Маркетинг
#статьи

Много нервов, два диктофона и свой Telegram-канал: как работают спортивные журналисты

Правила игры и лайфхаки для тех, кто решил развиваться в этой профессии.

Meery Mary для Skillbox Media

Закончился футбольный матч — болельщики расходятся, команды уходят в раздевалку. Для них событие завершилось, а вот для спортивного журналиста всё только начинается. Впереди как минимум полтора часа работы — пресс-конференции тренеров, пресс-подходы футболистов, охота на интересных спикеров у VIP-трибун.

Я работал корреспондентом спортивной редакции ТАСС больше года и в этой статье собрал свои знания и знания коллег о том, как проходят трудовые будни спортивного журналиста, а ещё поделюсь важными лайфхаками для начинающих «спортоведов».

Из статьи вы узнаете:


«Готов ли я жертвовать свободным временем?»

Перед тем как стать спортивным журналистом, задайте себе этот вопрос. Ведь у высокопрофессионального спортивного журналиста работа почти никогда не заканчивается — будь то выходной или отпуск на море. Неожиданный, но веский инфоповод может прилететь в любой момент — и ничего не поделаешь, придётся отрабатывать.

Владислав Жуков

Журналист Telesport, автор Telegram-канала о фигурном катании «Лапидарность»


Кадр: Telesport / YouTube

«Безусловно, всё зависит от вида спорта. Но в целом — если ты хочешь быть вовлечён в информационное пространство, то вынужден быть начеку 24/7. Ведь если ты что-то упустишь, потом будет непросто нагонять — таковы современные реалии конкуренции».


Не всякий инфоповод действительно причина подняться с кровати в два часа ночи. Но любая новость может получить интересное продолжение. Накидайте план действий, составьте список экспертов для комментария, и вам уже будет легче. Спортивный журналист всегда держит себя в тонусе. У него стоят уведомления от спортивных Telegram-каналов, а на ноутбуке закреплены вкладки с сайтами ведущих спортивных СМИ России и мира.

Ноутбук и диктофон — ваше всё!

Допустим, вышла молния — вам звонит руководитель и просит срочно узнать подробности и написать об этом текст. И отмазка «у меня ноутбука нет, неудобно с телефона» может не прокатить, если инфоповод действительно важный.

Фото: zhukovvvlad / Shutterstock

Ноутбук нужен не только в экстренных ситуациях, но и для отработки околоспортивных мероприятий: пресс-конференций, заседаний комитетов, открытых тренировок. Если по итогам мероприятия нужен полноценный текст, смартфоном не обойдёшься. Поэтому лучше таскать ноутбук с собой всегда, даже если у вас выходной.

Второй ваш постоянный спутник — это классический диктофон. Зачем он нужен, если в телефоне есть приложение для записи голоса? Телефон может разрядиться в неподходящий момент, и тогда в игру вступит олдскульный метод.

Важность запасного диктофона я осознал на личном опыте. В августе 2019 года редакция отправила меня в город Алексеевку в Белгородской области — там находилась исправительная колония №2, где отбывали наказание Павел Мамаев и Александр Кокорин. На входе в учреждение сотрудники полиции изъяли у нас все электронные девайсы, но разрешили оставить диктофоны. Если бы не он, я бы остался с носом, а точнее без интервью спортсменов и новостей.

Выйду в поле, разгуляюсь!

Спортивные мероприятия — это развлечения для зрителей. И такие события чаще всего проходят по выходным. Возьмём любой клубный вид спорта, например футбол. Выходные забиты российскими и европейскими матчами, причём они начинаются в разное время — но нужно успевать следить за всеми.

На матчах вы сможете добыть эксклюзивные комментарии спикеров, которые никогда не отвечают на телефонные звонки. К тому же вы устанавливаете контакты с пресс-службами, лично знакомитесь со спортсменами, здороваетесь за руку с руководителями клубов. Главное — не забывайте им представляться.

Секрет интересного репортажа — в деталях и эксклюзивах, из-за которых материал будут цитировать и ссылаться на него. Например, футболист во время матча получил травму и его унесли на носилках. Узнайте информацию об этом у пресс-службы. Если она её не даст, — спуститесь к выходу и проверьте, не увозят ли игрока на скорой.

Фото: Mikolaj Barbanell / Shutterstock

После матча «рядовые» журналисты обрабатывают информацию, полученную на пресс-конференциях и в микст-зонах.

А журналисты попроворнее идут к выходу с VIP-трибуны, где можно дождаться спикеров, которые не выступают на пресс-конференциях. Например, представителя руководства клуба. Подождав его на улице, возле выхода с сектора, вы сможете узнать полезную информацию или получить эксклюзивный комментарий из первых уст.

Но надо помнить, что в каждом виде спорта есть свой регламент общения действующих лиц соревнования с прессой. Например, в фигурном катании большой поток выступлений, поэтому приходится после каждого проката спускаться в микст-зону. Пропустив одного или двух фигуристов, вы окажетесь в проигрышном положении — ваши конкуренты узнают важную информацию, о которой вы прочитаете уже в СМИ. Запомните — промедление в нашей профессии стоит дорого.

Владислав Жуков

«Очень важно не отвлекаться и писать какие-то заготовки по ходу соревнований, чтобы к концу дня у тебя уже был скелет будущего материала. А иначе ты просто закопаешься и будешь сдавать тексты в шесть утра, как это бывало у меня. Весьма неудобно».

«Чисто по дружбе»

Выбрать правильный момент для общения со спортсменами — тоже искусство. Если они в плохом настроении после проигрыша, то лучше не задавать острых вопросов, иначе вы потеряете собеседника. В таких ситуациях стоит подавать информацию аккуратно и лучше заранее продумать формулировки.

Владислав Жуков

«Точно не стоит брать комментарии в свободной обстановке, в повседневной жизни. Если вы уже знакомы со спортсменом или тренером, можно просто пообщаться, и если он захочет тебе что-то рассказать, то расскажет. Но самому лучше не спрашивать, иначе ты просто потеряешь контакт с человеком. И, кстати, дружба тоже накладывает свой отпечаток. Я общаюсь с некоторыми спортсменами близко, и иногда бывает, что „чисто по дружбе“ не хочешь спрашивать о чём-то неудобном, а другой спросит и получит ответ. Так что знакомство не гарантирует успеха».

Тяжело ли общаться со спортсменами?

Принято считать, что их ораторские способности не блещут. Но ситуация меняется — и профессиональным спортсменам активно прививается культура общения со СМИ.

Владислав Жуков

«Каждый спортсмен знает, что он выходит в микст не просто покрасоваться. Он должен сказать что-то, хотя бы дежурные фразы. Есть те, кто этого не осознаёт, но таких немного. Конечно, некоторые спортсмены просто не любят прессу, такое бывает. Если говорить про соотношение „говорящих“ к „неговорящим“ (обозначим их условно так), то это 80 к 20».

Фото: alvarobueno / Shutterstock

Эти ваши телеграмы

Сегодня практически каждый спортивный журналист стремится к статусу инсайдера — журналиста, который получает информацию из источников, к которым нет доступа у широкой публики. Такая информация получается яркой, иногда противоречивой, что только на руку. Чтобы получать инсайды и делиться ими с читателями, спортивные журналисты годами накапливают собственную базу источников.

Андрей Панков

журналист «Чемпионата», автор Telegram-канала «Ловите инсайд»


Фото: страница Андрея Панкова в Instagram*

«Всегда говорю, что путь один — общаться с людьми и заводить контакты. Постоянно быть в тусовке, цепляться за людей, как по цепочке. Один источник цепляет второй, второй — третий и так далее. Я начинал именно таким образом».


«У инсайдерской медали две стороны. Главный плюс — осознание того, что ты знаешь больше, чем остальные 90% любителей спорта. Это очень крутое ощущение. Но главная опасность — не проверить информацию и опубликовать фейк», — отметил Панков.

Инсайдерскую информацию журналисты практически всегда публикуют в собственных Telegram-каналах. Там у них есть куда больше пространства для самовыражения и личного мнения. Ещё там можно публиковать материал, который не подходит под формат редакции.

Владислав Жуков

«Сейчас тренд на персонализацию, если можно так сказать. То есть некоторые статьи читают не потому, что это „Спорт-Экспресс“, а потому, что интересен определённый журналист и его мнение. Многие люди знают меня, но не знают, где я работаю».

Нервы, нервы и ещё раз нервы

Опираясь на написанное выше, можно сделать один вывод: спортивная журналистика — трудоёмкая и нервная работа с высокими требованиями. Поэтому начинающий специалист должен обладать такими личностными и профессиональными качествами:

  • спортивная эрудиция и любовь к спорту;
  • настойчивость и упёртость;
  • смелость (и никакого стеснения);
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • стойкость;
  • высокий уровень коммуникабельности;
  • креативность;
  • знание юридических основ;
  • стремление пополнять контакты;
  • знание основ SMM и интернет-трендов.

Обратите внимание на смелость. Любой опытный журналист вам подтвердит — лучше спросить и получить отказ, чем скромно промолчать. Но есть ещё более важные качества.

Владислав Жуков

«У тебя нет нормированного графика — это нелегко с моральной точки зрения. И прежде чем ты дорастёшь до какого-то статуса, пройдёт определённое время, за которое надо не сломаться психологически. В этой профессии лучше иметь крепкие нервы».


Как всё-таки не сломаться? Ваш спасательный круг — стрессоустойчивость. Если вы любую критику принимаете на свой счёт, то эта профессия не для вас.

Во-первых, далеко не все спикеры будут рады общению с вами. С первых дней работы нужно впитать эту аксиому. Во-вторых, спортивные журналисты — люди эмоциональные. И если вы слышите в редакции матерные диалоги, знайте — рабочий процесс идёт полным ходом.

Фото: Vlad1988 / Shutterstock

В один ряд со стрессоустойчивостью можно поставить и стойкость во всех смыслах слова. Иногда вам придётся стоять на улице по несколько часов — в мороз, в жару, в ливень. Нужно быть терпеливым, чтобы выдержать такое непростое испытание, в первую очередь с психологической точки зрения. Практически любая информация в спорте добывается нелёгким путём.

Конечно, в нашей профессии нужно быть коммуникабельным, и не только со спортсменами. Не забывайте общаться с коллегами. Они могут подстраховать и поделиться записью пресс-подхода. Если, конечно, вы тоже будете отзывчивым.

Напоследок стоит отметить, что главное в нашей профессии — любовь к спорту.

В противном случае писать о нём будет совсем не просто.

Глеб Чернявский

автор Sports.ru, ведущий видеоподкаста «Аналитика Глебчика»


Фото: страница Глеба Чернявского в Instagram*

«Я с детства люблю футбол и занимаюсь им. Это моя жизнь. Если вам не нравится спорт, то вы долго здесь не продержитесь».

И всё-таки мы вместе ⚽❤

Хотя спортивная журналистика и непростая профессия, она открывает большие возможности и дарит неповторимые ощущения. Одна из главных плюшек — это знакомство с известными спортсменами и спортивными деятелями России и мира. На первых порах вы будете с непривычки часто удивляться: вчера видели Валерия Карпина по телевизору, а сегодня задаёте ему вопрос на пресс-конференции или даже лично.

Глеб Чернявский

«Общение с футболистами и тренерами — одна из причин, почему я так люблю свою работу. Вы получаете доступ к тем, кто недоступен для большинства».


Автор этой статьи Тимофей с футболистами Алексеем и Антоном Миранчуками

Ещё один плюс — это командировки. Вы побываете в удивительных местах и увидите разных людей, заведёте интересные знакомства. Лично у меня лучшим путешествием стала поездка на матч сборной России в Сан-Марино. А во время командировки в Лейпциг я лично пообщался с тренером Юлианом Нагельсманном, который толерантно отнёсся к моему корявому немецкому и провёл со мной хоть и не продолжительную, но увлекательную беседу тет-а-тет.

Ещё один крутой бонус — вы всегда будете первым в центре событий и сможете формировать инфополе. Именно от вас зависит, какую информацию и в каком виде получат читатели. Вас будут обсуждать, на ваше мнение будут опираться тысячи людей и делиться им друг с другом.

Глеб Чернявский

«Лично мною движет желание, чтобы мой контент видели, комментировали его и давали по нему обратную связь. Это своего рода тщеславие, если хотите, многие журналисты имеют эту черту. А когда тебе ещё и платят за твоё любимое дело — так ещё лучше».


Опубликованный материал — вот тоже невероятный кайф. Вы чувствуете журналистское удовлетворение от проделанной работы и поэтому хотите писать ещё. «Любой мой текст или видеоматериал вдохновляет меня на дальнейшую работу. Текстов уже может быть очень много, но это всё равно двигает меня вперёд. Каждый, даже локальный, успех меня радует», — добавил Чернявский.

Помимо этого, спортивная журналистика дарит вам серьёзную школу жизни. Вы научитесь генерировать крутые идеи, мыслить в крупных масштабах и совсем не будете бояться трудностей.

Автор статьи Тимофей с футболистом Георгием Джикией. Фото: личный архив Тимофея Нежданова

Я готов! Куда идти?

Вы решили, что обладаете качествами трушного спортивного журналиста, но почти не нашли вакансий в интернете. Как всё-таки устроиться?

Самый надёжный способ — выучиться на журналиста и искать работу по специальности. Вакансии, возможно, вам будет предлагать ваш университет. Но что делать тем, кто не получил специального образования?

Многие редакции постоянно находятся в поиске стажёров. Скорее всего, придётся начинать с бесплатного или малооплачиваемого труда, но по-другому не бывает. Составьте резюме, подготовьте шаблон письма и пишите всем редакциям, которые вы знаете.

Но не стоит забывать и о сайтах по поиску работы. Я в своё время случайно наткнулся на позицию стажёра в спортивной редакции ТАСС, и так начался мой путь в спортивной журналистике.

Больших денег сразу не будет. Делая первые шаги, вы будете получать от 20 до 30 тысяч рублей в месяц — как и во многих других сферах. Но если вы будете себя показывать, с ответственностью относиться к делу — ваш доход в скором может возрасти до 60–70 тысяч рублей в месяц. Также к этому моменту вы можете создать собственный проект, который тоже будет приносить вам деньги.

Глеб Чернявский

«Раньше денег в этой отрасли журналистики было мало, но сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Во многом на это повлияли букмекеры, которые активно стали вкладываться в спортивные медиа».


Будьте смелыми, любите спорт, проявляйте инициативу и креативность — и успех в спортивной журналистике вам гарантирован!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована