«За полтора месяца я продала 1100 единиц товара на Wildberries»: история Марины
От анализа ниши до продвижения — Марина на личном опыте пошагово описала, как успешно выйти на маркетплейсы.
Иллюстрация: Vincent Battault / Unsplash / Luke Stackpoole / Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Марина Емельянова
Россия, г. Апшеронск
Пройденные курсы
Достижения
За два месяца прошла обучение и за полтора месяца продала 1100 единиц товара.
Марина рассказала:
- как учёба на ландшафтного дизайнера помогает ей в работе на маркетплейсах;
- какая фраза выручала её при ежедневной учёбе;
- о пошаговом плане по выходу на маркетплейсы;
- правда ли, что на маркетплейсах конкуренты оставляют друг другу негативные отзывы;
- с чем собирается покорять рынок в следующий раз.
В последнее время в соцсетях появилось много селлеров, то есть продавцов. Они активно рекламируют свою деятельность: повсюду рассказывают про успешный успех и про то, как без бюджета «залететь» на тот же Wildberries. До входа в профессию всё это сильно меня настораживало: я считала их слова очередной рекламой маркетплейса и не верила. Но вот теперь я здесь — сама продаю и зарабатываю на этой площадке. И с уверенностью говорю: начать и правда проще, чем кажется.
«Важен гибкий график»: об учёбе и поиске работы
Я студентка, учусь на последнем курсе факультета ландшафтной архитектуры. Специальность мне нравится, выбирала её осознанно. Вот только на работу никак не устроюсь: не берут. Говорят: «Как мы вас на сессии отпускать будем? Да и опыта не хватает». А на заочку перевестись не могу — в моём вузе по архитектуре её просто нет. Замкнутый круг.
Обсудила ситуацию с мужем, он предложил задуматься о работе на себя и найти вариант удалённого заработка с гибким графиком. Для нас свобода действий и передвижений очень важна: муж работает вахтами — месяц через месяц, в его отпуск мы обязательно куда-то уезжаем, перезагружаемся. С постоянной занятостью 5/2 такие поездки стали бы невозможны.
Учёба на ландшафтного дизайнера дала мне важный навык, который постоянно выручает меня при работе на маркетплейсах: я отлично составляю сметы. Все расчёты по расходам всегда сходятся тютелька в тютельку.
«Wildberries — для девушек, Ozon — для мужчин»: о выборе площадки
Сфера маркетплейсов привлекала своей новизной, большими возможностями и относительно быстрым заработком. К тому же в последнее время интернет-торговля набирает популярность и бьёт все рекорды по количеству заказов. Загорелась идеей испытать себя на этом рынке: получится или не получится?
Между Ozon и Wildberries выбрала последний. Показалось, что Wildberries сильнее раскручен: его реклама повсюду — по телевизору, в интернете, на вывесках. Получается, и клиентов больше. А ещё, на мой взгляд, он лучше подходит для женской аудитории: ассортимент одежды, косметики и аксессуаров здесь гораздо шире, чем на Ozon. И цены доступнее.
Оставалось определиться с обучением. Рассматривали Skillbox и курс одного селлера, которого нашли в интернете. Эксперт смутил тем, что слишком много обещал — чуть ли не золотые горы уже через неделю после выпуска, поэтому выбрали курс по Wildberries в Skillbox. Плюсы были очевидны: во-первых, онлайн-университет уже зарекомендовал себя на рынке онлайн-образования, во-вторых, здесь предлагали бессрочную обратную связь от кураторов в чате, что встречается редко.
«Я прошла обучение за два месяца»
Двигалась благодаря безумно сильной мотивации: хотелось побыстрее узнать всю теорию и как можно скорее применить её на практике. Занималась каждый день, буквально. Приходила после учёбы в универе и училась, училась, училась.
Конечно, иногда уставала, иногда было лень, но я говорила себе: «Марина, надо. Просто надо. Иди и делай». Это самая простая формула успеха.
Сейчас застопорилась на дипломном проекте. Делать там немного: нужно всего лишь оформить карточку товара и составить конкретную стратегию для его продвижения. Просто не доходят руки, ведь я полностью переключилась на продажу своего продукта. И всё же довести дело до конца планирую: возможно, даже сделаю диплом на основе собственного кейса.
«В голове была каша»: об анализе конкурентов
Сложнее всего в рамках обучения мне давался анализ конкурентов. Я не понимала, как именно функционируют программы «Маяк» и Shopstat: что куда вбивать, на какие цифры смотреть, как вообще собирать данные.
Аналитические программы незаменимы: ты просто устанавливаешь расширение для браузера и автоматически видишь информацию о конкуренте. Как давно он на рынке, какую среднюю прибыль получает, сколько товара не реализует. На основе этих данных делаешь вывод, стоит вообще заходить в конкретную нишу или нет.
Звучит красиво и легко, но на деле процесс очень энергозатратен. В обучении сказано, что нужно выписать минимум 10 конкурентов — я делала в два, а то и в три раза больше. После бесконечного анализа и сравнения у меня в голове была настоящая каша. Сейчас, с опытом, становится чуть легче.
Кейс с вазелином для губ: пошаговый разбор
Уже во время обучения я решила закрепить знания и, следуя понятному пошаговому плану из курса, выйти на Wildberries со своим товаром.
Шаг 1. Выбор ниши и товара
Дело было летом, поэтому сперва я хотела зайти на площадку с сезонным товаром — беспроводным блендером для смузи из свежих ягод и фруктов. Даже нашла поставщика в Китае. Вот только меня смутило, что тот не давал никакой гарантии о сохранной перевозке товара. Тогда я всё переиграла: ещё раз изучила ниши и остановилась на уходовой косметике.
В качестве продукта выбрала вазелин для губ. Этот товар показался мне самым перспективным: да, конкуренты есть, но их совсем немного — карточки три-четыре с сильными продажами. Остальные продавцы — новички. Так что добиться лидерства в этой нише можно.
Шаг 2. Поиск поставщика
Товар по выгодной цене я нашла на популярном китайском сайте 1688. Мне понравился состав и обещанный эффект.
Языка я не знала, поэтому общаться с поставщиками мне помогал посредник. Заказала сразу большую партию — 1700 единиц. Товар шёл до моего города всего 2,5 недели и «добрался» в целости и сохранности. Попалось всего три-четыре брака, это мало. Кстати, перед тем как начать упаковку я проверила действие вазелина на себе: продукт действительно хорошо смягчал и увлажнял губы, я осталась довольна результатом 🙂
Шаг 3. Распределение бюджета и формирование цены
Изначально я специально ограничила себя в бюджете. Опасалась, что прогорю. Заложила 40 тысяч рублей на всё про всё: покупку партии товаров (суммы хватило на 1700 штук) и доставку.
Себестоимость одной баночки вазелина вышла около 20 рублей. В эту сумму включила и изначальную цену, и упаковку, и перевозку. На маркетплейсе товар выставила за 200 рублей: 17% из них съедает комиссия площадки и ещё несколько процентов — хранение. Также иногда приходится снижать цену, если конкуренты устраивают распродажи. На выходе получается 50–60 рублей чистой прибыли.
Шаг 4. Упаковка
Вместе с мужем мы упаковали весь товар за неделю. Было непросто, много мелкой работы: убрать вазелин в пакетик, закрыть пакетик, приклеить маркировку, отложить. И так 1700 раз. Потом — аккуратно разложить всё по коробкам. Их максимальный размер 40 × 60 × 60 сантиметров, если больше — не примут.
Все дни упаковки передо мной был открыт ноутбук с обучением. Я пересматривала лекции по несколько раз, чтобы убедиться, что ничего не забыла и всё сделала правильно.
Шаг 5. Оформление карточки товара
Карточку оформляла сама. Уж очень мне хотелось сделать всё своими руками. Цвета использовала нейтральные, а основные преимущества подчёркивала при помощи текста и инфографики.
В описании особенно акцентировала внимание на свойствах вазелина: что он питает губы и им можно пользоваться и зимой и летом.
Шаг 5. Продвижение и раскрутка
Анализируя конкурентов, я заметила интересную особенность — никто из них не упоминал, что вазелин отлично заживляет и увлажняет губы после бьюти-процедур, например перманента или увеличения. Я прописала это свойство в карточке и на картинке — и это сработало! Многие покупатели находили мой товар именно после упоминания ключевых слов вроде «вазелин после процедуры».
А ещё для продвижения помогла небольшая хитрость. Самовыкупы на площадках запрещены (прилетит штраф), но вот покупки от друзей — нет 🙂 Я предложила нескольким близким приобрести товар для личного пользования. Они согласились. После всего 5–10 таких покупок мой товар начали заказывать совершенно незнакомые люди.
Рекламу от Wildberries тоже пробовала, но мне не зашло. Потратила около тысячи рублей, а товар так никто и не купил. Смотрели, добавляли в корзину, но на этом всё.
Шаг 6. Результат
Помню, как страшно мне было в начале пути: я боялась, что где-то ошибусь, прогорю, но нет — у меня всё получилось. За полтора месяца я продала 1100 единиц товара. И это не в самый сезон!
В ближайшее время планирую закупить дополнительную партию, ведь приближается самое горячее время для моего продукта: с октября по март из-за холода губы сильно обветриваются, так что спрос точно вырастет.
О проблемных ситуациях с площадкой и не только
Добавлю и ложку дёгтя. Всем начинающим селлерам нужно быть готовыми: проблемные ситуации с платформами будут возникать и их придётся решать. Так недавно случилось и у меня.
На Wildberries произошла поломка: заказы шли, а деньги при этом на мой баланс не зачислялись. Товар уходил людям бесплатно. Я ничего не могла сделать: писала в техническую поддержку, где мне отвечали отпиской: «Ждите понедельника и финансового отчёта, там всё будет видно».
От отчаяния обратилась в чат курса: там мне оперативно подсказали, где ещё посмотреть информацию и что предпринять. Я сделала всё, как сказали, и вскоре в разделе «Финансы» увидела уведомление: «Произошёл массовый сбой, сейчас ведутся работы по его устранению». Через пару дней мне ответили и пообещали возместить деньги — пока жду.
Из других сопутствующих проблем — не дремлют и конкуренты. Долгое время мне оставляли исключительно положительные отзывы, но недавно — подряд написали несколько негативных. От опытных селлеров я слышала, что именно такие недобросовестные методы используют многие соперники.
Стараюсь держать себя в руках. Мне пишут: «Ваш вазелин не увлажняет», а я отвечаю спокойно и по-доброму: «Попробуйте попользоваться подольше. Может быть, вы измените своё мнение».
«Моя следующая цель — спрей с блёстками под собственным брендом»: о планах
В топы по своему продукту я выбилась довольно быстро. Была и первой, и второй, и третьей. Долго радовалась, а потом успокоилась и «сложила лапки» — думала, что никто меня уже не сдвинет. Это было ошибкой. Сейчас я упала до шестого места. Да, всё ещё на первой странице, но на шестом месте. Планирую вернуться наверх: для этого вновь проведу анализ конкурентов, найду свои слабые места и исправлю их. Например, переделаю карточку — чуть изменю инфографику и дизайн.
Из других важных целей — планирую выйти на маркетплейсы уже под своим брендом. Хочу сделать это официально: зарегистрировать товарный знак, разработать логотип. Не только продвигать вазелин для губ, но и выводить новый товар. Один из прорабатываемых вариантов — спрей с блёстками и запахом для тела.
Сейчас такие спреи набирают популярность на маркетплейсах. Девочки любят мерцать 🙂 К тому же для этого товара я вижу перспективные варианты продвижения, например через бартер с блогерами за рекламу. Возможно, попробую выйти не только на Wildberries, но и на «Яндекс Маркет». В таких маленьких городках, как мой, у них открывается всё больше пунктов выдачи.
«Важно не забывать отдыхать»: о свободном времени
Мы с мужем любим путешествовать. Чтобы не выгорать, просто срываемся куда-то, пускай даже и на один день. Заряжаемся эмоциями от природы — и эти эмоции помогают работать дальше.
Самое главное — что теперь, со сменой профессии, я могу сама выстраивать свой график и ни от кого не зависеть. Захотела — поехала в горы, и не нужно отпрашиваться.
Но я не только отдыхаю в свободное время: по вечерам и на выходных стараюсь не забывать и про обучение. Люблю смотреть ютуб-канал «На маркетплейсах c Лео Шевченко». Он рассказывает главные новости мира маркетплейсов, а также делится полезными советами.