«Она не сотрудница, а полноценный партнёр»: как студенты Skillbox строят совместный бизнес
Дарья и Дмитрий познакомились на курсе по маркетингу, нашли общий язык и теперь работают сразу над двумя B2B-проектами в сфере дистрибуции интернета.
Alan Discovery / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
Дарья Вайн
Россия, Москва
Дмитрий Дудин
Россия, Красноярск
Курсы: «Директор по Digital-маркетингу», «Таргетолог с нуля до PRO»
Предприниматель Дмитрий Дудин начал зарабатывать деньги ещё в юности: провёл локальную сеть в своём доме, оптом скупал гигабайты и продавал соседям. Потом он обеспечил сетью весь микрорайон и пошёл изучать маркетинг в Skillbox, где познакомился с опытным маркетологом Дарьей Вайн.
Дарья уже несколько лет помогает компаниям создавать стратегии развития, запускать рекламу и выстраивать команды. А ещё она работает в крупном российском digital-агентстве MediaGuru.
Дмитрий и Дарья нашли общий язык и стали полноценными бизнес-партнёрами, а мы расспросили их о разделении полномочий в компании, сложном поиске своей ЦА и борьбе с прокрастинацией.
Дарья и Дмитрий рассказали:
- как познакомились и начали совместный проект;
- с чего они оба начинали;
- о том, как они выстроили взаимодействие;
- как им удаётся не тратить время впустую.
«Когда я прихожу в какое-то новое место, я ожидаю увидеть классных людей»
— Вы познакомились на курсе «Директор по Digital-маркетингу» и договорились сделать совместный проект. Всё было так просто?
Дарья: У нас было несколько первых встреч, где мы знакомились всей группой. Мы рассказывали про себя, свои навыки и делились опытом. Дмитрий рассказал про свой бизнес, я — про свой опыт, и на этом этапе и закрутилось общение.
Дмитрий: Да, всё было примерно так. Меня заинтересовало то, что Дарья как раз занималась настройкой контекстной рекламы, и я просто предложил ей посмотреть наш рекламный кабинет и дать свои комментарии.
— Вы ожидали, что встретите интересных людей и даже начнёте вместе работать?
Дарья: Конечно! Когда я прихожу в какое-то новое место, я ожидаю увидеть классных людей. Единственное, не было ожиданий, что это будет связано с моей дальнейшей карьерой.
Дмитрий: У меня ещё со времён MBA сложилось иное представление о том, как всё работает. Многие люди приходят на обучение в поисках новых навыков и строят большие ожидания, но в реальном мире всё работает несколько иначе. Поэтому я стараюсь вообще не строить никаких ожиданий.
— Эти комментарии и переросли в совместную работу? Дмитрий, почему вы решили пригласить в свой проект именно Дарью?
Дмитрий: Я, как предприниматель, всегда держу в голове разные возможности. В нашей группе я увидел довольно много талантливых людей, и одной из них как раз была Дарья. Она сразу сказала, что хороша в своём деле, и подтвердила это. Кстати, Дарья выступает в проекте не как сотрудник, а как партнёр.
— Дарья, именно это стало ключевым фактором перехода в новый проект?
Дарья: В первую очередь я хотела найти для себя более узкую специализацию. До этого у меня были разные мелкие проекты: где-то по таргетированной рекламе, где-то по контекстной, помощь в разработке сайтов. В общем, я распылялась, и это было довольно сложно. Я хотела найти один проект, в котором смогу себя полностью реализовывать.
— Вы одна занимаетесь маркетингом в проекте или у вас есть ещё и команда?
Дарья: Можно сказать, что я работаю одна и решаю какие-то вопросы вместе с Дмитрием. Иногда привлекаю специалистов на разовые задачи: например, ищу дизайнеров для создания сайта.
— А на что вы вообще обращаете внимание, когда хотите привлечь специалиста?
Дарья: У меня в этом плане довольно специфичный подход. Для меня важен критический взгляд специалиста на свою работу. Когда человек без понимания дела говорит, что прямо сейчас сделает всё круто и идеально, то далеко не факт, что это вообще будет работать. Я не раз общалась с людьми, которые говорили: «Сейчас мы рекламу сделаем, зальём, и польётся золото». Но это профанство.
Когда люди критически мыслят и докапываются до всех мелочей, то находят пусть даже маленькие, но полезные фишки, которые в глобальном плане могут принести пользу бизнесу.
— У маркетолога и владельца бизнеса бывают разногласия во время работы? Как вы нашли общий язык друг с другом?
Дмитрий: Договариваться нужно на берегу, и если человек профессионал, то сделает это в самом начале, и дальше будет меньше сложностей. Второй момент, который нам помог, — это то, что мы оба разбираемся в маркетинге.
Дарья: Я бы добавила, что, помимо договорённостей, нужно постоянно что-то объяснять или рассказывать. И со стороны бизнеса, и со стороны маркетинга есть ряд показателей и технических нюансов, которые могут быть полезны в общей работе.
Главное, чтобы все были на одной волне и помогали друг другу в общем деле.
С чего всё началось и при чём тут маркетинг
Дмитрий: Я начал зарабатывать деньги ещё в юности: провёл локальную сеть в своём доме, оптом скупал гигабайты и продавал соседям. Чуть позже я познакомился с людьми, которые занимались похожим делом, и многому у них научился.
Потом я собрал свои деньги, занял часть у родителей и провёл сеть во весь микрорайон — для своих лет мне удалось заработать хорошие деньги. Но вся история закончилась, когда на рынок вышли гиганты типа «Билайна». Пришлось продать бизнес, собраться с мыслями и начать создавать нечто похожее, в чём у меня уже был опыт.
Предлагая локальную сеть по микрорайону, я задумался о продвижении своих услуг. Тогда это сводилось к обычной расклейке объявлений по подъездам. С ростом бизнеса подходы менялись, мы начали искать и использовать платные каналы рекламы. Я понял, что, когда ты платишь за рекламу, а не просто клеишь объявления, появляется необходимость оценивать вложенные деньги и полученный результат. Я пошёл учиться на MBA, и тема моей работы как раз была связана с маркетингом.
Через какое-то время я решил пройти обучение и в Skillbox, так как был знаком со Стеллой Святской, преподающей там маркетинг, и мне нравился её подход. Для меня обучение — это ещё и некая форма интеллектуального досуга, и я всегда ищу разные идеи и варианты развития. Маркетинг — это одна из ключевых отраслей, над которой должен работать любой бизнес.
Дарья: Уже несколько лет я плотно занимаюсь маркетингом. До того как познакомилась с Дмитрием, я работала в имидж-лаборатории «Персона». Там я писала стратегию, запускала рекламу, выстраивала команду. После этого был небольшой опыт работы в университете, в котором обучали профессиям, связанным с искусственным интеллектом, там я больше погрузилась уже в аналитику.
Сейчас, помимо обучения на директора по digital-маркетингу, я приобрела курс по таргетингу. Всё это помогает в работе, так как я начала понимать, что любая задача требует определённого подхода и не получится делать всё по какому-то шаблону. Также в скором времени я хотела бы открыть собственное агентство по перформанс-маркетингу.
«Мы предлагаем интернет с доставкой»
— Расскажите про вашу совместную работу. Чем вы сейчас занимаетесь?
Дарья: Прямо сейчас мы работаем над двумя проектами. Первый — это интернет-провайдер «Эконет» в Сибири, мы позиционируем себя как интернет для бизнеса. Второй проект также нацелен на бизнес — это интернет с доставкой. Продукт, который можно заказать себе в офис. Его без каких-либо проблем установит и подключит любой сотрудник.
Дмитрий: Запросы на интернет у людей не стоят на месте, и очень важно, чтобы всё было без тормозов и с хорошим пингом, — особенно для бизнеса. Учитывая территорию нашей страны, оборудования и кабелей нужно настолько много, что этот бизнес в принципе считается низкомаржинальным. Конечно, сейчас всё обросло мобильным интернетом и телевидением, но по факту большинство провайдеров зарабатывают на инфраструктуре. Мы обеспечиваем людей в городах и регионах интернетом, который будет работать быстро и бесперебойно, — работаем как с небольшими компаниями, так и с огромными корпорациями.
— Какие маркетинговые задачи вы сейчас решаете?
Дарья: Сейчас мы выстраиваем общую стратегию и понимание, по какому пути развиваться. Этот продукт совсем новый, и стратегия — это наш фундамент. Мы тестируем различные каналы, чтобы понимать, куда направить рекламу.
— Сталкиваетесь со сложностями?
Дарья: Самая главная сложность в том, что у нас B2B-продукт. Наша аудитория не сидит в каком-то определённом месте. Здесь нужно очень правильно и точечно искать целевых пользователей, и найти их довольно сложно.
— Дарья, вы говорили, что питаете любовь к перформанс-маркетингу. Чем, на ваш взгляд, классический интернет-маркетинг отличается от перформанс-маркетинга?
Дарья: Классический маркетинг нацелен на привлечение клиентов без понимания какой-либо дальнейшей отдачи. Например, к вам поступает органический трафик, значит, сайт как-то продвигается в поисковой выдаче, но как это случилось и как будет дальше — непонятно.
В перформанс-маркетинге ты понимаешь, что вложил определённую сумму и получил отдачу в виде конкретного количества посетителей сайта. Не идеально, конечно, но всегда можно что-то спрогнозировать. Для меня перформанс-маркетинг — наиболее понятная история, которую можно посчитать — и в целом понять результат.
Дмитрий: А я вот сторонник олдскульного маркетинга, потому что, когда мы говорим про перформанс, речь идёт только о продвижении. Как мы знаем, маркетинг — это целая история из людей, продукта, его цены и, соответственно, каналов, через которые мы будем всё это продвигать. Нужно понимать, что перформанс — это только верхушка айсберга.
Если у тебя продукт такой же, как у всех, но ещё и высокие цены, то, на мой взгляд, все деньги на продвижение будут спущены в никуда. Нужно заниматься всем комплексно.
Дарья: Да, важно понимать свой бизнес и стратегию, по которой будет выстраиваться вся концепция. Уже потом можно подключать дополнительные направления маркетинга.
— Дмитрий, а насколько предпринимателю вообще важно понимать маркетинг?
— Это зависит от предпринимателя и задач, которые перед ним стоят. Если говорить про современный маркетинг, то он вообще повсюду. Я для себя понимаю, что можно неэффективно настроить рекламу и слить весь бюджет, который я мог бы потратить на обучение или привлечение крутого специалиста. Покупать рекламу и смотреть, как всё работает, — это первый этап. Дальше при масштабировании стоит либо во всём разобраться самому, либо привлечь профессионала, но в привлечении спеца тоже есть нюанс.
Как ты можешь работать с профессионалом и ставить ему задачи, если сам не разбираешься в его работе?
«Время — это вопрос приоритетов»
— У вас обоих довольно плотный распорядок дня. Как удаётся всё успевать?
Дарья: У меня была большая нагрузка в проектах, и однажды я поняла, что важно заниматься своим развитием, личной жизнью и, конечно же, спортом. В этом плане меня спасал тайм-менеджмент. Когда нет чёткого графика, для меня день проходит как-то бесполезно. Распорядок помогает распределить все свои задачи и оставить дополнительное время на себя.
Дмитрий: Когда передо мной встаёт выбор, пойти в отпуск или продолжить работу, приходит и осознание, что время — самый ценный ресурс. В момент выбора ты оцениваешь время, которым располагаешь. Необходимо отказаться от одного ради другого и получить от этого пользу.
Дарья: Согласна, время — вопрос приоритетов. Когда ты планируешь день, то понимаешь, что тебе важнее: поучиться, поработать или встретиться с друзьями. В этот момент приоритетность обретает наибольшую значимость. Я не умею всё идеально планировать, но я хочу к этому прийти.
— Какие инструменты вы используете, чтобы распределить задачи на день?
Дарья: Раньше я пользовалась Trello, но в какой-то момент поняла, что для меня эффективнее обычный блокнот. Когда ты записываешь, то задействуешь механическую память, и у тебя всё лучше откладывается в голове. По крайней мере, так работает у меня.
Дмитрий: Согласен, я также пользуюсь блокнотом, но записи стараюсь переносить и структурировать в Trello. Это позволяет дополнительно проработать ту информацию, которую записал ранее.
— Всем иногда кажется, что кончились силы. Как вы боретесь с прокрастинацией?
Дарья: Не зря говорят, что многое зависит от того, как ты проведёшь утро, и определённые утренние действия держат меня в тонусе. Не просто вставать, а делать зарядку или читать книгу.
Когда у тебя много задач, то и лениться нет времени.
Дмитрий: Я вообще не согласен с какой-то там «магией утра» и считаю, что не обязательно вставать в пять утра, чтобы быть продуктивным. Кому-то это совершенно не подойдёт и только навредит. Наверняка у всех есть большой список задач, на который смотришь и силы сразу пропадают. Я бы посоветовал начинать с самой механической вещи типа уборки на рабочем месте и с помощью этого настроить себя на рабочий день.
— Посоветуете какие-нибудь книги по тайм-менеджменту и продуктивности?
Дарья: Недавно наткнулась на интересную книгу «45 татуировок менеджера». До неё читала «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови и многие моменты там перечитывала прямо несколько раз.
Дмитрий: Я бы посоветовал книгу Андрея Курпатова «Красная таблетка» и её продолжение «Вся правда об успехе». Она очень лёгкая и прикладная.
— Что касается приложения или софта для контроля за маркетингом — есть что посоветовать?
Дарья: Первое, что приходит в голову, — Miro. Такая универсальная платформа с кучей шаблонов, где есть схемы, карты, графики и вообще всё что угодно.
— Как не тратить время впустую?
Дарья: Просто планировать свой день, а оставшееся время — кайфовать. Наверное, люди делятся на тех, кто мечтает, и тех, кто ставит цели. У первых всё на этом и заканчивается, потому что они даже не пытаются понять, что нужно встать и начать что-то делать. У кого есть цель, есть и понимание того, какие шаги предпринять, чтобы к ней прийти, пускай и через несколько лет.
Дмитрий: Если человек хочет потратить время впустую — пусть тратит.
Чтобы начать действительно ценить время, его сначала нужно потратить, а уже потом осознать всю его ценность.