Маркетинг Деньги
#статьи

Как стать блогером: с чего начать и как зарабатывать на своём блоге

Спойлер: начать легко, главное — не сдаться.

Кадр: фильм «Отрыв» / Dreamcrew / Forest Hill Entertainment

Блогер — это не профессия, а род деятельности. Для того чтобы стать блогером, не нужно учиться в вузе, защищать диплом и работать по графику 5/2. Нужно только начать регулярно создавать контент, анализировать реакцию на него, продвигать блог и общаться с аудиторией.

Я веду блог в Telegram и часто обсуждаю процесс с коллегами. В этом материале рассказываю главное, что нужно знать на старте блогеру-новичку:

Кто такой блогер и какие бывают блоги

Блогеры — это люди, которые регулярно и целенаправленно создают контент, а затем публикуют его от своего имени на разных площадках. Например:

  • на площадках, на которых преобладают тексты: в Telegram, во «ВКонтакте», в «Дзене», на vc.ru, «Хабре», «Пикабу»;
  • на площадках, на которых преобладает визуальный контент: на YouTube, в «Инстаграме»*, во «ВКонтакте», в Pinterest.

Многие блогеры публикуют контент на нескольких площадках. Например, в «Инстаграме»* показывают свои будни, а в Telegram публикуют посты с советами для подписчиков. Такой подход помогает охватить больше пользователей.

Блогер Ксения Дукалис ведёт блог на нескольких площадках, работает и с визуалом, и с текстами
Скриншот: kdukalis / «Инстаграм»* / «не тереби дао» / Telegram / «Дукалити» / YouTube

Блоги ведут на разные темы. Вот какие бывают блогеры:

  • Lifestyle-блогеры показывают свою повседневную жизнь.
  • Fashion- и beauty-блогеры делятся советами по красоте и стилю.
  • Travel-блогеры публикуют заметки о путешествиях.
  • Автоблогеры рассказывают о рынке автомобилей, устройстве машин.
  • Спортивные блогеры обсуждают новости спорта и показывают физические упражнения.
  • Food-блогеры публикуют контент о кулинарии и еде.
  • Новостные блогеры освещают резонансные события и делятся мнением по поводу происходящего.
  • Блогеры-интервьюеры снимают интервью с разными людьми.

Но это условное разделение, потому что один и тот же автор может создавать контент сразу по нескольким темам. Например, показывать быт, путешествия и публиковать новости, высказывая мнение о них.

Какими качествами и навыками должен обладать блогер

Обязательный навык — умение создавать контент. Блогер должен уметь создавать и редактировать фото, видео и тексты. Обычно навык снимать красиво и писать интересно приходит с опытом. Чем больше новичок пробует, публикует и анализирует реакцию аудитории, тем лучше у него получается.

Кроме того, блогеру нужны так называемые софт-скиллы. Вот какие скиллы выделяют специалисты.

Насмотренность. Чтобы создавать качественный контент, важно разбираться в трендах соцсетей и нише, в которой блогер работает, отличать качественное от посредственного и придумывать что-то креативное самостоятельно. Больше о насмотренности можно узнать в этой статье Skillbox Media.

Способность анализировать свой и чужой контент. Многие люди заводят блоги — и не занимаются анализом, рассказал автор канала про водный спорт, спикер курса Skillbox «Запуск и продвижение YouTube-канала» Вадим Бабешкин. По мнению Вадима, игнорировать анализ — большая ошибка: «Начинающий блогер может опубликовать 100 постов, потратить на них кучу времени и расстроиться, что они никак не продвинули блог. А потом продолжить публиковать аналогичные посты или забросить вовсе, так и не разобравшись в причине».

Даже у блогеров с многотысячной аудиторией есть контент, который «не заходит». Важно анализировать результаты публикаций, чтобы не тратить силы напрасно
Скриншот: «Подкаст Глеба Соломина» / YouTube

Коммуникабельность. Блогеру нужно уметь взаимодействовать с подписчиками, отвечать на комментарии и участвовать в обсуждениях. Это повышает лояльность аудитории, отмечает автор телеграм-блога «еврейка у микрофона» Виктория Рипа.

Настойчивость. Ведение блога подразумевает регулярное создание контента. «Нужно действовать по принципу „вижу цель, иду к ней“, даже когда лень», — говорит Виктория Рипа.

Терпение. Блог может вырасти быстро, например, если его автор тратит много ресурсов на продвижение или делает эксклюзивный контент, который волнует аудиторию. А может расти очень медленно, даже если креатор всё делает правильно. На старте нужно быть готовым к тому, что путь к становлению успешным блогером будет долгим, подчёркивает ютуб-блогер Вадим Бабешкин.

Первое видео Вадим Бабешкин опубликовал 10 лет назад. Сейчас его ролики стабильно набирают миллионы просмотров
Скриншот: Вадим Бабешкин / YouTube

Стрессоустойчивость. Ведение блога предполагает публичность, поэтому авторам надо быть готовыми среди прочего к нелестным отзывам или критике. Телеграм-блогер Виктория Рипа считает, что способность конструктивно воспринимать любые мнения и справляться с негативом помогает продолжать работу над блогом и развиваться.

Курс Skillbox для тех, кто не хочет тратить время на ошибки

Какие есть платформы для блогов

Площадок, на которых можно публиковать контент, много, и у каждой из них свои особенности. Мы разберём основные площадки, на которых много русскоязычных блогеров: Telegram, «Инстаграм»*, YouTube, «ВКонтакте», TikTok, «Дзен», TenChat, vc.ru и «Хабр».

Telegram. Блоги на этой площадке ведут в каналах. Основной формат контента здесь — тексты, но можно добавлять фото и видео, записывать голосовые сообщения и кружочки с видео.

В Telegram богатый выбор реакций, по которым блогер может судить о заинтересованности аудитории
Скриншот «Мамыкина явилась» / Telegram

В Telegram ведут блоги на любые темы. По данным TGStat, самая большая аудитория здесь у каналов про новости, юмор и развлечения, технологии, экономику, бизнес и стартапы, криптовалюты и путешествия.

Продвигают каналы в Telegram чаще всего платно — с помощью посевов в других каналах или рекламы в Telegram Ads. Также в мессенджере есть раздел с рекомендациями похожих каналов, но они приносят мало подписчиков.

«Инстаграм»*. Это социальная сеть с упором на визуальный контент: фото, видео, рилсы, сторис. «Инстаграм»* запретили в России в 2022 году, и часть аудитории оттуда ушла, но часть осталась.

Сторис — важный элемент блога в «Инстаграме»*. Их нужно публиковать регулярно, желательно больше пяти в сутки. Кроме того, нужно объединять серию сторис с помощью сторителлинга
Скриншот: margo.savchuk / «Инстаграм»*

Чаще всего в «Инстаграме»* ведут лайфстайл-блоги. Продвигаются блогеры и платно, за счёт покупки рекламы у других блогеров, и бесплатно. В социальной сети работают рекомендательные алгоритмы: они показывают контент тем, кому он потенциально может быть интересен.

YouTube. Основной формат контента здесь — длинные горизонтальные видео и короткие вертикальные ролики. С 25 июля 2024 года видеохостинг замедляют в России, но аудитория продолжает им пользоваться.

Короткие ролики, как правило, набирают больше просмотров, чем длинные
Скриншот Вера Вольт / YouTube

На YouTube популярны практически все темы и форматы — там снимают интервью, влоги, инструкции в формате «Как сделать», шоу, реакции, обзоры, прохождения игр. Аудиторию на YouTube набирают бесплатно за счёт системы рекомендаций, а также с помощью платного продвижения — рекламы у других блогеров.

«ВКонтакте». Блоги в этой соцсети ведут и на личных страницах, и в сообществах. Публикуют и текстовые посты, и посты с фото и видео, и горизонтальные и вертикальные ролики.

Помимо публикации контента, в сообществе удобно продавать свои продукты и услуги
Скриншот Yaratumi / «ВКонтакте»

Во «ВКонтакте» можно найти аудиторию практически под любую тему. Набирать подписчиков можно бесплатно с помощью рекомендательных алгоритмов, но здесь они работают хуже, чем на других названных площадках: слабо учитывают интересы пользователей и предлагают нерелевантный контент. Поэтому обычно блогеры прибегают и к платным методам продвижения — таргетированной рекламе и посевам.

TikTok. Единственный формат контента в соцсети — вертикальные ролики длиной до трёх минут. Российские пользователи с 2022 года не могут загружать туда ролики и устраивать прямые эфиры, но некоторые обходят эти ограничения и продолжают вести там блог.

Примеры видео в TikTok
Скриншот: TikTok

В TikTok снимают видео на любые темы. Набирать подписчиков там можно бесплатно благодаря попаданиям в рекомендации.

«Дзен». Это контентная площадка, на которой раньше публиковали только статьи. Сейчас там можно выкладывать и видео.

Статьи на бытовые и спорные темы собирают большое количество комментариев
Скриншот «Морена Морана» / «Дзен»

В «Дзене» популярны каналы про технологии, спорт, еду и готовку, отношения, здоровье и красоту. Чаще всего каналы там продвигают органически: материалы видят пользователи, которые могут ими заинтересоваться.

TenChat. Это соцсеть для деловых знакомств. Блоги здесь ведут в формате личных страниц. В соцсети можно публиковать тексты, фото и видео, но большая часть контента в ней — текстовые посты.

В ленте соцсети много постов-рекомендаций по интересам пользователя. С помощью такой механики можно увеличивать число подписчиков органически
Скриншот: TenChat

Лучше всего в TenChat «заходят» блоги про бизнес, управление персоналом, маркетинг, инвестиции и финансы. Аудиторию в соцсети набирают за счёт рекомендательных алгоритмов; платное размещение там — редкость.

Vc.ru. Vc.ru позиционирует себя как площадка для предпринимателей. В сообществе маркетологов принято считать аудиторию платформы токсичной. На vc.ru можно публиковать тексты, фото и видео, но основная часть контента — лонгриды, длинные статьи.

Под статьями, которые попадают на главную, часто много комментариев, причём не всегда позитивных
Скриншот «Зелёный великан» / vc.ru

Самые популярные темы на площадке — про развитие бизнеса, работу с персоналом, новости экономики и стартапов, релокацию. На vc.ru часто приходят не за подписчиками, а за охватом. Его получают бесплатно за счёт рекомендательных алгоритмов или платно, покупая показы.

«Хабр». Площадка позиционирует себя как сообщество IT-специалистов. Здесь, так же как на vc.ru, популярны длинные статьи — но можно публиковать и короткие заметки, фото и видео.

У статей на «Хабре» можно указать уровень сложности материала — простой, средний и сложный. Простые темы обычно набирают больше просмотров
Скриншот: Alex Gusev / «Хабр»

Популярные на «Хабре» темы — IT, технологии, digital; форматы — кейсы, инструкции, исследования. Материалы там получают показы бесплатно за счёт рекомендаций. Как и в случае с vc.ru, на площадку часто приходят не за подписчиками, а за охватом.

Начинающим блогерам лучше сосредоточиться на работе с одной площадкой, советует основатель PR-агентства «Таирова пиарит» и автор одноимённого телеграм-канала Елизавета Таирова. «При выборе основной площадки нужно ориентироваться на ёмкость темы и потенциальный охват аудитории, то есть выяснить, скольким людям будет интересно то, о чём вы планируете рассказывать», — отмечает Елизавета.

Потом, если у блогера будут ресурсы, можно развивать и другие площадки — либо самостоятельно, либо с помощью исполнителей. Обычно креаторы запускают блог на новой платформе, когда в основном блоге уже много подписчиков. Тогда лояльная аудитория может последовать за блогером и в другие места.

Как стать блогером: пошаговая инструкция

Начать вести свой блог можно в любой момент, просто публикуя посты, но системный подход повышает шансы на успех. Использовать системный подход — значит выбрать тему и формат, проанализировать конкурентов и целевую аудиторию, составить контент-план, подготовить оборудование и выделить бюджет на продвижение.

Выбрать тему и формат. Самое простое — выбрать в качестве темы хобби или работу.

Тема блога связана с хоббиТема блога связана с работой
Плюсы. Блог воспринимается как отдушина и место для рефлексии, а не как ещё одна работа. Много простора для творчества и самовыражения. Можно найти единомышленников.

Минусы. Придётся заниматься хобби постоянно, узнавать и пробовать что-то новое в этой области, постоянно расти. На это нужно тратить много времени, поэтому хобби может перестать нравиться.
Плюсы. Блог может стать портфолио и способом заявить о себе в индустрии. Он укрепляет личный бренд, благодаря чему можно повышать цены на свои услуги или товары. А ещё блог помогает искать клиентов.

Минусы. Блог может восприниматься как дополнительная работа — это может быть в тягость, если блогер мало отдыхает.

Также можно завести lifestyle-блог и совмещать темы хобби и работы.

CEO дизайн-бюро The Spot, клуба для дизайнеров «Дизайн солянка» и автор одноимённого телеграм-канала Елизавета Присяжнюк поделилась своим опытом выбора темы: «Я выбрала дизайн, потому что я арт-директор дизайн-студии и основатель клуба для дизайнеров. Мои бизнесы становятся основой для контента: я делюсь насущными проблемами и тем, что происходит в моей жизни, стараюсь, чтобы контент был полезен моим коллегам по цеху».

Обычно тема диктует формат. Например, если вы решите вести блог о дизайне, логично сделать упор на визуальный контент, а не писать лонгриды.

Проанализировать конкурентов и целевую аудиторию. Для анализа нужно собрать блоги вашей тематики на всех интересных вам площадках. Их анализ поможет понять, какие темы и форматы контента нравятся аудитории.

Вот на что стоит обратить внимание при анализе:

  • Какие посты собирают больше всего лайков, реакций, комментариев, а какие — меньше всего.
  • Как блогер преподносит информацию — опирается только на личный опыт или ссылается на исследования, а может быть, приглашает гостей.
  • Как блогер монетизирует свой контент, какие инструменты использует, как продаёт свои товары или услуги, если делает это.
  • О чём, кроме основной темы, блогер рассказывает.
  • Как быстро блогер вырос, какие инструменты могли ему в этом помочь.
  • Какие площадки блогер использует для публикации контента, как этот контент различается на разных площадках.

Собранную информацию можно хранить в Excel-таблице. К такой таблице удобно время от времени возвращаться, например, если наступает кризис идей.

Составить контент-план или рубрикатор будущих постов. В Telegram, в «Инстаграме»* и во «ВКонтакте» удобно вести рубрики — сегодня разборы, завтра обсуждение новостей, послезавтра эстетичные кадры. Такой подход к организации контента помогает автору придумывать темы для постов, а пользователю — ориентироваться в блоге.

Контент-план может быть подробным: в таком случае нужно расписать на каждый день темы поста или постов, формат, особенности наполнения. Он может быть и поверхностным: достаточно просто указать темы, которые хочется обсудить в ближайшее время.

Если контент-планы ассоциируются с чем-то громоздким и серьёзным или вы устали их составлять на работе, просто ведите заметки с идеями для постов. Идеи и темы важно записывать и где-то хранить, чтобы не забыть их.

Подготовить необходимое оборудование. Если вы будете писать посты, подойдёт любой компьютер или смартфон. Но если вы хотите создавать визуальный контент — делать фото или снимать видео, — понадобится дополнительное оборудование.

Вот что может пригодиться:

  • телефон с хорошей камерой или профессиональная камера;
  • дополнительные источники света, например LED-лампа;
  • петличный микрофон, если планируете снимать видео, особенно на природе или в людных местах;
  • штатив для смартфона или камеры;
  • программы для монтажа видео или редактирования фото.

На первых порах не обязательно покупать дорогую камеру — можно начать снимать на телефон. Но если есть возможность сразу позаботиться о качестве контента, лучше сделать это.

Завести страницу, начать публиковать контент. Начать — самое сложное. Часто отсутствие роста и коммуникации с аудиторией убивают весь азарт и мотивацию. Чтобы не столкнуться с этим на старте, пригласите стать первыми подписчиками своих друзей, родных или коллег и попросите их активно участвовать в жизни блога, давать обратную связь.

Выделить бюджет на продвижение. Это нужно, если вы планируете вести блог на площадках, где можно продвигаться с помощью платной рекламы, например, в Telegram или во «ВКонтакте». Для первых экспериментов с платным промо будет достаточно пары тысяч рублей в месяц.

Важно не сдаваться, не бросать блог при малейших неудачах, уверена PR-консультант SUR Agency Ольга Тагиева. Она приводит в пример историю Квентина Тарантино. В начале своего творческого пути режиссёр три года работал над фильмом на 16-миллиметровой плёнке, которую в итоге порезали на гитарные медиаторы. Тарантино был разочарован результатом, но позже осознал, что этот неудачный опыт многому его научил.

Как можно зарабатывать на блоге

Есть пять основных способов заработать на блоге: вступить в программу монетизации, продавать рекламу, принимать донаты, создать платную подписку, продавать свои продукты и услуги. Коротко расскажем о каждом.

Монетизация от площадок. У некоторых площадок для размещения контента есть программы монетизации: по ним площадки платят популярным авторам контента. Российским пользователям доступна монетизация в «Дзене» и во «ВКонтакте».

Обычно, чтобы подключиться к системе монетизации на площадке, нужно выполнить её условия. Например, набрать оговорённое число подписчиков или число просмотров материалов. После подключения площадка начнёт платить деньги: например, за просмотры контента.

Продажа рекламы. Блогер может продавать рекламные интеграции: размещать посты со ссылкой на рекламодателя, упоминать бренды, нативно интегрировать продукт в контент. Обычно блогеры сами устанавливают стоимость интеграции — берут фиксированную сумму за размещение.

Но есть и другой формат — участие в партнёрской программе. Блогер рекламирует продукт и получает деньги (фиксированную сумму или процент от стоимости заказа) каждый раз, когда этот продукт покупают по его ссылке.

Приём донатов. Донаты — это добровольные пожертвования. Аудитория таким образом поддерживает блогеров. Чтобы получать донаты, блогер размещает в блоге реквизиты или ссылку на страницу, на которой можно перевести ему деньги.

Чаще всего донаты собирают во время прямых эфиров — стримов. Также донаты могут собирать, приурочив это к определённой дате, — например, ко дню рождения блогера.

Платные подписки на дополнительный контент. Блогеры создают дополнительный контент и дают доступ к нему тем, кто оплатил подписку.

Чаще всего в России для этого используют сервис Boosty. Подробнее о нём можно прочитать в отдельной статье.

Продажа своих продуктов и услуг. Блогер может продавать свои продукты и услуги — например, курсы, косметику, мерч. Обычно продуктовая линейка блогера связана с темой его блога: например, редактор, который рассказывает о работе с текстами, может продавать индивидуальное обучение редактуре или курс по копирайтингу.

Когда можно монетизировать контент? Универсального ответа нет, считает PR-консультант SUR Agency Ольга Тагиева. У каждого свой путь: одни блогеры начинают зарабатывать, когда у них ещё нет и тысячи подписчиков, а другие — только когда набирают большую аудиторию.

Обычно чем больше аудитория, тем больше и стабильнее заработок.

Главное о том, как стать блогером, в 4 пунктах

  • Блогер — это человек, который регулярно и целенаправленно создаёт и публикует контент. Блогеру нужны насмотренность, способность анализировать контент, коммуникабельность, настойчивость, терпение и стрессоустойчивость.
  • Вести блог можно на разных площадках: в Telegram, «Инстаграме»*, на YouTube, во «ВКонтакте», в «Дзене», в TikTok, TenChat, на vc.ru, «Хабре». На старте блогер обычно выбирает одну площадку, а потом, когда на ней появляется аудитория, подключает другие.
  • Стать блогером можно в любой момент — просто начав публиковать посты. Но чтобы быстрее добиться успеха, можно использовать системный подход: сначала выбрать тему и формат, проанализировать конкурентов, составить контент-план, подготовить оборудование, выделить бюджет на продвижение блога.
  • Зарабатывать на блоге можно с помощью участия в программе монетизации, продажи рекламы, подписок или своих товаров и услуг, приёма донатов. Монетизировать блог можно в любой момент, универсального рецепта нет: некоторые начинают зарабатывать, не достигнув и тысячи подписчиков, некоторые — гораздо позже.

Как узнать больше о блогинге

  • Если вы только начинаете погружаться в тему, прочитайте статью о блогерах. Рассказали в ней, насколько перспективно развивать блог сейчас и на что блогеры на самом деле тратят своё время.
  • Некоторые блогеры не публикуют контент, а проводят стримы. В Skillbox Media есть статья о стримах: из неё вы узнаете, какое оборудование для них нужно и сколько на них можно заработать.
  • Стать блогером поможет курс Skillbox «Профессия Блогер». На нём рассказывают обо всех этапах создания контента, учат выбирать темы, снимать видео и продвигать блог.

Интересуетесь продвижением блогов? Прочитайте эти материалы Skillbox Media


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Блогер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована