Как оптимизировать сайт для поисковых систем с помощью ключевых фраз
Если грамотно провести оптимизацию сайта, он попадет в топы поисковой выдачи, и клиент будет видеть вас в числе первых. Рассказываем, как это сделать.
vlada_maestro / shutterstock
В основном пользователи приходят на сайт через запросы в «Яндексе» и Google, а значит, чем выше находится ресурс в результатах поиска, тем больше людей его видят и посещают.
Чтобы сайт как можно чаще попадал на первую страницу органической выдачи, нужно провести поисковую оптимизацию или SEO.
С помощью SEO можно:
- увеличить продажи;
- повысить узнаваемость бренда и сайта;
- получить качественный целевой трафик;
- заслужить доверие пользователей.
Поисковая оптимизация делится на внутреннюю и внешнюю. К первому виду относятся все работы, которые проводятся на самом сайте: адаптация контента под требования поисковиков, подбор ключевых слов и техническая оптимизация (устранение проблем с хостингом, настройка URL страниц, удаление их дублей и так далее). Ко второму — все действия, которые совершаются за пределами самого ресурса, — к примеру, публикация ссылок и отзывов.
Начинать нужно именно с внутренней оптимизации, так как нет смысла продвигать через сторонние ресурсы сайт, который не наполнен контентом и не адаптирован под требования поисковиков. И пользователи, и поисковые роботы сочтут его бесполезным.
Если не касаться технической стороны, оптимизация сайта состоит из пяти этапов.
Этап 1. Подбор ключевых слов
Потенциальные клиенты находят сайт по целевым запросам в «Яндексе», Google и на других ресурсах. Поэтому первое, что нужно сделать, — определить, какие слова и фразы набирают пользователи, когда ищут ваши товары или услуги.
Выбор ключевых слов будет зависеть от специфики бизнеса и тех направлений, которые в него входят. Допустим, вы продвигаете сайт пиццерии, у которой есть служба доставки и отдельный банкетный зал. Прежде чем заняться SEO, нужно понять, какую из этих услуг важнее вывести на первое место в поисковой выдаче. Чтобы определиться с выбором, проанализируйте следующие факторы:
Маржинальность
Если доставка пользуется спросом и приносит больше денег, чем заказы с собой
или на месте, — продвигайте ее.
Сезонность
В ноябре многие компании планируют новогодние корпоративы и интересуются ценами на банкеты. А значит, стоит позаботиться о том, чтобы страница с вашим предложением отображалась в поисковиках как можно выше. Причем стоит учесть, что SEO работает не очень быстро: обычно результаты становятся видны через 1-2 месяца.
Текущие показатели
Допустим, сейчас доставка занимает первое место, а информация про вегетарианское меню вообще не попадает в выдачу. Если хотите подчеркнуть, что у вас есть такая услуга, — поработайте над ее продвижением.
Дальше нужно подобрать ключевые фразы, которые делятся на три вида:
1. Высокочастотные
Они состоят из 1-2 слов и выглядят максимально абстрактно. По запросу «кинотеатр» непонятно, что именно нужно пользователю. Он может искать билеты на сеанс или просто картинку в Google.
Продвигаться по таким фразам очень сложно: во-первых, придется конкурировать с лидерами рынка, во-вторых, финансовый результат будет слабым из-за размытости запроса.
2. Среднечастотные
Здесь появляется чуть больше конкретики. Запрос «кинотеатр Новосибирск» гораздо лучше подходит для продвижения. Хотя вам все равно придется конкурировать с остальными кинотеатрами этого города.
3. Низкочастотные
Для поискового продвижения эта группа ключевых фраз самая важная и интересная. В таких запросах пользователь максимально точно описывает, что ему нужно. Допустим, это может быть «круглосуточный кинотеатр в Новосибирске» или «кинотеатр в Новосибирске рядом с жд вокзалом». Такие запросы встречаются редко, но конверсия по ним высокая. Если кинотеатр правда находится рядом с вокзалом, то человек, который ввел запрос, скорее всего, пойдет именно в него.
Обычно поисковую оптимизацию делают по убывающей: если сайт только запустился, начинают с более частотных запросов, а со временем, оценив поведение и потребности пользователей, переходят к редким.
Подобрать ключевые фразы можно при помощи «Яндекс.Wordstat» и Keywords Planner.
В основном владельцы российских сайтов работают именно с продуктом «Яндекса». Пользоваться им можно бесплатно, для этого достаточно иметь аккаунт в его сервисах. Wordstat показывает, сколько раз за последний месяц посетители вводили в поисковую строку определенную фразу. Отдельно можно смотреть статистику по разным городам и типам устройств.
Keywords Planner — это сервис Google, воспользоваться которым можно только в том случае, если у вас есть активные рекламные кампании в Google AdWords. В отличие от Wordstat, он не отображает точное число запросов. К примеру, если вы решите проверить фразу «купить смартфон в Москве», то программа покажет, что ее вводили в строку поиска от 10000 до 50000 раз. Пользоваться планировщиком от Google стоит только в том случае, если вы работаете на зарубежных рынках.
Этап 2. Фильтрация ключевых фраз
После того как ключевые слова собраны, нужно проанализировать список и убрать из него лишнее.
Если вы развиваете коммерческий ресурс и не планируете вести на нем блог — избавьтесь от информационных запросов. Нет смысла продвигать сайт пиццерии по фразам «рецепт пиццы», если вы не собираетесь делиться советами и рецептами. Запрос «пицца фото» тоже не принесет целевого трафика.
Если вы работаете в конкретном регионе, проследите, чтобы в ключевых фразах сохранилась привязка к определенному городу. Еще нужно убрать запросы, которые автоматически исправляются поисковиками, и фразы, дублирующие друг друга.
Этап 3. Распределение ключевых фраз
Когда ключевые слова собраны, их нужно распределить по группам, которые в SEO называют кластерами. Чтобы это сделать, нужно понять, для чего именно пользователь вводит тот или иной запрос. Под каждое намерение потенциального клиента подбирается своя группа.
В один кластер с запросом «снять квартиру в Москве» попадут «аренда квартир в Москве», «снять квартиру в Москве недорого» и «снять квартиру в Москве без посредников».
Если исходный список фраз получился небольшим, можно распределить запросы вручную. Чтобы ускорить процесс, воспользуйтесь специальными сервисами. Coolakov.ru бесплатно делает разбивку на основе топ-10 «Яндекса», Just Magic работает с топами обоих главных поисковиков, но подписка на него стоит от 1000 до 10000 рублей.
После того как программа сформирует список, просмотрите его свежим взглядом: любая система несовершенна, поэтому не исключено, что некоторые запросы придется убрать или добавить.
Теперь распределите кластеры по сайту. Главный принцип такой: общие запросы должны вести на страницы разделов, а более узкие — на конкретные товары или их группы.
Запрос «кроссовки для бега» подойдет для раздела, внутри которого будут размещены «женские кроссовки для бега», «мужские кроссовки для бега», «зимние кроссовки для бега» и «кроссовки для бега Adidas».
На группу должна приходиться только одна страница; если их будет больше, это негативно скажется на поисковой выдаче. Еще стоит избегать большой вложенности: если в одном разделе оказывается более 5-6 страниц, поисковым роботам становится сложно их индексировать.
Этап 4. Создание контента
Чтобы поисковые роботы лучше видели сайт, нужно наполнить его контентом. Причем для любой поисковой системы важно, чтобы материалы на вашем ресурсе были уникальными, поэтому часто использовать чужие опубликованные тексты (даже если автор вам разрешил) не стоит.
Проверить уникальность текстов можно при помощи сервисов Advego и Text.ru: считается, что для SEO она должна составлять не менее 90%.
Ключевые слова, выбранные для продвижения, должны обязательно использоваться в заголовке текста и его первом предложении. Дальше нужно распределять их равномерно и следить при этом, чтобы материал не был слишком насыщен «ключами». Пользователю будет сложно читать переоптимизированный текст, в котором постоянно встречаются одинаковые фразы; поисковики тоже плохо реагируют на подобные статьи и могут понизить сайт в выдаче.
Чтобы статьи и описания выглядели естественно, не используйте ключевые слова в одном и том же виде. Вы можете склонять их, употреблять словоформы или разбивать «ключи» на отдельные кусочки.
Этап 5. Использование метатегов
Для SEO-оптимизации важно, чтобы текст был разделен на смысловые части при помощи метатегов — специальных инструментов разметки страницы, которые сообщают информацию поисковым системам и браузерам.
Заголовок статьи выделяется с помощью тега H1 и используется только один раз. Чтобы разбить материал на несколько блоков, выбирают заголовки второго типа (H2); желательно добавить в материал хотя бы один такой заголовок, который будет содержать ключевую фразу. Если у каждого блока есть отдельные элементы, которые нужно выделить и озаглавить, — применяйте заголовки H3, которые тоже неплохо воспринимаются поисковиками.
Еще для продвижения важно прописать в админке сайта теги Title и Description.
Title — это заголовок страницы, который вы видите во вкладке браузера или на странице с результатами поиска. Он состоит из 70 символов для «Яндекса» и 80 для Google и содержит основное ключевое слово. Из заголовка пользователь должен понять, чем вы занимаетесь и какую услугу предоставляете.
Description — короткий анонс страницы, в котором также есть основные ключевые фразы. Его объем — 160–200 символов.
Если не заполнить теги самостоятельно, поисковый робот сделает это сам, объединив слова, которые есть на странице. Иногда такой результат выглядит странно и нечитаемо.
Заключение
Оптимизация сайта состоит из большого количества шагов, за которые должен отвечать не только маркетолог. Подбор ключевых фраз и работа с метатегами — это лишь малая часть процесса. Чтобы продвигать ресурс в поисковых системах, нужно следить за его техническим состоянием, создавать подходящий контент, анализировать поведение пользователей и взаимодействовать с партнерами.
На практическом курсе «Интернет-маркетолог от Ingate» есть отдельный модуль, посвященный SEO-оптимизации. Там вы познакомитесь со всеми этапами внутренней и внешней оптимизации, узнаете, какие факторы влияют на ранжирование сайтов, и научитесь работать с мобильным поиском.