Twitter, Telegram и Facebook*: как подружиться с элитарной аудиторией
vlada_maestro / shutterstock
Узкая и отчасти элитная аудитория собрана на трёх площадках: Facebook*, Twitter и Telegram. Если вы решили продвигаться в нескольких социальных сетях — не занимайтесь автопостингом. Чтобы заинтересовать аудиторию, важно дать ей именно тот контент, за которым она приходит на конкретный сайт.
Facebook*
По данным ежемесячного рейтинга агентства SEO-auditor, в мае 2018 года на долю Facebook* приходилось 15,73% трафика Рунета (против 63,23% у «ВКонтакте»): благодаря более понятному интерфейсу российский аналог оттянул у мирового гиганта львиную долю пользователей. И всё же немногочисленные пользователи Facebook* — лакомый кусок для В2В-проектов и бизнеса, чьи товары и услуги относятся к среднему (и выше) ценовому сегменту.
В Facebook* можно выделить две активные возрастные группы: от 25 до 34 лет (37% пользователей) и от 35 до 44 лет (30,6%). Людей младше 24 лет очень мало — 8,9%, пользователей старше 45 лет — 23,5%.
В основном аудитория Facebook* сосредоточена в Москве и других городах-миллионниках. По данным Brand Analytics, из 1,9 миллиона пользователей в столице живёт 953,4 тысячи. Чёткая географическая привязка — любопытная особенность именно российского сегмента. Большая часть имеет высшее образование, хорошую работу или своё дело.
Аудитория Facebook* предпочитает говорить о бизнесе, политике, культуре и технологиях. Здесь часто ищут деловых партнёров или сотрудников. Отсюда вытекают специфические требования к контенту: пользователи ценят серьёзные, качественные и полезные посты. Смешные картинки востребованы гораздо меньше, чем длинные заметки с личным взглядом на актуальные события и острые проблемы.
Умная лента Facebook* тоже подстёгивает создавать контент, который провоцирует обратную связь. Пользователь может не увидеть в ленте пост, который собрал мало лайков и комментариев, при этом старая запись с бурным обсуждением будет всплывать в новостях неделю.
Авторы в Facebook* привыкли пользоваться тем, что в социальной сети зарегистрировано много топ-менеджеров, владельцев бизнеса, политиков и других публичных людей. Здесь оставляют отзывы о товарах и услугах и откровенно рассказывают о конфликтных ситуациях в надежде на обратную связь от собственников. Важно учесть эту особенность: будьте готовы показать лицо, общаться с подписчиками, не считая себя умнее и лучше них, и участвовать в дискуссии.
Ещё одна особенность — большая ценность личного бренда, причём именно в профессиональном смысле. В отличие от «ВКонтакте» или Instagram*, аккаунты в Facebook* реже используют, чтобы посвящать кого-то в свою частную жизнь. В большей степени эта площадка служит для создания образа хорошего специалиста и эксперта в своей сфере. Как планировать день, где подтянуть английский, почему я отказался от услуг такого-то банка, стоит ли идти на очередную кинопремьеру — типичные темы для фейсбучной страницы.
Если вы «лицо» проекта, уделяйте время не только продвижению его страницы, но и своему аккаунту. Обитателям Facebook*, искушённым маркетинговыми предложениями, будет приятно ассоциировать бренд с реальным интересным человеком. Яркий пример — владелец японского косметического бренда Shiawasedo Артур Шомахов, который часто рассказывает в своих постах о жизни в Японии, делится воспоминаниями из советского детства, проводит спонтанные конкурсы и советуется с читателями по поводу вывода на рынок новых продуктов. На его личную страницу подписано более 18 тысяч человек, а на страницу самой марки — 2,7 тысячи.
Аудитория Twitter в России ещё уже, чем у Facebook*, — 7% от общего числа пользователей соцсетей в 2017 году и 2,54% трафика Рунета в мае 2018 года. Здесь зарегистрированы более молодые пользователи, в среднем от 20 до 40 лет. Они тратят на просмотр ленты около 10 минут в день и чаще всего используют для этого смартфон или планшет.
В целом портрет пользователя Twitter и его интересы во многом совпадают с портретом обитателей Facebook*, но с поправкой на возраст. Более юные пользователи ведут себя куда расслабленнее, чаще делятся личным и шутят острее. Здесь больше интересуются страницами звёзд и группами с развлекательным контентом. Причём публичные люди на этой площадке более доступны для личного общения: микроблоги они куда чаще ведут сами, а страницы во «ВКонтакте» или Facebook* могут наполнять менеджеры.
Чтобы на личный блог или страницу компании обратили внимание, нужно быть интересным и открытым. Здесь ценятся посты с видео и фотографиями. Для компании короткий текст и картинка — хороший способ показать «внутреннюю кухню», поделиться новостями и не впасть в занудство и самолюбование. Постоянному посетителю кофейни не хочется каждый день читать длинные посты о том, что вы используете самое экологичное молоко, но ему любопытно, чем живут сотрудники любимого заведения. Покажите, как отметили день рождения бариста или как ранним утром, несмотря на аномальный снегопад, расчистили крыльцо и ждёте первого гостя.
Twitter — это микроблог-сервис, длина поста в нём ограничена 280 символами. У вас есть всего пара предложений, чтобы привлечь внимание, а значит, придётся вспомнить крылатое выражение про краткость и талант.
Короткие сообщения сделали Twitter своего рода новостной лентой интернета. Пользователи сервиса в числе первых узнают об официальных заявлениях, новостях и свежих мемах, которые нередко рождаются именно здесь, а позже расходятся и в СМИ, и в социальных сетях. Старайтесь поддерживать ощущение элитарности; к тому же публичному человеку или владельцу бизнес-аккаунта это тоже на руку.
Лаконичные твиты приведут посетителей на сайт или в другие ваши сообщества, где есть дополнительная информация. Ещё с их помощью можно отследить первую реакцию и работать с этим в будущем. Фолловеры подскажут, что доработать в офлайне или о чём написать развёрнутый пост в другой соцсети. «Здесь будет наша третья пиццерия» — «Надеюсь, вы сделаете велопарковку?», «Скоро выйдет новая коллекция, следите за сайтом!» — «Было бы неплохо сделать email-рассылку», «С понедельника я больше не работаю в компании N» — «Неужели это из-за того конфликта с начальником?». При этом, естественно, не забывайте отвечать на сообщения в самом микроблоге, отслеживайте упоминания и благодарите за отзывы.
Telegram
Telegram — один из самых необычных инструментов SMM. Владельцы мессенджера не раскрывают информацию о том, как его аудитория распределяется по странам, однако в сентябре 2017 года Павел Дуров писал, что Telegram пользуются около 10 миллионов россиян.
После апрельской блокировки Telegram аналитики Combot, TGStat и Crosser Bot подсчитали, что среднее недельное количество просмотров 40 самых популярных российских телеграм-каналов составило 139,8 миллиона.
Ядро аудитории Telegram — всё те же студенты, менеджеры с высшим образованием, предприниматели, журналисты и чиновники разного уровня. Часть из них ведёт собственные каналы о том, в чём разбирается лучше всего: о политике, финансах, моде, книжных новинках и так далее. Большинство пользователей мессенджера долгие годы были активны в Facebook*, а теперь перебрались на новую площадку.
Телеграм-каналы развиваются всего чуть больше двух лет, и за это время создать аккаунты в мессенджере успели практически все популярные СМИ и паблики «ВКонтакте», однако по ряду причин «взлететь» удаётся далеко не всем.
Подписчики каналов оказались намного более требовательны к качеству информации, чем пользователи других социальных сетей. Отчасти это продиктовано самим интерфейсом: список каналов и личных контактов находится в одной ленте, чем больше подписок, тем сложней навигация, а значит, пользователь подумает дважды, прежде чем присоединиться к какой-либо группе.
На момент появления Telegram большинство из них успело обзавестись любимыми страницами в других социальных сетях, поэтому мало у кого есть потребность получать те же новости и мемы из ещё одного источника.
Главной фишкой Telegram стал необычный, максимально полезный и интересный контент, который не дублируется в прочих сетях. Например, создатель паблика «Кусочек фильма» во «ВКонтакте» создал два канала, посвящённых кино: в одном он публикует редкие фото, во втором — иллюстрирует английский сленг кадрами из мультфильмов и кино. А бывший сотрудник Сбербанка периодически делится байками о старом месте работы.
На этой площадке ценятся аналитика, инсайды и личное мнение. Откровенности добавляет и атмосфера анонимности, слабая обратная связь и отсутствие комментариев. Если пишете о новой коллекции известного бренда — смело критикуйте, хвалите и советуйте, с чем её носить; если в отставку ушёл очередной большой чиновник — предположите, кому это выгодно.
В отличие от традиционных социальных сетей, здесь нет общей новостной ленты, а значит, не получится привлечь внимание красивой картинкой или видеороликом. Человек сам решает, стоит ли читать ваши посты, и заходит на канал, только если уверен, что внутри ждёт что-то особенное. Здесь вполне простительно ограничиться интересными текстовыми заметками без иллюстраций, однако не стоит забывать, что современный интернет-пользователь в принципе любит смотреть, а не читать.
Продвигать канал в Telegram гораздо сложнее, чем группу или личную страницу в какой-либо социальной сети. Для этого придётся использовать площадки, покупку рекламы или взаимный обмен репостами с авторами других каналов.
Заключение
В этом материале мы рассказали, что представляет собой аудитория Twitter, Facebook* и Telegram. Понимать это очень важно, ведь, разобравшись, кто находится по ту сторону экрана, интернет-маркетолог или предприниматель сможет генерировать более качественный и уместный контент.
Чтобы глубже погрузиться в тему SMM, узнать о настройке рекламы и аналитике, нужно больше общаться с участниками рынка, учиться и перенимать их опыт. Сделать это можно на 19-недельном курсе «Интернет-маркетолог от Ingate», который ведут опытные эксперты в области интернет-продвижения.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».