Родился, жил и умер: как работать с сообществом на разных этапах. Часть 1
Империи рождаются, растут и умирают. Таков закон мироздания. Империя — тоже сообщество. Объясняем, как работать c вашим комьюнити на благо бизнеса.


vlada_maestro / shutterstock
Екатерина Козырева
эксперт

об авторе
Основательница Soyka Agency. Продвигаю в соцсетях IT-проекты, помогаю строить сообщества. Объединяю и властвую.
Партнёр, директор по SMM и комьюнити-менеджменту в Vinci PR.
На каждом этапе жизни проекта у комьюнити-менеджера меняются приоритеты, задачи и инструменты работы с подписчиками. Эта статья поможет определить, где вы находитесь сейчас и что вам нужно для перехода на следующий этап.
С чего начать работу с сообществом?
Конечно же, с исследования: старую добрую схему RACE (Research, Action, Communication, Evaluation) не отменил даже всемогущий Agile. И вот как начинать это исследование:
- Поискать уже существующее сообщество. Заходите в социальные сети, форумы, блоги и читаете, кто, что и как о вас пишет.
- Если вы не обнаружили сообщество, это ещё не значит, что его нет. Вполне возможно, оно обитает на других ресурсах: в профильных группах в соцсетях, чатах Telegram или даже в ЖЖ.
Сообщество нашлось. Что делать?
Собрать симптомы и поставить диагноз.
Прежде всего узнайте, вокруг какой потребности или боли собралось сообщество. Зачем оно людям? Какую проблему они хотят решить? Они приходят, чтобы — что?
Далее определите, насколько картина соответствует интересам вашего бренда. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Это станет фундаментом вашей комьюнити-стратегии. А пока вернёмся к жизненному циклу сообщества.
Обычно выделяют четыре стадии: рождение, рост, зрелость и угасание. Я рекомендую добавлять нулевую фазу — исследовательскую. Как и в любом проекте, чтобы сделать что-то качественное, надо сначала собрать и проанализировать информацию. Вот такие метрики можно использовать, чтобы определить стадию развития комьюнити:
- Количество сообщений с упоминанием бренда за период (например, за месяц). Покажет, насколько сообщество активно.
- Соотношение положительных, нейтральных и негативных сообщений. Покажет атмосферу в сообществе и его настрой. Кстати, с помощью софта вроде Brand Analytics можно проанализировать тональность упоминания именно вашего бренда.
- Численность сообщества (если возможно, то лучше в динамике). Поможет спланировать ресурсы и действия для улучшений отношений. Сравните число участников сообщества с долей вашей ЦА на конкретной площадке и оцените потенциал роста. Берите в помощники интернет-маркетологов. Такой подход позволит и спрогнозировать бюджет.
- Динамика численности. Если получится узнать источники трафика, будет еще лучше. Покажет перспективу развития сообщества.
- Динамика по числу сообщений от пользователей. Можно увидеть в статистике ваших социальных сетей или посчитать руками (хотя бы приблизительно), отмотав ленту и открыв старые обсуждения. Сделайте помесячные срезы за последние полгода. Добавит данные об активности аудитории.
- Количество постоянных членов сообщества, которые создают контент. Покажет ядро аудитории. В Telegram, например, это умеет считать Combot, в FB покажет встроенная статистика группы. В крайнем случае можно посчитать самому, если вчитаться в обсуждения.
- Количество постоянных членов сообщества, которые комментируют контент. Опять же, через плагины, ботов или самостоятельно. Расскажет о ваших лучших постах и о самых общительных пользователях.
- Количество лояльных бренду членов сообщества. Покажет тех, кто помогает продвигать ваш бизнес. Здесь придется собрать комментарии через софт и руками разделить аудиторию по сегментам.
- Количество хейтеров. Ищем так же, как адвокатов бренда. Хейтеров важно знать в лицо! Кстати, из них часто получаются лучшие комьюнити-менеджеры, потому что они отлично знают и чувствуют сообщество.
- Количество контента, который производит само сообщество, и его качество. И снова помогает встроенная аналитика социальных сетей. Качество лучше оценить самостоятельно, софт любые качественные метрики считает очень приблизительно.
Что делать с данными?
Заносим метрики в таблицу или пользуемся специальным софтом (например, Brand Analytics, YouScan и аналоги). Если ваше сообщество живёт в группе в социальной сети, которой руководите не вы, попросите у администратора выгрузку статистики. Кстати, скорее всего, администратор — ключевой лидер сообщества, поэтому дружить с ним будет полезно.
При анализе обращайте внимание:
- На наличие или отсутствие правил (писаных и неписаных).
- Наличие команды модераторов.
- Формальных и неформальных лидеров.
- То, насколько общая атмосфера сообщества соответствует ценностям и задачам вашего бренда.
Важно! Сообщество от аудитории отличает большое количество горизонтальных связей между участниками.
Если вы забрели на страницу «Ответов Mail.ru», где случайные люди задают вопросы и пишут ответы о вашем продукте, то это не ваше сообщество (но это ваши клиенты). А если в группе «ВКонтакте» вы видите, как люди подшучивают друг над другом и припоминают собеседникам предыдущие посты, флудят и обсуждают только им понятные мемы, то вы на верном пути.
Где мы сейчас?
В книге Ричарда Миллингтона «Buzzing Communities» есть удобная табличка со стадиями развития сообщества:
Рождение (зародыш сообщества) | Развитие (молодость) | Зрелость | Угасание (старость, смерть, надгробие) | |
---|---|---|---|---|
Рост | 50–100% участников приглашаются лично комьюнити-менеджером | 50–90% приходят по рекомендациям | 50–90% приходят по рекомендациям | По-разному |
Активность | 0–50% активности создаёт сообщество | 50–90% активности создаёт сообщество | 90–99% активности создаёт сообщество | Активность падает: 50–90% активности создаёт сообщество |
Как читать таблицу
В верхней строке указаны четыре стадии развития сообщества: от рождения до смерти. Вторая строка описывает, как и за счёт чего сообщество растёт количественно (или не растёт). В третьей строке — доля активности, которую создаёт само сообщество без вашей помощи. Чаще всего здесь подразумевают создание контента, организацию встреч и так далее.
У Миллингтона есть ещё четвёртая строчка, где он измеряет чувство общности с помощью специального опросника. Это большая анкета на 2-3 листа, в которой участников сообщества просят оценить самые разные вещи:
- Как они чувствуют себя в сообществе?
- Как часто они возвращаются?
- Что их мотивирует читать и комментировать?
- Сколько у них друзей и знакомых в сообществе?
- Чувствуют ли они, что их мнение важно при обсуждении?
Большинство вопросов сформулированы в формате шкалы. В конце Миллингтон предлагает формулу расчета Sense of Community, основанную на полученных данных. Подробнее можно прочитать в книге или на сайте автора.
Важно! Обычно на развитие сообщества с нулевой до хотя бы второй фазы требуется от 9 до 12 месяцев. Если вы видите сообщество, которое уже пять лет как застряло в стадии детства, скорее всего, это дохлая лошадь, с которой давно пора слезть.
В следующей статье поговорим о том, как действовать комьюнити-менеджеру на каждом из этапов развития сообщества, чтобы извлечь из него максимальную пользу.