнутри. Это пригодится, если в будущем вы планируете стать предпринимателем, как я.

Из Петербурга в Азию и обратно: о карьере модели и интересе к маркетплейсам

По образованию я экономист, но к офисной работе никогда не стремилась. Наоборот, всегда мечтала посмотреть на мир, пожить за границей. Такую возможность как раз давала работа модели: за время своей карьеры я жила в Китае, в Южной Корее, в Таиланде и на Бали, но… около года назад поняла, что с бесконечными переездами пора заканчивать. Нужно наконец заниматься чем-то «взрослым».

У меня всегда было желание открыть своё дело. Поскольку я интересуюсь модой, то в первую очередь задумалась о создании собственного бренда одежды. При этом я понимала, что так просто бизнес не начать — нужен не только стартовый капитал, но и соответствующие знания и опыт в планировании бизнес-процессов, создании продуктов, продвижении и продажах.

Стала читать, какие способы выхода на российский рынок существуют. Даже пыталась самостоятельно учиться — например, разобралась, как в «Инстаграме»* запустить магазин с нуля. Но это не пригодилось. Сейчас с этим вариантом всё сложно: внутри платформы недоступны те эффективные рекламные инструменты продвижения, которые были раньше.

Стала думать дальше. Увидела, что в России стремительно развивается электронная коммерция — сейчас вы не найдёте человека, который хотя бы раз не заказывал что-то на Wildberries или на Ozon. И всё же до Китая нам ещё далеко. Там всё просто «летает» — на маркетплейсах можно купить буквально что угодно, причём очень быстро и дёшево.

Проанализировав ситуацию, я поняла, что в ближайшие годы сфера электронной коммерции и дальше будет расти и развиваться — вот и решила в ней освоиться.

Начала искать информацию о маркетплейсах: читала много статей и смотрела видео, даже прошла бесплатный вводный курс по работе с площадками от крупного банка. После него окончательно поняла, что хочу освоить профессию менеджера и попрактиковаться.

Прошлой осенью я вновь поехала как модель в Шанхай. Там решила не терять времени зря и параллельно работе подбирала себе курс. Изучив образовательный рынок, остановилась на программе для менеджеров маркетплейсов от Skillbox. Она показалась мне наиболее подробной и наполненной. Я выбрала специализацию Wildberries, но о работе с Ozon нам тоже рассказывали.

Курс рассчитан на полгода, но, если есть сильная мотивация, его реально пройти и за три месяца.

«Мне показалось, что я уже во всём разобралась»: об учёбе и поиске работы

Вернулась в Петербург. Немного отдохнув, начала интенсивно учиться. Мне настолько хотелось побыстрее приступить к практике, что я проводила за лекциями всё своё свободное время. Училась, училась и только училась.

Правда, очень скоро только теория с домашними заданиями мне поднаскучили. Всё, что я изучала, — анализ рынка и конкурентов, продвижение, создание карточек — без реальной практики казалось абстрактным. К тому же у меня было ощущение, что я уже неплохо разобралась во всех темах.

Решила найти работу, чтобы применить знания на практике. И хоть изначально я планировала стать селлером — самой открыть магазин на маркетплейсах и продавать товар, — в ходе учёбы пришла к мысли, что лучше начать с работы на кого-то. Рассудила так: пока я закажу вещь из Китая, пока она дойдёт, пока я «раскачаю» карточку и она начнёт приносить деньги, пройдёт ещё лет сто! А знания нужно отрабатывать уже сейчас.

Повезло, что примерно в то время со мной как раз связалась консультант из Центра карьеры. Она помогла мне составить резюме (первое в моей жизни!) и предложила откликнуться на вакансию производителя краски Aturi Design. Я отправила резюме, сделала тестовое и стала ждать. Параллельно — просматривала объявления на HeadHunter. Скажу честно: там столько предложений, что можно запутаться.

Я откликалась только на вакансии с хорошими условиями — с нормальным окладом или, по крайней мере, с работой не за процент.

А ещё я совсем не хотела заниматься всякими запчастями, ковриками для машин или же добираться на работу по два часа. В общем, отбирала только то, что выглядело комфортным для меня.

Одной из первых на собеседование меня позвала питерская компания, продающая одежду. Съездила, но сразу поняла, что меня не возьмут, — они искали настоящего профи (похоже, моё резюме не читали 🙂). Среди следующих приглашений больше всего меня привлекла работа на производителя и продавца кофе De Janeiro.

Во-первых, их магазины на маркетплейсах очень прилично выглядели. Во-вторых, они уже были лидерами продаж на Wildberries в своём сегменте. И в-третьих, их офис располагался недалеко от моего дома — минут 20 на автобусе. Да и то — в офис ездить не обязывали, в основном все работали на удалёнке.

Мы поговорили с учредителями, я оперативно выполнила тестовое задание — проанализировала рынок, конкурентов, ценообразование и скомпоновала все данные в презентацию (всё, как учили в Skillbox). И мне сразу же предложили работу!

Договорились, что первый месяц я поработаю из офиса, а потом, когда во всём разберусь, перейду на удалёнку. Зарплата тоже устроила: сейчас у меня хороший оклад, а в дальнейшем будем обсуждать бонусы.

«Первое время меня просто заваливали задачами»: о выходе на новую работу

Выйдя на работу, я очень быстро начала заниматься не только маркетплейсами, но и проработкой и запуском новых продуктов. Первое время было невероятно сложно. Мне казалось, что работа меня убивает, — вечером я еле доползала до дома и чувствовала себя просто ужасно.

Но я понимала: такое состояние нормально. Всё-таки я впервые работала по новой профессии, все процессы осваивала с нуля, да и в офисе никогда прежде не сидела. Так что через две недели я уже освоилась, разобралась и жить стало легче 😊

В компании я отвечаю за то, чтобы продукт преподносился красиво и понятно — сюда входит инфографика, дизайн карточек, этикеток, описание. Ищу дизайнеров, руковожу их работой. Оказалось, что подбирать фрилансеров и получать от них ожидаемый результат — очень непросто. А ведь вначале я думала, что это ерунда.

И всё же мне нравится разнообразие моих задач. В том числе и то, что я не только выполняю свою индивидуальную работу, но и учусь управлять людьми и процессами.

Темп у нас высокий. Всего за три недели мы уже подготовили 25 новых продуктов! При этом продуктовая линейка будет расширяться и дальше. Теперь впереди — запуск. Сейчас я работаю над карточками товаров и настраиваю рекламный кабинет. Пока отвечаю не только за Wildberries, но и за Ozon, так как второго менеджера ещё не нашли.

Выполнять много задач одновременно — непросто, но, думаю, в будущем этот опыт мне сильно пригодится.

Вникая во все бизнес-процессы компании, я понимаю, как много ещё не знаю. Но не расстраиваюсь, ведь новых знаний не боюсь. Я очень рада, что приняла решение пройти курс. Да, попадались сложные модули и домашки, но я со всем справилась. А если бы не училась, то не смогла бы даже выполнить тестовое задание и адекватно ответить на вопросы на собеседовании.

Кстати, теперь, уже работая, я понимаю, для чего нам давали те или иные бонусные модули на курсе. Например, «Excel с нуля до PRO» или «Базовый курс по Google-таблицам»: чтобы работать с большим массивом данных, без всех этих формул и ВПР просто не обойтись. Уже на первом собеседовании мне задавали по ним вопросы.

Компания, где я работаю, небольшая, но успешная и перспективная. Меня окружают опытные люди, я у них учусь. Постоянно наблюдаю за работой коллег — например, за тем, как они выстраивают логистику.

«Создам коллекцию домашней одежды»: о планах на будущее

Для человека, который однажды хочет стать предпринимателем, но пока не знает, как и с чего начать, работа менеджера маркетплейсов — классная возможность получить первый опыт, разобраться в теме, да ещё и заработать. Можно сказать, мягкий старт без особых вложений.

Моя первоочередная задача сейчас — разобраться во всех тонкостях продаж. Как их увеличивать, как привлекать клиента, как грамотно настраивать рекламный кабинет. Как только буду чувствовать себя увереннее в этих вопросах, начну параллельно заниматься и своим проектом.

Для себя я выбрала нишу домашней одежды. Попробую отшить пробную партию пижам — красивых, из хлопка. Я уже посчитала, сколько мне нужно для стартового капитала, и нашла дизайнера для отрисовки эскизов. Потом отдам наработки конструктору, который сделает выкройки. И буду изучать производственный рынок — разбираться, где лучше отшивать одежду.

В общем, попробую свою первую небольшую партию продать с учётом опыта и знаний, которые у меня к тому времени накопятся. Ну а дальше буду работать над узнаваемостью бренда, расширять продуктовую линейку и открывать свой магазин.

«Менеджер маркетплейсов должен быть разносторонним человеком»: о необходимых навыках

Профессия менеджера маркетплейсов сейчас очень востребованна: спрос на них превышает предложение, вакансий много. Хороший специалист может прилично зарабатывать. Единственное — из-за того что профессия новая, работодатели зачастую не могут чётко сформулировать, людей с какими чертами они ищут.

На мой взгляд, помимо профессиональных знаний и навыков, которые можно приобрести на курсах, менеджер маркетплейсов должен обладать следующими качествами (информация пригодится как работодателям, так и соискателям):

  • Системность и развитое аналитическое мышление.

На менеджера постоянно наваливается информация и задачи с разных сторон, нужно уметь грамотно к ним подходить и упорядочивать.

  • Насмотренность.

Важно иметь вкус и адекватное видение продукта — понимать, что выглядит плохо, а что хорошо, где нужно фон посветлее, а где — потемнее, а где — вообще лучше подобрать другой цвет.

  • Организованность.

Всё нужно делать вовремя: вести отчёты, следить за показателями продаж.

  • Вежливость.

Даже на негативные отзывы менеджер должен реагировать адекватно.

  • Грамотность.

Писать без ошибок при общении с клиентом и при создании описания продукта — обязательно.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована