Скидки до 60% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Маркетинг
#статьи

GEO — единственный шанс выжить в эпоху ИИ-поиска? Разбираемся с экспертами

Как работает GEO, почему о ней все говорят и что делать, чтобы нравиться нейросетям.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Всё больше пользователей при поиске информации пользуются нейросетями. Всё чаще нейросети формируют быстрые ответы на запросы на основе контента, который уже есть в Сети. Чтобы попасть в список источников для ИИ, специалисты изучают и применяют GEO.

В этом материале редакции «Маркетинг» Skillbox Media рассказываем:


Что такое GEO и как она работает

Generative engine optimization (GEO) — это оптимизация контента для искусственного интеллекта (ИИ). Информация, оптимизированная под ИИ, с большей вероятностью попадёт в ответы внутри нейросетей — например, ChatCPT — и в блок нейроответов в поисковых системах. Такой блок, например, есть в «Поиске» «Яндекса». Он называется «Поиск с Нейро».

Так выглядят нейроответы в «Яндекс Поиске»
Скриншот: «Яндекс» / Skillbox Media

Некоторые называют GEO одним из направлений SEO — традиционной оптимизации под поисковые системы. Некоторые считают, что GEO — отдельное направление. Единого мнения на этот счёт нет. Ясно только одно: интерес к GEO растёт.

Вот как это работает. По некоторым запросам пользователей ИИ анализирует содержимое сайтов и формирует на его основе развёрнутый ответ на запрос. Под этим ответом искусственный интеллект указывает ссылки на источники. Пользователь сразу получает нужную информацию в интерфейсе нейросети или в выдаче вместо того, чтобы искать её на разных сайтах. При желании он может перейти на страницы, контент которых использовали нейросети.

Главная задача GEO — помочь сайту попасть в число источников, которые ИИ использует для генерации ответа на вопрос пользователя. Тогда нейросети покажут сайт вместе с ответом.

Какой эффект даёт GEO и есть ли в ней смысл

На первый взгляд может показаться, что смысла в GEO нет: пользователь в большинстве случаев, получив ответ от ИИ, не перейдёт на сайт источника. Значит, сайт не получит трафик.

Мы обсудили это со спикерами — и пришли к выводу, что GEO, как и SEO, эффективно. Оптимизация для ИИ приносит намного меньше трафика, но зато даёт, например, рост узнаваемости и брендового спроса. Игнорировать GEO нельзя — популярность нейросетей растёт, и те, кто не использует GEO, лишают себя возможности контактировать с активными пользователями ИИ.

Илья Карбышев

Специалист по SEO для бренд-медиа


— Не стоит переживать о переходах на сайт. Мы уже проходили это, когда в Google и «Яндекс Поиске» появился блок быстрых ответов.

С их помощью по каким-то очевидным темам вроде курсов валют можно было получить информацию прямо в выдаче. Да, некоторые сайты стали собирать меньше трафика, но пользователи полностью с них не ушли.

В ближайшем будущем мы будем существовать в симбиозе с нейросетями. Они могут брать ответы на запросы только из контента, который создают люди, поэтому сам контент никуда не денется. Кроме того, поисковики озабочены достоверностью информации, поэтому ссылки на источники в нейроответах в любом случае будут. Особенно фактчекинг важен в таких вопросах, как, например, здоровье и финансы.

От «классического» SEO отказываться точно не стоит. Если посмотреть на сайты, выбранные в качестве источника для нейроответов, то можно сказать, что их отбирают по тем же критериям, что и в поисковой выдаче. Если поисковик считает сайт надёжным, то нейросеть с большой долей вероятности подумает так же.

Возможно, в будущем мы будем просто меньше заморачиваться с количеством ключевых слов, «тошнотностью» текста и другими показателями, которые понятны только поисковикам. Нейросети помогут нам «очеловечить» контент, сделать его более понятным для пользователя. Благодаря ИИ поисковые системы будут лучше понимать смысл контента и смогут продвигать его.

Ирина Сергеенко

SEO-специалист Webit


— Пользователи видят и запоминают бренд из нейроответов, даже не совершая переходы на сайт. Наличие сайта в нейроответе сигнализирует о том, что ресурс качественный и экспертный.

Кроме того, ИИ помогает улучшать показатели SEO. Даже если пользователь не перешёл на сайт, нейроответ закрывает его запрос, что снижает риск негативных поведенческих факторов, таких как переход на сайт конкурента или быстрый уход.

Ещё узнаваемость в нейроответах в перспективе привлекает рекламодателей и партнёров — можно запускать партнёрские программы и коллаборации.

Максим Неклюдов

SEO-специалист Webit


— Пользователей ИИ становится всё больше, особенно среди молодой аудитории. По данным опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, нейросети часто используют для генерации текстов, музыки или видео, реже — для работы. Думаю, распространение ИИ будет только расти со временем.

С одной стороны, если сайт компании не попадает в нейроответы, то он теряет потенциальный трафик и, соответственно, клиентов. Цитирование в ответах ИИ формирует доверие к компании и узнаваемость бренда.

С другой стороны, пользователь может получить от ИИ максимально полный ответ, и ему незачем будет переходить на сайт-источник. Но если запрос был коммерческий, то он перейдёт на сайт, чтобы узнать больше об услуге или связаться с представителем компании.

Ещё один нюанс: обычно нейроответы выводят в коммерческой выдаче над объявлениями «Яндекс Директа». Так что можно смело считать их бесплатной рекламой.

По каким критериям нейросети отбирают источники для ответов

Мы задали SEO-специалисту Webit Ирине Сергеенко вопрос о том, на что обращать внимание, чтобы попадать в ИИ-ответы. По её словам, есть несколько критериев, по которым нейросети оценивают источники.

Релевантность, полнота и актуальность информации. Контент должен полностью соответствовать запросу пользователя, охватывать тему без «воды» и быть уникальным.

Также ИИ любит точные определения, например «Фарфор — это …». Если они есть в тексте, высока вероятность того, что нейросеть возьмёт определение и покажет его по запросам «что такое фарфор» или «фарфор это».

Полезность и практичность. Желательно, чтобы в источнике были пошаговые инструкции, конкретные рекомендации и примеры. Контент может содержать и профессиональные термины, но их не должно быть слишком много.

Структура текста. ИИ любит деление текста на разделы с подзаголовками, а также наличие списков, таблиц, числовых значений, изображений или схем. Стоит избегать сплошного полотна текста, которое сложно читать.

Авторитетность. У сайта должен быть высокий траст, хорошая ссылочная масса, проработанные факторы E-E-A-T.

Технические характеристики сайта или страницы. Должна быть высокая скорость загрузки, адаптивная версия для мобильных устройств, HTTPS-протокол и другие параметры, которые важны и для SEO.

Как провести оптимизацию сайта под нейросети

GEO — относительно новая ниша, и многие специалисты только тестируют разные подходы в ней. Мы попросили основателя агентства impulse.guru и спикера курсов Skillbox Илью Русакова рассказать, с чего следует начать GEO-оптимизацию сайта. Вот какими советами он поделился:

  • Проведите анализ видимости бренда в нейропоиске. Это поможет понять не только что писать, но и как изменить технические настройки сайта под новый инструмент.
  • Ассоциируйте ваш бренд со сферой. Продукты должны решать реальные задачи и удовлетворять потребности пользователя, тогда в ответ на вопрос «Как мне сделать это?» нейросеть может рекомендовать именно ваш товар.
  • Используйте в контенте цитаты и статистику. Также хорошо работают технические термины, если они уместны в вашей сфере.
  • Создайте и наполните странички о вашей компании в «Википедии» и в профильных каталогах.
  • Поощряйте пользовательский контент о бренде на внешних площадках. Это могут быть «Т—Ж», «Лайфхакер», vc.ru, онлайн-версии качественных СМИ.
  • Продолжайте работать над позициями в органической выдаче. Они влияют на попадание в нейропоиск.

Директор по продукту сервиса «Топвизор» Юлия Федотова советует сделать контент понятным, простым, лёгким для обработки и парсинга. Чтобы понять, как лучше оптимизировать материалы сайта, следует самостоятельно изучить ответы нейросетей.

Для этого необходимо ввести запрос, например, в ChatGPT или Perplexity и проанализировать результаты:

  • Какие источники упоминаются?
  • Какой контент попал в нейроответ?
  • Есть ли шанс занять место хотя бы одного из источников?

Исходя из этого можно начать делать свой контент, говорит Юлия.

Как понять, что GEO работает, и как быстро появляются результаты оптимизации

Самый очевидный способ понять, что GEO работает, — убедиться в том, что нейросети используют сайт в качестве источника для ответов. Но есть и другие способы это сделать, — о них рассказали спикеры.

Илья Русаков

Основатель агентства impulse.guru


— Само попадание в список источников — не единственный критерий успешно проведённой GEO. Ещё важен трафик из ИИ-поисковиков.

Мы уже сейчас можем видеть в системах аналитики переходы из ChatGPT Search, из Perplexity и других нейросетей. Они видны в Similarweb и в «Яндекс Метрике» — в отчётах об источниках переходов.

Кроме того, уже можно замерять «видимость» бренда в ответах и по запросам. Сейчас это позволяет делать инструмент Ahrefs.

Similarweb отслеживает переходы на сайт из поиска нейросетей
Скриншот: Similarweb / Skillbox Media

Попадания в блок нейроответов в «Яндексе» можно отследить после очередных обновлений самой поисковой системы. Сейчас они проходят довольно часто.

Эффективность внешних ИИ-поисковиков и чат-ботов зависит от частоты обновления данных. Некоторые из них могут дополнять информацию в режиме реального времени (ИИ с RAG), что позволяет увидеть результат практически сразу. Другие обновляют данные с установленной периодичностью, и от неё зависит срок попадания информации.

Юлия Федотова

Директор по продукту сервиса «Топвизор»


— ИИ часто берёт именно то, что хорошо звучит. И если GEO сделано правильно, ваш контент будут использовать другие авторы: упоминать его, цитировать, ссылаться на него, например, на форумах, на VC, Reddit, Quora, «Хабре». Вот как это отследить:

  • Смотреть уведомления в Google Alerts по фразам из статей.
  • Отслеживать упоминания с помощью Brand Analytics, «Медиалогии» и прочих сервисов.
  • Проверять обратные ссылки в Ahrefs.
  • Если алгоритмы начинают воспринимать контент как цитируемый и полезный, он может начать появляться в SGE, Featured Snippets, в PAA, «Вопросах по теме» и так далее.

Кроме того, не следует забывать и о самом очевидном признаке успешной GEO — контент начал появляться в ИИ-ответах.

Главное о GEO в 3 пунктах

  • Generative engine optimization — это оптимизация контента, которая помогает сделать его более заметным и привлекательным для искусственного интеллекта (ИИ). Она приносит меньше трафика, чем SEO, но игнорировать её нельзя.
  • ИИ берёт в качестве источников для ответов полезный и хорошо структурированный контент на сайтах, оптимизированных под поисковые системы. Чем больше поисковые системы доверяют сайту, тем выше вероятность, что и нейросети будут его использовать.
  • Очевидный способ понять, что GEO работает, — убедиться в том, что нейросети используют сайт в качестве источника. Но ещё можно отслеживать переходы на сайт из нейросетей и упоминания на других ресурсах, анализировать видимость в нейроответах.

Как узнать больше про SEO

  • Если вы только знакомитесь с оптимизацией и продвижением сайтов, прочитайте наш большой материал о SEO. Рассказали в нём, как оно работает и какие результаты приносит.
  • Тем, кто хочет понять, от чего зависят позиции в выдаче, стоит почитать статью о поведенческих факторах ранжирования. Сейчас это основная группа факторов, которые учитывают «Яндекс» и Google.
  • Тем, кто хочет научиться продвигать сайт в поисковых системах и нейросетях, может подойти курс Skillbox «Профессия SEO-специалист с нуля до PRO». На курсе дают доступ к SEO-сервисам, рассказывают теорию и помогают получить практические навыки. В программе — 100 часов практики: задания, выполнение которых проверяют кураторы, и решение кейсов, которые можно использовать в портфолио.

Изучаете SEO? Прочитайте эти материалы редакции «Маркетинг» Skillbox Media



18 курсов по маркетингу за 0 ₽

Курсы и для новичков, и для профессионалов. Пробуйте разные профессии на практике, ищите дело по душе и сразу зарабатывайте на новых знаниях.

Подробнее →

Курс с трудоустройством: «Профессия SEO-специалист c нуля» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована