«Я веду сразу четыре кабинета на Ozon»: как медсестра стала менеджером маркетплейсов
Христина узнала о профессии менеджера маркетплейсов случайно, но тут же заинтересовалась. Её привлёк свободный график и возможность удалённой работы.
Фото: личный архив Христины Василиадис
Христина Василиадис
Россия, Ессентуки
Пройденные курсы
Достижения
Прошла курс за полгода и устроилась менеджером маркетплейсов на Ozon. Сейчас ведёт сразу четыре кабинета и планирует расти дальше.
Христина рассказала:
- о жизни в маленьком городе, где из карьерных путей — только медсестра, бухгалтер и продавец;
- как узнала о профессии менеджера маркетплейсов и решилась на обучение;
- правда ли, что юнит-экономика так страшна, как все о ней говорят (спойлер: да);
- что помогало ей совмещать две работы с учёбой;
- как ведёт четыре кабинета сразу и какие методы продвижения использует.
Меня зовут Христина, мне 25 лет. Долгое время я жила довольно предсказуемой жизнью: работала медицинской сестрой в санатории и параллельно наращивала ресницы на дому. Под конец недели всегда чувствовала себя выжатым лимоном, что меня совершенно не устраивало.
Наконец однажды я приняла важное решение и купила курс по работе на маркетплейсах. С тех пор всё изменилось: теперь я работаю на удалёнке и чувствую себя намного свободнее и увереннее.
«В удалённой работе я увидела свой шанс»: о прежней жизни и решении пройти обучение
Мой родной город Ессентуки — маленький, но известный. Он славится своими минеральными водами и лечебными курортами. Всё завязано на медицинском туризме, так что почти все местные трудятся либо персоналом в санаториях, либо в торговле.
Вот и я всегда думала, что тоже пойду по протоптанной дорожке и стану медицинской сестрой: отучилась на эту профессию в колледже, устроилась в санаторий. Жизнь моя протекала довольно рутинно: дом — работа — дом.
Скажу честно: в те времена я даже не знала о существовании такой профессии, как менеджер маркетплейсов, и не подозревала обо всех радостях, которые может принести удалённая работа.
Но… однажды я на время уехала за границу, на Кипр, и устроилась там на работу бариста. Вскоре ко мне прилетели родные. Помню, мама очень удивилась, увидев, что в середине рабочего дня люди сидят в кафе с ноутбуками. «Удобно, — сказала она, — и деньги зарабатывают, и в комфортной обстановке находятся». Я прежде об этом почему-то не задумывалась.
«Доча, а не хочешь узнать, кем все эти люди работают? Может, потом и сама попробуешь перейти на такой формат», — предложила мама. Мысль звучала очень привлекательно. Подошла к одним — «мы веб-дизайнеры», к другим — «мы айтишники». Названные сферы показались мне уж слишком тяжёлыми для освоения, и идею об удалённой работе я отложила.
По возвращении в Россию я вновь устроилась медсестрой в санаторий. Но теперь мне работалось уже не так легко, как раньше. Каждый день в задачах меня что-то тяготило, постоянно возникали мысли: «Христина, это всё совсем не твоё». Но куда именно уходить и что изучать — я не знала.
Шли месяцы. И вот однажды моя мама, работающая мастером маникюра, подкинула мне классную идею. Одна из её клиенток рассказала, что устроилась менеджером маркетплейсов. Удалённо. Профессия, мол, новая и обучение по ней она прошла в Skillbox.
Я загорелась, но страх взял верх. Решила подождать. Дело в том, что я в целом опасалась интернета и любых оплат в нём — пару раз меня разводили мошенники и с тех пор я зареклась оставлять данные своей карты 🙂
Сделать важный шаг мне помог младший брат. Решив не терять времени зря, в свои 15 лет с разрешения родителей он приобрёл всё в том же Skillbox программу обучения на веб-дизайнера и стал активно учиться.
Помню, внутри меня в тот момент поднялись противоречивые эмоции. С одной стороны, я была очень рада за брата, с другой — зла на себя. Думала: «Христина, блин, тебе 25 лет, а ты боишься! Вон он младше на 10 лет и уже использует все возможности».
Подобные мысли придали мне мотивации. Поговорила с менеджером, оформила рассрочку. Подумала, что такой вариант оплаты станет для меня постоянным стимулом и напоминанием: «Учись, старайся, всё-таки ты за это платишь деньги». Сработало.
«Юнит-экономика — мой страшный сон»: о темах в рамках обучения и дипломной работе
Приступила к обучению. На удивление, щёлкала задания, как семечки. Хотя сперва я, вспоминая мучительные лекции в медколледже, опасалась, что будет скучно.
К практическим заданиям тоже быстро адаптировалась. На какие-то уходил всего один день, на другие — чуть побольше, иногда до недели. Но я всё равно не сдавалась и старательно сидела над каждым.
И всё-таки признаюсь: некоторые темы мне долго не поддавались и казались ну очень сложными. Например, юнит-экономика! Работу по ней я пересдавала несколько раз. А вот задания, связанные с созданием карточек товара, его описанием и продумыванием ключевых слов, наоборот, полюбились больше других.
Знаю, что многие также испытывают трудности с анализом товаров и конкурентов, но у меня с этим проблем не возникало. Я, как и советовали на курсе, подключила пробные периоды платных сервисов (MPStats, SellerFox, Shopstat и другие) и довольно быстро разобралась в их функциях.
В качестве дипломной работы я разрабатывала стратегию вывода спортивных валиков на маркетплейсы: анализировала спрос на продукт и конкурентов, определяла каналы продаж, рассчитывала цену и прописывала техническое задание дизайнеру и фотографу для оформления карточки. На всё про всё у меня ушло не более недели.
«Я наращивала ресницы клиентам и слушала лекции»: о внутренней мотивации и духе соперничества
Обучение новой профессии я совмещала аж с двумя работами — медсестрой в санатории и мастером по ресничкам на дому. Причём и там и там работала по графику 2/2, практически без выходных.
Так что за самоорганизацию взялась плотно, возможности прокрастинировать себе не давала. Старалась выкраивать на учёбу любое свободное время: бежала из санатория или заканчивала приём на дому — и сразу за компьютер.
Более того, нередко я слушала курсы прямо во время наращивания ресниц клиентам! Заранее предупреждала девочек и включала лекции в наушниках. А потом, если нужно, ещё и пересматривала их.
К тому же моим дополнительным «мотиватором» стал младший брат. Точнее, наше с ним соперничество. Как я уже упомянула, он тоже учился в Skillbox на веб-дизайнера и постоянно выполнял какие-то домашки. Вот только компьютер у нас был один на двоих и для учёбы его приходилось делить, а отведённое время — чётко распределять.
Когда передавала брату рабочее место, всегда делилась своими результатами: «А я практическую работу с первого раза сдала!» — и… чаще всего выходила победителем. Он говорил: «А я уже десятый раз переделываю». Такой вот дух соперничества внутри семьи 🙂
Первый блин комом, или «Как я попала в службу поддержки маркетплейса и быстро оттуда ушла»
Курс прошла за полгода. Так вышло, что к его завершению я как раз уволилась со своей основной работы в санатории. Устала от того, что начальство меня не слышало и мне приходилось постоянно перерабатывать.
Первую работу в маркетплейсе нашла довольно быстро. Просто увидела вакансию от «Яндекс Маркета» и подалась. Вот только взяли меня не менеджером, как я мечтала, а сотрудником службы поддержки. Не знаю, как так вышло, но отказываться не стала.
Продержалась там всего два дня, работая с десяти утра до восьми вечера. И быстренько уволилась. Подумала: «Я ведь вообще не на это училась, такая рутина не по мне. Я хочу карточки оформлять, конкурентов анализировать».
А вот со вторым (и текущим) местом мне очень повезло. Причём устроилась я туда, как это часто бывает в моей жизни, абсолютно случайно. К нам в гости пришла знакомая и, узнав, что я работаю в службе поддержки, а хочу в менеджеры, оживилась: «Христина, так я ведь сама в Ozon сейчас дела веду и как раз ищу менеджера. Приходи ко мне!»
Оказалось, она напрямую договаривается с представителями разных брендов и ведёт сразу несколько кабинетов по разным товарам. И вот — хочет расширяться и ищет второго человека в помощники.
«Я веду четыре кабинета сразу»: об обязанностях и продвижении товаров
Мы со знакомой распределяем задачи пополам. Она отвечает за все расчёты, юнит-экономику, общение с партнёрами, я — за рекламные акции, поставки, заполнение и обновление карточек, ответы на отзывы.
Моё любимое — работа с отзывами. Иногда из-за них я смеюсь, иногда плачу. Курс дал мне понятный шаблон ответа, а опыт работы медсестрой научил прежде всего проявлять к людям внимание и сострадание.
Всего у нас четыре кабинета. В двух — продаём витамины, в третьем — электронику (зарядки, электронные подписи, адаптеры), в четвёртом — диффузоры.
По всем товарам продвигаемся по-разному. Где-то используем премиум-подписку (задействуем трафареты, продвижение в поиске). Где-то делаем всё без дополнительных средств — за счёт ключевых слов и грамотной аналитики. Например, проверяем индекс цен и подстраиваемся.
Естественно, мне, как менеджеру, нужно оперативно переключаться между всеми кабинетами и вспоминать особенности того или иного продукта. Например, для продажи витаминов я подгружаю специальные сертификаты соответствия, для электроники — сертификаты бренда, а ещё проверяю и прописываю комплектацию. В общем, бумаг выше крыши.
Мы работаем только с Ozon. Мне нравится, что на этом маркетплейсе можно в любой момент посмотреть полезные обучающие видео, посвящённые всем деталям и нюансам, которые я перечислила. В целом видеоролики по содержанию практически идентичны тем, что я смотрела в Skillbox, но повторить информацию — никогда не лишнее.
Вообще, я поняла, что среди всех возможных маркетплейсов, что мы изучали и с которыми я сталкивалась, — Wildberries, AliExpress, «Яндекс Маркет», «Авито» — Ozon самый серьёзный и обстоятельный. В отличие от, например, Wildberries, здесь нет такой жёсткой конкуренции, высокой комиссии во многих категориях для продавцов и платных возвратов для покупателей.
«Я больше не чувствую себя выжатым лимоном»: рефлексия и планы
Сейчас я работаю в довольно свободном графике, и мне это очень нравится. Прилетает задача — я её выполняю. Иногда, конечно, приходится посидеть и два-три часа на выходных, но я не расстраиваюсь, потому что понимаю, ради чего стараюсь.
Потолка в доходе нет: чем больше я работаю, тем больше получаю. В отличие от работы медсестрой, на которой зарплата и количество отработанного времени были не сильно взаимосвязаны.
Когда вспоминаю свою работу в санатории — все эти рутинные задачи, напряжённую атмосферу, думаю: «Вот это я выросла!»
Но самое главное — я больше не чувствую себя выжатым лимоном в конце недели. Наконец, нахожу всё больше времени на себя: выхожу на прогулки с друзьями, рисую.
Близкие тоже радуются. Папа вообще звонит всем родственникам и говорит: «Идите все в онлайн, не глупите! Моя дочка сидит за компьютером, работает, а вы там с ума сходите».
В будущем хочу и дальше двигаться вперёд и расти в паре со своей коллегой. Она очень ответственный человек, многому меня учит. Однажды она уже протянула мне руку помощи — предложила работу, за что я ей очень благодарна. Думаю, вскоре мы начнём расширяться: найдём новых партнёров, откроем дополнительные кабинеты и наймём людей.
А ещё я каждый день радуюсь, что в России сфера маркетплейсов так сильно развита и постоянно растёт. В любой момент можно кликнуть по экрану и заказать нужную вещь. Всегда вспоминаю время, когда жила на Кипре: там, чтобы что-то купить, мне каждый раз приходилось выезжать в торговый центр. И не факт, что я находила то, что искала.