COVID убил старый digital-маркетинг, пришла эра «конверсионного интеллекта»
Трафик дорожает на сотни процентов, а корпорации пожирают малый бизнес. Чтобы выжить, нужно срочно осваивать ИИ, доказывает платформа Unbounce.
Phonlamai Photo / Shutterstock / Wavebreakmedia / Shutterstock / Annie для Skillbox
Пересказ статьи с сайта платформы Unbounce «Conversion Intelligence — The New Era of Marketing» («Конверсионный интеллект — новая эра маркетинга»). В одном предложении смысл материала можно изложить так: бизнес любого размера не выживет, если не начнёт внедрять искусственный интеллект в маркетинг прямо сейчас. Без ИИ его погубят PPC-инфляция, неэффективность старых digital-инструментов и крупные корпорации.
Топ-менеджеры Unbounce также утверждают, что:
- COVID-19 только усилил конкуренцию в digital и возврата к лучшим временам уже не будет;
- ИИ без человека не победит маркетологов — будущее за «кибернетической командой»;
- малый бизнес проигрывает крупному, но ИИ может уравнять шансы;
- персонализация себя не оправдала — вместо неё нужно сосредоточиться на релевантности контента и предложений.
Корпорации убивают малый бизнес, и миру срочно нужен «уравнитель»
Последние два года малый бизнес больше не растёт. И дело не в COVID-19: пандемия только усилила уже существовавшие тенденции.
Причина: небольшие компании терпят поражение от крупных корпораций. Гиганты управляют огромными бюджетами и доминируют на рынках. Digital-маркетингу нужен «уравнитель» — точнее сказать нельзя.
Мир просто не создан для малого бизнеса. Запустить собственный проект очень тяжело. У небольших компаний очень мало ресурсов, а владельцы «сидят на нескольких стульях». У большинства предпринимателей нет даже одного дня на анализ конверсий, целевых страниц и маркетинговых кампаний.
Тамара Громински,
стратегический директор Unbounce
COVID-19 заставил классические офлайн-магазины срочно выходить в интернет, что сделало конкуренцию в digital-маркетинге жёстче во много раз. В 2020 году только расходы на рекламу в социальных сетях в Северной Америке выросли на 92,3%. Большинство компаний рассказывают о расширении и ускорении своих планов по digital-трансформации.
Если бы Google был страной, это было бы самое густонаселённое место в мире. В июне 2021 года в индексе поисковой системы насчитывается 35 триллионов страниц, ещё 500 тысяч появляется каждый день. В интернете становится больше возможностей для поиска новых клиентов, но и конкуренция становится сильнее с каждым днём.
Закупка трафика в поисковых системах становится всё дороже из-за CPC-инфляции. И речь не только о массовом горячем трафике, который и так было не достать. Даже узкие ниши перегреты: например, запрос «доставка мяса» за 2020–2021-й подорожал на 925%. 40% малых предприятий говорят, что самой большой проблемой в прошлом году для них было привлечение клиентов из онлайн-каналов.
Возврата назад, к «эпохе до COVID», не будет. В недавнем опросе 48% компаний малого бизнеса утверждают: даже когда пандемия закончится, они будут наращивать присутствие в Сети теми же темпами, что и в 2020–2021 годах.
Век, когда простое присутствие в интернете для бизнеса означало «быть впереди», закончился.
Умный путь: конверсионный интеллект
Чего хотят маркетологи? Больше конверсий. Но им не хватает ни времени, ни бюджета, ни других ресурсов на анализ и тестирование гипотез. Это замкнутый круг.
Чтобы малому бизнесу занять своё место на рынке с помощью digital-инструментов, нужно работать не тяжелее, а умнее. В Unbounce предлагают называть умный путь «конверсионным интеллектом» (conversion intelligence).
Конверсионный интеллект — это когда уникальная экспертность маркетолога встречает данные, собранные искусственным интеллектом. Конверсионный интеллект объединяет лучшее из двух миров: ноу-хау и креативность специалиста, с одной стороны, анализ сырых данных через ИИ — с другой.
ИИ и человек в маркетинге будут сотрудничать так же, как и в шахматах. Компьютер всегда побеждает человека-гроссмейстера. Однако команда «человек плюс компьютер», в которой спортсмен отвечает за стратегию, а ИИ за тактику, в большинстве случаев побеждает и гроссмейстеров, и сильнейшие шахматные программы. Даже если «кибернетической командой» управляет новичок без внушительных спортивных титулов.
Конверсионный интеллект — это как шахматный ИИ, помогающий игроку. Он предоставляет данные, но решения принимает человек.
Каждый месяц на рынке появляются новые маркетинговые ИИ-решения. Например, это сервисы для email-маркетинга, которые позволяют предсказывать конверсию на основе прошлого опыта. Или сервисы для рекламы, которые подбирают картинки к тексту.
Когда я изучаю новые ИИ-сервисы, я переживаю сдержанный оптимизм. Для нас как малого бизнеса важна «пропускная способность». У нас нет большой команды. Если мы понимаем, что можем с помощью ИИ получить такие же результаты, как если бы привлекали специалистов, или даже лучше, — мы сразу начинаем изучать возможность.
Кристиан Крон,
владелец агентства digital-маркетинга PatientClicks
Релевантность — «крутой брат» персонализации
Мы подошли к главному вопросу статьи. Что отличает продвигаемый Unbounce «конверсионный интеллект» от уже существующих практик digital-маркетинга? Ответ: цель конверсионного интеллекта — релевантность.
Релевантность — это «крутой брат» персонализации. Маркетологи бурно обсуждают персонализацию уже около 10 лет или даже больше. Но пользы от этого немного: всё, чего удалось достичь, — это переменная {имя} в рекламных письмах. Но кто умеет создавать для пользователя по-настоящему персонализированный опыт? Почти никто.
По данным Semrush, 80% компаний, вложивших средства в проекты по персонализации, к 2025 году остановят инвестиции из-за низкого ROI. Но то, что персонализация мертва, ещё не значит, что так и должно быть. Персонализацию нужно переосмыслить как релевантность.
Релевантность — это когда контент или реклама соответствуют ожиданиям и потребностям пользователя. Она основана на предсказаниях с помощью ИИ, а не на том, что клиенты вам рассказали сами. {Имя} в письме — это не релевантность.
Крупные компании уже следуют этой логике. Например, Netflix: компания не показывает пользователям что-то «примерно похожее» на их интересы. Платформа предлагает каждому индивидуальный и наиболее релевантный контент. Это приносит Netflix около миллиарда долларов в год.
Целевые страницы больше не продают сами по себе
Когда целевые страницы появились в начале 2000-х, они были революционной технологией. Их можно было быстро создавать, они не зависели от остального сайта. Лендинги повысили конверсии и сократили путь пользователя от клика до заявки. Только собранные на Unbounce целевые страницы за последние 10 лет получили 1,5 миллиарда заявок.
Но простого наличия целевой страницы больше недостаточно. Ландшафт digital-маркетинга стал сложнее. Оптимизация таргетинга и лендинга могут повысить конверсию на 300%, но это требует непрерывного мониторинга и тестирования.
Здесь находится пропасть между малым бизнесом и крупными корпорациями. Небольшим командам с ограниченными ресурсами оптимизация кампаний часто недоступна. Это подтверждают цифры Unbounce: меньше половины пользователей регулярно обновляют свои лендинги для повышения конверсии.
Дело не в том, что маркетологи не хотят продаж. У них просто нет ресурсов для оптимизации кампаний. Даже для больших команд, которые могут запустить одновременно 36 А/Б-тестов, масштабирование этой практики может оказаться проблематичным. Здесь на помощь приходят ИИ-сервисы — например, собственный инструмент Smart Traffic от Unbounce.
Потребность в оптимизации существовала всегда, но барьер для входа в эту игру был высоким. Тестирование — сложный и трудоёмкий процесс. Кроме того, маркетологи часто не знают, что и каким образом тестировать, поэтому не получают результата.
Оли Гарнднер,
сооснователь Unbounce
В конце — немного об ИИ-скептицизме
Нет серебряной пули, которая спасёт ваш маркетинг. ИИ может сделать работу проще и эффективнее, но не все методы подойдут любой компании. Кому-то нужна полная автоматизация: менеджер нажимает кнопку и получает результат. В других компаниях это невозможно.
Но это не значит, что поезд замедлит свой ход.
90% компаний из списка журнала Fortune инвестируют в ИИ-проекты. Между 2015 и 2019 годом количество предприятий, использующих искусственный интеллект, выросло в 3,7 раза.
Какие департаменты чаще других внедряют ИИ-сервисы в крупных корпорациях? Это продажи и маркетинг. Крупный бизнес вооружён ИИ — и это не просто модные и «технократичные» заявления. Искусственный интеллект стал главным инструментом в конкурентной борьбе.