Из новичков — в эксперты Skillbox: 6 вдохновляющих историй о карьере в SMM
Спикеры Skillbox рассказали, как они приняли решение стартовать в SMM, с чего начинали и как строили карьеру.
Иллюстрация: Canva Studio / Pexels / freepik / Colowgee для Skillbox Media
Эксперты Skillbox — специалисты с топовыми должностями, своими каналами, богатым опытом в диджитале. Когда видишь рядом с именами названия известных компаний и мощные кейсы, не понимаешь, как вообще возможно пройти такой карьерный путь. Особенно если ты новичок в SMM или только присматриваешься к этой сфере. Но все специалисты начинали с нуля.
Рассказываем, как начинали эксперты в SMM, которые обучают на курсе «SMM-специалист с нуля». В подборке — шесть историй.
Из полицейских — в руководители отдела в агентстве: история Анны Юрковой
У Анны больше пяти лет в SMM. До этого Анна работала в полиции, примерила на себя роль продажника, уходила в декрет и развивалась самостоятельно как фрилансер. Сейчас она руководит направлением в диджитал-агентстве и проектными командами.
Анна Юркова
Руководитель отдела личных брендов в InstFormation, куратор рабочей группы в ARDA.
— До SMM я работала в полиции в другой стране. Работа была непростая — могла по двое суток не спать. Потом познакомилась с мужем и переехала в Россию. Тут и начались поиски новых способов самореализации.
Мой диплом о высшем образовании в России не котируется, да и сфера деятельности специфическая — уголовно-правовые дисциплины. Пробовала себя в качестве менеджера по продажам, а в далёком 2015 году вела паблик о хендмейде во «ВКонтакте». Собрала сообщество мастериц, чтобы развиваться вместе, но идея не «выстрелила».
Писала тексты, курсовые и рефераты на заказ. Это были мои первые шаги во фрилансе, но тексты давались нелегко.
С «Инстаграмом»* меня свёл декрет. Я общалась в приложении для беременных с другими будущими мамами, и в какой-то момент мы решили подписаться на друг друга в этой соцсети. Так я впервые завела аккаунт.
В этой соцсети я наткнулась на креативный конкурс от онлайн-школы, где можно было выиграть обучение по SMM. Я выполнила творческое задание и… выиграла: бесплатно получила профессию «Менеджер аккаунта в „Инстаграме“»*. Тогда эта профессия только появилась. Для меня было привычно работать с большими объёмами информации и выдвигать гипотезы. И мне нравилось, что в SMM много творчества.
После окончания курса я стала предлагать свои услуги: оформление экспертного профиля в соцсети, разбор аккаунтов. Я сама писала потенциальным клиентам и предлагала сотрудничество. Так я нашла первого клиента — психолога. Я вела для неё аккаунт в «Инстаграме»*. Через три месяца клиентка даже оплатила мне обучение таргетингу. Параллельно я нашла ещё двух постоянных клиентов.
В 2020 году мой клиент порекомендовал меня руководителю SMM-агентства, в котором я работаю по сей день. Мои обязанности с каждым годом выходили всё дальше за пределы «Инстаграма»*, да и я не останавливалась и училась работать с новыми инструментами. Я уже на практике поняла, что мне больше нравятся проекты, связанные с личным брендом.
Сейчас я руководитель отдела личных брендов в агентстве InstFormation. Отвечаю за все проекты этого направления — от продажи услуг агентства до контроля проектных команд, выполнения КPI и соблюдения сроков. Выступаю в качестве спикера по теме продвижения в соцсетях. При этом я и сама веду проекты как проектный менеджер, а ещё создаю продукты для агентства.
В SMM — вместо теоретической физики: история Марии Французовой
У Марии семь лет опыта в SMM. Она начала изучать маркетинг ещё в университете и благодаря своей активности быстро попала на работу в агентство, откуда её успешно «схантили» в другую компанию. Уходила работать на себя и возвращалась в наём. Сейчас отвечает за SMM в компании и руководит десятками сотрудников.
Мария Французова
Руководитель направления SMM в Demis Group.
— Я планировала поступать на теоретическую физику, так как углублённо изучала её в школе. Но меня всегда привлекали и гуманитарные направления. В итоге чаша весов качнулась в сторону менеджмента.
К третьему курсу мне стал интересен маркетинг, и, когда нас распределяли в группы, я выбрала максимально близкое — менеджмент в СМИ. Я старалась не сидеть на месте и параллельно с учёбой организовывала крупные мероприятия в вузе.
Перед самым поступлением в магистратуру я пришла на работу в диджитал-агентство к ребятам со старших курсов — им нравилось, как я справлялась с мероприятиями.
В агентстве я занималась нетипичными задачами — например, работала с LinkedIn, о котором тогда особо никто не знал. Через несколько лет меня «схантил» клиент, который пришёл в агентство за услугами. Я приехала на собеседование с целым списком идей, как улучшить соцсети моего потенциального работодателя. Думаю, что благодаря инициативности и рекомендациям меня и взяли.
Спустя год я ушла из компании. А через два месяца, после продолжительного отпуска, разослала знакомым сообщения с предложениями поработать. Ко мне пришли предприниматели с небольшими бизнесами. Они хотели, чтобы я помогла в продвижении, создании стратегий, давала консультации, закрывала мелкие задачи — настраивала таргет, писала тексты для постов.
Три года я провела в свободном плавании. Передо мной стоял выбор — стать узкопрофильным специалистом, открыть своё агентство или вернуться в наём. Узкопрофильным специалистом я себя не видела и к собственному агентству была не готова. В итоге вернулась в наём в Demis Group. У меня нет стереотипов, что «работать на дядю» плохо. Я была рада вернуться в «тусовку», быть в команде и снова работать с крупными клиентами.
Когда я проявила себя как проектный менеджер, у меня получилось стать руководителем одного из отделов SMM — за отделом числилось 20 проектов. Спустя некоторое время все три SMM-отдела компании объединили. В итоге сейчас я руковожу целым блоком с командой примерно в 50 человек и 40 проектами. Применяю свои менеджерские навыки и знания в SMM.
Занимался SMM ещё в университете: история Фёдора Жукова
Фёдор Жуков больше 10 лет работает с соцсетями и имеет более 100 проектов в портфолио. Но начинал он ещё в университете — был стажёром в агентстве, а потом дошёл до руководящих должностей. В итоге Фёдор выступает как спикер на масштабных диджитал-мероприятиях, имеет опыт руководства командой SMM и сейчас курирует работу группы соцсетей в агентстве Hate.
Фёдор Жуков
SMM Group Head в Hate Agency, спикер российского общества «Знание».
— После школы я поступил на экономический факультет МГУ, направление «Менеджмент». На втором курсе писал курсовую по теме «Социальные сети как инструмент современного маркетинга». Это был 2012 год, уже начинала расти популярность запрещённого сейчас «Инстаграма»*. Диплом я тоже писал про соцсети.
Летом, между третьим и четвёртым курсом, я пошёл в агентство Paper Planes на бесплатную стажировку. Там я выполнял несложные задачи, но при этом много занимался посевами. Находил подходящие паблики, договаривался с ними, переводил деньги, контролировал выход размещений. Погружался в аналитику, собирал отчёты.
На четвёртом курсе я перешёл на фриланс и занялся контентом. Создавал группы, писал посты, добавлял туда фотографии и видео. Пробовал делать что-то с рекламой во «ВКонтакте». Первые заказы на фрилансе искал по знакомым и на HeadHunter.
После вуза я работал SMM-специалистом junior-уровня. Я писал тексты, готовил визуал, делал рекламные размещения. Постепенно я дорос до руководителя и начал сам нанимать специалистов. Поработав в агентстве i-Media два года и получив опыт работы в SMM Минздрава Московской области, я перешёл в агентство Sidorin Lab. Там я больше занимался проектным менеджментом, поэтому довольно быстро взял на себя роль руководителя направления SMM.
Из-за пандемии с работой стало тяжелее. Однако меня стали приглашать выступить, что-то рассказать. Я бесплатно выступал как спикер, а со временем начал на этом зарабатывать. При этом всегда совмещал с основной деятельностью, делился кейсами компании — так, работая в Kokoc Group, привлекал внимание к услугам по продвижению, которые она предлагает. Сейчас продолжаю этим заниматься в агентстве Hate, где мы делаем крутые проекты. За это время побыл лектором, спикером в разных компаниях и онлайн-школах: конечно, в Skillbox, ещё в «Деловой среде» «Сбера», Российском обществе «Знание», МГУ имени М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и других образовательных проектах.
Планирую всё больше осваивать другие диджитал-направления. SMM становится сложнее, потому что всё труднее бороться за внимание аудитории. Появляются новые инструменты. Нужно учиться не замыкаться в соцсетях, а «догонять» аудиторию и на других площадках.
В SMM из журналистики: история Анастасии Клинковой
Анастасия Клинкова четыре года проработала в SMM и ещё больше — в СМИ. Она начала с журфака, практиковалась в известном журнале и работала на радио. А потом изучила SMM и ушла писать коммерческие тексты в агентстве. Сейчас отвечает за все тексты агентства и помогает другим копирайтерам в работе.
Анастасия Клинкова
Старший копирайтер в InstFormation.
— Ещё в школе я понимала, что хочу получить творческую профессию. Моим любимым предметом была литература. Я с детства любила читать, сочинять стихи, что-то писала. Решила, что буду готовиться к журфаку.
Поступила в РУДН и на первом курсе проходила практику в журнале «Yes!». По стечению обстоятельств главредом в журнале была выпускница нашего университета. И я написала ей письмо, где сообщила, что тоже учусь в РУДН и хочу на практику. Меня пригласили.
Как стажёр я помогала с делами вроде разбора архива, писем, даже баночек с косметикой. Где-то полгода я так проработала. Позже «Yes!» стал онлайн-изданием, а я нашла новые подработки и ушла.
Моя знакомая работала на радио и пригласила меня на практику. Я попала в референтский отдел радиостанции «Эхо Москвы». Работать было тяжело — смены начинались рано, нужно было далеко ехать, сама работа стрессовая. Со временем я поняла, что не готова работать в таком режиме долго, и ушла.
В тот момент моя научная руководительница в магистратуре вела предметы, связанные с маркетингом. Я её послушала и подумала, что мне стоит это попробовать. Поступила на отделение SMM на факультете маркетинга в Плехановском университете. На курсе я поняла, что таргетинг и дизайн — однозначно не моё. Остался копирайтинг. Попробовала, мне понравилось.
В чате кураторов курса агентство InstFormation искало стажёров — я откликнулась и пошла работать. Стажировка была бесплатная, но через месяц меня взяли на работу. Мне помогло то, что у меня уже был опыт работы с текстами и я хорошо показала себя во время стажировки. Агентство было молодое, и меня взяли как третьего копирайтера, но так случилось, что я осталась одна. Научилась писать тексты разных форматов в экстренном режиме.
Сейчас я старший копирайтер — ко мне обращаются стажёры и новые копирайтеры, когда им нужна помощь. Кроме того, на мне креаторские функции. Это значит, что я не только пишу тексты, но и создаю презентации, продумываю ToV (tone of voice — голос бренда), вношу предложения в SMM-стратегии.
Из продаж — в SMM: история Валерии Кудяшевой
В SMM Валерия пришла полтора года назад, а до этого много лет работала в продажах. Валерия совмещала работу в продажах с декретом и изучением SMM, составляла стратегии и готовилась к тендерам. Теперь она привлекает клиентов и подписчиков для клиентов с помощью блогеров, а работает преимущественно с Telegram.
Валерия Кудяшева
Менеджер по работе с блогерами в i-Media.
— У меня банковское образование, около 2–3 лет я работала в банке. Доросла до старшего специалиста. Потом поработала в продажах в разных сферах. Работала в «Спортмастере», в автомобильном бизнесе, в итальянском бренде одежды.
Сначала была просто продавцом выходного дня, а потом стала администратором магазина. График был ненормированный — приходилось оставаться вечерами, закрывать магазин.
В продажах мне не хватало роста и возможностей, я стала терять к ним интерес.
Ушла в декрет, совмещала с работой в продажах в выходные. Начался карантин, и я поняла, что возвращаться в продажи не хочу — в таком графике работать тяжело. Ребёнок растёт, нужно ходить в садик и оставаться дома, когда ребёнок болеет. Я стала задумываться об удалённой работе.
Случайно наткнулась на отзывы об одной онлайн-школе. Решила записаться на учёбу. Мне захотелось учиться SMM, а не отдельно, например, копирайтингу или настройке таргета. Так можно было больше узнать о сфере, а уже потом выбрать специализацию.
Во время учёбы у меня была практика. Я вела проект, связанный с психологией. В мои задачи входило оформлять и наполнять страницы в соцсетях, иногда настраивать таргетированную рекламу на подписчиков. Посты я не писала — мне это всегда тяжело давалось. Это была работа на неполный день — делала её вечерами после основной.
Параллельно начала составлять резюме и собирать портфолио. Откликалась на вакансии компаний, которые меня интересовали и в которых были позиции для новичков. Однажды я получила ответ от агентства i-Media: меня пригласили на должность младшего SMM-специалиста.
Я создавала и публиковала посты, вела 2–3 проекта. Писала тексты, корректировала, публиковала, отвечала на комментарии. Потихоньку меня учили составлять небольшие SMM-стратегии для проектов. Было всё и сразу. Нужно было быстро погружаться, разбираться в проекте, создавать контент-план и рубрикатор.
В компании произошли изменения, и мне передали работу с Telegram и сотрудничество с блогерами. Это направление мне понравилось больше — так что занимаюсь им.
Я подбираю каналы по запросу клиента, составляю медиаплан, делаю прогнозы. Для этого я созваниваюсь с клиентами, рассказываю им о возможностях Telegram и Telegram Ads, о том, как работает реклама через блогеров.
Получается, я снова занимаюсь продажами. Но в SMM продажи мне нравятся больше, потому что здесь нужно разрабатывать гипотезы, тестировать их, подбирать решения, позволяющие привлечь внимание аудитории.
В SMM — с завода: история Владислава Малыхина
Увлечение мемами привело Владислава к работе с креативом и соцсетями, и сейчас он диджитал-специалист с многолетним опытом. Начал с диплома по маркетингу в университете, а после окончания учёбы ушёл в продажи. Благодаря успешным продажам попал на работу в медиа и IT, совмещал несколько направлений. Сейчас работает креатором, помогает развивать подкаст и ведёт крупные телеграм-каналы.
Владислав Малыхин
Креатор в «Самолёте», владелец каналов Unos Memes и «Зашкваркетинг».
— Я учился на «Мировой экономике» в Воронежском государственном университете. Но в процессе понял, что экономика мне не близка, и уговорил кафедру, чтобы мне дали писать диплом по маркетингу.
В универе я создал телеграм-канал Unos Memes — я устал отправлять одногруппникам мемы в личку и решил запустить канал. Помимо мемов, я любил находить смешные баннеры и маркетинговые факапы — и друг посоветовал создать для этого отдельный канал. Так появился «Зашкваркетинг».
С первого курса я подрабатывал. Работал супервайзером в ивент-агентстве, каждый сезон переобувал машины в шиномонтаже у отца или вообще таксовал. Каналы тогда не приносили денег, а подписчиков я привлекал с помощью бесплатного взаимного пиара и репостов. Первые деньги благодаря каналу я заработал только через год после создания, это было около 150 рублей за рекламу.
После универа я на месяц съездил на военные сборы, а потом устроился менеджером по продажам на завод металлообработки. Я хотел в продажи, потому что мне это с детства нравилось — я любил общение и «втюхивать» одноклассникам какие-нибудь игры на телефон за небольшие деньги.
Когда я уже работал на заводе продажником, меня позвали в медиапроект для программистов — им нужен был сейлз. А в 2019 году я стал продавать рекламу в подкасте Zavtracast, совмещая это с основной работой.
На заводе начались проблемы с деньгами, нас из офиса в центре города перевели на сам завод, и мне надоело ездить за 30 километров от города каждый день. Так что я уволился. В медиа тоже начались проблемы, я сделал там хорошую выручку и предложил разойтись «на пике». Параллельно началась пандемия. В итоге я ушёл на фриланс — совмещал работу с каналами, подкастом и помогал с продажами на фрилансе. Но мне всегда нравилось иметь «основную» работу — не хотелось жить только на деньги с канала, так что я стал пробовать откликаться на вакансии.
Чуть-чуть поработал маркетологом в агентстве, потом работал инфлюенс-менеджером в Puzzle English и параллельно фрилансил для других EdTech-компаний. В какой-то момент Skillbox пригласил меня записать курс по Telegram, и вышло очень круто. Потом меня позвали в диджитал-агентство — я ему продал рекламу в канале и скинул своё резюме инфлюенс-менеджера. Мне предложили стать не инфлюенс-менеджером, а креатором. Спустя год и пару месяцев я оттуда ушёл — стало неинтересно, были странные заказы и задачи.
Отдохнув какое-то время, я нашёл классную вакансию креатора в группе компаний «Самолёт», и меня наняли. Сейчас я могу взять задачи нейминга, разработки позиционирования, посылов, спецпроекта с любым продуктом. Планирую в ближайшие годы развивать свою карьеру в этой компании.