Маркетинг
#статьи

Не растеряться, даже если упал с дерева. Кто такие спортивные комментаторы

Рассказываем о самой говорящей спортивной профессии.

Утром 3 октября 1926 года Йозеф Лауфер, как обычно, собирался на работу, он был администратором футбольной команды «Славия». Однако уже вечером мужчина вернулся домой в статусе первого в истории спортивного комментатора.

На матч чешской «Славии» и венгерского МТК руководство пражской команды делало особую ставку. Имя клуба должно было звучать на всю страну. Игру должен был сопровождать первый в истории спорта аудиорепортаж. Комментировать пригласили профессионального диктора, но накануне матча он загадочным образом исчез и на стадион не явился.

Организаторы в панике стали уговаривать кого-то из спортивных репортёров провести трансляцию. Журналисты все как один отказались. Они были уверены, что затея провалится.

Тогда под горячую руку президента «Славии» попался администратор команды. Руководитель затолкал его в комментаторскую будку. Напутствие новичку он дал лишь одно: «Говори что хочешь, главное — не молчи!»

Йозеф Лауфер представил, что он рассказывает о матче своему другу. В таком ненавязчивом ключе он вёл репортаж. После первого тайма злоключения организаторов продолжились. По техническим причинам репортаж прервали, в эфир пустили музыкальный концерт.

Но даже за первые 45 минут слушатели оценили стиль комментатора. Так Йозеф Лауфер навсегда сменил администраторские функции на микрофон.

В профессии он работал более 30 лет. Комментировал хоккей, теннис, футбол. А в 1936 году ему даже доверили политический репортаж. Лауфер рассказал о визите в Чехословакию короля Румынии.

С развитием технологий росли и возможности для трансляций. Сначала состоялась первая телевизионная трансляция с комментатором. Причём матч между лондонским «Арсеналом» и резервным составом этого клуба был специально организован так, чтобы его удобно было записывать на плёнку.

В 1938 году финал Кубка Англии показали уже в прямом эфире. Первая трансляция цветного репортажа прошла опять же в Англии 15 ноября 1969 года.

Спокойствие, только спокойствие

Несмотря на прорыв в технологиях трансляций, профессия комментатора остаётся консервативной. Люди у микрофона во многом работают по канонам, появившимся более 70 лет назад.

Основное правило — болельщик включает трансляции не для того, чтобы послушать комментатора. Главное — сама игра. Также комментатор непременно должен быть блестящим рассказчиком. Ещё одно требование — наличие приятного тембра голоса и безупречная дикция. Кроме того, не обойтись без молниеносной реакции и умения импровизировать.

Одним из классических примеров того, как важно не теряться в эфире, стал случай с прославленным комментатором Вадимом Синявским. Он вёл репортаж со стадиона, сидя на дереве. Эта точка обзора ему показалась оптимальной, к тому же приятно обдувал ветерок.

Вдруг раздался хруст и комментатор оказался на земле. Не растерявшись, он тут же вскарабкался обратно и поспешил успокоить зрителей фразой: «Друзья, не переживайте! Мы с вами, кажется, упали с дерева!»

На три голоса

Как правило, комментаторы специализируются на одном виде спорта, но могут провести и непрофильные для себя соревнования. Особенно часто это происходит на Олимпиадах.

Комментатор несколько дней готовится к эфиру. Изучает последние новости, подбирает статистику, раскапывает интересные истории. Но в эфир выдаёт лишь часть заготовленной информации — важно не утомлять слушателя.

Репортаж со спортивного события может вести и комментатор-одиночка, и целая комментаторская бригада. Когда в трансляции принимают участие несколько человек, главный комментатор обычно говорит непосредственно о происходящем. Ему помогает эксперт, бывший спортсмен, в его компетенции — профессиональный разбор и рассказ о нюансах тактики. Третий участник группы находится непосредственно рядом с событием. Он передаёт эмоции и подмечает детали, которые не попадают в трансляцию.

Стать лучшим из пяти тысяч

Профессия комментатора на ТВ считается штучной. Поэтому не существует университетов, где готовят таких специалистов. Да и рынок не диктует спрос на поточное производство. По этой причине практически невозможно найти вакансий комментатора в открытом доступе.

Чтобы попасть в профессию, надо следить за конкурсами, которые регулярно объявляют спортивные каналы. Например, такие комментаторы, как Александр Ткачёв, Денис Казанский, Михаил Поленов, Павел Занозин, попали в профессию именно через конкурсы.

Один из последних ярких примеров — карьера Карена Адамяна. В конкурсе он обошёл пять тысяч конкурентов. В итоге Карен стал штатным работником канала «Матч ТВ», где ведёт собственную рубрику Moneyball.

Чуть позже ему удалось выйти за рамки спортивного жанра. Он запустил собственный YouTube-канал «Макарена». Среди последних гостей его шоу — Илья Варламов, Михаил Галустян и Илья Найшуллер. Сейчас у канала около 320 тысяч подписчиков.

К счастью, сейчас комментировать спорт может любой желающий. Для этого достаточно завести свой канал на YouTube или даже запустить подкаст. Право на трансляцию матчей обычно имеют только телеканалы, но никто не мешает зрителю запустить одновременно показ матча на одном канале, а голос любимого комментатора — на другом.

Не комментарием единым

Комментаторы не раскрывают размеров своего дохода. Их заработок может быть постоянным окладом за месяц. Либо работа идёт по гонорарной системе за каждый отработанный матч отдельно.

Благодаря своей медийности комментаторам довольно просто найти дополнительный доход. Одна из наиболее распространённых практик — прогнозы для букмекерских контор.

Ещё комментаторов приглашают вести мероприятия. Это может быть и корпоративный спортивный турнир, и событие, далёкое от спорта. Например, один из известнейших российских комментаторов Дмитрий Губерниев однажды был ведущим митинга на стадионе «Лужники». Митинг был посвящён седьмой годовщине присоединения Крыма к России.

Комментаторов часто приглашают сниматься в рекламных роликах и фильмах, где они обычно играют самих себя.

Среди российских комментаторов на актёрском поприще наиболее преуспел Василий Уткин. Он играл в спектакле и фильме «Квартета И» «День выборов». А потом снялся в другом фильме тех же авторов — «О чём говорят мужчины».

Лучших комментаторов приглашают озвучивать спортивные симуляторы. Практически все комментаторы время от времени ведут трансляции в спортбарах.

Несмотря на востребованность и узнаваемость, комментатор Владимир Стогниенко призвал не переоценивать популярность профессии. В 2018 году ему удалось достигнуть вершины профессии — провести репортаж с финала Чемпионата мира. На вопрос журналистов о том, что теперь его наверняка одолевают фанаты, а соцсети обрывают поклонницы, он философски заметил:

«Юным мечтателям кажется, что работать комментатором — это ездить на финалы чемпионатов мира и отвечать девушкам в соцсетях. На самом деле и то и другое бывает раз в четыре года».

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована