Депутаты Государственной думы РФ приняли во втором и третьем чтениях закон о запрете рекламы на информационных ресурсах организаций, признанных в России нежелательными или экстремистскими. К числу таких ресурсов относятся, например, «Инстаграм»* и «Фейсбук»*.
Разбираемся, как будет работать закон и что о нём думают участники рынка.
Как будет работать закон о запрете рекламы на заблокированных ресурсах
Согласно новому закону, нельзя размещать рекламу:
- на ресурсах иностранных или международных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории России;
- на ресурсах общественных или религиозных объединений и других организаций, ликвидированных или запрещённых по решению суда;
- на ресурсах, заблокированных на территории России в соответствии с законодательством.
В течение 14 дней закон должен подписать президент РФ. Новые нормы вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Ответственность за нарушение запрета пока не установлена. Член комитета Госдумы по безопасности Андрей Альшевских в разговоре с RTVI предположил, что поправки в КоАП о штрафах примут «в ближайшее время». Кроме того, пока неизвестно, как будут находить нарушения.
Что о законе думают участники рынка
Мы поговорили с управляющим партнёром инвестиционного бутика AD2X Виталием Герко. Вот что он сказал:
«Эту инициативу, скорее всего, нужно считать формальным закреплением текущего положения на рынке. Со времени блокировки запрещённых соцсетей существенная доля рекламодателей уже успела перераспределить свои бюджеты в пользу других каналов, таких как Telegram или „ВКонтакте“.
Но значительная часть аудитории по-прежнему использует „Инстаграм“* и YouTube. Поэтому говорить о полном переходе пользователей на альтернативные площадки вроде „VK Видео“ или Rutube пока не приходится. Это приводит к тому, что часть рекламодателей и блогеров остаются в так называемой серой зоне.
Пока открытым остаётся вопрос о том, как будет организован надзор за исполнением этого закона. Исполнительная база для него ещё не готова. С другой стороны, закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года — у государства есть время на подготовку соответствующих механизмов. Когда введут механизм контроля и штрафы, скорее всего, мы увидим дальнейшее постепенное перераспределение рекламных бюджетов в сторону официально разрешённых соцсетей.
Не следует забывать и о существовании других видов размещения рекламы, например через интеграцию продуктов (product placement). Нет оснований полагать, что таких подходов станет меньше. Всё будет зависеть от креативности рекламодателей».
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».