Маркетинг
#статьи

Что такое личный бренд и как он помогает в карьере

Правда ли, что с его помощью можно продвигать бизнес, обзавестись связями и получить работу мечты?

Если меня спросят, у кого взять консультацию по развитию Instagram*, я отвечу: «У Митрошиной». А если спросят, к кому обратиться за созданием обучающей рассылки, я скажу: «К Максиму Ильяхову».

Пользовалась ли я услугами этих людей? Нет. Но я слежу за их проектами и проникаюсь идеями, которые они транслируют через свои каналы. Яркий признак сильного личного бренда — когда специалиста рекомендуют не только клиенты.

Если этот феномен не кажется впечатляющим, то может убедить статистика:

  • 92% больше доверяют рекомендациям людей, чем брендов (Nielsen).
  • 82% с большей вероятностью будут покупать у той компании, чьё руководство активно постит в соцсетях (BRANDfog).
  • 77% отдадут предпочтение компании, где соцсети успешно ведёт именно владелец (BRANDfog).

Оглавление

Личный бренд — это…

Узнаваемый и обсуждаемый образ в кругу потенциальных клиентов, у которого две основных характеристики: охват и репутация. Охват не обязательно должен быть большим — достаточно, чтобы знали в профессиональном сообществе и среди целевой аудитории. А вот репутация должна быть хорошей — без этого большой охват пойдёт только во вред.

Личный бренд строится из навыков, личных качеств, стиля, принадлежности к компании и транслируемых идей. То есть всего того, с чем человек-бренд ассоциируется у других. «Ричард Брэнсон», «Стив Джобс», «Марк Цукерберг» сразу рождают в голове образы и ряд ассоциаций: Цукерберг — Facebook*, молодой гений; Стив Джобс — Apple, чёрная водолазка, дурной характер; Брэнсон — Virgin, смелость, новаторство.

Даже если не называть имена, а просто показать фотографии, большинство людей узнают этих предпринимателей

Зачем нужен личный бренд

Люди прислушиваются к экспертам и стремятся работать с лучшими. Дизайны «Студии Артемия Лебедева» пользуются спросом и имеют высокий ценник не потому, что они объективно самые лучшие на рынке. А в том числе потому, что Артемий работает над личным брендом и тем самым продвигает свой бизнес.

Личный бренд:

  1. Привлекает «правильных» клиентов.
  2. Облегчает поиск HR-менеджеру или рекрутеру. (Если человек известен в интернете, его легко найти по рекомендациям и даже просто в Google. Резюме в таком случае может и не понадобиться.)
  3. Закрывает вопросы и возражения потенциального клиента. Когда ценности, навыки и личные качества на виду, можно сразу принять решение.
  4. Помогает обзавестись связями. Медийные личности, специалисты, агенты, рекрутеры, рекламодатели часто дружат между собой. Персона с сильным личным брендом расширяет профессиональное влияние и делает свою жизнь интереснее.
  5. Привлекает партнёров и инвесторов. Человеку-бренду проще найти единомышленников, готовых вкладывать время и деньги в новые проекты.

Когда и кому он нужен

Личный бренд ― это один из инструментов продвижения бизнеса, а также человека — как надёжного специалиста. Он помогает зарабатывать больше при тех же усилиях: продукт, услуга или время стоят дороже, а привлекать клиента дешевле. Среди тысяч людей с похожими предложениями скорее выберут того, чей личный бренд покажется клиенту убедительнее.

Личный бренд особенно важен при высокой конкуренции.

Неправда, что сильный бренд нужен только медийным личностям — политикам, актёрам, спортсменам или шоуменам. Он пригодится также:

  • Предпринимателям — чтобы продвигать собственный бизнес.
  • Специалистам, преподавателям, экспертам — чтобы увеличивать число консультаций и выступлений, повышать стоимость услуг.
  • Маркетологам и продажникам — чтобы не быть «сапожниками без сапог», привлекать больше клиентов.
  • Фрилансерам — чтобы повышать расценки, делать портфолио более весомым.

Когда не стоит заниматься продвижением личного бренда

Однако персональный брендинг не панацея. Не стоит возлагать на него слишком много надежд и браться за этот инструмент только потому, что «конкуренты так делают».

Сейчас это тренд: одни увлечённо продвигают себя, другие учат, как это делать. Но мало кто спрашивает, а зачем личный бренд конкретно ему. Тем более он создаётся не на пустом месте, нужна основа: достижения, умение себя преподнести, время и, желательно, хороший бюджет на раскрутку.

Когда развивать личный бренд не стоитКогда — стоит
Нет профессиональных достижений и планов совершать мощные прорывы в карьереЧеловек — эксперт и готов это доказывать
Нет желания тратить время, хочется получить результат уже через пару месяцевЕсть понимание, что на развитие личного бренда может уйти больше года
Нет цели, хочется развивать личный бренд, потому что так делают другиеЕсть конкретные цели и задачи, с которыми может помочь личный бренд
Нет знаний, как строить личный бренд, и нет желания тратить деньги/время на обучениеЕсть понимание, каких знаний и навыков не хватает, и есть время/деньги на обучение и консультации у специалистов
Человек вспыльчив и любит поспорить в комментариях. Часто на эмоциях говорит лишнее, после чего приходится извинятьсяЧеловек умеет аргументированно и вежливо отстаивать точку зрения. Прежде чем высказаться, всегда убеждается, что информация достоверна

Представители сильного персонального бренда

Если говорить про мировой рынок — это Джефф Безос, Эллен Дедженерес, Джек Ма, Ким Кардашьян, Опра Уинфри. Они успешные и известные в своей области люди, которые сумели развить и продать свой имидж. Их приглашают на интервью и съёмки, к ним прислушиваются, с ними сотрудничают мировые бренды. В России на слуху Олег Тиньков, Ксения Собчак, Андрей Малахов, Ольга Бузова, Анастасия Ивлеева, Юрий Дудь.

Что объединяет этих людей? Они активно ведут соцсети или выступают на телевидении, совершают смелые поступки и делают смелые заявления, развиваются в профессиональном плане и постоянно наращивают аудиторию. У состоявшихся людей-брендов есть чему поучиться. Как? Просто следить за их жизнью, социальными сетями и проектами, а успешные действия учитывать при продвижении своего личного бренда.

Можно ли развивать Я-бренд с плохой репутацией

Со скверной репутацией мало шансов развить по-настоящему эффективный личный бренд.

Хотя у этого правила есть исключения. Взять, например, «Человека года» по версии GQ — блогера и музыканта Моргенштерна. Скандальный исполнитель оскорбляет фанатов, высмеивает русский рэп и злоупотребляет алкоголем, но при этом получает огромные гонорары за выступления, сотрудничает с брендами и даёт интервью Дудю.

Снимки экрана из сторис Моргенштерна в Instagram*, где он бросает статуэтку с премии GQ на пол автомобиля, как ненужную вещь

При этом другим звёздам достаточно сделать репост сомнительной новости или высказать непопулярное мнение, чтобы получить волну критики. Достаточно вспомнить Регину Тодоренко, которая высказалась по поводу домашнего насилия в прямом эфире — зрители восприняли её слова так, будто она обвиняет в насилии жертв. Это подхватили СМИ, журнал Glamour лишил её титула «Женщина года», а бренды отменили контракты на рекламу.

Тодоренко пришлось долго извиняться за неосторожное высказывание и возвращать любовь подписчиков

Или взять скандал между Олегом Тиньковым и «Немагией». После обыска и уголовного дела с банком перестали сотрудничать в Versus — популярном проекте по организации рэп-баттлов. Многие другие тоже отказались от контрактов и демонстративно разрезали карты «Тинькофф Банка» в своих роликах. А вся история началась с нелестного высказывания банкира: «Они все, ***** (блин), блогеры, за бабки мать родную продадут».

В итоге Олег Тиньков записал видео с извинениями и требованиями к блогерам из «Немагии»

Конечно, репутацию можно восстановить, но осадок останется. Главное — говорить и делать всё честно. Если общество уличит во лжи, потребуется много усилий, чтобы вернуть доверие.

Нужен ли он, чтобы работать по найму

Быть «безымянным» сотрудником, частью компании — совершенно нормально, но личный бренд может вывести на новый уровень. Если специалист становится узнаваемым, его может заметить начальство, появятся полезные связи, будет больше уважения со стороны коллег и партнёров. Также может прийти приглашение из компании покрупнее.

Если же человек только думает искать работу, то персональный бренд может компенсировать отсутствие какого-либо навыка. Сегодня многие ищут сотрудников с сильным личным брендом и хорошей репутацией, а не только с безупречным резюме.

Два ярких примера, когда компании наняли известных людей на основании их личного бренда: Илья Прусикин — креативный директор «Связного», Сергей Шнуров — генеральный продюсер RTVI.

Этот ролик Прусикина набрал 1,3 млн просмотров на YouTube. Популярная личность делает популярнее своё место работы
Помимо высокой должности и, вероятно, хорошей зарплаты, Шнуров получил свободу действий и возможность руководить в своём стиле

С чего начать создание личного бренда

Поставить цели и чётко понять, какой образ хочется сформировать у окружающих.

Задать вопросы:

  • Чего я хочу добиться с помощью личного бренда?
  • Какие задачи я могу решить с его помощью?
  • Что должны представлять люди, когда слышат моё имя?
  • Какие ассоциации оно должно вызывать?
  • В каких вопросах я должен быть экспертом в глазах окружающих?

Это основа бренда. Дальше можно приступать к наращиванию аудитории и созданию репутации. Самые популярные способы работать над имиджем и повышать охваты:

  • завести аккаунты в соцсетях, где сидит целевая аудитория, и регулярно публиковать что-то полезное;
  • проявлять активность вне своего аккаунта: комментировать чужие посты, участвовать в видеотрансляциях других блогеров;
  • создать сайт с портфолио и полезным контентом;
  • писать статьи для отраслевых журналов, выпускать гайды и книги;
  • заказывать рекламу у лидеров мнений.

И помнить, что личный бренд — это бизнес-обязательство, а не хобби. Это ещё одна работа, которая требует немало времени, а зачастую и средств. Новая «работа» будет конкурировать с основным бизнесом и досугом, диктовать свои правила относительно занятий, высказываний и даже гардероба.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована