Маркетинг
Маркетинг
#статьи
  • 3352

Кто такой маркетолог-фрилансер

Никаких пляжей, морей и пальм. Только суровая реальность.

Маркетолог-фрилансер — это человек, который придумывает, как продвигать продукты, делает несложные сайты, считает бюджет и настраивает рекламные кампании. Он работает на себя, сам ищет клиентов и полностью отвечает за проект.

Работа маркетолога-фрилансера похожа на работу обычного интернет-маркетолога, но тут есть много своих особенностей. Разберёмся, что делают эти люди, сколько они зарабатывают и где ищут клиентов.

Что делает маркетолог-фрилансер

Ведёт небольшие проекты. Именно небольшие, потому что фрилансеры работают в одиночку, а с крупным проектом один человек не справится.

Маркетолог выстраивает воронку продаж. Обычно бывает так: к маркетологу приходит клиент и говорит, допустим, что хочет продавать авторскую бижутерию. У него есть ощущение, что бижутерия красивая, поэтому её сразу купят все люди, которые её увидят. Но это не так. Маркетолог должен понять, кому интересна эта бижутерия, где искать этих людей, чтобы показать им рекламу, что им сказать и как быть им интересными.

Раньше для разработки сайтов нужны были дизайнер, программист и маркетолог, но сейчас всё стало так просто, что маркетологи делают сайты самостоятельно. Они сами решают, как разместить информацию, чтобы товары лучше продавались.

Маркетологи привлекают на сайт посетителей через контекст и таргетинг.

  • Контекст — это реклама в поисковых системах. Когда пользователь вводит подходящий запрос, например «авторская бижутерия», он видит рекламу нашего сайта. Маркетолог собирает список подходящих запросов, пишет объявления и следит за тем, чтобы не потратить слишком много денег.
  • Таргетинг — это реклама в социальных сетях. Она настраивается иначе: здесь мы обращаем внимание не на запросы, а на пользователей, которым могла бы быть интересна наша реклама. То есть бижутерия, скорее всего, будет интересна девушкам. Но и мужчинам тоже можно показать рекламу, особенно перед праздниками. Но для мужчин и девушек объявления будут разными: в одном будет сказано, что бижутерия подходит для подарка, а в другом — что она будет хорошо смотреться на читательнице.

Чтобы понять, хорошо ли продаются товары, маркетологи используют аналитику. Они смотрят, как клиенты переходят на сайт, что заказывают, какое объявление самое эффективное, и думают, как улучшить рекламную кампанию.


Елена Лукашина

Контент-маркетолог, работала в Texterra и Optimism.ru. Пишет о маркетинге, контенте и всем, что с ними связано.


Кто клиенты и где их искать

Типичный клиент фрилансера — это владелец небольшого стартапа. Он хочет протестировать нишу, узнать, продаётся его продукт или нет, сколько можно заработать. Ещё есть малый бизнес, который не хочет вкладывать много денег в маркетинг, поэтому работает с фрилансерами.

Но бывают и крупные проекты, где поручают часть работы фрилансеру, который хорошо себя зарекомендовал. Главная задача фрилансера — хорошо себя зарекомендовать в глазах максимального количества заказчиков.

Очень часто клиенты приходят по сарафанному радио. Это самый стабильный источник заинтересованных клиентов. Но вот первых заказчиков придётся поискать.

Традиционный путь — биржи фриланса, самая известная из них — FL.ru. Там есть заказы на любой вкус. Проблема в том, что лучшие заказы можно взять только платно, на бирже есть рейтинг, который нелегко заработать, а новичкам заказы получить трудно. Мы раньше писали обзор разных бирж фрилансеров и рассказывали об особенностях каждой из них.

Другой путь — Facebook. Нужно вести собственную страницу, добавить в друзья потенциальных клиентов, писать о маркетинге, выкладывать рассказы о собственных успешных проектах, участвовать в обсуждениях в профессиональных сообществах.

Ещё есть каналы и чаты в Telegram, где появляются заказы для фрилансеров.

Хороший источник заказов — vc.ru, Spark и другие медиа о бизнесе и маркетинге, где может публиковаться любой желающий. Там можно опубликовать статью о маркетинге или рассказать о своём успешном проекте. К авторам хороших статей часто обращаются с предложениями о сотрудничестве. Это один из лучших каналов привлечения клиентов.

Сколько можно заработать

Никто не запрещает маркетологам-фрилансерам просить любые деньги за свои услуги. Теоретически заработать можно сколько угодно. На практике всё не так радужно, конечно. На заработок влияет способность маркетолога-фрилансера продвигать самого себя и убеждать клиентов.

Средний заказ на FL.ru — 10–15 тысяч рублей. Можно брать несколько заказов в месяц.

Вот статистика по стоимости заказов с биржи Freelancehunt:

Один маркетинговый проект в среднем стоит чуть меньше 17 тысяч рублей. Источник

Биржа — это начало пути. Крупные компании тоже работают с фрилансерами, но они не размещают заказы на биржах. Такую работу обычно получают по рекомендации.

Некоторые фрилансеры не ищут крупные и сложные заказы, где требуются длительные согласования и работа высокого качества, предпочитая брать простые и мелкие, но очень много. Это вопрос личного выбора. И так, и так можно заработать. Я ниже расскажу про два пути фрилансера.

Особенности работы

У фриланса есть свои особенности. Поговорим немного о том, чем работа маркетолога-фрилансера отличается от работы штатного специалиста.

Нужно постоянно себя продвигать

Фрилансер постоянно должен думать о том, как рекламировать свои услуги. Ему нужно вести блог, общаться в профессиональных сообществах, писать статьи по профессии, рассказывать о своих проектах, выступать на конференциях. Это отнимает много времени и требует усилий.

Заниматься личным брендом не обязательно, но фрилансеры, которые это делают, зарабатывают больше, чем те, кто это игнорирует.

Клиенты могут не заплатить

Да, такое бывает. Иногда фрилансер выполняет работу, а клиент отказывается платить, но это не самая частая ситуация. Фрилансеры обычно работают по договору и берут предоплату.

Опаснее всего постоянные клиенты. Допустим, фрилансер работает с клиентом уже много месяцев. Тот стабильно платит за абонентское обслуживание, но тут у бизнеса начинаются проблемы, клиент больше не может или не хочет платить. Многие фрилансеры пугаются, не хотят терять хорошего постоянного заказчика, предлагают поработать бесплатно. Ситуация может разрешиться — клиент справится с трудностями и оплатит работу, а может и нет. В этом случае фрилансер потратит время и ничего не получит.

Чтобы такого не случилось, никогда не соглашайтесь работать бесплатно.

Нестабильный заработок

То густо, то пусто — это норма существования фрилансеров и начинающих бизнесменов. Иногда бывает много хорошо оплачиваемых заказов, иногда совсем ничего. Но чем дольше фрилансер занимается работой, тем стабильнее он получает деньги.

Во-первых, у него появляется много постоянных заказчиков, которые стабильно платят раз в месяц по договору. Во-вторых, нарабатывается репутация, действует сарафанное радио и новые клиенты приходят по рекомендации.

Нужно общаться с клиентами

Кроме профессиональных навыков, фрилансер должен уметь вести переговоры, продавать свои услуги, согласовывать замечания клиента. И не терять самообладания, когда клиент грозит подать в суд, потому что деньги заплачены, а результата нет.

В маркетинговых агентствах этим занимаются специальные люди — аккаунт-менеджеры. Но у фрилансера нет помощников, поэтому он должен выполнять функции аккаунт-менеджера самостоятельно.

Приходится вести документооборот и бухгалтерию

Это скучно, но очень важно. Фрилансер должен понимать, что значит каждое слово в договоре. Он должен следить за тем, чтобы клиенты вовремя подписывали акты выполненных работ. Должен уметь отчитываться перед налоговой и вести учёт прибыли.

Если оформиться как самозанятый, делать всё это станет намного проще.

Что нужно уметь

Нет какого-то ограниченного списка необходимых навыков. Я перечислю несколько базовых умений. Это не исчерпывающий список, но с такими навыками уже можно искать клиентов.

  • Верстать несложные сайты на «Тильде». Тут не нужно быть разработчиком. В «Тильде» сайты делаются из готовых блоков — не обязательно даже особо разбираться в дизайне. Но нужно знать, как сделать продающую страницу такой, чтобы люди покупали.
  • Настраивать рекламу в социальных сетях. Понимать, как управлять ставками. Соцсети продают свои рекламные места на аукционе — чаще всего показывается та реклама, чей рекламодатель больше заплатил. Таргетолог должен уметь не только экономить деньги заказчика, но и добиваться эффективности. Должен уметь искать аудиторию — людей, которым интересен продукт, и делать для них объявления.
  • Настраивать рекламу в поисковых системах. Уметь собирать запросы, по которым люди ищут товары, писать объявления, управлять бюджетом.
  • Анализировать результаты. Смотреть, что получилось, думать, как сделать лучше, предлагать новые подходы.
  • Пользоваться Photoshop. Абсолютно необходимое умение для разработчика сайтов и человека, который делает рекламу. Нет нужды становиться крутым дизайнером, но вам точно пригодится умение обрабатывать фотографии и делать элементарную вёрстку.
  • Пользоваться таблицами в Excel и Google Docs. Это очень важный инструмент. Таблицы нужны почти везде. В них собирают запросы пользователей и чистят их, в таблицы выписывают результаты аналитики, в таблицах ведут учёт клиентов. Маркетолог должен знать формулы и многие полезные возможности таблиц.
  • Уметь продвигать себя и свои услуги.
  • Уметь вести документооборот.
  • Уметь общаться с клиентами.
  • Владеть навыками самоорганизации.

Как развиваться

У фрилансера есть два пути развития: в глубину и в ширину.

Путь в глубину — это увеличение экспертности. Фрилансер берётся за всё более сложные и нестандартные задачи, становится крутым специалистом.

Путь в глубину связан с развитием личного бренда. Можно быть очень хорошим специалистом, но будет грустно, если о вас никто не узнает. Поэтому эксперт обычно ведёт блог, пишет статьи и книги, выступает на конференциях, ведёт собственные курсы. Его начинают узнавать, он считается крутым специалистом. Делает свои проекты отлично и берёт за них очень большие деньги. Фрилансер становится мастером. Он может брать один новый проект в год, но это будет серьёзный и высокооплачиваемый заказ. Очень известный специалист, человек-бренд, юридически так и остаётся фрилансером, но он так крут, что с ним готовы работать даже очень крупные компании.

Чтобы стать таким человеком, обязательно придётся изучить творческую часть маркетинга: копирайтинг, дизайн или съёмку видео.

Путь в ширину — это увеличение количества заказов. Фрилансер учится так выстраивать рабочие процессы, чтобы уметь за небольшое время выполнять очень много работы на пристойном уровне. В этом случае заказов скоро станет так много, что специалист уже не сможет выполнять их сам, ему потребуются помощники. И тогда он станет уже не фрилансером, а руководителем собственного агентства.

Курс

Профессия Маркетолог-фрилансер


За счёт детально проработанной программы у вас будет самая полезная и актуальная информация. Вы поймёте, как эффективно организовать свою работу на фрилансе, где искать новые заказы и как общаться с клиентами.

После прохождения обучения — помощь в трудоустройстве.

Понравилась статья?
Да