Маркетинг
#Мнения

Как работать на маркетплейсе и не выгорать: 5 советов селлерам

Спросили у предпринимателя и у сотрудника маркетплейса, как организовать свой график, чтобы не перерабатывать и меньше стрессовать.

Кадр: фильм «Страховщик» / Green Moon

СОВЕТАМИ ПОДЕЛИЛАСЬ

Ксения Прохорова

Руководитель направления технологических партнёров в «Мегамаркете».

Часто работа с маркетплейсами кажется обманчиво простой: селлеру нужно закупить товары, а привлечение покупателей, хранение и доставку заказов возьмёт на себя площадка. На самом деле в этой работе много нюансов, а забот у селлера ничуть не меньше, чем у других предпринимателей.

Многие новички на маркетплейсах увязают в рутинных задачах и быстро выгорают. Мы поговорили с руководителем направления технологических партнёров в «Мегамаркете» о том, как соблюдать work-life balance. В материале вы найдёте советы:

Настройте процессы внутри команды

Как правило, постепенно команда селлера растёт. Важно организовать её работу так, чтобы сотрудники были взаимозаменяемы и занимались текучкой. Тогда вы, как руководитель, сможете выделить время для управленческих задач или личных дел.

Вот несколько советов по настройке процессов:

Составьте должностные инструкции. Каждый сотрудник будет знать, чем должен заниматься, и сможет при необходимости подменить коллегу. В любой команде случаются больничные и отпуска.

Составьте графики работы. Во-первых, чтобы менеджеры менялись задачами, например, каждую неделю и могли выполнять любую работу. Во-вторых, чтобы в выходные дни один из них дежурил — например, следил за остатками, отвечал на вопросы покупателей.

Следите за загруженностью команды. Количество сотрудников должно расти пропорционально развитию бизнеса, обороту, числу SKU — иначе сотрудники будут перерабатывать.

Автоматизируйте процессы. Оптимизировать работу команды помогают разные программы — например, сервисы, которые планируют расход позиций. Благодаря им можно заранее заказать недостающие товары и подготовиться к продаже.

Отслеживайте статистику. Благодаря этому вы будете понимать, что нужно изменить в процессах. Установите понятные для вас и команды KPI и анализируйте все площадки, с которыми работаете.

Некоторые метрики нужно отслеживать ежедневно: оборот, доходность, активные SKU, товарные остатки в днях. Есть показатели, которые нужно мониторить реже, например раз в неделю или месяц. Это могут быть потери продаж из-за того, что товар закончился на складе, анализ топовых и завершающих жизненный цикл позиций, индекс цен и другие.

Составляйте для себя разумный график

Сверхработа и форс-мажоры при работе на маркетплейсах абсолютно нормальны. Чтобы они не выбивали вас из колеи, важно не поддаваться панике и действовать последовательно: составить график и следовать ему. Вот несколько советов, которые помогут в этом.

Делегируйте. Доверить кому-то важную задачу сложно, но брать всё на себя тоже не вариант: вы точно что-то забудете и не успеете. Учитесь делегировать — это экономит время и воспитывает в сотрудниках ответственность.

Даже если вы пока работаете самостоятельно, разгрузить график тоже можно. Маркетплейсы предоставляют услуги персональных менеджеров, которые берут на себя большую часть маркетинговых мероприятий. Они напоминают об акциях, помогают в анализе целевой аудитории и продвижении товаров. Если такого менеджера у вас пока нет, можно обратиться к специализированным компаниям — они возьмут на себя операционную работу.

Ставьте напоминания. Не держите информацию в голове: поставьте уведомления в специальном приложении, занесите задачи в календарь или в ежедневник. Если у вас есть чёткий дедлайн, попробуйте поставить несколько будильников — например, за четыре часа до выполнения, за два часа и за один час, — чтобы держать себя в тонусе и не прокрастинировать.

Общайтесь с сотрудниками. Планёрки с командой должны войти в привычку. Они помогают держать руку на пульсе и вовремя корректировать рабочие процессы, а значит, не перерабатывать из-за накопившихся проблем.

Планируйте нагрузку на сезон повышенного спроса

Важно хорошо ориентироваться в пиках продаж своих товаров, чтобы спланировать периоды интенсивной работы, такие как «чёрная пятница». Например, если дополнительные отгрузки на складе совпали с выходными, узнавайте у менеджеров, готовы ли они в обмен на отгул в будние дни выйти на смену внепланово.

Есть периоды, когда у команды, наоборот, совсем нет задач. В это время стоит уделить внимание объёмной стратегической работе, на которую в сезон не хватает времени. Это могут быть ревизии на складах, переговоры с поставщиками о пересмотре условий или подбор нового ассортимента.

При разработке стратегии на грядущий сезон нелишним будет ознакомиться с данными о товарных категориях. В этом помогут специализированные сервисы и материалы исследовательских агентств вроде Nielsen, GfK и Data Insight. Благодаря данным можно предположить, какие категории товаров будут пользоваться спросом, и координировать закупки или производство.

«В мебельном бизнесе сезонность особенно заметна. С мая по июль продаж мало, сотрудники могут расслабиться и, например, запросто отпроситься на день. А я, наоборот, очень много работаю в это время и занимаюсь глобальными задачами. В сезон же мы сосредоточены исключительно на поставках и клиентах: сотрудники делают, а я контролирую».

Антон Первушкин,
основатель компании по производству мебели Frenesie

Страхуйте бизнес от форс-мажоров, связанных с маркетплейсом

Иногда площадки меняют правила оформления карточек товаров, условия хранения заказов на складах или доставки. Это вынуждает селлера срочно реорганизовывать весь процесс работы, приводит к дополнительному стрессу и потере прибыли.

«В 2022 году, когда я только начинал работать на маркетплейсе, площадка объявила, что со следующей недели склад не принимает продукцию больше 80 сантиметров по самой длинной стороне. А это 99% моего товара. Эта ситуация подвигла меня выйти на другие маркетплейсы, чтобы диверсифицировать продажи и минимизировать риски. Кстати, схемы работы тоже важно иметь разные, самая надёжная в случае продажи крупногабаритных товаров — FBS».

Антон Первушкин

Чтобы снизить риски и избавить себя от лишнего стресса, торгуйте сразу на нескольких площадках: так у вас будет не один канал продаж, а несколько. Если ваши бизнес-процессы позволяют хранить и доставлять товар разными способами, то пользуйтесь этим — в рамках работы с одним маркетплейсом или сразу с несколькими. Если с одной площадкой или схемой доставки что-то случится, у вас будут запасные варианты.

Например, при продаже мебели на мультикатегорийных площадках селлеры обычно используют форматы FBS (доставка маркетплейсом) или DBS (доставка продавцом). Рассмотрите также возможность работать по схеме C&C, то есть хранить товар и выдавать его прямо в магазине.

Заботьтесь о себе и планируйте отдых

Банальный совет, который есть в любой статье о work-life balance и при этом работает: заботьтесь о себе. Не забывайте о физической активности, планируйте выходные и уделяйте время хобби.

Занимайтесь физической активностью. У ВОЗ полно доказательств того, что физическая активность улучшает самочувствие, поддерживает здоровье сердца, мозга и организма в целом.

Понятно, что не каждый предприниматель может ежедневно уделять время спорту. Тут важно наладить режим и заниматься хотя бы от двух до пяти часов в неделю. Секрет в том, чтобы найти занятие по душе, — тогда вы не будете заставлять себя, а бонусом получите прилив энергии и свежих идей.

«Я, например, регулярно хожу в тренажёрный зал. После утренней тренировки и идеи хорошие, и мысли и свежие, и работается легко. Ещё у нас с друзьями уже более трёх лет есть традиция: каждый четверг мы всей компанией ходим в баню. Это просто встречи, где можно расслабиться, пообщаться, посмеяться».

Антон Первушкин

Планируйте выходные. При составлении расписания на неделю сначала внесите в него свои выходные или дела на вечера после работы. Это может быть, например, концерт, встреча с друзьями или поездка на дачу. Только после этого заполняйте календарь рабочими задачами — это убережёт вас от переработок.

Отпуск тоже нужно включать в расписание. Предприниматели ходят в него редко, именно поэтому важно проводить его как следует. Лучше выбирать места с минимальным доступом к сети. Когда берёшь отпуск и остаёшься на связи в рабочих чатах, не получается полностью переключиться и отвлечься.

«Для меня важно планировать отдых и проводить время активно. Иногда, просидев весь день дома, я ловлю себя на мысли, что вообще не отдохнул. Поэтому в выходные мы с женой и друзьями регулярно организовываем вылазки».

Антон Первушкин

Уделяйте время хобби. Это ещё один способ переключиться на другую деятельность и запустить генерацию творческих идей для основной работы. Помните, что вам не обязательно становиться профи в деле, которое вы выбрали в качестве хобби. Главное, чтобы оно приносило вам удовольствие и не доставляло лишней головной боли.

Редакция «Маркетинг» Skillbox Media рекомендует

Как узнать больше о работе на маркетплейсах

  • Если вы хотите последовать совету из статьи и работать сразу на нескольких площадках, прочитайте этот гайд. В нём мы рассказали, что можно делать одновременно для нескольких маркетплейсов, а какие задачи лучше не объединять.
  • Для тех, кто хочет избавиться от рутинных задач вроде заполнения карточек товаров, у нас есть обзор четырёх нейросетей. С их помощью можно генерировать изображения и тексты для карточек на маркетплейсах.
  • Если вы планируете выйти на маркетплейс, обратите внимание на курс Skillbox «Быстрый старт на маркетплейсах». На нём учат анализировать рынок, назначать выгодную цену на товары, разрабатывать стратегию продвижения и делать многое другое.

Больше материалов Skillbox Media о маркетплейсах

Научитесь: Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована