Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Как общаться с заказчиком: руководство для SMM-специалиста

Сбежав из офиса в свободное плаванье, многие фрилансеры вдруг осознают, что самому искать клиентов и вести переговоры — это сложно.

Мы собрали советы, которые помогут специалистам по SMM правильно общаться с заказчиком.

Перед началом работы

1. Заранее определите круг обязанностей

Объем работы и задачи, которые должен решать SMMщик, зависят от размера компании, ее бюджетов и планов. Вам могут полностью доверить создание контента, оформление, общение с подписчиками или настройку рекламы либо предложить работу в связке с дизайнером, таргетологом и копирайтером. Такие вещи нужно обговаривать сразу, чтобы правильно рассчитать свои силы и определиться с оплатой.

2. Узнайте все о продукте

Чтобы писать интересные посты, адекватно отвечать на вопросы комментаторов и создавать кликабельную рекламу, вы должны поближе познакомиться с компанией или брендом. Попросите заказчика подробно рассказать о продукте, скинуть вам дополнительные материалы и инструкции.

3. Получите информацию о ЦА

Дальше нужно понять, с какой аудиторией предстоит работать. Уточните пол, возраст, интересы и взгляды потенциальных и действующих подписчиков. Здесь может быть много тонкостей: к примеру, некоторые просят не использовать смайлики в постах для взрослой и интеллигентной аудитории или добавить больше сленга в группе молодежного бренда. Загоняя SMMщика в такие строгие рамки, заказчик, безусловно, перегибает палку, но в любом случае вам нужно чувствовать стиль и специфику сообщества.

4. Узнайте, какого эффекта ждет заказчик

Прежде чем соглашаться на сотрудничество, убедитесь, что ваш клиент хорошо понимает, что ему нужно. Нельзя просто договориться о том, что вы будете публиковать тексты и картинки в социальных сетях, — рано или поздно бесцельный постинг может довести до конфликта.

Представьте: вы в два раза увеличили число подписчиков, они стали активно ставить лайки и писать комментарии, но клиент недоволен, ведь из уютной группы почти никто не переходит на сайт, а он хотел именно этого.

Чтобы не обманывать ничьих ожиданий, заранее обсудите, на какие KPI будете опираться. А еще просите составлять подробное ТЗ, в котором прописано, на что сделать акцент и нужно ли включать в посты ссылки или Call to Action.

Здесь заказчик рассказывает про аудиторию и требования к контенту

5. Оговорите сроки

Обсудите с заказчиком не только текущие дедлайны, но и долгосрочные планы, например, за какой срок вы привлечете первую тысячу подписчиков и когда перейдете к запуску рекламы.

В обоих случаях устанавливайте разумные сроки. Уверены, что сделаете работу за три дня? Попросите четыре. Клиенту будет приятно получить результат чуть раньше, а у вас появится небольшой запас на случай форс-мажора.

Сроки оплаты тоже определяют заранее. Одни предпочитают получать всю сумму в конце месяца, другие берут оплату сразу же после выполнения конкретной задачи.

6. Объясните, из чего складывается стоимость

Начинающим SMM-специалистам бывает сложно говорить о деньгах, а разброс цен на этом рынке только усугубляет ситуацию. Одни фрилансеры предлагают вести социальные сети за 3 тысячи в месяц, а другие — за 15. Как объяснить заказчику, почему ты просишь именно такую сумму и не согласен делать скидки?

Для убедительности составьте подробную смету, из которой станет ясно, сколько стоит написание поста или лонгрида, обработка фотографий, модерация комментариев, настройка таргетинга и другие услуги.

Большинство SMM-агентств предлагает новым клиентам заполнить бриф, в котором содержатся вопросы об особенностях проекта, аудитории, целях и бюджете. Это помогает еще до начала переговоров собрать основную информацию о заказчике. Создать такой документ можно при помощи Google Forms.

В процессе работы

Правило 1

Не пропадайте и показывайте отчеты

Клиент доверяет вам продвижение своего бизнеса, поэтому хочет контролировать процесс. Даже если до намеченного дедлайна еще долго, делитесь с ним промежуточными результатами и не игнорируйте вопросы. Результаты работы оформляйте в виде таблиц или графиков — так вся информация выглядит более наглядно.

Правило 2

Придерживайтесь деловых отношений

Даже если вы общаетесь с заказчиком на «ты», давно знаете друг друга и имеете общих приятелей, постарайтесь не забывать о том, что вы партнеры, а не друзья. Другу сложно отказать, когда он просит бесплатно сделать небольшую работу. Да и срыв дедлайна уже не кажется таким страшным, ведь друг поймет и простит. Деловые отношения не дадут вашему проекту погрузиться в хаос.

Правило 3

Спорьте, доказывайте

Клиент решил работать с вами, потому что вы разбираетесь в SMM гораздо лучше, чем он, поэтому не бойтесь вести себя как эксперт. Если владелец бизнеса просит вас сделать что-то странное и абсурдное и вы понимаете, что это не сработает или вовсе погубит проект, — постарайтесь объяснить последствия и предложите адекватную альтернативу. Возможно, заказчик не согласится и будет настаивать на своем — тогда придется сделать выбор: отказаться от работы или все-таки воплотить его идеи в жизнь.

Правило 4

Фиксируйте все договоренности

Вы начали работать с того, что определили объем работы, ваши обязанности и оплату, а в идеале даже составили договор. Меняться эти величины должны прямо пропорционально. Если со временем работы стало больше, а оплата не изменилась, значит, что-то пошло не так и нужно сказать об этом заказчику.

Сохраняйте электронные письма, историю в мессенджере или записи разговоров, в которых вы обсуждаете с заказчиком важные детали сотрудничества.

Правило 5

Старайтесь получать обратную связь

Если клиент молча принимает работу, оплачивает ее, но никак не комментирует, не бойтесь попросить обратную связь. Его мысли и замечания помогут вам понять, в каком направлении двигаться дальше.

Если заказчику что-то не нравится, лучше узнать об этом в начале работы

Заключение

Общение с заказчиками может отнимать много времени и энергии. По сути, перейдя на фриланс, SMM-специалист берет на себя дополнительную работу, которую в больших компаниях делают менеджер по рекламе и руководитель. Чтобы переговоры проходили успешно, этот навык нужно прокачивать.

Курс «SMM: от стажера до профи» от Skillbox построен в формате реалити-шоу. Студенты наблюдают за главным героем, который строит карьеру внутри агентства, учится общаться с клиентом и продвигать бренды в социальных сетях. Вместе с виртуальным персонажем, которому помогают настоящие профессиональные маркетологи, слушатели приобретают собственный опыт и осваивают новую профессию.

Курс «SMM: от стажера до профи»
Станьте движущей силой социальных сетей: научитесь продвигать товары и бренды или постройте собственный бизнес. Курс проходит в новом формате реалити‑шоу — вы будете переживать историю главного героя и учиться на ошибках вместе с ним.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Хочешь получать крутые статьи по интернет-маркетингу?
Подпишись на рассылку Skillbox